Диск турбомашины

 

Использование: во всех областях народного хозяйства при изготовлении и ремонте дисков турбин. Сущность изобретения: диск 1 турбомашины с Т-образным пазом 2 в ободе содержит верхние галтели радиусом RL Нижние галтели радиусом Рз и кольцевую канавку радиусом R2, выполненную в районе верхних галтелей. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

<я)5 F 01 О 5/32

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ г:цд

К ПАТЕНТУ

1 (21) 4699158/06 (22) 31.05,89 (46) 23.12.92. Бюл. М 47 (76) О,И. Довгаус (56) Мустафин Ч.Г. "Прогнозирование длительной прочности деталей с концентраторами напряжений на большой ресурс", Труды ЦКТИ, вып.184, 1981, с.133-134.. Ж, » 1784065 АЗ (54) ДИСК ТУРБОМАШИНЫ (57) Использование: во всех областях народного хозяйства при изготовлении и ремонте дисков турбин. Сущность изобретения: диск

1 турбомашины с Т-образным пазом 2 в ободе содержит верхние галтели радиусом R>.

Нижние галтели радиусом Рз и кольцевую канавку радиусом Rz, выполненную в районе верхних галтелей. 1 ил.

1784065

Изобретение относится к паровым турбинам и может быть использовано при изготовлении и ремонте дисков турбин во всех отраслях народного хозяйства.

Известен диск турбомашины с Т-образным пазом, содержащий расположенные на его ободе Т-образные пазы с верхней и нижней частями, причем в нижней части выполнены верхние и нижние галтели одинакового радиуса, Для снижения концентрации напряжений, возникающих в ободе диска при работе турбомашины, верхние и нижние галтели выполняют большего радиуса. При этом для того, чтобы напряжения снятия на опорной поверхности оставались на прежнем уровне, увеличение радиусов верхней и нижней галтелей достигают уменьшением толщины щеки обода путем снятия слоя металла по всей высоте боковой поверхности паза. При этом несколько возрастают номинальные напряжения в щеке обода, но уменьшаются местные напряжения в зоне галтелей. В итоге уменьшаются суммарные максимальные напряжения в ободе.

Цель изобретения — увеличение ресурса работы диска турбомашины, Указанная цель достигается тем, что в каждом пазу в районе верхних галтелей выполнена кольцевая канавка, верхние галтели выполнены радиусом, большим радиуса нижних галтелей, а толщина диска в районе кольцевой канавки больше или равна толщине диска в районе верхних галтелей, Выполнение кольцевой канавки — деконцентратора, расположенной рядом с верхней галтелью. существенно снижает в последней концентрацию напряжений, возникающих в ободе диска при работе турбины, сглаживая образующиеся при передаче усилий в металле силовые линии, предваряя их резкое искривление и несколько отводя силовые линии от основного концентратора напряжений — аерхней галтели паза обода диска. Профиль разгружающей канавки — деконцентратора, выполненной на сохраненном слое металла обода диска, представляет полукруг, часть круга или овала.

На чертеже изображен предлагаемый диск турбомашины.

На внутренней боковсй поверхности 3 щеки 4 обода диска 1 с Т-образным пазом в ободе выполнена верхняя галтель радиусом

R), разгружающая кольцевая канавка радиусом Rz, нижняя галтель радиусом Вз, В районе верхней галтели расположена опорная поверхность 5 паза обода диска, Контур ще5

55 ки обода прототипа показан на чертеже пунктиром, В верхней галтели радиусом R> паза

2 обода диска 1 снимают слой металла только в зоне этой галтели, при этом уменьшается толщина щеки 4 обода диска с Б до Б> только в зоне этой галтели, при этом ширина опорной поверхности 5 паза обода диска остается неизменной и напряжения смятия на ней остаются на прежнем уровне при работающей турбине. Боковая поверхность

3 и зона нижней галтели радиусом йз остаются также нетронутыми. Радиус верхней галтели RI будет больше радиуса Вз нижней галтели, При этом несколько возрастут номинальные напряжения в щеке обода(средние напряжения в сечении щеки обода диска шириной, равной Б ), но местные напряжения в зоне верхней галтели R> уменьшатся, таким образом уменьшатся суммарные максимальные напряжения в ободе диска. Толщина щеки обода при этом

Б2 отличается от прототипа на величину В, что дает возможность выполнить на боковой поверхности 3 паза обода, рядом с верхней. галтелью, разгружающую канавку-деконцентратор с радиусом Rz, дополнительно снижающую концентрацию напряжений в верхней галтели с радиусом Ri.

При этом толщина щеки обода диска в зоне разгружающей канавки Бз должна быть больше или равна толщине щеки в зоне верхней галтели Б, Профиль разгружающей канавки, выполненный на сохраненном слое металла обода диска, выполняется в виде полукруга, части круга или овала.

Выполнение в пазу обода диска на сохраненном слое металла обеих щек дополнительной разгружающей канавки — деконцентратора позволяет уменьшить напряжения в ободе диска, повысить его прочность и надежность, обеспечив увеличение ресурса работы диска ротора турбины.

Формула изобретения

Диск турбомашины, содержащий расположенные на его ободе Т-образные пазы с верхней и нижней частями и выполненные в последней верхние и нижние галтели, о тл и ча ю щи йся тем, что,с цельюувеличения ресурса работы, в каждом пазу в районе верхних галтелей выполнена кольцевая канавка, верхние галтели выполнены радиусом, большим радиуса нижних галтелей, а толщина диска в районе кольцевой канавки больше или равна толщине диска в районе верхних галтелей.

Диск турбомашины Диск турбомашины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к турбомашиностроению и позволяет демпфировать колебания лопаток

Изобретение относится к области турбомашиностроения и может найти применение в рабочих колесах турбомашин

Изобретение относится к осевым турбомашинам и может быть использовано в узле соединения лопаток с ротором турбомашины

Изобретение относится к устройствам для крепления лопаток турбомашин на вибрационных установках при определении частот собственных колебаний, испытании на усталость и может быть использовано в энергомашиностроении

Изобретение относится к области турбиностроения и может быть использовано при проектировании новых и реконструкции действующих паровых турбин

Изобретение относится к креплению или анкеровке лопаток лопастной машины посредством оснований лопаток на роторе или статоре лопастной машины

Изобретение относится к устройству удержания кольцевой шайбы против радиальной поверхности диска ротора

Изобретение относится к турбинам, в частности к усовершенствованной конструкции для части хвостовика, известной как «елочная» часть лопатки турбины, и к соответствующему пазу колеса турбины, на который посажена лопатка

Изобретение относится к замыкающему узлу для закрывания остающегося промежуточного пространства между первой и последней установленной в окружной канавке лопаточной машины лопаткой лопаточного венца, состоящему, по меньшей мере, из двух боковых частей, из которых, по меньшей мере, одна часть предназначена для сцепления с образующим затылованное пространство выступом окружной канавки, и, по меньшей мере, одного фиксирующего элемента, который фиксирует обе части от выхода из окружной канавки

Изобретение относится к запорному блоку для закрывания промежутка, оставшегося между первой и последней вставленными в периферийный паз лопаточной машины лопатками лопаточного венца, содержащему, по меньшей мере, две части, каждая из которых выполнена с возможностью сцепления с образующими поднутрение выступами периферийного паза, и предохранительный элемент, предохраняющий обе части от выпадения из периферийного паза
Наверх