Узел трения скольжения

 

Использование: опоры скольжения. Сущность изобретения: узел трения скольжения содержит два стальных элемента, выполненных из спеченного порошкового материала с микропорами, Объемная пористость каждого из элементов составляет 10...15%. Поверхность одного из элементов содержит сульфиды металлических ингредиентов, а ответный элемент выполнен термоупрочненным Твердость термоупрочненного элемента равна 280...480 НВ. Обеспечивается регенерация противозадирных и смазывающих свойств трущихся поверхностей элементов 1 з п флы, 1 табл,

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 F 16 С 33/12

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4854702/27 (22) 26.07.90 (46) 30.09.92. Бюл. М 36 (71) Научно-производственное объединение технологии автомобильной промышленности "НИИТавтопром" (72) Е. И. Фрумкин, К, М. Хазанкина.

Г. В,Линецкий и А. В, Скобло (56) Авторское свидетельство СССР

N 1518579, кл, F 16 С 33/12, 1987.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в сопряженных деталях машин, Наиболее близким техническим решением является узел трения скольжения, содержащий два стальных элемента, один из которых выполнен с поверхностным слоем из карбонитридного подслоя и пористого с глубиной микропор 2-5 мкм окисленного слоя с толщиной 0,5 — 1 мм с сульфидами железа в порах и на поверхности, а ответный стальной элемент выполнен термоупрочненным с твердостью, равной 660 — 650 кгl мм .

Известный узел трения обладает недостаточной износостойкостью и долговечностью, т,к. мягкие составляющие в виде сульфидов железа, снижающие коэффициент трения и повышающие износостойкость, находятся лишь в тонком поверхностном слое 0,5 — 1 мм, который быстро срабатывается в период эксплуатации, „„. Ы„„1765566 А1 (54) УЗЕЛ ТРЕНИЯ СКОЛЬЖЕНИЯ (57) Использование: опоры скольжения, Сущность изобретения; узел трения скольжения содержит два стальных элемента, выполненных из спеченного порошкового материала с микропорами, Объемная пористость каждого из элементов составляет 10...15%. Поверхность одного из элементов содержит сульфиды металлических ингредиентов, а ответный элемент выполнен термоупрочненным, Твердость термоупрочненного элемента равна

280...480 НВ. Обеспечивается регенерация противозадирных и смазывающих свойств трущихся поверхностей элементов. 1 з. и, флы, 1 табл, лишая трущиеся поверхности противозадирных и смазывающих свойств, Цель изобретения — повышение износостойкости и долговечности узла путем обеспечения регенерации противозадирных и смазывающих свойств трущихся поверхностей.

Это достигается тем, что в узле трения скольжения, состоящем из двух стальных элементов, рабочая поверхность одного из которых выполнена с микропорами и содержит сульфиды металлических ингредиентов, а ответный элемент выполнен термоупрочненным, оба элемента целиком выполнены из спеченного порошкового материала с микропорами, причем объемная пористость каждого из элементов составляет 10-15%.

Термоупрочненный элемент может быть выполнен с твердостью, равной 280 — 480 НВ.

Между трущимися поверхностями узла создается тонкая промежуточная пленка. обеспечивающая противозадирные и смазывающие свойства этих поверхностей и не1765566 прерывно регенерирующаяся в процессе эксплуатации благодаря сульфидам, расположенным по всему сечению элемента, и аккумулированной в порах обоих элементов смазке, т.к. уносящиеся при эксплуатации с трущейся поверхности сульфиды восполняются новыми, диффундирующими к поверхности из тела элемента за счет выравнивания концентрационного градиента.

Выбранная пористость элементов объясняется следующими соображениями.

При пористости элементов более 15% падают прочностные характеристики материалов и снижается надежность работы узла, Общая пористость менее 10% приводит к снижению открытой пористости и уменьшению количества аккумулированной смазки, что приводит к росту коэффициента трения и снижению износостойкости.

При твердости термоупрочненного элемента ниже 280 НВ износостойкость слоя уменьшается. Увеличение твердости практически не влияет на работоспособность и долговечность узла, но твердость выше 480

HB может привести к охрупчиванию материала элементов в связи с наличием в структуре твердых и хрупких карбонитридов.

Пример. Узел трения скольжения состоит из двух элементов — неподвижного и подвижного.

Неподвижный элемент выполнен из железного порошка с добавкой 0,5% графита, 2% меди и 3% дисульфида молибдена.Элемент прессовался с пористостью 10-15% и спекался при температуре 1120 †11 С в защитной атмосфере. При спекании дисульфид молибдена разлагается, образуя сульфиды железа и меди, при этом молибден диффундирует в матрицу и упрочняет материал, Ответный элемент — подвижный — выполнен из железного порошка с добавками

0,5% графита и 2% меди, Прессовался с пористостью 10 — 15% и спекался при температуре 1120 — 1140 С в защитной атмосфере, После спекания подвергался газовой нитроцементации при температуре 850 С в атмосфере эндогаза с добавкой аммиака с последующей закалкой в масле и отпуском при температуре 200 С. При закалке масло аккумулируется в порах элемента, Микроструктура поверхностного слоя — мартенсит с остаточным аустенитом, твердость 280480 НВ.

5 Для сравнения опробованы узлы трения из материалов отличного химического состава, по сравнению с вышеописанным, изготовленные по тому же режиму.

В частности, опробован узел, у которого

10 неподвижный элемент изготовлен из железного порошка, содержащего 3% меди, 0,5% графита и 0,4% серы, а подвижный — из порошка железа с 0,5% графита, а также узел, у которого неподвижный элемент вы15 полнен из железного порошка с добавлением 3% меди, 0,5% графита, 1% молибдена и 0,4% серы, а подвижный — из железного порошка с добавлением 2% меди.

Данные об испытаниях приведены в

20 таблице.

Физико-химические испытания проводились по общепринятым методикам, а именно: износостойкость оценивалась по суммарному изменению веса, при этом ис25 пытания проведены в условиях полусухого трения (смазка подается периодически), Результаты испытаний показали, что у предлагаемого узла трения скольжения износостойкость возросла в 2 раза при одно30 временном повышении долговечности.

Формула изобретения

1. Узел трения скольжения, состоящий из двух стальных элементов, рабочая по35 верхность одного из которых выполнена с микропорами и содержит сульфиды металлических ингредиентов, а ответный элемент выполнен термоупрочненным, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения

40 износостойкости и долговечности узла путем обеспечения регенерации противозадирных и смазывающих свойств трущихся поверхностей, оба элемента целиком выполнены из спеченного порошкового мате45 риала с микропорами, причем объемная пористость каждого из элементов составляет 10...15%.

2. Узел трения скольжения по п, 1, о тл и ч а ю шийся тем, что термоупрочненный

50 ответный элемент выполнен с твердостью, равной 280. „480 H В, 1765566

О

CD

CD

С0

Ю

1

&

& () о (c

Z

Э

Q.

I1Г\ Ш л0юr coсо 0 ооооооо ооооооо

Э

LA (Г1

Ю

0

CD л

I

CL

r(r

X

О> (.Э

0)

Е

>.

Б

L о о

С:> 0 о (:> о м

A cQ W N (»! (»! м,(! (! м - м о o o o o o o л « в л о о о о о о о (ГЪ

LC>

С>

CD о! .0

1- »

0 0 о ч

CL

m c0

l- Х. (> 0 м

1 о

С0 (Ч ооооооо

% c0 c0 N о .0 с0 м(!a =e (!

I 1 1 1 I 1 1 ооооооо

С0 (4 Л O Co O (! (»! C»I М r - — C»I

O 0

Ю

Ю о

CV л о

1о о

S а о

1z

Э

X Э с

Я

М1 Г\ !.Г\ 4Г\ LC> LA т (»,! О (»! т

I I 1 I l 1

OOOO 1ÎÎ т — г- (»r LA (»I >—

Э о (0 б. \

Ю!.ГЪ (»1

Ю

C»I о»о

6

X о»0

C»I

+ оо

Ш ф (ч, о

С: с

C(r

CL

Э

S о а

Э X с о

I о

IX о х

lS о

cI! о

s а ч

6 pi 0

«V

I =Е L

Л

1- Е

0 W

О 0

Ч I

CL

Э ф О

rCD 0 0

I о

LA 0 о

1 (У .0

ooою(лад л n co c0 0 Сч

1 1 I I I 1 1

L> а !Л Ц О О О

0 r л r с сi r

С:>

О0

Л л

IО о

I0

S а о с

X

Э

I0 о (Г\ (Г\ (Г\ lA (Г1 (»! с- 1 — г О О г

1 1 1 I ° 1 1

ОООО 1 1 О (»! а 1 — — (Г> LA (Г1 (М

1 о

ГЧ (.Г1

О о»,о ((! с ((! а

Э

lX о

L о

z а о х (:

1 1 1 I 1 I

1 1 1 1 I 1 1

Iz

X

Э (Я

2

X

m ч о с

Э л=

>S

Е

О

Э

У

X

S х

S

О (D г

X х

О

Ф ((!

1О о

О

m

I0 о

0!

О о а о > rr! (= о а

-с о о Е

c»r л

> с л»

О I- 0

& ф S ф

++ а ((rz! а 6 о о Р S (X

Ч о\

Э < „+ л

6 с " сс

6оо щ >) Q

V + 1-0Х

6

Щ

Щ с ч (D

Ct.

1 1 I 1

1 1 1 I 1

I 1 1 I 1

1 1 1 1 I 1 о» 0 (11

Ю

+ Щ о 1(I! S

6 Е

С (0 э а

< р

r(r -1. а! о оч. +

m 6 (Г

6 X ((!

О" 1Эp»o S им+ Е

S

+ о" ф д 6 о»о асм

6 Э

0 оо +

1 ф C»o а

L о»о + (ГЪ о 1S

+ >> а (О Э

Z О

Э

IX о» 0

L0 - со

Узел трения скольжения Узел трения скольжения Узел трения скольжения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к металлургическому машиностроению, в частности к подшипникам роликов машин непрерывного литья заготовок

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при изготовлении деталей узлов-трибосопряжений , втом числе для машин криогенной техники

Изобретение относится к машиностроению , в частности к изготовлению подшипников скольжения, эксплуатируемых в высоконагруженных узлах

Изобретение относится к машиностроению , в частности к способам и устройствам для изготовления радиальных, радиально-упорных и сферических шарнирных подшипников скольжения с рабочим покрытием из слоя антифрикционного самосмазывающею композита на основе трикотажа, ткани или нетканого материала

Изобретение относится к машиностроению, в частности к нанесению защитных покрытий в вакууме для получения поверхностей трения

Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности к антифрикционным спеченным материалам на основе металлического сплава, пропитанного полимером, используемым в подшипниках скольжения

Изобретение относится к машиностроению , в частности к биметаллическим материалам для подшипников скольжения, используемым в поршневой головке шатуна высокофорсированного дизеля

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при нанесении покрытий на сопряженные детали, работающие в узлах трения

Изобретение относится к средствам, предназначенным для соединения по меньшей мере двух элементов

Изобретение относится к подшипникам скольжения прокатного стана
Изобретение относится к области машиностроения и приборостроения, станкостроительной и металлообрабатывающей промышленности

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для снижения трения в подшипниках

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при производстве и модернизации радиальных подшипников скольжения мощных турбоагрегатов и турбогенераторов
Изобретение относится к гальванотехнике, а именно к получению на поверхности металлов износостойких покрытий методом микродугового оксидирования

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для получения антифрикционного покрытия при изготовлении и ремонте вкладышей подшипников скольжения
Наверх