Способ шевингования зубчатых колес двумя дисковыми шеверами и станок для его осуществления

 

Изобретение относится к машиностроению , в частности к изготовлению зубчатых колес. Цель изобретения - повышение точности зубчатых колес за с ет создания кинематических задних углов резания на режущих кромках зубьев шевера. При обработке зубчатого колеса в условиях свободного отката двумя дисковыми шеверами из оси устанавливают под углом скрещивания в плоскости, параллельной оси обрабатываемого колеса, по разные стороны от плоско; сти, проходящей через его ось, при этом на обрабатываемом колесе образуют два полюса зацепления, для которых центральный угол t/ относительно плоскости, проходящей через ось колеса, задают в соответствии с некоторой зависимостью. Оба дисковых шевера 5 и 6 ориентируют относительно обрабатываемого колеса, установленного в центрах станка. Для этого вначале производят поворот оси 8 (вместе с присоединенными к ней гильзой и инструментальными головками) на угол скрещивания, затем осуществляют разнонаправленный поворот головок 1 и 2 на гильзе 7 и вертикальное перемещение их путем перемещения корпуса 9 по направляющим стойки 10. Согласование вращения инструментом осуществляют при помощи двух пар зубчатых колес 11 - 13 и 12 - 14 и вала 15. 2 с п. ф-лы, 7 ил. (Л С 70 .- 15 № х| о 00 со ел ю

» Ыц, 1768359 А1

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛ ИСТИЧ Е С К ИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 В 23 F 19/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ и .

К ABTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4667287/08 (22) 26.12.88 (46) 15.10,92. Бюл. ¹ 38 (71) Бишкекский политехнический институт (72) B.Н.Гаврилов (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 804262, кл. В 23 F 19/00, 1979.

Фиг.б (54) СПОСОБ ШЕВИНГОВАНИЯ ЗУБЧАТЫХ

КОЛЕС ДВУМЯ ДИСКОВЫМИ LUEBEPAMN

И СТАНОК ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (57) Изобретение относится к машиностроению, в частности к изготовлению зубчатых колес. Цель изобретения — повышение точности зубчатых колес за счет создания кинематических задних углов резания на режущих кромках зубьев шевера. При обработке зубчатого колеса в условиях свободного отката двумя дисковыми шеверами из оси устанавливают под углом скрещивания в плоскости, параллельной оси обрабатываемого колеса, по разные стороны от плоско17 сти, проходящей через его ось, при этом на обрабатываемом колесе образуют два полюса зацепления, для которых центральный угол ф относительно плоскости, проходящей через ось колеса, задают в соответствии с некоторой зависимостью. Оба дисковых ш евера 5 и 6 ориентируют относительно обрабатываемого колеса, установленного в центрах станка. Для этого вначале производят поворот оси 8 (вместе с присоединенными к ней гильзой и инструментальными головками) на угол скрещивания, затем осуществляют разнонаправленный поворот головок 1 и 2 на гильзе 7 и вертикальное перемещение их путем перемещения корпуса 9 по направляющим стойки 10.

Согласование вращения инструментом осуществляют при помощи двух пар зубчатых колес 11 — 13 и 12 — 14 и вала 15. 2 с, п. ф-лы, 7 ил.

1768359 олеса и шевера одинаковы (правые). Точой К обозначен полюс зацепления инструента с колесом после смещения на угол ф. чевидно, поворот оси инструмента на угол крещивания р не должен изменить полоение полюса зацепления. В точке К нахоится начало винтовых линий зубьев шевера и колеса. Точкой М обозначен конец инии зуба шевера на расчетной ширине зубчатого венца b, а точкой N — конец линии зуба колеса на той же ширине b. После поворота оси инструмента точка M должна переместиться в точку R (фиг.3) На фиг.4 все перечисленные точки обозначены соответственно К, М, N, R . Последовательное

1 1 1 1 определение углов и отрезков, показанных на фиг.3 и фиг.4, позволило получить уравнения для расчета угла скрещивания p v заднего угла на режущих лезвиях ab. (rm + r» cos >P - re cos (ф+ — гд 3 )

1 агсгд f . гш r»1 cos Щ

СОВ (P+ — 1д 3„

r» (1) где ab — кинематический задний угол; гш - радиус делительной окружности ш евера; гк — радиус делительной окружности обрабатываемого колеса;

P4 — угол наклона линий зуба шевера;

Рк- угол наклона линий зуба колеса; ф- центральный угол между полюсом зацепления и плоскостью, проходящей через ось вращения обрабатываемого колеса. ,р = arctg(,гд ьЬ ФЯ- ъ»п ((Гш

» ь

А 1, cps 9», рад д = — 1ц Pк, рад.

b к аг, =агс д (b где = 1 = — . tg P>

Здесь приняты обозначения: гш — радиус начальной (делительной) окружности шевера, мм; гк — радиус начальной (делительной) окружности обрабатываемого колеса, мм;

Д, — угол наклона линии зуба шевера, рад;

Рк — угол наклона линии зуба колеса, рад;

Ь вЂ” расчетная ширина зубчатого венца на шевере или колесе, мм.

Если направление зубьев у шевера и колеса различные, например, у шевера правое, а у колеса левое, то при повороте оси инструмента точка М должна переместиться в точку S и угол д преобразуется в угол д .

Для этого случая можно использовать предложенные уравнения (1 — 2), но принимать фк со знаком "-".

Изобретение-относится к машиностро- к ению, в частнбсти к изготовлению зубчатых к колес.

Цель изобретения — повышение точно- Q сти обработки за счет создания кинематиче- 5 с ских задних yrhoa йа режущих лезвиях ж з уо"ьев аййераов, д

На фйг.1 предсЮв11ена схема обработки колесМ ву1мя дисковыми шеверами; на л фиг,2 — вйд сверху на фиг.1; на фиг,3 — рас- 10 четная схема определения параметров установки ш евера относительно обрабатываемого колеса; на фиг.4 — расчетная схема определения параметров установки шевера относительно 15 обрабатываемого колеса в другой проекции (вид сверху на фиг,3); на фиг.5 — схема образования кинематического заднего угла; на фиг.6 — фрагмент станка, обеспечивающего обработку двумя шеверами; на фиг.7 — вид 20 слева на фиг.6, Обработку осуществляют шеверами 1 и

2, которые устанавливают относительно обрабатываемого колеса 3 по разные стороны от плоскости, проходящей через его ось. 25

Ocvi шеверов поворачивают относительно оси обрабатываемого колеса на угол скрещивания в плоскости, параллельной оси обрабатываемого колеса образуются два

-полюса зацепления, расположенные в од- 30 ной плоскости, перпендикулярной оси обрабатываемого колеса. Если шеверы имеют одинаковые делительные диаметры и числа зубьев, то центральные углы фодинаковы и осй шеверов расположены в одной плоско- 35 сти, параллельно оси обрабатываемого колеса, Такая установка инструментов. позволяет получить на режущих лезвиях дополнительные углы, которые проявляют себя как задние у того шевера, который 40 повернут навстречу вращению колеса. (На фиг.1 и 2 это шевер 1). Вследствие этого шеверы снимают стружку попеременно, В то время, когда режет один, на зубьях второго инструмента возникают условия упру- 45 гого отжатия от зубьев колеса. При этом он выполняет роль ведущего, прижимая зубья обрабатываемого колеса к режущим лезвиям первого. Величина заднихуглов на режущих лезвиях зависит от параметров 50 шеверов и обрабатываемого колеса, а также от величины угла ф На схеме (фиг.3) условно показаны начальные цилиндры обрабатываемого колеса радиусом г, и одного из шеверов радиусом гш до поворота на угол 55 скрещивания. На фиг.4 пунктирной линией показано также положение этого шевера 1 после поворота на угол р. На схеме показано построение, когда направление зубьев

1768359

20

35

Полученные уравнения (1 — 2) позволяют определить угол ab в зависимости "от заданного угла ф Однако для практики представляет интерес в определении угла ф по заданному углу ab . Так как такую зависимость в явном виде получить невозможно, то угол ф определяют по графику или таблицам, которые могут быть получены на основе расчетов по предложенным уравнениям. Расчеты, выполненные с изменением Ь в пределах 0,01 — 10 мм, показали, что значение углов фи ab от расчетной ширины зубчатого венца "b" зависят очень мало.

Следовательно, расчеты можно проводить при b=1 мм.

Схему образования кинематического заднего угла (фиг.5) поясняет сечение режущего 1 и обрабатываемого колеса 3 секущей плоскостью, проходящей через точки К, N R, В сечении показаны линии К R u

II II

К N расположенные на начальных цилиндрах шевере и колеса . Расчеты показали, что зти линии имеют очень малую кривизну. Их можно принять прямыми, тем более, если принять Ь = 1 мм. На фиг.5 показан задний угол ab, определенный в секущей плоскости.

На основе предложенных уравнений определено, что например, при обработке колеса, имеющего rK = 100 мм и Д = 10О, шеверами, имеющими гщ = 125 мм и Рш

=15О, для условия однои,пенного направления зубьев колеса и LUBBGpoB задние углы

ab=7 могут быть получены при угле ф=15О.

При этом угол скрещивания осей инструментов и обрабатываемого колеса

p = 25,9О, что несколько больше, чем сумма углов наклона линии зубьев инструмента и колеса (25 ). Для условий, когда tP= 0 и Ь =

= 0,01 - 1 мм, расчеты дают значения аь, близкие к О, а значения р, равные сумме

Р< +фщ, что свидетельствует и правильности выведенных зависимостей ab и р. Для осуществления данного способа может быть использован станок (фиг.б и 7), который имеет две инструментальные головки 4 и 5 со шпинделями 6 и 7, на встречных концах которых установлены дисковые шеверы 1 и 2, Инструментальные головки установлены на гильзе 8 с возможностью поворота вокруг и перемещения вдоль ее оси, причем оси инструментальных шпинделей параллельны оси гильзы 8. В средней части гильзы имеется палец 9, перпендикулярный оси гильзы 8 и оси центров станка.

Корпус 10 установлен на направляющих стойки 11. На задних концах шпинделей установлены зубчатые колеса 12 и 13, соединенные с зубчатыми колесами 14 и 15, которые связаны между собой валом 16, расположенным в отверстии гильзы 8. С зубчатым колесом 14 связана приводная шестерня 17, расположенная на валу электродвигателя 18.

Станок работает следующим образом.

Оба дисковых шевера 1 и 2 ориентируют относительно обрабатываемого колеса, установленного в центрах станка. Для этого вначале производится поворот пальца 9 (вместе с присоединенными к ней гильзой и инструментальными головками) на угол скрещивания, затем осуществляют разнонаправленный поворот головок 4 и 5 на гильзе 8 и вертикальное перемещение их путем перемещения корпуса 10 по направляющим стойки 11. Согласование вращения инструментов осуществляют при помощи двух пар зубчатых колес 12 — 14 и 13 — 15 и вала 16. Для условия, когда шеверы имеют равные делйтельные диаметры и числа зубьев, передаточные отношения указанных зубчатых пар равны, Кроме описанных настроечных перемещений в некоторых случаях может понадобиться перемещение инструментальных головок вдоль оси гильзы 8. После установки заготовки в центрах и ввода в зацепления с ней обоих шеверов, включается вращение шеверов и продольная подача обрабатываемого колеса.

Данное техническое решение позволяет повысить точность обрабатываемых колес, так как создаются условия облегченного срезания стружки лезвиями шеверов при двухполюсном зацеплении, Наличие положительных кинематических задних углов на режущих лезвиях позволяет снизить трение на контактных поверхностях, что обеспечивает повышение стойкости шеверов. По мере износа шеверов можно увеличить задние углы путем увеличения их смещения.

Формула изобретения

1, Способ шевингования зубчатых колес двумя дисковыми шеверами, вращения которых установлены под углом скрещивания к оси обрабатываемого колеса в условиях свободного обката при двухполюсном зацеплении с продольной подачей, о т л и ч аю шийся тем, что, с целью повышения точности обработки за счет создания кинематических задних углов резания на режущих лезвиях зубьев шеверов, оси вращения шеверов устанавливают по разные стороны от плоскости, проходящей через ось вращения обрабатываемого колеса под углом скрещивания в плоскости, параллельной его оси вращения, при этом полюсы зацепления образуют центральный угол, величину кото1768359 рого задают в соответствии в зависимостью

r,) cos фк) Йь = Brctg (где ab — кинематический задний угол резания;

rLU — радиус делительной окружности ше вера; гк — радиус делительной окружности обрабатываемого колеса;

Рш — угол наклона линии зуба шевера, Д вЂ” угол наклона линии зуба обрабатываемого колеса; ф — центральный угол между полюсом зацепления и плоскостью, проходящей через ось вращения обрабатываемого колеса.

2. Станок для шевингования зубчатых колес двумя дисковыми шеверами, содер.жащий связанные со стойкой станка две инструментальные головки с приводом и кинематической цепью согласования вращения их шпинделей, две бабки, центры которых предназначены для размещения обрабатываемого колеса, и механизм ори5 ентации шпинделей относительно оси центров, отличающийся тем, что, механизм ориентации выполнен в виде корпуса, установленного в выполненных в стойке вертикальных направляющих, содержащего

10 установленный перпендикулярно оси центров палец, несущий гильзу, на которой с возможностью поворота и перемещения вдоль ее оси размещены инструментальные головки, при этом шпиндели смонтиро15 ваны в инструментальных головках параллельно оси гильзы, а кинематическая цепь согласования вращения шпинделей выполнена в виде двух зубчатых пар, которые связаны между собой промежуточным

20 валом, расположенным в отверстии гильзы, 1768359

1768359

Составитель В. Гаврилов

Техред M.Moðãåíòàë Корректор Н. Бучок

Редактор

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 3608 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Способ шевингования зубчатых колес двумя дисковыми шеверами и станок для его осуществления Способ шевингования зубчатых колес двумя дисковыми шеверами и станок для его осуществления Способ шевингования зубчатых колес двумя дисковыми шеверами и станок для его осуществления Способ шевингования зубчатых колес двумя дисковыми шеверами и станок для его осуществления Способ шевингования зубчатых колес двумя дисковыми шеверами и станок для его осуществления Способ шевингования зубчатых колес двумя дисковыми шеверами и станок для его осуществления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к механосборочным работам, в частности к сбор-: ке с помощью пайки

Изобретение относится к машиностроению , в частности к оборудованию для производства зубчатых колес

Изобретение относится к металлообработке и может быть использовано в массовом производстве зубчатых колес

Изобретение относится к машиностроению, в частности к исследованию процессов финишной обработки зубчатых колес

Изобретение относится к машиностроению , в частности к производству конических и гипоидных зубчатых пар с круговыми зубьями , и может быть использовано в таких методах финишной обработки, как зубохонингование, зубошевингование

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к испытательной технике, и может быть использовано при обкатке (притирке) зубчатых колес многопоточных редукторов в собственном корпусе

Изобретение относится к усовершенствованию зуба шестерни и к способу его изготовления

Изобретение относится к машиностроению, в частности к обработке зубчатых колес, и может быть использовано для финишной обработки конических колес с прямыми и криволинейными зубьями в автомобильной, тракторной промышленности, сельскохозяйственном машиностроении, станкостроении и других отраслях машиностроения

Изобретение относится к металлообработке, отделочно-упрочняющей обработке крупномодульных зубчатых колес, например, тяговых редукторов подвижного состава

Изобретение относится к машиностроению, в частности к червячным инструментам для обработки зубчатых изделий

Изобретение относится к технологии машиностроения

Изобретение относится к области изготовления конических зубчатых колес и может быть использовано для правки абразивного зубчатого инструмента, которым производится финишная обработка зубчатых колес

Изобретение относится к технологии машиностроения, чистовой обработке зубчатых колес

Изобретение относится к машиностроению, в частности к способам изготовления деталей методом пластического деформирования, а именно к способам импульсного холодного накатывания эвольвентных зубьев колес методом огибания с дискретной подачей инструмента на один оборот заготовки, и может быть использовано для получения заготовок зубчатых колес с малым припуском преимущественно с зубьями криволинейной формы

Изобретение относится к области зубообработки, крупносерийному и массовому производству зубчатых колес

Изобретение относится к области обработки металлов давлением, упрочняющей обработке зубчатых колес
Наверх