Способ контроля свободности рельсовой линии

 

Изобретение относится к железнодорожной автоматике, в частности к способам контроля рельсовой линии для участков железных дорог с изменяющимся сопротивлением изоляции при автономной или электрической тяге. Цель изобретения - повышение надежности. Указанная цель достигается тем, что в рельсовую линию подают сигналы разных частот, сигнал большей частоты формируют с постоянным значением напряжения, меньшей тока, определяют входное сопротивление рельсовой линии, сравнивают ее с дополнительным опорным сигналом и при превышении уровня дополнительного опорного сигнала судят о нахождении шунта на первом конце рельсовой линии, после чего снижают напряжение сигнала большей частоты, а при превышении уровня сигнала входного сопротивления над опорным сигналом вновь подаютсигнал большей частоты с первоначальным значением напряжения. 1 з.п. ф-лы, 6 ил.

COIO3 СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (sI>s В 61 L 23/16

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

IIPN I ICHT СССР

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4622033/11 (22) 20;12.88 (46) 07.01.93. Бюл, N 1 (71) Самарский институт инженеров железнодорожного транспорта им . M,Т,Елизарова (72) В.Т.Барабаш, В.е, Áóäíèêoâ и Н,В.Яковлев (56) Авторское свидетельство СССР

N 187827, кл. В 61 1 23/16, 1964. (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ

РЕЛЬСОВОЙ ЛИНИИ (57) Изобретение относится к железнодоро>кной автоматике, в частности к способам контроля рельсовой линии для участков железных дорог с изменяющимся сопротивлением изоляции при автономной или электрической тяге, Цель изобретения — поИзобретение относится к железнодоро>кной автоматике, в частности к способам контроля рельсовой линии для участков железных дорог с изменяющимся.сопротивлением изоляции при автономной или электрической тяге.

Цель изобретения — повышение наде>кности.

На фиг. 1 приведена функциональная схема рельсовой цепи, отражающая те приемы и операции на питающем и приемном концах рельсовой линии, которые составляют сущность да -; на фиг, 2— внешние (нагрузочные) характеристики двухчастотного источника питания; характеристика источника большей частоты fz отражает постоянный (в пределах реальной

„„ДЛ„„1785935 А1 вышение надежности. Указанная цель достигается тем, что в рельсовую линию подают сигналы разных частот, сигнал большей частоты формируют с постоянным значением напряжения, меньшей тока, определяют входное сопротивление рельсовой линии, сравнивают ее с дополнительным опорным сигналом и при превышении уровня дополнительного опорного сигнала судят о нахождении шунта на первом конце рельсовой линии, после чего снижают напряжение сигнала большей частоты, а при превышении уровня сигнала входного сопротивления над опорным сигналом вновь подают сигнал большей частоты с первоначальным значением напряжения, 1 э,п. ф-лы, 6 ил. и возможности) уровень напряжения V на питающем конце, характеристика источника Сф меньшей частоты f< отражает постоянный (Л (также в пределах реальной возможности) уровень тока на питающем конце; на харак- д теристиках указаны рабочие точки f, Ь, с, d при входном сопротивлении Z» при высоких и низких сопротивлениях Яи изоляции; на фиг. 3 — зависимость напряжения V)g большей частоты на приемном конце в нормальном режиме от проводимости изоляции и заданный уровень этого напряжения Vo, по которым определяется предельное значение проводимости gU изоляции, обеспе-, чиваемое первым критерием свободности; на фиг. 4 — зависимость напряжения Vty большей частоты на приемном конце в шун1785935 товом режиме от отн общительной координа- сигнала Zex u Zp сравниваются в блоке 5, и ты р наложения шунта, из к т

3 которой видно если Zllx < Zp, то судят о том, что в районе что отсутствие сво одности (6 ти (занятость) питающего конца имеется шунт, и снимают лок 6. Если рельсовой линии опре еля еделяется по первому Сигнал большей частоты через блок . сли

-0,7); на фиг. 5- зави- 5 же затем Zsy > 2 (шунт в районе питающего конца отсутствует), то сигнал большей чассимость от проводимости 9и изоляции раз- конц т и яжений V — Ч 1 большей и тоты вновь подают на питающий конец.

На приемном конце рельсовой линии 1 контролируют напряжения соответственно и иемном конце в нор10 Vf и Чг обеихчастот11 И 12 он вы еляютел а отоспособности рельсовой цепи по . 12 и г1 о ся из суммарного сигнала в блоках 7 и 8, в минимальному сопротивлению изоляции ся и ественно асширяется по второму по второму кри- состав которых входят полосовые фильтры те ию ф, - частот f> и 2. Напряжение большейчастоты те ию; на фиг. 6 — зависимость от относи- ч терию; ф тельной координаты наложения шунта сравнивают в блоке 9 с заданным уровнем

Ч вЂ” Ч 6 шей и 15 напряжения ЧО.ЕСЛИЧ з>Ч,тоопределяют разности напряжения Vfg —, Vf ольшеи и меньшей частот, из которои видно, чт

Й видно что шун- свободность линии. Если Vfg < Vp, то свободтовый режим обеспечивается вторым крите- ность-линии определяют по другому критерию. Для этого в блоке 10 сравнивают

Устройство, реализую

У, изующее данный спо- напряжения большеи частоты Ч 2 и м еньшей

20 .соб, содержит рельсовую линию 1, к кото- частоты Vfl. По превышению напряжения

Р о и н а о д н о м к о н ц е, подключень l . большей частоты над напряжением меньГенераторы 2 и 3 соответственно большей ". шей частоты определяют свободность рель(fg) и меньшей(f)) частот, блок 4 формирова совой линии 1. Оба критерия Vfg > Ч, и Vfg > ниЯ сигнала пРопоРционально входномУсо- 25 Чц использованы в логической схеме или пРотивлению РЕльсовой линии, выход 11 оторая вьдает команду "линия свобод5 котоРого подключен к одномУ входУ блока на" при удовлетворении хотя бы одного из сравнения, к другому входу подключен опоРный сигнал, а выход подключен к в одУ Основным сигналом в данном способе

30 контроля свободности рельсовой линии 1 ,рельсовой линии 1 к ней подключены пр является сигнал большей частоты. Благодаря подаче этого сигнала От источника 2 с бо ьшей частот, выхоД пРиемника 8 под- постоянным уровнем напряжения облегчаключен к одним входам блоков 9 и 10 срав-, ются условия"нормального режима при снинениЯ, к дРУгомУ входУ блока 9 подключен 35 жении сопротивления изоляц и R<, так как источник опоРного сигнала, а к другому вхо на приемном конце (затухание в линии и а выходы блоков 9 и 10 подключены к входу блока ИЛИ 11, ьсовои eflw пРОтивлении) осталась только одна — затУха Функциональная схема рельсовой цепи 4 частот pp HHo cppcp6 0 а и аю щее сопротивление отсутствует (имеется лишь малое сопротивление обмоток транс.форматоров и соединительных проводов). в х частотах f1 и fg > f>.

45 Наф г2пр ее () характер стйк источ иков 2 3 сигналы кото ых формируются по данному способу . Напряжение частоты f2 на питающем стоты f КОНЦЕ Mclllo ИЗМЕНЯЕтСя rlPVI In3MBHGHMM входного сопротивления линии Z»< (точка А фоРмируют от источника 3 с постоянным входного оп . м

В. Результате зависимость напряжени ольшей частоты Н3 приемном KQHqg Ч

1 (его вн еннее сопротивлений существенно больше входного

). Н ающем проводимости изоляции gu (обратной велисопротивления нагрузки). На питающем льсовой линии 1-в блоке 4 форми- чине сопротивлению изоляции R, т.е, g„= руют дополнительный сигнал, пропорциою линии правее по отношению к прототипу (показанальный входному сопротивлению линии

Zsx, а также дополнительныи заданный заданный на пунктиром), т,е. в области больших зна(опорный) сигнал Zp. Оба дополнительных чений Яи.

1785935

15

30 дополнительному сигналу о величине входного сопротивления рельсовой линии Z x, 35 снижают сигнал большей частоты с питающего конца. Следствием этого явится усло- 50 вие Ч <Ч0и отсутствие команды отсхемы

П о свободности линии

Несоблюдение первого из двух критериев свободности линии Vt > Ч может произойти не только по причине наличия шунта, В шунтовом режиме зависимость напряжения Чг> на приемном конце ат относительной координаты наложения . шунта р, имеет вид фиг, 4, где в интервале от р =

0 (приемный конец) да pxp = 0,7 уровень напряжения Чг> ниже, чем при p = 0. Поэтому, если установить заданный уровень контроля напряжения Vo по величине этого напряжения при наложении шунта на приемном конце Ч (0), то способ контроля свобаднасти рельсовой линии для

0 p px р осуществляется известным приемом: если Ч > Vo то должна быть получена команда "линия свободна", Кри .вые Чг (ци) и Ч р(,о ) на фиг.3 и 4 должны быть построены с учетом нормируемых коэффициентов запаса и коэффйциентов, учитывающих колебания напряжения сети. В этом случае кривые могут рассматриваться совместно.

Расчеты и эксперименты показывают, что формирование сигнала большей частоты с постоянным уровнем напряжения на питающем конце позволяет получить условие Ч > Vo при больших значениях (на длине 2,6 км, для которой приведены все кривые, g< = 1,7 — 2 Ом/км, тогда как для прототипа 1,3-1,6).

Определение шунтового режима при

/Ър

Если Z x > Zo, т.е. дополнительный сигнал

Z8x выше дополнительного заданного сигнала Zo, то это соответствует либо отсутствию шунта, либо удаленности координаты наложения шунта от питающего конца. В последнем случае не будет соблюдено условие

Ч > Vo на приемном конце. Если же Zex <

Zo, т.е. имеем понижение дополнительного сигнала, пропроционального входному сопротивлению рельсовой линии, ниже дополнительного заданного сигнала, то это соответствует наличию шунта в районе питающего конца (ближе pxp ), В этом случае но и при повышении g> выше g> (фиг. 3), В этом случае проверяется второй критерий— превышение напряжения большей частоты

45 над напряжением меньшей частоты на приемном конце.

Напряжение большей частоты Ч ослабевает на приемном конце вследствие увеличивающегося затухания при повышении аи (панижении R<). Затухание же сигна- ла меньшей частоты слабее, чем сигнала большей частоты из-за меньшего сопротивления рельсовой петли. Однако подача сигнала меньшей частоты от источника с постоянным уровнем тока приводит к существенной зависимости напряжения меньшей частоты от g< и R< уже на питающем конце. Так, на фиг, 2 на внешней характеристике сигнала fq (от источника тока I) точка

Ь соответствует высоким значением R и Z>x, а точка d — низким. Соответствующей данному способу настройки РЦ(подбором величины I, сопротивлений приемного конца) можно добиться Vfg > Vf) при 9и >gl a нормальном режиме, т.е. уравнять большое затухание на большей частоте и уменьшение напряжения. меньшей частоты на питающем конце с меньшим затуханием сигнала на этой частоте по линии. В результате оба напряжения и Чг> и V< с увеличением g> (уменьшением R>) будут уменьшаться, но условие V(g > Vt) B нормальном режиме,сохранится, что приведет к команде "линия свободна". Этот эффект иллюстрируется кривой (V > Vg в нормальном режиме соблюдаться не будет из-зэ высоких значений Vg> . На фиг. 5 кривая Vt> - Vt> уходит в область отрицательных значений.

Но к нарушению данного способа контроля свободности это не приведет, так как вступает в действие первый критерий Vfg > Vo (фиг. 3 и 5). Предлагаемый способ предусматривает выдачу команды "линия свободна" при соблюдении хотя бы одного из описываемых критериев (или ... или).

В шунтовом режиме при наложении шунта вблизи приемного конца сказывается большая степень ослабления сигнала большей частоты, чем меньшей; из-за большего сопротивления рельсовой петли, поэтому условие Vfg > Vf в шунтовом режиме соблюдаться не будет. На фиг. 6 Чг> - V< находится в области отрицательных значений в шунтовом режиме. Но при приближении шунта к питающему концу будет.1785935 сказываться то, что на меньшей -частоте уменьшающееся Zex приведет к снижению напряжения уже на питающем конце, так как сигнал меньшей частоты подан от источника тока (фиг. 2). Соответственно уменьшится и напряжение на приемном конце

Vf, . Напряжение же Vfz на приемном конце растет при увеличении р(фиг, 4). Поэтому при . p>pxp условие Vgz< Чц1 для занятой линии соблюдаться не будет (фиг.

6). Но к нарушению данного способа контроля свободности это не приведет — ложной свободности не будет, так как при

p > рхя . будет снижен сигнал большей частоты из-за снижения 2вх ниже 2,, как было описано выше. Поэтому положительная часть кривой. VgZ - Ч 1 на фиг. 6 имеет лишь теоретический смысл, так как при р ) ркр и снижении .сигнала большей частоты получим,Ча <Чц, т.е. значение Ч - Ч 1 останется отрицательным.

Полностью снимать сигнал большей частоты пРи P >Р,я -не облзательно. Достаточно снять такую часть этого сигнала, чтобы обеспечить при оставшемся Vfz отрицательные значения Ч „- Ч> < 0 и

Чг „- V<1 < О, Оставить часть сигнала на частоте fz при р >рхр необходимо, если локомотивная сигнализация осуществляется на частоте fz.

Реализация данного способа не вызывает технических трудностей. Но некоторые вполне очевидные условия следует соблюдать. Источники 2 и 3 должны быть защищены заградительными фильтрами от протекания через них тока другого источника. В аппаратуре приемного конца должен быть контроль наличия напряжения меньшей частоты. например, с помощью реле на случай обрыва канале меньшей частоты, что дало бы ложную свободность. Этим реле можно обеспечивать и контрольный режим.

Получить сигнал, пропорциональный входному сопротивлению рельсовой линии можно, используя Йсточник меньшей частоты, поскольку íà HGM постоянный уровень тока I. Тогда напряжение меньшей частоты на питающем конце будет близко к пропорциональности входному сопротивлению:

Чвх = 2вх 1, . В этом случае реализация и сравнения

Zsx с 2в и отключениЯ источника Е (фиг, 1), э также формирование дополнительного заданного сигнала, может быть осуществлена на реле напряжения. Также на реле может быть "реализован критерий. Vrz > Чв, где Vo — напряжение срабатывания реле.

АЛСН можно осуществлять на частоте

f1, если же это невозможно, то íà fz, но в последнем случае снимать необходимо не весь сигнал большей частоты, а часть его, 5 Реализацию условия Vfz > Vf необхо-. димо осуществлять с помощью реле и усилителя-ограничителя, так как диапазон значений разности Чг> - Vf1 широк. Усилитель-ограничитель по существу будет реагировать не на уровень величины разности., а на ее знак, Возможная реализация схемы ИЛИ— это параллельное подключение контактов реле, осуществляющих критерии Vrz > Ч> и

Vfz > Vf1 . Оба контакта фронтовые, поэтому любое повреждение реле -приведет к ложной занятости (безопасный отказ).

Сход изолирующих стыков контролиру20 ется известным. способом — установкой различных кодовых трансмиттеров на соседних блок-участках.

Предлагаемый способ контроля свободности рельсовой линии сложнее прототипа, но расширение диапазона работоспособности рельсовой цепи по сопротивлению изоляции (практически на 60-90 /) при его понижении оправдывает эту сложность.

Отделить снижение Z8x при приближе30 нии шунта к питающему концу на расстоянии 20 — 30 длины линии от снижения Z при уменьшении сопротивления изоляции до 0,4 — 0,3 Ом км и длине пинии 2,6 км можно при меньшей частоте — 25 Гц или ниже, при которОЙ имеем малое сопротивление рельсовой петли, а следовательно, приближение шунта можно заменить по сигналу 2вх раньше.

Расширение диапазона работоспособ-40 ности рельсовой цепи по сопротивлению изоляции дает ряд эконсмических преимуществ: увеличение межремонтного периода по очистке балласта и шпал, исключение нвобходимости укорочения длины рельсовой линии и установки дополнительной аппаратуры для трансляции сигнала в середине блок-участка, улучшение условий труда Обслуживающего персонала в связи с исключением "сезонных регулировок" из-за меньшей вероятности сигналов ложной занятости при R<><> и уменьшение по этой причине простоев.

Формула изобретения

1. Способ контроля свободности рельсовой линии, заключающийся в том, что формируют сигналы разных частот и подают их в рельсовую линию на одном ее конце, на другом конце которой фиксируют уровень

1785935

10 напряжения сигналов обеих частот, сравнивают с опорным сигналом и по превышению уровня йапряжения каждого из сигналов над соответствующим пороговым уровнем судят об отсутствии шунта на рельсовой линии, отличающийся тем. что. с целью повышения надежности, сигнал большей частоты формируют с постоянным значением напряжения, а меньшей — тока, определяют входное сопротивление рельсовой линии, сравнивают его с дополнительным опорным сигналом и при превышении уровня дополнительного опорного сигнала судят. о нахождении шунта на первом конце рельсовой линии, после чего снижают напряжение сигнала большей частоты, а при превышении уровня сигнала входного со5 противления над опорным сигналом вновь подают сигнал большей частоты с первоначальным значением напряжения.

2. Способ по и. 1, о тли ч а ю щи и с я тем, что на приемном конце сравнивают на10 пряжение сигнала большей частоты с напряжением сигнала меньшей частоты и об отсутствии шунта судят по превышению первого над вторым.

1785935

ops О О

Nua. 4

У

1 1 о

М (Фг.

Составитель В;Скориков

Техред М,Моргентал Корректор Н,Гунько

Редактор

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 220 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Способ контроля свободности рельсовой линии Способ контроля свободности рельсовой линии Способ контроля свободности рельсовой линии Способ контроля свободности рельсовой линии Способ контроля свободности рельсовой линии Способ контроля свободности рельсовой линии 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к железнодорожной автоматике, в частности к устройствам регулирования движения поездов, и может быть использовано как на станциях, так и на перегонах, в системах электрической централизации и автоматической блокировки

Изобретение относится к железнодорожной автоматике, в частности к устройствам регулирования движения поездов, и может быть использовано как на станциях, так и на перегонах

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики, в частности к устройствам контроля состояний рельсовых линий

Изобретение относится к железнодорожной автоматике и может быть использовано для контроля состояний рельсовых линий в централизованных системах автоблокировки

Изобретение относится к устройствам сигнализации, централизации и блокировки на железнодорожном транспорте, а конкретно, к устройствам интервального движения поездов на перегонах

Изобретение относится к устройствам сигнализации, централизации и блокировки на железнодорожном транспорте, а конкретно к устройствам интервального регулирования движения поездов на перегонах

Изобретение относится к железнодорожной автоматике, в частности к контролю за движением поездов, свободностью и исправностью рельсовой линии

Изобретение относится к устройствам железнодорожной автоматики и телемеханики, а именно к устройствам рельсовых цепей, и может быть использовано в системах интервального регулирования движения поездов на железнодорожном транспорте и линиях метрополитена

Изобретение относится к железнодорожной автоматике и телемеханике, в частности к системам интервального регулирования движения поездов

Изобретение относится к области автоматики для рельсового транспорта, в частности к устройствам для контроля свободности (занятости) коротких участков рельсового пути, неизолированных от соседних частей пути

Изобретение относится к устройствам сигнализации, централизации и блокировки на железнодорожном транспорте, в частности к устройствам интервального регулирования движения поездов на перегонах
Наверх