Способ контроля профилей зубьев зубчатых колес внешнего зацепления

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при контроле точности зубчатых колес. Оно позволяет повысить точность контроля пр офилей зубьев зубчатых колес путем увеличения количества точек контроля. Это достигается тем, что при установке в диаметрально противоположные впадины между зубьями роликов или шариков, поверх которых измеряют размер и сравнивают его с номинальной величиной, диаметр роликов или шариков изменяют в диапазоне от ОМИн до Рмакс, границы которого определяют из математических выражений. 2 ил.

союз советских социАлистических

РЕСПУБЛИК (51)5 G 01 В 5/20 4

О о

4 (лЭ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4930318/28 (22) 23.04.91 (46) 23.02.93. Бюл. И. 7 (71) Криворожский горнорудный институт (72) И.Н. Позняков (56) Авторское свидетельство СССР

N 1620805, кл. G 01 8 5/20, 1988.

Тайц Б,А. Точность и контроль зубчатых колес, M„ Машиностроение, 1972, с,324344. (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ ПРОФИЛЕЙ

ЗУБЬЕВ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС ВНЕШНЕГО .ЗАЦЕПЛЕНИЯ

Изобретение относится к машиностроению, а именно к методам контроля зубчатых колес внешнего зацепления.

Известен способ дискретного контроля профилей зубьев зубчатых колес, основанный на измерении величин общих нормалей к раэноименным профилям зубьев зубчатого колеса, при этом изменяют количество зубьев, охватываемых общей нормалью.

При таком способе контроль ведется по трем точкам на каждом профиле зуба.

Недостатком известного способа контроля является то, что для зубчатого колеса с заданными параметрами расположение точек контроля на профиле зуба строго регламентировано, а это не позволяет вести контроль в произвольно выбранной точке профиля, что снижает точность контроля, так как контроль по трем точкам не охватывает всего профиля.

Известен способ контроля профилей зубьев зубчатых колес внешнего зацепления, заключающийся в том, что в диаметрально противоположные впадины между

„„ЯЛ,, 1796873 А1 (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть исдользовано при контроле точности зубчатых колес. Оно позволяет повысить точность контроля профилей зубьев зубчатых колес путем увеличения количества точек контроля. Это достигается тем, что при установке в диаметрально противоположные впадины между зубьямй роликов или шариков, поверх которых измеряют размер и сравнивают его с номинальной величиной, диаметр роликов или шариков изменяют в диапазоне от 0мии до 0макс, границы которого определяют из математических выражений; 2 ил. зубьями контролируемого колеса устанавливают ролики или шарики, измеряют размер между их наружными поверхностями в диаметральной плоскости и по сравнению его с номинальной величиной судят о контролируемом профиле, Диаметр ролика или шарика принимают равным 1,718 m.

Недостатком известного способа является низкая его точность, так как о точности судят rio результатам замеров только в одной точке каждого профиля (точке контакта ролика или шарика с профилем зуба зубчатого колеса), что недостаточно для криволинейного профиля.

Целью. изобретения является повышение точности контроля путем увеличения количества точек контроля.

Цель достигается тем, что в известном способе диаметр роликов или шариков изменяют в диапазоне от 0мин до 0макс границы которого определяют из выражения:

0мин =(cos(1,5 Р)+ 0,9).m;

1796873

Омакс = ((— у-ф(у) т cos(2 P)+ 2,4) ° m, 2

0,684 где 7г= — + 0,387, г7г = „

1,33+х

Z — число зубьев зубчатого колеса;

Р- угол наклона зубьев; х — коэффициент смещения исходного контура

m — нормальный модуль.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг. 1 показан фрагмент контролируемого зубчатого колеса 1 с установленными во впадинах роликами 2; на фиг. 2 — расположение роликов различного диаметра во впадине между зубьями.

При контроле профилей зубьев зубчатого колеса 1 в диаметрально противоположные впадины между зубьями устанавливают ролики 2, измеряют размер

М между их наружными поверхностями в

- диаметральной плоскости и по сравнению его с номинальной величиной судят о контролируемом профиле. Для повышения точности контроля диаметр роликов 2 изменяют в диапазоне от Омин до Омакс, границы которого определяют Из выра>кений:.

Омин = (— „т, cos(1,5 P )+ 0,9). m;

DMa c = ((— ()" >. cos(2P ) + 2,4) m;

Е где p= — + 0,387; г7г =

0.684 . 1 5

1.33 +х . 1,5 — х

Z — число зубьев зубчатого колеса;

P — угол наклона зубьев; х — коэффициент смещения исходного контура;, m — нормальный модуль.

Пример. Для контроля по заявляемому способу профилей зубьев прямозубого зубчагтого колеса с числом зубьев 24, коэффициентом смещения исходного контура

0,12 модулем 10 мм можно использовать ролики с минимальным диаметром 1,12 m u максимальным диаметром 3,13 m, которые будут контактировать с профилями зубьев в точке! сопряжения эвольвенты с переходной кривой и в точке на окружности вершин зубьев, соответственно, Ролики, диаметры

5 которых находятся в диапазоне между Омин и Омакс, будут контактировать с эвольвентным профилем зубьев в промежуточных его точках. С увеличением диаметра роликов точки их контакта с профилями зубьев будут

10 перемещаться к вершинам зубьев. Так, ролик с диаметром Dz = 2,5 m будет контактировать с профилями зубьев в точках, расположенных ближе к вершинам зубьев, чем ролик с диаметром О1 = 1,5 m.

15 Таким образом, данный способ контроля профилей зубьев зубчатых колес внешнего зацепления, в сравнении с прототипом, позволяет увеличить количество точек контроля, что обусловливает более высокую его

20 точностью.

Формула изобретения

Способ контроля профилей зубьев зубчатых колес внешнего зацепления, заключающийся в том, что в диаметрально

25 противоположные впадины между зубьями контролируемого колеса устанавливают ролики или шарики, измеряют размер между их наружными поверхностями в диаметральной плоскости и по сравнению его с

30 номинальной величиной судят о контролируемом профиле, отл ича ющийс я тем, что, с целью повышения точности контроля путем увеличения количества точек контроля, диаметр роликов или шариков изменяют

35 в диапазоне от О ин до Омакс, границы которого определяют из выражений

Омин = (— „т, cos(1,5 P) + 0,9 ). в;

0 21 М

D»« = ((— «т;- р ) е cos(2 P)+ 2,4) m, где 7г = 133 + „+ 0,387: г7г - „

0,684 1,5 г 1

45 Z — число зубьев зубчатого колеса;

P — угол наклона зубьев;

x — коэффициент смещения исходного контура;

m — нормальный модуль.

Редактор

Составитель И,Позняков

Техред M.Mîðãåíòàë. Корректор М.Петрова. Заказ 642 : . Тираж . Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35. Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101

Способ контроля профилей зубьев зубчатых колес внешнего зацепления Способ контроля профилей зубьев зубчатых колес внешнего зацепления Способ контроля профилей зубьев зубчатых колес внешнего зацепления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к конструкциям устройств для определения технического состояния железнодорожных колес

Изобретение относится к контрольноизмерительным машинам и может быть использовано для определения пространственной координации труб, согнутых на станках с ЧПУ

Изобретение относится к приспособлениям для измерения контуров или кривых, например, для измерения профилей сечений и может быть использовано для моделирования поверхностей пространственной фермы, например,-для определения координат формующих поверхностей гладильных подушек

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в измерительных машинах различного назначения

Изобретение относится к контролю зубчатых механизмов

Изобретение относится к области техники измерения крупногабаритных криволинейных поверхностей

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для контроля профилей зубьев цилиндрических зубчатых колес после мх изготовления

Изобретение относится к технике контроля, в частности к устройствам контроля формы цилиндрических обечаек

Изобретение относится к измерительной технике, а именно для измерения геометрических параметров колес и т.п., в частности, с помощью оптических методов

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к метрологическим устройствам для измерения геометрической формы реальных номинально круглых цилиндрических деталей

Изобретение относится к обработке металлов давлением, в частности к производству холодногнутых профилей проката

Изобретение относится к технике измерения параметров криволинейной поверхности и может быть использовано для определения погонной непрямолинейности трубной заготовки

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано для контроля геометрических параметров лопаток и межлопаточных каналов лопаточных решеток (рабочих колес и направляющих аппаратов) машины

Изобретение относится к производству газотурбинных двигателей, турбогенераторов и других лопаточных машин

Изобретение относится к измерительной технике в области машиностроения и может быть использовано в производстве и ремонте крупногабаритных изделий во всех отраслях промышленности: авиационной, автомобильной, кораблестроительной, космической и т
Наверх