Способ определения состояния навигационного оборудования воздушного судна

 

Изобретение относится к автоматизации эксплуатации авиационной техники и позволяет квалифицировать состояние навигационного оборудования в полете. Находят расстояние между коррекциями на воздушной трассе, при которых возможно определить соответствие погрешностей счисления пути навигационным оборудованием их нормативным значениям. В полете проводят коррекцию счисленных координат через указанные интервалы и регистрируют разности между счисленными и определенными средствами позиционной коррекции координатами. По полученным результатам за весь полет оценивают состояние нацигационного оборудования, его соответствие нормам технических параметров по точности и возможность его дальнейшей эксплуатации без технического обслуживания.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК,4 ф О (л) (л) ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4736977/24 (22) 03,07.89 (46) 23.09.92. Бюл. ЬЬ 35 (71) Киевский институт инженеров гражданской авиации им. 60-летия СССР (72) В.В,Козарук (56) Смирнов Н,Н. Обслуживание и ремонт авиационной техники по состоянию. М,;

Транспорт, 1987, с.272.

Козарук В.B. Комплекс бортового оборудования самолета ТУ-154 и его эксплуатация. М.; Машиностроение, 1975, c,65 — 84, (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОСТОЯНИЯ

НАВИГАЦИОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ

ВОЗДУШНОГО СУДНА (57) Изобретение относится к автоматизации эксплуатации авиационной техники и

Изобретение относится к эксплуатации авиационной техники, а именно к способам определения состояния навигационного оборудования воздушного судна (ВС), включающего в себя измерители путевого угла (курса и угла сноса), путевой скорости или ее составляющих, навигационного вычислителя, Известны способы определения работоспособного состояния навигационного оборудования, при которых значения его погрешностей, характеризующих способность осуществлять счисление пути с заданной точностью, оцениваются с помощью контрольно-проверочной аппаратуры при простоях ВС на техническом обслуживании.

Известны также операции по определению отклонения ВС от оси маршрута в полете для последующей коррекции

„„SU „„1764033 А1 (si)s G 05 В 23/02, G 01 С 25/00 позволяет квалифицировать состояние навигационного оборудования в полете. Находят расстояние между коррекциями на воздушной трассе, при которых возможно определить соответствие погрешностей счисления пути навигационным оборудованием их нормативным значениям. B полете проводят коррекцию счисленных координат через указанные интервалы и регистрируют разности между счисленными и определенными средствами позиционной коррекции координатами. По полученным результатам за весь полет оценивают состояние нацигационного оборудования, его соответствие нормам технических параметров по точности и воэможность его дальнейшей эксплуатации без технического обслуживания. навигационного оборудования с целью удержания ВС в пределах трассы заданной ширины, Недостатком известного способа является то, что с его помощью невозможно определить состояние нацигационного оборудования по точности счисления пути в полетах, Цель изобретения — определение точности нацигационного оборудования в полете для сравнения с действующими нормами точности счисления пути как основной характеристики его состояния.

По известным нормативным точностным характеристикам навигационного оборудования счисления пути, известным характеристикам воздушных трасс с учетом расположения средств позиционной коррекции определяют расстояние между кор1764033 рекциями счисленных координат, при которых возможна нормативная оценка точности; по измеренным в полете значениям боковой и продольной абсолютных погрешностей счисления координат по всему марш руту находят среднеквадратические значения боковой и продольной погрешностей, характеризующих текучщую точность навигационного оборудования, и квалифицируют работоспособное состояние навигационного оборудования, если указанные среднеквадратические значения погрешностей не превышают нормативных значений.

Расстояние по прямой между коррекциями счисленных координат, пролетаемое воздушным судном в пределах допустимых уклонений, через которое определяются погрешности счисления координат, характеризующие состояние навигационного оборудования, находят по формуле

SKn = где og — допустимая среднеквадратическая погрешность (СКП) счисления боковой координаты, сг,к — СКП измерения боковой координаты позиционным корректором; окп — СКП начальной выставки курса; с о — СКП азимутального ухода курсового гироскопа за 1 ч полета;

t — время полета между коррекциями; сгу, — СКП измерения угла сноса;

osny — СКП задания путевого угла, Если найдено по формуле (1) расстояние больше длины участка маршрута, то определяют боковую ozn и продольную сг,п

СКП счисления координат на всем участке маршрута по формулам.

Ozn =OznM +(1! ) (4H +

+ (ОС!) t/2 ) +Oyc + 02зпу ) (2)

Osn OsnM + (Ow t )2

Гдв СГ„,„, OsnM, — СКП ЗадаНИя НаВИГацИОНной программой боковой и продольной координат пункта маршрута;

W, о„— путевая скорость полета и СКП ее измерения.

Далее находят СКП счисления боковой и продольной координат воздушного судна в начале следующего i-го участка маршрута из уравнений огн! = (О z j — 1 COS УР! ) +

+ (Os i — S! n YPj ) + Oznp + OzzKp и н! =(oui — 1 cos УР! ) + г

+ (O gi — 1 Sin УР;) + O;np + О, (3) где oz! — 1, os I — 1 — СКП счисления КООр5 динат на предыдущем участке маршрута;

УР, — угол разворота с предыдущего на данный участок маршрута;

oznp, osnp — СКП преобразования счисленных координат с предыдущего уча10 стка в координаты данного участка маршрута;

OzKp Озкр — СКП СЧИСЛЕНИЯ КоордИнат в процессе движения воздушного судна по криволинейной траектории на разворо15 те, Расстояние до точки коррекции на данном 1-м участке после разворота воздушного судна определяют по формуле (1) с учетом того, что в нее подставляют вместо а „рас20 считанное по формуле (3) значение o ч! .

В полете через указанные интервалы осуществляют коррекцию счисленных координат с помощью средства позиционной коррекции, например угломерно-дально25 мерной системы, и регистрируют абсолютные боковую и продольные погрешности счисления координат А!, Ь1, По их значениям находят средние и СКП счисления координат по формулам

30 и

hz =,, Ь г и;

i =1

Л,= Л,!lп

i =1

II а= Z (л. — Ь,Vill — 1);

40 где i=1,2„,,п — количество коррекций счисленных координат в данном полете.

Если определенные указанными приемами CKll счисления координат не превы45 установленных и регламентированных нормами технических параметров значений. то считают, что состояние навигационного оборудования работоспособно, удовлетворяет нормам точности, и возможна его дальнейшая эксплуатация без технического обслуживания.

Устройство для осуществления способа состоит из цепи с пятью последовательно соединен ными звеньями, Первое звено представляет собой вычислительное устройство для определения расстояний между коррекциями, Второе звено отражает операцию коррекции счисленных навигационным оборудованием координат воздушного судна и определение абсолютных погрешностей

1764033

Sxn =

Формула изобретения

Способ определения состояния навигационного оборудования воздушного судна, заключающийся в том, что при движении воздушного судна по заданному маршруту измеряют значения боковой и продольной абсолютных погрешностей счисления коорСоставитель В.Казарук

Техред M.Mîðãåíòàë Корректор С.Юско

Редактор Г.Бельская

Заказ 3457 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул,Гагарина, 101 между счисленными и измеренными средствами позиционной коррекции координатами. В третьем звене осуществляется регистрация и накопление указанных абсолютных погрешностей, которые подаются в четвертое звено для определения средних и среднеквадратических значений боковой и продольной погрешностей счисления координат. Пятое звено оценивает состояние навигационного оборудования путем сравнения погрешностей из четвертого звена с нормативными значениями, Пример, Навигационное оборудование имеет следующие СКП: oj« = 1,0О; сКд =

=0,25 ч ; Оус = 0,25; (Узлу = 0,10 znM

=озпм = 0,1 км; %яр = гтзпр = 0,7 KM 0Ь

=0,0035 W, Другие параметры указаны в таблице.

По данным, приведенным в последних двух колонках таблицы, с помощью формул (4) и (5) находят А = 1,2 км; Л, = 1,3 км;сг

=1,3 км. о = 1,1 км, что позволяет квалифицировать работоспособное состояние навигационного оборудования, динат навигационного оборудования по разности координат, определенных навигационным оборудованием и средствами позиционной коррекции, отличающийся

5 тем, что, с целью определения точности навигационного оборудования в полете, задают погрешность начальной выставки курса о „, азимутального ухода курсового гироскопа с о, измерения угла сноса суй, за10 данного путевого угла Оапу и коррекции боковой координаты 0,, а также допустимое линейное боковое уклонение воздушного судна от линии заданного пути 0zd измеряют абсолютные погрешности счисления координат навигационного оборудования в точках маршрута через расстояния

20 где t — время полета между коррекциями, по измеренным значениям боковой и продольной абсолютных погрешностей счисления координат за полет по данному маршруту определяют среднеквадратиче25 ские значения боковой и продольной погрешностей, характеризующих точность навигационного оборудования, и квалифицируют работоспособное состояние навигационного оборудования, если

30 среднеквадратические значения не превышают нормативных значений погрешностей навигационного оборудования.

Способ определения состояния навигационного оборудования воздушного судна Способ определения состояния навигационного оборудования воздушного судна Способ определения состояния навигационного оборудования воздушного судна 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способам очистки электрических контактов автоматических выключателей, работающих в химически и биологически агрессивной сре- .де, например в животноводческих помещениях

Изобретение относится к области автоматики и может быть использовано как при техническом диагностировании радиоэлектронных объектов, так и при прогнозировании отказов в них

Изобретение относится к области технической диагностики и может быть использовано в системах контроля сложных технических объектов для поиска места неисправности среди элементов, охваченных цепью обратной связи

Изобретение относится к области гироскопического приборостроения

Изобретение относится к приборостроению

Изобретение относится к балансировочной технике гироскопических приборов

Изобретение относится к точному приборостроению
Наверх