Упругая муфта

 

Использование: для повышения достоверности и надежности контроля. Сущность изобретения: устройство содержит корпус, цапфу вала с установленным на ней подшипником качения. В цапфе вала выполнен сквозной радиальный , сообщающийся с центральным осевым каналом. В радиальном канале размещено термочувствительное средство, выполненное из материала с эффектом обратимой памяти формы. Форма термочувствительного средства в исходном состоянии выпуклая, а в рабочемвогнутая относительно центрального осевого канала. В зоне осевого канала для оптического взаимодействия с термочувствительным средством расположен световод . При перегреве подшипника и изменении формы термочувствительного средства световой сигнал поступает через светоприемные волокна светодиода в блок световой и звуковой сигнализации. 4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (И) (s>)s G 01 М 13/04

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4911412/27 (22) 15.02.91 (46) 07.12.92. Бюл. N 45 (71) Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации (72) В.П.Чечуевский (56) Патент ФРГ ¹ 3234443, кл. G 01 M

13/04, 1983. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ПЕРЕГРЕВА ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ (57) Использование: для повышения достоверности и надежности контроля. Сущность изобретения: устройство содержит корпус, цапфу вала с установленным на ней подшипником качения. В цапфе вала выполнен сквозной радиальный канал, сообщающийИзобретение относится к подшипниковой промышленности и предназначено для контроля перегрева подшипников качения в процессе эксплуатации и стендовых испытаний.

Известно устройство для контроля перегрева подшипников. содержащее корпус и цапфу вала с установленным на ней подшипником качения, термочувствительное средство и систему контроля

Недостатком данного усгройства является низкая достоверность контроля, связанная с относительно большой инерционностью применяемых термопар в качестве термочувствительного средства и низкая надежность контроля.

Цель изобретения — повышение достоверности и надежности контроля.

Поставленная цель достигается тем, что в устройстве для контроля перегрева подся с центральным осевым каналом. В радиальном канале размещено термочувствительное средство, выполненное иэ материала с эффектом обратимой памяти формы. Форма термочувствительного средства в исходном состоянии выпуклая, а в рабочем — вогнутая относительно центрального осевого канала. В зоне осевого канала для оптического взаимодействия с термочувствительным средством расположен световод. При перегреве подшипника и изменении формы термочувствительного средства световой сигнал поступает через светоприемные волокна светодиода в блок световой и звуковой сигнализации. 4 ил. шипников качения, содержащем корпус и цапфу вала с установленным на ней подшипником качения, термочувствительное средство и систему контроля, цапфа вала выполнена с сообщающимися между собой сквозными радиальным и центральным осевым каналами, в радиальном канале установлены диаметрально расположенные пробки, а напротив центрального осевого канала размещен на одной иэ торцевых поверхностей световод в виде волоконно-Ьптического жгута, светопередающие волокна которого расположены по его периферии, а светоприемные волокна — в его центральной части, термочувствительное средство выполнено из материала с эффектом обратимой памяти формы в виде двух пластин с отражающими поверхностями, имеющими в исходном состоянии выпуклую в сторону центрального осевого канала форму с воэ1779972

55 можностью обеспечения рассеивания светового потока, а в рабочем состоянии — вогнутую в противоположную сторону форму с возможностью обеспечения фокусировки светового потока в центр световода, при этом, со стороны другого торца световод размещен светопередающими волокнами напротив источника излучения, а светоприемными волокнами — напротив приемника излучения системы контроля, На фиг.1 изображено устройство для контроля перегрева подшипников качения, общий вид; на фиг.2 — термочувствительное средство в исходном состоянии (сплошная линия) и в рабочем состоянии (пунктирная линия): на фиг,3 — сечения А — А на фиг.1; на фиг,4 — сечение Б — Б на фиг.1.

Устройство для контроля перегрева подшипников качения содержит контролируемый подшипник 1, установленный на цапфе 2. приводного вала в корпусе 3, термочувствительное средство, выполненное в виде двух пластин 4 и 5 из материала с обратимой памятью формы. Термочувствительные пластины 4 и 5 консольно закреплены на цапфе 2 вала с помощью пробок (заглушек) 7 и 8, изготовленных из материала с хорошей теплопередачей и размещенных в радиальном канале 6, выполненном в цапфе 2 вала, при этом одна из торцевых поверхностей каждой пробки 7 и 8 расположены на поверхности вала 2 в районе посадочной поверхности внутреннего кольца контролируемого подшипника. 1. Со стороны торца вала в крышке 9 закреплен световод 10, выполненный в виде волоконно-оптического жгута, состоящего из светопередающих волокон 11 с источником излучения 12 и светоприемных волокон

13 с приемником 14 излучения, связанным через электронный блок 15 обработки сигнала с блоком 16 световой и звуковой сигнализации. Оптическая ось световода 10 расположена на оси вала 2 и оси центрального осевого канала 17, выполненного в цапфе вала 2, перпендикулярно каналу 6.

Световод 10 выполнен так, чтобы на его торце, обращенном к торцу цапфы вала 2, выходные торцы светопередающих волокон

11 расположены на периферии, а входные торцы светоприемных волокон 13 расположены в центральной части световода. Пластины 4 и 5 термочувствительного средства обработаны термомеханически так, чтобы в исходном состоянии их свободные концевые части образовывали выпуклую поверхность. которая отражает падающее на нее световое излучение от световода 10, а в рабочем состоянии образовывали бы вогнутую поверхность, которая фокусировала бы

40 световое излучение от световода 10 на центральную часть его торца. Поверхности свободных концевых частей каждой пластины 4 и 5, обращенных к торцу световода 10, выполнены зеркальными, например могут быть покрыты светоотражающим слоем или отполированы, Устройство для контроля перегрева подшипников качения работает следующим образом.

При превышении температуры контролируемого подшипника 1, например, в результате нарушений нормальных условий эксплуатации или испытаний подшипника, за счет теплопередачи от деталей подшипника и посадочных поверхностей вала 2, происходит нагрев пробок 7, 8 и термочувствительного средства — пластин 4 и 5. После достижения заданной предельной (критической) температуры, которая определяется для каждого конкретного подшипника, свободные концевые части пластин 4 и 5, вспоминая свою форму, образуют вогнутую зеркальную поверхность, обращенную к торцу световода 10. В результате этого световой поток, исходящий от периферийной части торца световода 10, отражается от зеркальной поверхности пластин 4 и 5 и фокусируется на его центральную часть, который затем поступает по светоприемным волокнам 13 на приемник излучения 14.

Световой поток, преобразованный в электрический сигнал усиливается в блоке 15 и поступает в блок 16 световой и звуковой сигнализации.

Изобретение позволяет повысить достоверность контроля, исключает ложное срабатывание, что в конечном итоге повышает надежнбсть работы подшипников качения и самого изделия.

Формула изобретения

Устройство для контроля перегрева подшипников качения, содержащее корпус с установленным в нем на цапфе вала подшипником качения, термочувствительное средство и систему контроля, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью повышения достоверности и надежности контроля, оно снабжено размещенным на одной из торцовых поверхностей световодом в виде волоконно-оптического жгута, светопередающие волокна которого расположены no его периферии. а светоприемные волокна — в его центральной части, цапфа вала выполнена с сообщающимися между собой центральным осевым каналом и сквозным радиальным каналом с диаметрально расположенными в нем в контакте с внутренним кольцом подшипника пробками, термочувствительное средство выполнено из материала с эффек1779972

Составитель В.Чечуевский

Техред М.Моргентал Корректор 3 Салко

Редактор Л.Павлова

Заказ 4431 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101 том обратимой памяти формы в виде двух пластин с отражающими поверхностями, имеющими в исходном состоянии выпуклую в сторону центрального осевого канала форму с возможностью обеспечения рассеивания светового потока, а в рабочем состоянии — вогнутую в противоположную сторону форму с возможностью обеспечения фокусировки светового потока в центр световода, при этом пластины смонтированы на упомянутых пробках, световод размещен торцом напротив центрального осевого канала, а со сторо5 ны другого торца размещен светопередающими волокнами напротив источника излучения, а светоприемными волокнами — напротив приемника излучения системы контроля.

Упругая муфта Упругая муфта Упругая муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для соединения валов при испытаниях и обкатке узлов станков на стендах

Изобретение относится к машиностроению , в частности к устройствам для передачи вращения с одновременным демпфированием динамических нагрузок, толчков и ударов

Изобретение относится к машиностроению, в частности служит для соединения валов силовых агрегатов, может быть использовано в испытательных стендах для определения резонансных частот вращения валов агрегатов и напряжений в валах при резонансе

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к упругим муфтам, предназначенньм для соединения валов машин и механизмов, работающих в условиях динамических нагрузок и вибраций, например, в машинах , имеющих вибрационные и транспортирукяцие органы с много секционными валами

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для соединения валов, оси которых имеют смещение

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к системам стартерного запуска дизеля силовой установки и позволяет повысить несущую способность втулочно-кольцевой муфты привода стартер-генератора

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в механизмах для передачи крутящего момента с одного вала на другой, расположенных соосно
Наверх