Опорное устройство газотурбинного двигателя

 

Изобретение позволяет увеличить ресурс благодаря тому, что на контактирующих с наружным кольцом 10 подшипника 3 поверхностях 6 и 7 опорных колец 4 и 5 выполнены кольцевые и радиальные канавки 12 и 13, соединенные с каналом подвода смазки 11 и сообщенные с полостью 2. циркулирующее по канавкам 12 и 13 масло улучшает смазку и отвод тепла из зоны контакта опорных колец 4 и 5 с наружным кольцом 10. 2 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к опорам высокоскоростных роторов газотурбинных двигателей (ГТД). Известен узел подшипника ГТД, содержащий корпус с установленной в нем наружной обоймой подшипника, к которой подводится жидкая смазка под давлением, причем между наружной обоймой и корпусом имеются осевые и торцевые зазоры, в которых организована масляная пленка. Недостатком известной конструкции является недостаточная смазка зоны контакта торцевой поверхности наружной обоймы подшипника с опорной деталью при больших осевых усилиях, воспринимаемых подшипником, прижимающих контактирующие детали и практически выдавливающих масляную пленку. Это при работе на высоких скоростях вращения и вибрации вызывает множественные удары обоймой подшипника по торцевой поверхности опорной пластины с последующими эрозией металла опорной поверхности и разрушением детали. Известно выбранное за прототип опорное устройство с подшипником для высоких скоростей вращения, содержащее внутреннюю вращающуюся и наружную неподвижную обоймы и пропитанные смазкой пористые кольца, заключенные между кольцевыми пластинками и крышками, контактирующие с торцевыми поверхностями наружной обоймы подшипника. Недостатком прототипа является недолговечность, т. к. торцевая зона контакта подшипника с корпусной деталью не смазывается, а действие значительных осевых нагрузок и вибрации при высоких скоростях вращения ротора вызывает разрушение торцевых опорных поверхностей. Целью изобретения является увеличение ресурса. На фиг. 1 изображен разрез опорного устройства; на фиг.2 разрез А-А на фиг.1. Опорное устройство ГТД содержит корпус 1 с полостью 2, в которой размещены подшипник качения 3 и опорные кольца 4 и 5, контактирующие боковыми поверхностями 6 и 7 с торцами 8 и 9 наружного кольца 10 подшипника 3, и канал подвода смазки 11. На контактирующих с наружным кольцом 10 подшипника 3 поверхностях 6 и 7 опорных колец 4 и 5 выполнены кольцевые и радиальные канавки 12 и 13, соединенные с каналом подвода смазки 11 и сообщенные с полостью 2. При работе масло под давлением поступает по каналу 11 к торцевым поверхностям кольца 10 по кольцевым и радиальным канавкам 12 и 13. Таким образом создается циркуляция масла вдоль торцевых поверхностей 6 и 7, которая в условиях высоких вибрационных нагрузок упругой подшипниковой опоры высокоскоростного ГТД и интенсивного относительного движения контактирующих торцевых поверхностей 6 и 7 с выделением тепловой энергии позволяет улучшить смазку этих поверхностей и отвести тепло из зоны контакта.

Формула изобретения

ОПОРНОЕ УСТРОЙСТВО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ, содержащее корпус с полостью, в которой размещены подшипник качения и опорные кольца, контактирующие боковыми поверхностями с торцами наружного кольца подшипника, и канал подвода смазки, отличающееся тем, что, с целью увеличения ресурса, на контактирующих с наружным кольцом подшипника поверхностях опорных колец выполнены кольцевые и радиальные канавки, соединенные с каналом подвода смазки и сообщенные с полостью.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к энергетическому машиностроению, в частности к многовальным газотурбинным двигателям, и позволяет повысить надежность

Изобретение относится к энергомашиностроению и может использоваться в установках с применением стационарных газотурбинных двигателей, а именно - в установках для привода газоперекачивающих насосов

Изобретение относится к энергомашиностроению

Изобретение относится к lypoocriioe- нию и позволяет ути

Изобретение относится к лопаточным машинам газотурбинных двигателей, например к турбинам, и может найти применение в авиадвигателестроении, в том числе при наземном применении двигателей

Изобретение относится к авиадвигателестроению, в частности к масляной системе газотурбинных двигателей летательных аппаратов

Изобретение относится к газотурбинным двигателям и касается уплотнения опоры вала

Изобретение относится к области двигателестроения, в частности к системам подачи охлаждающего воздуха к подшипниковым опорам газотурбинного двигателя

Изобретение относится к газотурбинным двигателям, в частности к кольцеобразному узлу подшипниковой опоры для газотурбинных двигателей

Изобретение относится к газотурбинным двигателям и, в частности к узлам подшипниковых опор газотурбинных двигателей
Наверх