Способ определения коэффициента трения скольжения твердых материалов

 

Изобретение относится к методам определения коэффициента трения твердых материалов при ударе. Цель изобретения - повышение точности определения коэффициента трения при неустановившихся режимах движения путем исключения погрешностей , обусловленных действием импульса сил при ударе. Сущность решения заключается в измерении трех компонент ускорения контробразца в моменты времени после соударения с постоянной величиной ударного импульса, определении компонент демпфирования, скорости и его значения по предложенной формуле с помощью вычислительного устройства. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 G 01 N 19/02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ (21) 4887766/28 (22) 04.12,90 (46) 23.09,92, Бюл. N 35 (71) Саратовский политехнический институт (72) А.П, Рамзаев и В,Н. Малеванный (56) Броновец М,А., Крагельский И.В, Приборы для исследования динамического трения (Импульсные трибометры МИТ-1 и МИТ-2),—

M,: ГОСИНТИ, ¹ 354-72, с. 1 — 4.

ГОСТ 23.202-78. Метод определения коэффициента трения при ударе, Авторское свидетельство СССР

N 337699, кл. G 01 N 19/02, 1970, (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА ТРЕНИЯ СКОЛЬЖЕНИЯ ТВЕРДЫХ МАТЕРИАЛОВ

Изобретение относится к методам оп ределения коэффициента трения твердых материалов при ударе и может быть использовано при исследованиях трибологических свойств пар трения, работающих в импульсном режиме.

Известны импульсные трибометры для определения коэффициента трения тела вращения с образцом при ударе за счет раскручивания тела вокруг горизонтальной оси и освобождения для падения на горизонтальную исследуемую плоскость образца.

По измеряемой длине, максимальной высоте отскока тела и предложенной формуле определяют коэффициент трения, Недостатком этого способа является то, что он не позволяет определять коэффициент трения образцов с произвольной формой, является трудоемким и сложным для объективной регистрации с помощью вы. Ж, 1763951 А1 (57) Изобретение относится к методам on ределения коэффициента трения твердых материалов при ударе, Цель изобретения — повышение точности определения коэффициента трения при неустановившихся режимах движения путем исключения погрешностей, обусловленных действием импульса сил при vnaoe. Сущность решения заключается в измерении трех компонент ускорения контробразца в моменты времени после соударения с постоянной величиной ударного импульса, определении компонент демпфирования, скорости и его значения по предложенной формуле с помощью вычислительного устройства.

1 ил, числительных устройств по измеряемой высоте и длине.

Известен способ определения коэффициента трения скольжения различных материалов, заключающийся в том, что образец перемещают по наклонной поверхности неподвижного контртела с помощью ударного импульса, в процессе движения непрерывно регистрируют величины скоростей и компоненты полного вектора ускорения образца, а затем определяют коэффициент трения скольжения по формуле.

Этот способ имеет погрешности, обусловленные действием импульса сил при ударе тел и указанием измерения в любой момент времени, регистрацией кинематических параметров только по двум координатам при нестабильном направлении удара и отсутствием существенных сил демпфирования в предложенной формуле.

1763951 (Ux=Kax, Uy=Kay, Uz=Kaz) 30 соответственно

Цель изобретения — повышение точности определения коэффициента трения при неустановившихся режимах движения путем исключения погрешностей, обусловленных действием импульса сил при ударе.

Указанная цель достигается тем, что в способе определения коэффициента трения скольжения твердых материалов одному из элементов пары трения сообщают ударный импульс и регистрируют в процессе движения мгновенные значения компонентов векторов скоростей и ускорения, с учетом которых определяют коэффициенттрения, а величину ударного импульса задают постоянной, регистрацию компонент векторов скоростей и ускорения осуществляют в моменты времени после окончания соударения по трем координатам в переносном движении осей подвижной декартовой системы координат, связанных с центром тяжести перемещающегося элемента пары трения, одна из которых ориентирована под углом 90 к поверхности трения, а две другие расположены на этой поверхности, дополнительно определяют компоненты К, и

Ку демпфирования, а значение коэффициента f трения определяют из соотношения:

1 (y х)()2+(У К Y)2 где Х, Y и Х, Y, Z — соответственно компоненты вектора скорости и ускорения;

m — масса перемещающегося элемента пары трения;

g — ускорение свободного падения.

На чертеже представлена блок-схема устройства для определения коэффициента трения при ударе. Она состоит из испытуемых элементов пары трения — неподвижного образца 1 в виде магнитной ленты на твердом теле и контробразца 2 с закрепленным в центре тяжести его трехкомпонентным датчиком ускорения 3, подключенным к усилителю 4. Два выхода усилителя 4 соединены через интегрирующие усилители 5 и непосредственно с входом суммирующих усилителей 6. Выход усилителей 6 через два аналоговых преобразователя в виде схем возведения в квадрат 7 соединен с сумматором 8, выход которого подключен к преобразователю с схемой извлечения квадратного корня 9. Третий выход с усилителя 4 и преобразователя 9 соединены с входом преобразователя деления двух величин 10, выход которого подключен через блок памяти 11, аналого-цифровой преобразователь 12 к индикатору 13 со сбросом. К блоку памяти 11 также подключен задатчик времени 14.

На основе этой блок-схемы составлена и апробирована принциальная электриче5 ская схема, Способ осуществляется следующим образом.

В центре тяжести контробразца 2 закрепляют датчик ускорения 3, две оси чувст10 вительности которого лежат в плоскости трения, а третья нормальная ей, Для постоянного контробразца 2 и керна, совершающего удар по нему, определяется время соударения худ, которое вводится на задат15 чик времени 14, С помощью инерционных сил от керна контробразец 2 относительно образца 1 перемещают с ускорением, величина компонент которого по трем взаимно-перпен20 дикулярным осям регистрируется датчиком

3, В соответствии с коэффициентом преобразования каждого канала датчика 3 усилителя 4 компенсируют их неравномерность и выдают три напряжения, пропорциональ25 ные действующим компонентам ускорения

ax, ay, az с одним коэффициентом преобразования, Напряжения Ux u Uy интегрируются и усиливаются в преобразователе 5 для получения сигнала, пропорционального составля ющим скорости контробразца 2

35 относительно неподвижного образца 1 с коэффициентом преобразования — и — и

Кх Ку

m2 m

Кх, 5 Ку (Lg = K — x Vx, Оу = y Vy )

m2 m2

Компоненты демпфирования К, и Ку для

45 эталонного контробразца определяют один раз теоретически или экспериментально за счет размещения на его неупругих нитях, перемещения от ударного импульса, регистрации компонент скорости, ускорения и определения по выражениям К, = а2 —.;

Х .

Х

Ку =m2

Суммирующие усилители 6 формируют сигналы сумм горизонтальных компонент ускорения и приведенных к ним скоростей, т.е, 6 " Кх . 6 " KY

Ux =К(Х+ — Х); Uy =K(Y+ Y).

m2 П2

1763951 которые преобразуются в блоках 7 к квадрату их и суммируются в блоке 8, Сигнал, пропорциональный сумме квадратов компонент проходит через аналоговый преобразователь схемы извлечения квадратно- 5

ro корня 9 и делится в блоке 10 на вертикальную компоненту ускорения

Ua=K(g+Z). Преобразователь деления двух величин 10 формирует сигнал, пропорциональный коэффициенту трения в соответст- 10 вии с формулой (1) и подаст его через блок памяти 11 для сохранения информации на время ее съема, аналого-цифровой преобразователь 12 на цифровой индикатор 13 с тремя знаками после запятой, Задатчик 15 времени 14 исключает передачу сигнала f на индикатор 13 за время удара, После съема информации о коэффициенте трения с индикатора 13 осуществляется сброс ее и устройство возвращается в исходное 20 состояние.

Экспериментальная проверка показала, что у опытного образца из 416Т по стали

45(Ф 52 на 35) при ударе шаром@4с высоты

50 мм и расчетном значении туд=0,02 с коэф- 25 фициент трения после десяти соударений равен 0,2„.0,25.

По сравнению с прототипом предлагаемое решение имеет положительный эффект 30 в виде получения более точной информации о величине коэффициента трения в условиях удара. Эта информация необходима для объективной оценки качества изготовления рабочих поверхностей трения и видов, коли- 35 чества смазочного материала, За счет аналогового вычислительного устройства компактно регистрируются результаты контроля в цифровом виде, cDopMyna изобретения

Способ определения коэффициента трения скольжения твердых материалов, заключающийся в том, что одному из элементов пары трения сообщают ударный импульс и регистрируют в процессе движения мгновенные значения компонентов векторов скорости и ускорения, с учетом которых определяют коэффициент трения, о т л и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения точности определения коэффициента трения при неустановившихся режимах движения путем исключения погрешностей, обусловленных действием импульса сил при ударе, величину ударного импульса задают постоянной, регистрацию компонент векторов скорости и ускорения осуществляют в моменты времени после окончания соударения потрем координатам в переносном движении осей подвижной декартовой системы координат, связанной с центром тяжести перемещающегося элемента пары трения, одна из которых ориентирована под углом 90 к поверхности трения, а две другие расположены на этой поверхности, дополнительно определяют компоненты Кх и Ку демпфирования, а значения коэффициента f трения определяют из соотношения

1 (+ К" () 2 + (+ К Y ) 2

В где Х, Y и Х, Y, Z — соответственно компоненты векторов скорости и ускорения;

m —. масса перемещающегося элемента пары трения;

g — ускорение свободного падения.

1763951

Составитель А.Рамзаев

Редактор Т.Куркова Техред М.Моргентал Корректор Е.Папп

Заказ 3453 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101

Способ определения коэффициента трения скольжения твердых материалов Способ определения коэффициента трения скольжения твердых материалов Способ определения коэффициента трения скольжения твердых материалов Способ определения коэффициента трения скольжения твердых материалов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способам определения физико-механических характеристик насыщенных воздухом сыпучих материалов

Изобретение относится к исследованиям трибометрических свойств материалов и может быть использовано при разработке новых износостойких материалов

Изобретение относится к области испытаний материалов и может быть использовано при деформационно-спектральном методе микромеханических исследований

Изобретение относится к трибологии

Изобретение относится к трибологии

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля момента сил трения в кассетах с магнитной лентой

Изобретение относится к исследованию фрикционных свойств материалов

Изобретение относится к области трибометрии, в частности, к конструкциями устройств для прецензионных исследований процессов трения и износа как в присутствии смазочных материалов различного типа, так и в их отсутствии (при изучении процессов "сухого трения" конструкционных материалов)
Изобретение относится к способам исследования, в частности к способам контроля равномерности распределения компонента в смеси, используемым при контроле гомогенизации смеси смешиваемых компонентов, и может быть использовано в химической промышленности

Изобретение относится к области исследования материалов механическими методами, а именно к аппаратуре, оценивающей коэффициент сцепления транспортного средства с поверхностью дорожного покрытия

Изобретение относится к машиностроению, к области теории механизмов и машин и может быть использовано в качестве установки для определения коэффициентов трения покоя и движения для различных твердых материалов

Изобретение относится к области сельскохозяйственного машиностроения и предназначено для использования при исследовании устройств, транспортирующих сыпучие материалы с помощью вибрации

Изобретение относится к средствам исследования материалов механическим способам, а именно к средствам оценки коэффициента сцепления транспортного средства с поверхностью дорожного покрытия

Изобретение относится к материаловедению и может быть использовано для определения фрикционных свойств волокна, в частности волокна волос

Изобретение относится к области исследования материалов механическими способами, в частности к определению коэффициента трения

Изобретение относится к измерению коэффициента сцепления колеса, например автомобильного, с дорожным покрытием
Наверх