Ковш экскаватора

 

Использование: сменное навесное рабочее оборудование для одноковшовых и многоковшовых экскаваторов и погрузчиков , применяемых при разработке липких грунтов. Сущность изобретения: ковш экскаватора содержит монтажный пояс, боковые стенки, козырек с режущей кромкой, гибкое днище из продольных рядов разных по массе отдельных звеньев. Днище шарнирно соединено с монтажным поясом и козырьком. Звенья в рядах выполнены с увеличением их массы от продольной плоскости симметрии ковша к его боковым стенкам. Шаг установки рядов звеньев прямо пропорционален разнице масс соответствующих звеньев,2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

1789599 А1 (sI>s Е 02 F 3/40

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕ>IT СССР) ЗОВ®Е@ Т1Р

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4773825/03 (22) 26.12.89 (46) 23.01.93. Бюл, ¹ 3 (71) Уфимский научно-исследовательский и конструкторский институт промышленного строительства (72) Б. Г. Хазин и С. Б. Сигал (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 332173, кл, Е 02 F 3/14, 1970. (54) КОВШ ЭКСКАВАТОРА (57) Использование: сменное навесное рабочее оборудование для одноковшовых и многоковшовых экскаваторов и погрузчиИзобретение относится к землеройному оборудованию, а именно к сменному навесному оборудованию одноковшовых и многоковшовых экскаваторов, а также погрузчиков, и может быть использовано при разработке липких грунтов.

Известна конструкция ковша, включающая выполненный из эластичного материала корпус, обечайку и козырек, снаружи корпуса ковша смонтированы присоединенные к обечайке и козырьку цепи с утяжеляющим пригрузом.

Известна конструкция ковша, содержащая корпус и присоединенные к нему цепи, расположенные внутри корпуса у его стенок, при этом длина цепей превышает кратчайшее расстояние между их закрепленными концами, Недостатком этих конструкций является низкая эффективность разгрузки липких грунтов иэ ковша, вызванная не соответствием характера распредеков, применяемых при разработке липких грунтов. Сущность изобретения: ковш экскаватора содержит монтажный пояс, боковые стенки, козырек с режущей кромкой, гибкое днище из продольных рядов разных по массе отдельных звеньев, Днище шарнирно соединено с монтажным поясом и козырьком. Звенья в рядах выполнены с увеличением их массы от продольной плоскости симметрии ковша к его боковым стенкам. Шаг установки рядов звеньев прямо пропорционален разнице масс соответствующих звеньев, 2 ил. ления масс звеньев днища ковша и шага их установки относительно боковых стенок характеру действия сил при разгрузке грунта, Известна конструкция ковша экскаватора, выбранная в качестве прототипа, включающая монтажный пояс, боковые стенки, козырек с режущей кромкой и шарнирно соединенные с монтажным поясом и козырьком гибкое днище из ряда отдельных звеньев (пластин) увеличивающихся по массе от монтажного пояса к козырьку.

Недостатком известной конструкции является низкая эффективность разгрузки ковша. Поскольку массы звеньев такого гибкого днища увеличиваются от верхней точки подвеса (шарнира крепления гибкого днища к монтажному поясу) к козырьку с режущей кромкой, то ее колебательные движения относительно этой точки подвеса условно аналогичны колебательным движениям маятника. Однако в виде того, что при этом

1789599 не учитываются отличительные условия работы каждого ряда гибкого днища относительно боковых стенок ковша и характеры распределения по всему днищу ковша сил тяжести разгружаемого грунта, сил тяжести звеньев и сил налипания грунта, частота колебаний такого днища имеет ограниченный спектр, а форма этих колебаний является нерациональной. Поскольку шаг расположения звеньев гибкого днища относительно боковых стенок ковша не увязан с характером изменения масс звеньев, это приводит к образованию застойных зон грунта в ковше. Целью изобретения является повышение эффективности разгрузки ковша.

Указанная цель достигается тем, что в ковше экскаватора, включающем монтажный пояс, боковые стенки, козырек с ре>кущей кромкой и шарнирно соединенные с монтажным поясом и козырьком гибкое днище из продольных рядов разных по массе отдельных звеньев, звенья в рядах выполнены с увеличением их массы от продольной плоскости симметрии ковша к его боковым стенкам, а шаг установки рядов звеньев прямо пропорционален разнице масс соответствующих звеньев, Выполнение звеньев в рядах с увеличением их массы от продольной плоскости симметрии ковша к его боковым стенкам позволяет учесть отличительные условия работы каждого ряда гибкого днища, относительно боковых стенок ковша и характеры распределения по днищу ковша сил тяжести 35 разгружаемого грунта, сил тяжести звеньев и сил налипания грунта, Это дает возможность расширить спектр колебаний такого днища и получить более рациональную их форму при разгрузке грунта из ковша.

Принятие шага установки рядов звеньев прямо пропорционально разнице масс соответствующих звеньев позволяет исключить появление застойных зон грунта в конце при его разгрузке, 45

Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что заявляемый ковш экскаватора отличается тем, что увеличение массы звеньев выполнено от центра днища к боковым стенкам ковша, а шаг установки рядов звеньев относительно боковых стенок ковша прямо пропорционален разнице этих масс.

Таким образом, заявляемый ковш экскаватора соответствует критерию изобрете- 55 ния "новизна".

Сравнение заявляемого решения не только с прототипом, но и с другими техническими решениями в данной области техники не позволяет выявить в них признаки, отличающие заявляемое решение от прототипа, что позволяет сделать вывод о соответствии критерию "существенные отличия".

На фиг. 1 изображен ковш экскаватора, общий вид, на фиг. 2 — вид по стрелке А на фиг. 1.

Ковш экскаватора состоит из монтажного пояса 1, боковых стенок 2, козырька 3 с режущей кромкой, гибкого днища 4, выполненного из составленных в несколько рядов звеньев 2N (где N — число рядов по вертикальной оси симметрии днища; 1, 2, З...N, N...3, 2, 1) по ширине ковша звеньев 5 равной массой m в каждом ряду (п11, гп2, п13...Ämg, но увеличивающейся от центра днища (центрального ряда) к боковым стенкам ковша (m1>m2>m3...>mjj), Верхний конец днища 4 крепится посредством шарниров 6 к монтажному поясу 1, а нижний конец — посредством шарниров 7 к козырьку

3. Шаг t (t1-г; t2-3; t3-4;... t(N — 1)-N) мЕжду рядами звеньев, относительно боковых стенок ковша, прямо пропорционален разнице масс этих звеньев т1 2 П11 m2 т2 — 3 m2 — m3 и

<2 — 3 m2 %3 <3 — 4 п13 — m4 т.д, Для обеспечения эффективной работы каждого ряда звеньев по отношению к разгружаемому грунту из ковша, обеспечивается по каждому ряду условие (Аг; +Aç.,) o Ал где Ап — работа сил тяжести разгружаемого грунта по данному (i-My) ряду; Аз; — работа сил тяжести звеньев (i-го) ряда; Anj — работа сил налипания грунта по (i-му) ряду.

Например, ковш экскаватора, геометрической емкостью 0,25 м конструктивно имез ет общую массу 48 кг и ширину днища 700 мм. Исходя из условий эксплуатации такого ковша, на нем устанавливается гибкое днище, конструктивно исполненное из 2N- 8 рядов звеньев. Экспериментально, путем опытных измерений и расчетов (например, графопостроением, определением липкости грунтов и т,п.), по каждому ряду установлены значения

Аг1 =0,5Дж; Ал1 =21,0Дж; Х l1 = Х i2=

Аг2 =0,7Дж;. Ал2 =10,0Дж; = Х 13 = Х l4, Агз =1,4Дж; Алз =4,0Дж;

Аг4 =2,2Дж; Ал4 =0,5Дж и т.п.

Из приведенного условия, с учетом полученных данных имеем:

Аз1=21,5Дж; Аз2=10,0Дж; Азз=5,4 Дж;

Аз4=2,7Дж и т,п.

1789599

Учитывая, что Аз; может быть выражено в виде (mj g Z Ц, получаем значения массы звеньев в каждом ряду: п11=1,0кг; п12=0,5кг; тз=0,25кг; m4=0,125 кг и т.п, Исходя из условия, что суммарные массы звеньев в рядах Х а пропорциональны значениям точечных масс -этих звеньев можно записать

Z jilt + Z m2 + Z mg + Z m4 + ... + Х п12л1 =

=48 кг или

Х Zm1 Zm1

Zm1 + —, + — + — +... +Zm1-=

2 4 8

=48кг откуда Z m1=12,8кг; Z m2=2,4кг; Z п1з=3,2кг;

Z пц=1,6кг и т.п.

Zm; а число звеньев в рядах — равны и comj ставляли примерно 13 шт, Определив отношение шагов между рядами звеньев:

С1 — 2, Т2 3 — = 2: — = 2 и т. д. . Т2 — 3 tl — 4 (в данном случае такое отношение одинаково и равно 2) можно записать (t1 2)+2(t1-2)+4(t1 2)+...(t1-2)=700 мм, откуда t1 2=50 мм; t2-3=25 мм; тз-4=12,5 и т.п.

Ковш экскаватора работает следующим образом.

При копании, по мере перемещения грунта внутрь ковша, стружка, разрушаемая козырьком 3 с режущей кромкой, заполняет рабочий объем ковша. При этом грунт воздействует на жесткие боковые стенки ковша

2 и его гибкое днище 4, которое благодаря своей подвижности перемещается в крайнее внешнее положение. В положение выФормула изобретения

Ковш экскаватора, включающий монтажный пояс, боковые стенки, козырек с режущей кромкой и шарнирно соединенное с монтажным поясом и козырьком гибкое днище из продольных рядов разных по массе отдельных звеньев, отличающийся

40 грузки, разгрузка грунта из ковша происходит в результате сил тяжести звеньев каждого ряда гибкого днища и сил тяжести разгружаемого грунта (которые имеют максимальные значения в центре днища и минимальные у боковых стенок ковша), при преодолении сил налипания грунта (которые имеют максимальные значения у боковых стенок ковша и минимальные — в центре днища). Поскольку в данной конструкции характер распределения масс звеньев в каждом ряду днища 4 выполнен с учетом характера распределения выше названных сил, действующих при разгрузке грунта, то это дает возможность по каждому ряду звеньев днища получить наиболее оптимальный характер их колебаний на шарнирах 6 и 7 с наиболее рациональной их формой относительно как монтажного пояса 1 и козырька 3, так и боковых стенок 2.

Характер распределения шага установки рядов звеньев, учитывающий характер распределения масс этих звеньев, относительно боковых стенок ковша, позволяет исключить появление застойных зон грунта в ковше (в частности вблизи поверхностей боковых стенок) при его разгрузке.

При использовании данной конструкции ковша экскаватора на 20 — 30 повышается эффективность разгрузки грунта из ковша, в результате чего уменьшается налипание грунта на рабочие поверхности ковша, увеличивается коэффициент наполнения ковша и сокращается время простоев, связанных с необходимостью периодической очистки этих поверхностей, В целом это позволяет на 10 — 200 повысить производительность экскаваторов при разработке липких грунтов. тем, что, с целью повышения эффективности разгрузки ковша, звенья в рядах выполнены с увеличением их массы от продольной плоскости симметрии ковша к его боковым стенкам, а шаг установки рядов звеньев прямо пропорционален разнице масс соответствующих звеньев.

1789599

Я/7. l.

Составитель С. Сигал

Техред М.Моргентал КоРРе оР Н, Слободяник

Редактор О, Стенина

Производственно-издатепвский комбинат "Патент", г. Ужгород, уп.Гагарина, 101

Заказ 331 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, )К-35, Раушская наб„4/5

Ковш экскаватора Ковш экскаватора Ковш экскаватора Ковш экскаватора 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к горнодобывающей промышленности и может найти применение в одноковшовых экскаваторах

Изобретение относится к одноковшовым экскаваторам и в частности к их рабочим органам Цель изобретения - упрощение конструкции Ковш экскаватора включает монтажный пояс (МП) 1, боковые стенки 2, козырек с режущей кромкой (К) 3, С МП 1 и с К 3 шарнмрно соединено гибкое днище, выполненное из продольных полос (ПП) 6

Изобретение относится к строительному машиностроению, а именно к рабочему оборудованию одноковшовых гидравлических экскаваторов предназначенных для разработки материалов, обладающих повышенной адгезией к металлу, например, битумосодержащих пород

Изобретение относится к землеройной технике, в частности к конструкции ковшей одноковшовых экскаваторов

Ковш // 2122619
Изобретение относится к горному делу и строительству

Изобретение относится к землеройной технике, а именно к рабочему оборудованию гидравлических экскаваторов

Изобретение относится к землеройно-транспортным машинам, в частности, к погрузчикам, оснащенным двухчелюстным ковшом

Изобретение относится к погрузчикам, которые оснащены рабочим оборудованием в виде челюстного захвата

Изобретение относится к землеройно-транспортной технике, в частности к погрузчикам, экскаваторам
Наверх