Способ оценки работоспособности смазочного материала, работающего в узле трения

 

Изобретение относится к диагностике и может быть использовано для оценки работоспособности смазочных материалов. Цель - повышение точности оценки путем учета как насыщения смазочного материала частицами износа, так и изменения структуры смазочного материала, На смазочный материал воздействуют электростатическим полем . Предварительно определяют значение диэлектрической проницаемости, характерной для предельного состояния смазочного материала, затем - текущее значение диэлектрической проницаемости смазочного материала. Сравнивают его с предельным значением, по их разности судят о работоспособности смазочного материала. 2 ил. ,

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4826093/28 (22) 15.05.90 (46) 30.09.92. Бюл. М 36 (71) Институт проблем механики АН СССР (72) Н.Н,Кузьмин, Ю,Р,Асриянц, Н.М.Алексеев и Е.А,Шувалова (56) ГОСТ 24943 — 81. Фотометрический метод оценки загрязненности моторных масел, Авторское свидетельство СССР

М 1701009, кл. G 01 N 3/56, 1986, (54) СПОСОБ ОЦЕНКИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СМАЗОЧНОГО МАТЕРИАЛА, РАБОТАЮЩЕГО В УЗЛЕ ТРЕНИЯ

Предполагаемое изобретение относится к области диагностики и может быть использовано для оценки работоспособности смазочных материалов, Известен способ оценки работоспособности смазочного материала, работающего в узле трения., заключающлйся в том, что через объем отработанного смазочного материала пропускают луч света, определяют оптическую плотность смазочного материала и по ее изменению в процессе работы узла трения определяют колич<.ство частиц износа в смазочном материале. Недостатком этого способа является сложность его реализации, так как требуется достаточно сложное приборное обеспечение.

Наиболее близким к предполагаемому изобретению является способ оценки работоспособности смазочного материала, работающего в узле трения, заключающийся в том, что на смазочный материал накладыва„„5U„„1765757 А1 (57) Изобретение относится к диагностике и может быть использовано для оценки работоспособности смазочных материалов. Цель — повышение точности оценки путем учета как насыщения смазочного материала частицами износа, так и изменения структуры смазочного материала. На смазочный материал воздействуют электростатическим полем. Предварительно определяют значение диэлектрической проницаемости, характерной для предельного состояния смазочного материала, затем — текущее значение диэлектрической проницаемости смазочного материала, Сравнивают его с предельным значением, по их разности судят о работоспособности смазочного материала. 2 ил., ют магнитное поле, измеряют магнитную индукцию, по которой определяют количество частиц износа в смазочном материале.

Недостатком этого способа является то, что не оценивается предельное состояние смазочного материала, Кроме того оценка работоспособности смазочного материала осуществляется только по количеству магнитных частиц износа в смазочном материале, и не учитываются при этом количество немагнитных частиц износа и изменение структуры смазочного материала. В то же время многочисленные экспериментальные данные показывают, что в процессе работы узлов трения в результате тепловых и механо-химических процессов в зоне трения структура смазочного материала претерпевает существенные изменения (происходит деструкция, окисление и т,п. превращения смазки), Это приводит к снижению смазочной способности и, в конечном счете, к утра1765757

55 те смазочным материалом своего функционального назначения.

Целью изобретения является повышение точности оценки путем учета как насыщения смазочного материала частицами износа, так и изменения структуры смазоч. ного материала.

Это достигается тем, что предварительно определяют значение информационного параметра, характерного для предельного состояния смазочного материала, на смазочный материал воздействуют электрическим- полем, измеряют текущее значение информационного параметра, сравнивают его с предельным, в качестве поля используют электростатическое, а в качестве информационного параметра диэлектрическую проницаемость смазочного материала, по которой судят о работоспособности смазочного материала.

На фиг.1 дана схема устройства для реализации предложенного способа; на фиг.2 — зависимость силы трения, емкости и индуктивности от времени, Устройство содержит емкость 1, в которой находится (через которую прогоняют) смазочный материал 2, погруженные в него обкладки 3 конденсаторов, электрически связанные с измерителем 4 электрической емкости, Способ реализуется с помощью представленного устройства следующим образом. Отработанный смазочный материал 2, пропускают через обкладки 3 конденсатора, с помощью которых воздействуют электростатическим полем, фиксируют величину емкости конденсатора измерителем 4, по которой определяют диэлектрическую проницаемость смазочного материала. Предварительно определяют величину диэлектрической проницаемости смазочного материала, достигшего своего предельного состояния. В качестве такого смазочного материала берут материал, присутствие которого в узле трения не обеспечивает требуемых эксплуатационных характеристик. Непрерывно пропускают через обкладки 3 конденсатора диагностируемый смазочный материал фиксируют диэлектрическую проницаемость в процессе работы узла трения. Сравнивают величины диэлектрической проницаемости. При достижении текущей диэлектрической проницаемости значения, характеризующего предельное состояние смазочного материала, делают вывод о необходимости замены смазочного материала.

Пример. Данный способ был использован для оценки работоспособности смазочного материала, работающего в

40 цилиндро-поршневой паре карбюраторного двигателя внутреннего сгорания модели

ВАЗ2101 на машине трения модели 77МТ1. В качестве смазочного материала использовали масло моторное автомобильное для карбюраторных двигателей типа М5/10г1.

Отработанное масло пропускали через трубу, внутри которой был расположен спиралевидный конденсатор. Величину емкости фиксировали с помощью цифрового измерителя емкости =8 — 3. По величине емкости определялась диэлектрическая проницаемость масла через определенные промежутки времени. Предварительно определялась диэлектрическая проницаемость отработанного масла.

Одновременно для сравнения с прототипом определялось изменение магнитной проницаемости смазочного материала. С этой целью смазочный материал пропускали через катушку и фиксировали изменение ее индуктивности. Предварительно определялась магнитная проницаемость отработанного масла, Непрерывно фиксировалась сила трения. Зависимости силы трения, емкости и индуктивности от времени даны на фиг.2. Видно, что за все время работы узла трения до наступления предельного состояния характеризующегося, например, резким изменением силы трения индуктивность изменялась в 2 — 2,5 раза, в то время как емкость — на 2 порядка. Следовательно точность определения наступления предельного состояния индуктивным методом составляет при 5 расхождении кривой

1 от прямой 1пр составляет+25 /,. При аналогичных условиях точность определения нахождения предельного состояния предложенным способом составляет+5 . Таким образом, точность повышается в 5 раз.

Формула изобретения

Способ оценки работоспособности смазочного материала, работающего в узле трения, заключающийся в том, что на смазочный материал воздействуют электрическим полем и измеряют величину информационного параметра, по которому судят о работоспособности смазочного материала, отличающийся тем, что, с целью повышения точности оценки путем учета как насыщения смазочного материала частицами износа, так и изменения структуры смазочного материала, предварительно определяютзначение информационного параметра, характерного для предельного состояния смазочного материала, и сравнивают его с текущим значением информационного параметра, в качестве поля

1765757 используют электростатическое, а в качест- рическую проницаемость смазочного матеве информационного параметра — диалект- риала.

Фцг.1

Fyp (и)

5 га ю 80 80 hp та t(v)

ФОФ. 2

Способ оценки работоспособности смазочного материала, работающего в узле трения Способ оценки работоспособности смазочного материала, работающего в узле трения Способ оценки работоспособности смазочного материала, работающего в узле трения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к испытанию материалов и смазок для червячных передач и их несущей способности

Изобретение относится к технике определения триботехнических свойств материалов , например резины на трение и износ

Изобретение относится к износоусталостным испытаниям материалов

Изобретение относится к машиностроению , в частности к способам приработки пар трения при обкатке узлов трения, например шестеренных гидромашин

Изобретение относится к устройствам для контроля содержания продуктов изнашивания в жидкой смазке узлов трения, к средствам изменения количества содержаi- гт-г- ): 1 iLfblff |j

Изобретение относится к способам триботехнических исследований, преимущественно к исследованиям режимов приработки

Изобретение относится к методам измерений и может быть использовано при оценке качества шлифовального инструмента

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к устройствам для испытания материалов на износ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при нанесении износостойких покрытий на трущиеся поверхности деталей, входящих во вращательные кинематические пары механизмов рабочих машин
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к проектированию, изготовлению, испытанию, эксплуатации, восстановлению и ремонту машин

Изобретение относится к испытаниям, в частности на термостойкость, и заключается в том, что поверхность испытываемого образца материала подвергают циклическому тепловому воздействию, включающему нагрев поверхности и последующее охлаждение, производя при этом контроль поверхности испытываемого образца материала

Изобретение относится к машиностроению, к области теории механизмов и машин и может быть использовано в качестве установки для определения коэффициентов трения покоя и движения для различных твердых материалов

Изобретение относится к триботехническим испытания, в частности к способам получения циклической нагрузки при испытании на трение и износ

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к испытаниям на трение и износ

Изобретение относится к испытательной технике и предназначено для экспериментально-расчетного определения параметров фрикционной усталости поверхностей твердых тел, контактирующих теоретически по линии, например, пар трения типа зуб-зуб в зубчатых передачах, колесо -дорожное полотно
Наверх