Электромеханическая следящая система

 

Изобретение относится к автоматике и предназначено для использования в электромеханических системах управления. Целью изобретения является улучшение энергетических характеристик электромеханической следящей системы путем снижения потерь в якорной обмотке двигателя в динамических режимах работы. Электромеханическая следящая система содержит задатчик 1 скорости, регуляторы положения 2, скорости 3, мощности потерь 5, тока 8, корректирующее устройство 4, модулятор 6, релейный элемент 7, датчик 9 напряжения, усилитель 10 мощности, квадратор 11, электрический двигатель 12 постоянного тока, механическую передачу 15, объект 17 регулирования , датчик 16 положения, датчики тока 13,скорости 14.1-2-3-5-8-10-12-15- 17,10-13-8,10-9-7-6-5,13-11-6,15-14-4- 3, 15-16-2.1 ил. (Л С vj ON N О CJ ю

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 G 05 В

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ!.Л

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4871189/24 (22) 02,10.90 (46) 23.09.92. Бюл. М 35 (71) Владимирский политехнический институт (72) С.И.Малафеев (56) Авторское свидетельство СССР

N 1312522, кл. G 05 В 11/01, 1987.

Анхимюк В.А. и др. Синтез оптимальных управлений электроприводами постоянного тока для микропроцессорных реализаций.

Автоматизированный электропривод /Под ред. Н.Ф.Ильинского и М,Г.Юнькова, М.:

Энергоатомиздат, 1986, с. 29-35.

Авторское свидетельство СССР

N1513415,,кл. G 05 В 11/01, 1987.

- 0 1764032А1 (54) ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКАЯ СЛЕДЯЩАЯ СИСТЕМА (57) Изобретение относится к автоматике и предназначено для использования в электромеханических системах управления.

Целью изобретения является улучшение энергетических характеристик электромеханической следящей системы путем снижения потерь в якорной обмотке двигателя в динамических режимах работы. Электромеханическая следящая система содержит задатчик 1 скорости, регуляторы положения 2, скорости 3, мощности потерь 5, тока 8, корректирующее устройство 4, модулятор 6, релейный элемент 7, датчик 9 напряжения, усилитель 10 мощности, квадратор 11, электрический двигатель 12 постоянного тока, механическую передачу 15, обьект 17 регулирования, датчик 16 положения. датчики тока 13, скорости 14, 1 — 2 — 3 — 5 — 8 — 10 — 12 — 15—

17, 10 — 13 — 8, 10 — 9 — 7 — 6 — 5, 13 †1 1 в, 15 — 14 — 4—

3, 15-16-2, 1 ил.

1764032

Изобретение относится к автоматике и предназначено для использования в электромеханических системах управления.

Целью изобретения является улучшение энергетических характеристик электромеханической следящей системы путем снижения потерь в якорной обмотке двигателя, На чертеже приведена схема электромеханической следящей системы.

Система содержит задатчик скорости 1, регулятор положения 2, регулятор скорости

3, корректирующее устройство 4, регулятор мощности потерь 5, модулятор 6, релейный элемент 7, регулятор тока 8, датчик напряжения 9, усилитель мощности 10, квадратор

11, электрический двигатель постоянного тока 12, датчик тока 13, датчик скорости 14, механическую передачу 15, датчик положения 16, объект регулирования 17.

В электромеханической следящей системе ротор электрического двигателя постоянного тока 12 через механическую передачу 16 соединен с объектом регулирования 17, Датчик 16 и датчик 1 положения подключены соответственно к вычитающему и суммирующему входам регулятора положения 2, выход которого подключен к суммирующему входу регулятора скорости

3. Вычитающий вход последнего через корректирующее устройства 4 соединен с выходам датчика скорости 14, а выход соединен с суммирующим входом регулятора мощности потерь 5, вычитающий вход которого подключен к выходу модулятора 6, а выход соединен с суммирующим входом регулятора тока 8. Вычитающий вход регулятора тока 8 объединен с входами квадратара 11 и подключен к выходу датчика тока 13, включенного в якорную цепь электрического двигателя постоянного тока 12, а выход через усилитель мощности 10 подключен к якорной обмотке двигателя 12, параллельно с которой включен датчик напряжения 9.

Выход последнего через релейный элемент

7 подключен к управляющему входу модулятора 6, информационный вход которого подключен к выходу квадратора 11.

Электромеханическая следящая система работает следующим образом, Положение р объекта 17 регулируется путем перемещения его рабочего органа с помощью электрического двигателя постоянного тока 12 через механическую передачу

16. Измерение положения р объекта регулирования производится с помощью датчика положения 16; Скорость Q двигателя 12 измеряется с помощью датчика 14 скорости, а ток i — с помощью датчика 13 тока. Напряжение на якорной обмотке измеряется с помощью датчика напряжения 9. выходной сигнал ug датчика 9 напряжения поступает на вход релейного элемента 7, который фор5 мирует сигнал

U при ug>0; и7 =

Ые при и9 0

10 где U — const — напряжение, соответствующее уровню логической единицы.

Выходной сигнал и7 релейного элемента 7 поступает на управляющий вход модулятора 6, коэффициент передачи которого

15 определяется соотношением

+1 при и7 = Ue, k6=

-1 при и7 = Ое.

На информационный вход модулятора 6

20 поступает сигнал и11 с выхода квадратора

11, на выходе которого действует сигнал и1з, пропорциональный току якорной обмотки двигателя 12;

И1З = 1З1, 25 где 11з — коэффициент передачи датчика тоKB 13, Таким образом, на выходе модулятора 6 действует сигнал

30 к11к13 i npu ug > 0

2:2 и = k u11= k6k11k1

6 6 з

k»k1ai при ug < О, где k11 — коэффициент передачи квардратора 11.

35 Сигнал и6 на выходе модулятора пропорционален квадратару тока якоря и, следовательно, пропорционален мощности потерь в якорной обмотке:

Ря= i гя, .2 (1)

40 где r — сопротивление якорной цепи, Таким образом, на выходе модулятора 6 формируется сигнал, абсолютное значение которого пропорционально мощности потерь в обмотке якоря. Изменение знака эта45 го сигнала при изменении полярности напряжения на якорной обмотке двигателя

12 необходимо для сохранения знака обратной (отрицательной) связи по мощности потерь при изменении направления вращения

50 двигателя, На суммирующий вход регулятора 2 положения с выхода задатчика 1 положения подается сигнал и1, пропорциональный требуемому значению регулируемой каордина55 ты системы, На второй вычитающий вход регулятора 2 положения поступает сигнал и16 с выхода датчика положения, пропорци-. ональный измеренному значению р регулируемой координаты. В регуляторе 2

1764032 положения производится вычисление ошибки регулирования е= и>-и16 и преобразование ее в соответствии с выбранным законом регулирования, например П-, ПД-, или ПИ-. Выходной сигнал щ регулятора 2 положения поступает на суммирующий вход регулятора 3 скорости, на вычитающий вход которого поступает сигнал щ с выхода корректирующего устройства 4. На выходе корректирующего устройства 4 действует выходной сигнал и<4 датчика 14 скорости.

Назначение корректирующего устройства 4 — формирование заданных динамических свойств контура регулирования скорости, При этом корректирующее устройство 4 может быть выполнено, например, в виде пропорционального, реального дифференцирующего, интегродифференци рующего или другого звена.

Выходной сигнал ыз регулятора 3 скорости поступает на суммирующий вход регулятора 5 мощности потерь, на вычитающем входе которого действует сигнал щ с выхода модулятора 6, пропорциональный мощности потерь в якорной обмотке двигателя.

Сигнал щ с выхода регулятора 5 мощности потерь поступает на суммирующий вход регулятора 8 тока, второй вычитающий вход которого подключен к выходу датчика 13 тока. Выходной сигнал регулятора 6 тока поступает на вход усилителя мощности 10, к выходу которого подключена якорная обмотка двигателя 12, Таким образом, электромеханическая следящая система содержит четыре контура регулирования: главный, образованный регулятором 2 положения и датчиком 16 положения, и три подчиненных. Первый подчиненный контур тока включает регулятор 8 тока и датчик 13 тока, Второй подчиненный контур мощности потерь содержит регулятор 5 мощности потерь и измерительный преобразователь мощности потерь, состоящий из датчика 13 тока, датчика напряжения 9, релейного элемента 7, квадратора 11 и модулятора 6. Третий подчиненный контур регулирования скорости содержит регулятор скорости 3, датчик скорости 14 и корректирующее устройство 4, Действие подчиненного контура регулирования мощности потерь происходит следующим образом, В лабом режиме работы электромеханической следящей системы сигнал ив, пропорциональный мощности потерь в якорной обмотке поступает на вычитающий вход регулятора 5 мощности потерь. В результате этого в динамических режимах работы всегда минимизируется мощность потерь в якорной обмотке двигателя, которая, как известно, составляет основную часть потерь в двигателе.

Скорость И и положение <р в электромеханической следящей системе связаны с

5 током соотношениями с

Q= — f tdc; о (2)

10 p=<, f аале= "" f f Ыс, (3) о о о где! — момент инерции механических масс, приведенный к валу двигателя; с — конструктивная постоянная двигате15 ля;

K> — коэффициент передачи механического передаточного устройства.

Мощность потерь в якорной обмотке пропорциональна квадрату тока и опреде20 ляется формулой (1). Энергия, теряющаяся в виде тепла в якорной обмотке, t т

E=f P dt=frtti dt. (4) о о

Из уравнений (1), (2), (3) и (4) следует, что потери пропорциональны квадрату тока и, следовательно, находятся в сильной зависимости от его мгновенных значений. Скорость двигателя пропорциональна интегралу от тока и, следовательно, зависит не от мгновенных значений, а определяется площадью фигуры, образуемой током в переходном процессе, Положение р пропорционально двойному интегралу от тока.

Следовательно, практически одинаковым переходным процессам для положения могут соответствовать различные диаграммы тока, Наилучшим процессом является такой, при котором энергия потерь за время переходного процесса минимальна, Отрицательная обратная связь по мощности потерь действует в электромеханической следящей системе таким образом, что при больших токах напряжение на якорной обмотке и, следовательно, ток двигателя уменьшаются, т.е. происходит ограничение тока, обеспечивающее минимизацию потерь в якорной обмотке двигателя, Таким образом, в предлагаемой элект50 ромеханической следящей системе по сравнению с известным техническим решением обеспечивается уменьшение потерь энергии в динамических режимах и, следовательно, повышение энергетических характеристик, При этом положительный эффект достигается простым способом и не требует для технической реализации существенных изменений типовых структур и

1764032

Составитель С,Малафеев

Техред М,Моргентал Корректор С.Юско

Редактор Г.Бельская

Заказ 3457 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 элементной базы электромеханических систем управления.

Следовательно, использование в известной электромеханической следящей системе регулятора мощности потерь позволяет улучшить его энергетические характеристики путем снижения потерь в якорной обмотке.

Формула изобретения

Электромеханическая следящая система, содержащая задатчик положения, выход которого соединен с суммирующим входом регулятора положения, вычитающий вход которого соединен с выходом датчика положения, механически соединенного с ротором электродвигателя постоянного тока, а выход — с суммирующим входом регулятора скорости, и последовательно соединенные регулятора. тока, усилитель мощности и электродвигатель постоянного тока, с ротором которого соединен вход датчика скорости, а в якорную цепь включен датчик тока, выход которого соединен с вычитающим входом регулятора тока, а также релейный элемент, отличающаяся тем, что, с целью улучшения энергетических характе5 ристик путем снижения потерь в якорной обмотке в динамических режимах работы системы, в нее введены корректирующее звено, датчик напряжения, квадратор, модулятор и регулятор мощности потерь, сумми10 рующий вход которого подключен к выходу регулятора скорости, выход соединен с суммирующим входом регулятора тока, а вычитающий вход подключен к выходу модулятора, информационный вход которо15 го через квадратор подключен к выходу датчика тока, управляющий через релейный элемент соединен с выходом датчика напряжения, включенного параллельно якорной обмотке электродвигателя постоянного то20 ка, а выход датчика скорости через корректирующее звено соединен с вычитающим входом регулятора скорости.

Электромеханическая следящая система Электромеханическая следящая система Электромеханическая следящая система Электромеханическая следящая система 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению,в частности к системам автоматического регулирования и управления различных исполнительных механизмов, применяемых, например, в прецизионной металлообработке , системах наведения и слежения, измерительных устройствах на основе оптических квантовых генераторов, в производстве интегральных микросхем и медицинского оборудования

Изобретение относится к машиностроению и авиационной технике и может быть использовано для управления станками с числовым программным управлением, роботами-манипуляторами , пилотируемыми и беспилотными летательными аппаратами, локаторами и т.д

Изобретение относится к области автоматического управления и может быть использовано в системах управления технологическими параметрами промышленных объектов, например систем автоматического тэегулирования диаметра экструдируемого пленочного рукава

Изобретение относится к цифровым следящим системам с бесконтактными двигателями постоянного тока и может быть использовано в манипуляционных работах и других устройствах автоматики в качестве исполнительной следящей системы

Изобретение относится к системам автоматического регулирования и управления и может быть использовано при создании систем управления двухзеркальными радио и оптическими телескопами в условиях случайных возмущающих воздействий и помех измерения

Изобретение относится к системам автоматического управления и может быть использовано при построении прецизионных следя ьцих систем с ш ироким диа пазр н о м регулирования скорости в различных областях техники

Изобретение относится к системам автоматического управления и может быть использовано в образцах техники, работающих в условиях воздействия помех и пропадании информационных сигналов, а также в установках для научных исследований

Изобретение относится к автоматическому регулированию астатических объектов с нелинейными корректирующими устройствами

Изобретение относится к области регулирования и может быть использовано в каналах управления летательного аппарата, электропривода робота и при автоматизации различных технологических процессов

Изобретение относится к области автоматического управления и регулирования и может быть использовано при построении систем регулирования объектами с несколькими управляющими и одним выходным воздействиями

Изобретение относится к области систем автоматического управления, в частности к технике формирования управляющих сигналов в системе с люфтом

Изобретение относится к автоматике и может быть использовано в системах управления различными инерционными объектами, например, поворотными платформами, промышленными роботами, летательными аппаратами

Изобретение относится к автоматическим системам управления для магнитных измерений и исследования характеристик магнитотвердых материалов

Изобретение относится к области систем автоматического управления, в частности к технике формирования управляющих сигналов в системе с люфтом

Изобретение относится к области автоматического регулирования, а конкретно к приводам подъемных механизмов, работающих в условиях значительной неуравновешенности нагрузки, например, электрогидравлические приводы стрелового оборудования экскаваторов, кранов, подъемников и т.п
Наверх