Способ оценки погрешности положения детали конструкции при циклическом нагружении

 

Изобретение относится к контролю зубчатых механизмов. Целью изобретения является повышение информативности оценки погрешности положения детали за счетучета и величины непараллельности положения деталей. Сущность изобретения заключается в том, что при тарировочных испытаниях измеряют длину L распространения усталостных повреждений, их количественную характеристику S в зоне максимальных усталостных повреждений и величину непараллельности (н.п), определяют отношение S/LH строят график зависимости S/L от у н п при эксплуатационных испытаниях также измеряют величины , вычисляют отношение S/L, по графику зависимости S/L от у н п определяют величину непараллельности у н п. и с учетом этой величины судят о погрешности положения детали конструкции Способ позволяет определить одновременно как величину перекоса , так и величину непараллельности взаимодействующих деталей. 2 ил СП с

СО)ОЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕН)П>1Й КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЬПИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4907902/28 (22) 05.02,91. (46) 30.11,92. Бюл. N. 44 (71) Курганский машиностроительный институт и Научно-исследовательский институт автоматизации производственных процессов при МГТУ им. Н, 3, Баумана (72) А. Ю, Удовикин и Л. А. Черная (56) Авторское свидетельство СССР

N 1128102, кл. G 01 В 5/20, 1983.

Авторское свидетельство СССР

М 1293552, кл. G 01 N 3/32. 1985. (54) СПОСОБ ОЦЕНКИ ПОГРЕШНОСТИ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕТАЛИ КОНСТРУКЦИИ ПРИ

ЦИКЛИЧЕСКОМ НАГРУЖЕНИИ (57) Изобретение относится к контролю зубчатых механизмов. Целью изобретения является повышение информативности оценки погрешности положения детали за

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для контроля зубчатых механизмов, в частности оценки погрешности взаимного положения контактирующих зубьев зубчатых колес.

Известен способ оценки погрешности положения детали конструкции при циклическом нагружении, заключающийся в том, что определяют направление возрастания усталостных повреждений детали, закрепляют на ее поверхности вдоль этого направления датчик усталостных повреждений, проводят тарировочные испытания и по характеристике усталостных повреждений судят о погрешности положения детали.

Недостатком способа является его значительная трудоемкость.. И 1 778501 А1 (51)5 G 01 В 5/20, G 01 N 3/32 счет учета и величины непараллельности положения деталей. Сущность изобретения заключается в том, что при тарировочных испытаниях измеряют длину L распростра. нения усталостных повреждений, их количественную характеристику S в зоне максимальных усталостных повреждений и величину непараллельности (н.п.), определяют отношение S/Lv строят графикзависи- мости S/L от у .и., при эксплуатационных испытаниях также измеряют величины Lu S, вычисляют отношение S/L, по графику зависимости S/L от у,,п, определяют величину непараллельности у H,п. и с учетом этой величины судят о погрешности положения детали конструкции. Способ позволяет определить одновременно как величину перекоса, так и величину непараллельности взаимодействующих деталей. 2 ил.

Наиболее близким к изобретению является способ оценки погрешности положения детали конструкции при циклическом нагружении, заключающийся в том, что определяют направление возрастания усталостных повреждений деталей, закрепляют на поверхности детали вдоль этого направления датчик усталостных повреждений, проводят тарировочные испытания и определяют координату точки максимальных усталостных повреждений, проводят эксплуатационные испытания и по смещению этой точки определяют величину угла перекоса положения детали конструкции, по которой судят о погрешности положения детали.

Недостатком прототипа является низкая информативность оценки погрешности, 1778501

15

25

35

55 т.к, способом можно определить лишь один вид погрешности — угол перекоса.

Целью изобретения является провышение информативности оценки погрешности положения детали за счет учета величины непараллельности положения деталей, указанная. цель достигается тем, что в способе оценки погрешности положения детали конструкции при циклическом нагружении, заключающемся в том, что определяют направление возрастания усталостных повреждений деталей, закрепляют на поверхности детали вдоль этого направления датчик усталостных повреждений, проводят тарировочные испытания и определяют координату точки максимальных усталостных повреждений, проводят эксплуатационные испытания и по смещению этой точки определяют величину угла перекоса положения детали конструкции, по которой суДят о погрешности положения детали, при тарировочных испытаниях измеряют длину L распространения усталостных повреждений, их количественную характеристику S в зоне максимальных усталостных повреждений и величину непараллельности у н,п,, определяют отношение $/L и строят график зависимости S/L от уH,.п,, при эксплуатационных испытаниях также измеряют величину L и S, вычисляют отношение S/L, no графику зависимости

S/L от у „„определяют величину непараллельности у р и с учетом этой величины судят о погрешности положения детали конструкции.

На фиг. 1 показана схема взаимодействия зубьев в условиях непараллельности; на фиг. 2 — тарировочная зависимость S/1У

II (!.

Способ осуществляется следующим образом.

На детали 1 закрепляют датчик 2 усталостных повреждений, у которого при циклическом деформировании происходят структурные изменения и на поверхности появляются темные пятна.

Определяют направление возрастания усталостных повреждений детали 1 и закрепляют на ее поверхности вдоль этого направления датчик 2. Проводят тарировочные испытания, при которых при каждом положении детали 1 в конструкции определяют длину L распространения реакции 3 и фиксируют количественную характеристику реакции S датчиков 2 в зоне 4 максимальных усталостных повреждений. В качестве количественной характеристики реакции может использоваться, например, степень потемнения датчиков. ,После тарировочных испытаний для каждого значения угла у H.g,, характеризующую непараллельность взаимодействующих деталей, подсчитывают отношение $/1 и строят тдрировочную зависимость $/1 - y н.р

После этого датчики вновь закрепляют на исследуемой детали, подвергают ее испытанию в эксплуатационных условиях, измеряют величины L и S, рассчитывают отношение S/L и по тарировочной зависимости $/L- у н.п. определяют степень непараллельности,., исследуемой детали при взаимодействии с сопряженной деталью.

Испольование предлагаемого способа позволяет определить одновременно как величину перекоса, так и величину непараллельности взаимодействующих деталей.

Формула изобретения

Способ оценки погрешности положения детали конструкции при циклическом нагружении, заключающийся в том, что определяют направление возрастания усталостных повреждений деталей,, закрепляют на поверхности детали вдоль этого направления датчик усталостных повреждений, про,водят тарировочные испытания и определяют координату точки максимальных усталостных повреждений, проводят экплуатационные испытания и по смещению этой точки определяют величину угла перекоса положения детали конструкции, по которой судят о погрешности положения детали, отличающийся тем, что. с целью повышения информативности оценки погрешности положения детали за счет учета и величины непараллельности положения деталей, при тарировочных испытаниях измеряют длину L распространения усталостных повреждений, их количественную характеристику S в зоне максимальных усталостных повреждений и величину непараллельности у н.n., определяют отношение S/L и строят график зависимости S/L от

У н.п., при эксплуатационных испытаниях также измеряют величины L и $, вычисляют отношение $/L, по графику зависимости

$/L от у н, . определяют величину непараллельности у,. . и с учетом этой величины судят о погрешности положения детали конструкции.

1778501

Фиг. Z

Составитель Е.Вакумова

Техред М.Моргентал Корректор Т.Палий

Редактор

Заказ 4181 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ и и НТСССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Способ оценки погрешности положения детали конструкции при циклическом нагружении Способ оценки погрешности положения детали конструкции при циклическом нагружении Способ оценки погрешности положения детали конструкции при циклическом нагружении 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к испытаниям на прочность

Изобретение относится к испытаниям, а именно к способам малоцикловых испытаний материалов

Изобретение относится к исследованиям прочностных свойств материалов и изделий внешним давлением и осевой силой, Позволяет повысить точность задания амп4 литуды деформирования путем устранения погрешностей, связанных с накоплением повреждений в материале в процессе циклического деформирования

Изобретение относится к испытательной технике, а именно к установкам для испытания образцов материалов на усталость при изгибе

Изобретение относится к испытанию осевых вентиляторных колес

Изобретение относится к области техники измерения крупногабаритных криволинейных поверхностей

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для контроля профилей зубьев цилиндрических зубчатых колес после мх изготовления

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к контрольноизмерительной технике и может быть использовано для контроля элементов профиля изделий сложной формы, например лопаток газотурбинных двигателей, а также для сортировки лопаток по углу хорды пера

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано при производстве экранов кинескопов для измерения их внутренней поверхности

Изобретение относится к технике координатных измерений и может быть использовано для контроля машиностроительных деталей с помощью координатно-измерительных машин (КИМ)

Изобретение относится к техническим измерениям в машиностроении, а именно к способам контроля точности винтовых передач скольжения по качеству сопряжения рабочих поверхностей винтовых пар

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к производству элементов трубопровода и может найти применение в машиностроении, судостроении , моторостроении и в других отраслях народного хозяйства для контроля или прихватки сварных элементов трубопровода Цель изобретения - расширение технологических возможностей устройства, повышение производительности качества, надежности, удобства в работе и сокращение номенклатуры индивидуальных контрольных приспособлений, Устройство для определения и контроля угловых и линейных координат элементов трубопровода содержит раму основания с отверстиями на торцах и боковых стенках, базовый и концевой фиксаторы положения, подв ижные вдоль рамы поперечные балки с опорными штангенрейсмусами Новым в устройстве является то что оно снабжено узлами базирования , установленными на опорных штангенрейсмусах и выполненными соответственно один - в виде кронштейна закрепленного на рамке штангенрейсмуса, двух взаимно перпендикулярных пар дисков с грибковыми фланцами установленных на кронштейне с возможностью осевого и вращательного перемещения фланцев, корпуса , установленного на одном из фланцев и предназначенного для размещения на нем соответствующего элемента контролируемо трубопровода, а другой - в виде грибкового фланца, установленного с возможностью вращения вокруг своей оси на рамке штангенрейсмуса в плоскости, перпендикулярной направлению перемещения рамки, закрепленной на фланце стойки с таврообразной пластиной, выполненной с возможностью углового поворота в плоскости , перпендикулярной плоскости вращения фланца и второго грибкового фланца, установленного на пластине с возможностью вращения вокруг своей оси в плоскости перпендикулярной плоскости поворота пластины, фиксаторы выполнены каждый в виде установленного на раме фланца с лимбом , установленного на нем с возможностью вращения вокруг его оси угольника, узла вращения угольника и грибкового диска с грибковым фланцем, установленных на боковой стенке угольника с возможностью вращения во взаимно перпендикулярных плоскостях
Наверх