Шпоночное соединение

 

Использование: в машиностроении. Устройство содержит шпонку 8 с пазом 7, выполненным на ее боковой поверхности. Шток 5, конец которого установлен в пазу 7. выполнен с эксцентриситетом. Цилиндрическая поверхность штока 5 и его конец 6 имеют общую образующую. Шпонка 8 имеет активную рабочую часть 10, размещенную в пазу 11 вала 1. Диаметр штока 5 равен ширине шпонки 8. 1 з.п. ф-лы, 6 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (5!)5 F 16 В 3/00

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4928123/27 (22) 19.03.91 (46) 15.01.93. Бюл. N 2 (71) Машиностроительный завод им.

М.В.Хруничева (72) Я.И.Тищенко и А.А.Харченко (56) Авторское свидетельство СССР

N. 872804,,кл,,F 16 В 3/00, 1979.

Изобретение относится к машиностроению, Известно устройство для соединения деталей с валом, содержащее четырехгранную шпонку, шарики, размещенные в фигурных пазах, выполненных на торцевых гранях шпонки и смещенных относительно друг друга, а на других гранях выполнены выступы, входящие в пазы. предусмотренные на валу.

Наиболее близким по технической сущности является шпоночное соединение, содержащее прижимную шпонку, установленную на конце вала в его сквозном пазу и в пазах охватывающей вал детали, регулировочных резьбовой элемент. Кроме того, соединение снабжено клиновым сухарем, а шпонка выполнена из двух пластин с клиновыми скосами на поверхностях, контактирующих с упомянутым клиновым сухарем, при этом пластины подпружинены навстречу одна другой, а в торце вала выполнено осевое отверстие для размещения регулировочного элемента, в сторону которого подпружинен клиновой сухарь, Недостатком данного устройства является сложность конструкции.

„„Я „„1788349 А1 (54) ШПОНОЧНОЕ СОЕДИНЕНИЕ (57) Использование: в машиностроении. Устройство содержит шпонку 8 с пазом 7, выполненным на ее боковой поверхности, Шток 5, конец которого установлен в пазу 7, выполнен с эксцентриситетом. Цилиндрическая поверхность штока 5 и его конец 6 имеют общую образующую. Шпонка 8 имеет активную рабочую часть 10, размещенную в пазу 11 вала 1. Диаметр штока 5 равен ширине шпонки 8, 1 з.п. ф-лы, 6 ил.

Целью изобретения является упрощение конструкции при повышении быстродействия соединения деталей.

Это достигается тем, что шпоночное соединение содержит вал с кольцевым буртом, центральным отверстием со стороны одного из торцев и шпоночным радиальным пазом. охватывающую деталь со шпоночным пазом и шпонку в виде пластины, установленную в пазах укаэанных деталей и взаимодействующую с элементом перемещения шпонки, размещенном в отверстии Со вала, в котором выполнен шпоночный паз (@ глубиной, соответствующей высоте шпонки, () центральное торцевое отверстие выполнено глубиной от торца вала до пересечения с О его шпоночным пазом, шпонка выполнена с цилиндрическим пазом на боковой поверхности, длина которого соответствует" длине шпонки, элемент перемещения шпонки вы- ъ полнен в виде цилиндрического штока с эксцентричным хвостовиком, размещенным в пазу шпонки, причем шток установлен и отверстии вала с возможностью поворота и радиального перемещения шпонки посредством эксцентричного хвостовика. з диаметр последнего равен ширине шпон ки, 1788349

30

Кроме того, шпоночное соединение снабжено второй охватывающей деталью со шпоночным пазом, а шйбнка выполнена в виде двух последовательно установленнйх и жестко соединенных между собой идентичных частей, размещенных симметрично относительно оси соединеийя и поочередно вэаимодействует со шпоночными пазами охватывающих деталей.

На фиг.1 схематично изображено уст- 10 ройство для соединения деталей с валом; на фиг.2 — шпонка; на фиг.3 по стрелке А; на фиг.4 —; на фиг.5 — разрез Б — Б; на фиг,6 — схематично изображено устройство для соединения деталей с валом с двумя актив- 15 ными частями шпонки (вариант), Шпоночное соединение состоит из вала

1 с кольцевым буртом 2. Вал 1 охвачен деталью 3 со шпоночным пазом 4. В центральном торцевом отверстии вала 1 установлен с возможностью поворота цилиндрический шток 5 с эксцентричным хвоСтовиком 6.

Эксцентричный хвостовик 6 размещей в цилиндрическом пазу 7 шпанки 8, выполнен- ной в виде пластины. Паз 7 выполнен на боковой поверхйости шпонки 8, а эксцентричный хвостовик 6 — с эксцейтриситетом

"е" относительно штока 5. Цйлийдрическая поверхность штока 5 и конца 6 имеют общую образующую 9. Шпонка 8 имеет активную рабочую часть 10 и размещена в.радиальном шпоночном пазу 11 вала 1.

Шпоночный паз 11 выполнен глубиной, соответствующей высоте шпонки 8. Центральное торцевое отверстие вала 1 BblllOftHBHO глубиной от торца вала до пересечения с его шпоночным пазом 11. Диаметр " " штока 5 равен ширине "в" шпонки 8. Паз 7 шпонки

8 соответствует ее длине. Шток 5 устайовлен в отверстии вала 1 с возможностью поворота и радиального перемещения шпонки 8 посредством эксцентричного хвостовика 6, По варианту (фиг,6) шпойочное -соединение снабжено второй охватывающей деталью 12 со шпоночныM пазом 4; Шпонка 8 выполнена в вйде двух йоследовательно установленных и жесткО соединенных между собой идентичных частей 10, размещейных симметричнб отйосительно оси соединения и поочередйб взаимодействующих со шпоночными пазами 4 охватывающих деталей 3 и 12.

Сборка Шйоночиого соединения осуществляется следующим образом, В шпоночный паз 11 вала 1 вставляется шпанка 8 а в центральное торцевое отверстие вала 1 пропускается шток 5, эксцентричный хвостовик 6 которого вставляется в паз 7 шпонки 8. Поворотом штока 5 шпонка 8 опускается в нижнее положение. На вал 1 надевается деталь 3 до упора в кольцевой бурт 2. Затем поворачивается шток 5 и активная часть 10 шпонки 8 заходит в шпоночный паз 4 дета- ли 3, Цилиндрические поверхности эксцентричного хвостовика 6 и штока 5 имеют общую образующую 9.

Сборка устройства по второму варианту осуществляется аналогично, только на вал 1 дополнительнь йадевается деталь 12. Поворачивая шток 5 на 180 против часовой стрелки (разрез Б-Б) и в обратную сторону, можно йопеременно вводить в зацепление детали 3 и 12;

Использование изобретения позволит упростить конструкцию устройства для соединения деталей с валом.

Формула изобретения

1, Шпоночное соединение, содержащее вал с кольцевым буртом, центральным отверстием со стороны одного из торцов и шпоночным радиальном пазом, охватывающую деталь со шпоночным пазом и шпонку в виде пластины, установленную в пазах указанных деталей и взаимодействующую с элементом перемещения шпонки, размещенным в отверстии вала, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что, с целью упрощения конструкции при повышении быстродействия соединения деталей, шпоночный паз вала выполнен глубиной, соответствующей высоте шпонки, центральное торцевое отверстие выполнено глубиной от торца вала до пересечения с его шпоночным пазом, шпонка выполнена с цилиндрическим пазом на боковой поверхности, длина которого соответствует длине шпонки, элемент перемещения шпонки выполнен s вид.-. цилиндрического штока с эксцентричным хвостовиком, размещенным в пазу шпонки, причем шток установлен в отверстии вала с возможностью йоворота и радиального перемещения шпонки поСредством зксцентри ного хвостовика, а диаметр пОследнего равен ширине шпонки.

2; Соединение по й,1, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что оно снабжено второй охватывающей деталью cb шпоночным пазом, а шпонка выполнена в виде двух последовательно устайовленных и жестко соединенных между собой идентичйых частей, размещенных сймметрично отйосительно оси соединения, и поочередно взаимодействует со шпоночными пазами охватывающих деталей. f788349

f7

°

Аиа2 с.4У. г с

1788349

Составитель А.Харченко

Техред М.Моргентал Корректор С.Пекарь

Редактор

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина. 101

Заказ 65 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Шпоночное соединение Шпоночное соединение Шпоночное соединение Шпоночное соединение 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к конструкции подшипников качения, монтажу и креплению их в корпусе

Изобретение относится к деталям машин и может быть реализовано в машиностроении

Изобретение относится к операции, с помощью которой на изделии, имеющем зону горловины и сделанном из металла, можно сформировать сужающуюся часть в указанной зоне

Изобретение относится к изготовлению и эксплуатации резьбовых соединений в машиностроении, в частности, в машиностроении для тепловых и атомных электростанций

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к нарезным крепежным деталям машины

Изобретение относится к машиностроению, а именно к средствам соединения деталей, таким как гайки

Изобретение относится к элементу для контроля предварительного натяжения резьбовых анкеров

Изобретение относится к электроконтактным гайкам, предназначенным для припаивания на листовой металлический компонент, преимущественно на компоненты автомобильного двигателя из листовой стали

Болт // 2115035
Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для резьбовых элементов, работающих в условиях знакопеременных нагружений и значительных вибраций
Наверх