Ротор неявнополюсной электрической машины

 

„„5QÄÄ 1767621 А1

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)ю Н 02 К 3/51

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ 4

1 0

М (21) 4854906/07 (22) 27,07,90 (46) 07.10.92. Бюл. М 37 (71) Московский агрегатный завод "Дзержинец" (72) В.А.Хабаров (56) 1. Патент Великобритании М 1112129, кл, Н 02 КЗ/50, 1968.

2. Авторское свидетельство СССР

% 570153, кл. Н 02 К 3/51, 1975. (54) РОТОР HERBÍOÏOËÞÑHOÉ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (57) Ротор неявнополюсной электрической машины. Использование: неявнополюсные синхронные генераторы. Сущность изобретения: ротор содержит магнитопровод 2, установленный на валу 1. В пазах магнитопровода расположены катушки 3 обмотки возбуждения. Лобовые части катушек закреплены кольцами и съемйыми держателями, установленными в прорезях колец. Держатели закреплены кольцами 15, входящими в проточки 17 в стенках 16 держателя. 3 ил.

1767621

Изобретение относится к электрическим машинам, в частности к неявнополюсным синхронным генераторам, и может быть использовано в высокооборотных источниках питания.

Известна конструкция неявнополюсной электрической машины, в которой лобовые части обмотки ротора удерживаются специальными элементами, закрепленными в цилиндрйческой поддержке, расположенкой под лобовйми частями, и выполненными в виде шпилек, проходящих через отверстия в проводниках (1), Недостатки известной конструкции— нетехнологичность и малая надежность вследствие того, что несмотря на большое количество удерживающих элементов обмотка оказывается закрепленной не по всей длине.

Известен также ротор неявнополюсной

1 электрической машины, наиболее близкий к предлагаемому, содержа ий установлен1 ный на валу магнитопрово с пазами, в которых расйоложены продольные части катушек концентрической обмотки возбуждения, закрепленные клиньями, а лобовые ! части закрейлены кольцами с выемками для размещения поперечных частей катушек и йазами для продольных частей и пазовых !

- клиньев (2).

Недостатком этого устройства является невозможность замены катушек в случае их

1 пробоя без снятия всех последующих рядов обмотки, т,е, в случае проб я первого ряда катушек необходимо снять все последующие ряды работоспособных катушек и коль-! цевые держатели, Целью изобретения является повышение надежности и упрощение ремонта.

С этой целью ротор неявнополюсной электрической машины, содержащий установленный на валу магнитЬпровод с пазами, в которых расположенй"*продольные части катушек концентрической обмотки возбуждения, закрепленные клиньями, а лобовые части закреплены кольцами с выемками для размещения поперечных частей катушек и пазами для продольных частей и пазовых клиньев, снабжен съемными держателями в виде секторов с параллельными лысками, в стенках которых со стороны оси вращения вала выполнены проточки, и удерживающими кольцами, размещенными в упомянутых проточках и жестко зафиксированными на валу, причем выемки в кольцах выполнены в виде прорезей с сопряженными параллельными лысками, открытыми в сторону наружного диаметра

I ротора, На фиг. 1 изображен продольный разрез обмоток возбуждения ротора по Б — Б; на фиг, 2 — продольный разрез обмоток по А-А; на фиг. 3 — разрез по  — В.

На валу 1 электрической машины расположен пакет железа 2 ротора с неявновыраженными полюсами с концентрической обмоткой возбуждения в виде катушки 3.

Продольные части 4 катушки 3 расположены

10 в пазах 5 пакета железа 2 и удерживается клиньями 6. Для удерживания поперечной части 7 катушек 3 имеются кольца 8 с удерживающими элементами 9 по числу полю15

55 сов. В кольцах 8 имеются пазы 10 для размещения продольной части 4 лобовых частей катушек 3, которые удерживаются клиньями 6, Удерживающие элементы 9 представляют собой прорези 11 в кольце 8 с параллельными лысками 12, открытыми в сторону наружного диаметра ротора, и съемные держатели 13 в виде секторов. Держатели 13 с параллельными лысками 14 устанавливают в прорезях 11 по сопряженным параллельным лыскам 12, На валу 1 жестко установлены кольца 15, которые фиксируются в стенках 16 держателей 13 по проточкам 17.

Кольца 8, съемные держатели 13 и удерживающие кольца 15 установлены на валу следующим образом

После намотки и укладки внутреннего слоя катушек 3 и заклинивания их клиньями

6 в пазах 5 пакета железа 2 кольцо 8 устанавливают на валу 1 так, чтобы продольные части 4 и поперечные части 7 катушек 3 были размещены в прорезях 11 кольца, а пазы 10 кольца 8 являлись продолжением пазов 5 пакета железа 2 для последующих слоев катушек 3. После укладки катушек 3 второго слоя их заклинивают в пазах пакета 2 и кольца 8, Аналогично укладывают последуЮщие слои с заклиниванием их в пазах, После этого устанавливают первый ряд съемных держателей 13, выполненных в виде секторов, таким образом, что параллельные лыски 12, открытые в сторону наружного диаметра ротора, на держателях

13 фиксируются по параллельным лыскам

14 на прорезях 11, Затем вставляют кольцо

15 одновременно во все проточки 17 держателей 13 с одновременной центровкой его по валу 1. Аналогично устанавливают второй ряд съемных держателей 13. В процессе установки держателей второго ряда фиксируют предыдущее кольцо 15 и т.д. Последнее кольцо 8 выполнено без пазов, для удобства совмещено с кольцом 15 и установлено на валу по резьбе, Каждое кольцо 8 вместе с держателями

13 и кольцом 15 воспринимает механиче1767621 скую нагрузку от центробежных сил поперечных частей 7 катушек 3 предыдущего слоя и продольных частей 4 катушек 3 последующих слоев, Количество колец 8 соответствует количеству катушек обмоток возбуждения на полюс, а необходимые размеры держателей 13 колец 8, 15 и проточек

17 определяют прочностными расчетами.

В случае обнаружения дефектных катушек после сборки ротора их можно легко заменить путем снятия колец 15 и держателей 13.

Применение описанной конструкции ротора обеспечит возможность доступа к катушкам обмотки на любой стадии изготовления и эксплуатации изделия, Кроме того, ротор данной конструкции полностью восстанавливается путем замены только дефектной катушки, что значительно снижает время и затраты на восстановление ротора и обеспечивает повышенную надежность.

©ормула изобретения

Ротор неявнополюсной электрической машины, содержащий установленный на валу магнитопровод с пазами, в которых рас5 положены продольные части катушек концентрической обмотки возбуждения, закрепленные клиньями, а лобовые части закреплены кольцами, в которых выполнены выемки для размещения поперечных частей

10 катушек и пазы для продольных частей и пазовых клиньев, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и упрощения ремонта, он снабжен сьемными держателями, выполненными в виде секторов

15 с параллельными лысками, в стенках которых со стороны оси вращения вала выполнены проточки, и уДерживающими кольцами, размещенными в упомянутых проточках и жестко зафиксированными на

20 валу, причем выемки в кольцах выполнены в виде прорезей с сопряженными параллельными лысками, открытыми в сторону наружного диаметра ротора. с

1767621

Составитель Т.Скопинцева

Техред М.Моргентал Корректор С.Пекарь

Редактор Т.Федотов

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 3555 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Ротор неявнополюсной электрической машины Ротор неявнополюсной электрической машины Ротор неявнополюсной электрической машины Ротор неявнополюсной электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электромашиностроительной промышленности, в частности к области производства неявнополюсных роторов крупных электрических машин

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромапшностроению

Изобретение относится к электромашиностроению и позволяет повысить надежность

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению и направлено на повышение эксплуатационной надежности узла крепления бандажного кольца 1 от осевых сдвигов относительно бочки 3 ротора неявнополюсной электрической машины

Изобретение относится к электромашиностроению, а именно к турбогенераторам с газовым охлаждением

Изобретение относится к области электротехники и касается конструкции роторов синхронных неявнополюсных электрических машин, преимущественно турбогенераторов, в частности конструкции узла крепления бандажного кольца ротора

Изобретение относится к области электромашиностроения, а именно к технологии изготовления роторов неявнополюсных электрических машин

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, в частности к роторам крупных электрических машин, например турбогенераторов

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, в частности - к роторам крупных электрических машин, например турбогенераторов

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, в частности - к роторам крупных электрических машин, например турбогенераторов

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, в частности, к роторам крупных электрических машин, например, турбогенераторов

Изобретение относится к области электротехники и касается вентиляции лобовых частей обмотки ротора крупной электрической машины, в частности турбогенератора с воздушным охлаждением

Изобретение относится к устройству для крепления лобовых частей обмотки якорей крупных электрических машин и может быть использовано в электротехнической промышленности

Изобретение относится к совмещенной трехфазно-многофазной обмотке роторе одномашинных преобразователей частоты при числах пар полюсов p2 для трехфазной генераторной и p1 для многофазной короткозамкнутой двигательной частей
Наверх