Роликовая машина трения для испытания материалов зубчатых передач на контактную прочность

 

Изобретение относится к технике испытания материалов зубчатых передач на контактную прочность при трении качения с переменным проскальзыванием роликовых образцов. Цель изобретения - повышение производительности испытания путем расширения диапазона проскальзывания роликовых образцов. Машина содержит два параллельных вала 1 и 2, предназначенных для закрепления испытуемых роликовых образцов 3 и 4, привод 5 вращения, связанные с ним ведущие зубчатые колеса 6-8, кинематически связанные с валом 2 для закрепления первого образца 4, ведомые зубчатые колеса 9 и 10, кинематически связанные с валом 1 для закрепления второго образца 3, и два идентичных по форме эксцентрично закрепленных зубчатых колеса 11 и 12, кинематически связанных с ведомыми зубчатыми колесами 9 и 10. Машина снабжена двумя дополнительными находящимися в зацеплении зубчатыми колесами 13 и 14, установленными соосно соответствующим эксцентрично закрепленным зубчатым колесам 11 и кинематически связывающими их с ведущими зубчатыми колесами 6,7 и 8, а радиусы начальных окружностей дополнительных зубчатых 13 и 14 колес равны соответственно максимальному и минимальному расстояниям от касательных к начальным окружностям эксцентрично закрепленных зубчатых колес 11 и 12 до осей их вращения. 3 ил. VI О VI О о го

COIO3 СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4906890/28 (22) 01.02,91 (46) 23,02.93. Бюл. N. 7 (75) Ю.M. Гузенко (56) 1. Словарь-справочник по трению, износу и смазке деталей машин. — Киев: Наукова думка, 1979, с.78.

2. Машины и стенды для испытания деталей/Под ред. Д.Н. Решетова. — M,: Маши, ностроение, 1979, с.85-86. (54) РОЛИКОВАЯ МАШИНА ТРЕНИЯ ДЛЯ

ИСПЫТАНИЯ МАТЕРИАЛОВ ЗУБЧАТЫХ

ПЕРЕДАЧ НА КОНТАКТНУЮ ПРОЧНОСТЬ (57) Изобретение относится к технике испытания материалов зубчатых передач на контактную прочность при трении качения с переменным проскальзыванием роликовых образцов. Цель изобретения — повышение производительности испытания путем расширения диапазона проскальзывания роликовых образцов, Машина содержит два параллельных вала 1 и 2, предназначенных!

Ж 1797002 А1 для закрепления испытуемых роликовых образцов 3 и 4, привод 5 вращения, связанные с ним ведущие зубчатые колеса 6 — 8, кинематически связанные с валом 2 для закрепления первого образца 4, ведомые зубчатые колеса 9 и 10, кинематически связанные с валом 1 для закрепления второго образца 3, и два идентичных по форме эксцентрично закрепленных зубчатых колеса 11 и 12, кинематически связанных с ведомыми зубчатыми колесами 9 и 10. Машина снабжена двумя дополнительными находящимися в зацеплении зубчатыми колесами 13 и 14, установленными соосно соответствующим эксцентрично закрепленным зубчатым колесам 11 и кинематически связывающими их с ведущими зубчатыми колесами 6,7 и 8, а радиусы начальных окружностей дополнительных зубчатых 13 и 14 колес равны соответственно максимальному и

Ф минимальному расстояниям от касательных к начальным окружностям эксцентрично закрепленных зубчатых колес 11 и 12 до осей их вращения. 3 ил.

1 197002

Изобретение относится к технике испытания материалов зубчатых передач на контактную прочность при трении качения с переменным проскальзыванием роликовых образцов.

Известна роликовая машина трения для испытания материалов зубчатых передач на контактную прочность, содер>кащая валы для закрепления испытуемых образцов, привод их относительного перемещения, ведущие и ведомые зубчатые колеса, кинематически связывающие привод с валами для закрепления испытуемых образцов.

Однако такая машина трения не обеспечивает воэможности испытания материалов зубчатых передач при трений качения с переменным проскальзыванием роликовых образцов, что снижает производительность испытания.

Известна также роликовая машина трения для испытания материалов зубчатых передач на контактную прочность, содержащая два параллельных вала, предназначенных для закрепления испытуемых роликовых образцов, привод вращения, связанные с ним ведущие зубчатые колеса, кинематически связанные с валом для закрепления первого образца, ведомые зубчатые колеса, кинематически связанные с валом для закрепления второго образца, и 30 два идентичные по форме эксцентрично закрепленные зубчатые колеса, кинематически связанные с ведомыми зубчатыми колесами, Однако такая машина трения обеспечи- . 35 вает узкий диапазон переменного проскальзывания роликовых образцов одинакового диаметра. что также снижает йроизводител ьность испытания материалов зубчатых передач. Вызвано это тем, что вал для закрепления первого испытуемого образца кинематически связан с приводом через ведущие зубчатые колеса и вращается с постоянной угловой скоростью, а вал для закрепления второго испытуемого образца, 45 будучи кинематически связанным с ведущими зубчатыми колесами через ведомые зубчатые колеса и эксцентрично закрепленные зубчатые колеса, в пределах каждого своего оборота вращается с переменной угловой 50 скоростью. Поскольку вал для закрепления первого испытуемого образца и одно из эксцентрично закрепленных зубчатых колес, будучи непосредственно связанными с ведущими зубчатыми колесами, вращаются с 55 одинаковой между собой и постоянной угловой скоростью, а передаточные числа ведущих и ведомых зубчатых колес равны единице, то связанный с ведомыми зубчатыми колесами вал для закрепления второго испытуемого образца будет вращаться со знакопеременно увеличивающейся и уменьшающейся за один его оборот угловой скоростью относительно угловой скорости постоянно вращающегося вала для закрепления первого испытуемого образца.

Цель изобретения — повышение производительности испытания путем расширения диапазона относительного проскальзывания роликовых образцов, Поставленная цель достигается тем, что роликовая машина трения для испытания материалов зубчатых передач на контактную прочность, содержащая два параллельных вала, предназначенных для закрепления испытуемых роликовых образцов, привод вращения, связанные с ним ведущие зубчатые колеса, кинематически связанные с валом для закрепления первого образца, ведомые зубчатые колеса, кинематически связанные с валом для закрепления второго образца, и два идентичные по форме эксцентрично закрепленные зубчатые колеса, кинематически связанные с ведомыми зубчатыми колесами. она снабжена двумя дополнительными находящимися в зацеплении зубчатыми колесами, установленными соосно соответствующим эксцентрично закрепленным зубчатым колесам и кинематически связывающими их с ведущими зубчатыми колесами, а радиусы начальных окружностей дополнительных зубчатых колес равны соответственно максимальному и минимальному расстояниям от касательных к начальным окружностям эксцентрично закрепленных зубчатых колес до осей их вращения, На фиг.1 приведена кинематическая схема предлагаемой роликовой машины трения для испытания материалов зубчатых передач на контактную прочность; на фиг.2 — разрез А-А на фиг,1; на фиг.3 — разрез Б — Б на фиг,1, Машина трения (фиг,1) содержит два параллельных вала 1 и 2, предназначенных для закрепления испытуемых роликовых образцов 3 и 4, привод 5 вращения, связанные с ним ведущие зубчатые колеса 6 — 8, кинематически связанные с валом 2 для закрепления первого образца 4, ведомые зубчатые колеса 9 и 10, кинематически связанные с валом 1 для закрепления второго образца 3, и два идентичных по форме эксцентрично закрепленных зубчатых колеса 11 и 12, кинематически связанных с ведомыми зубчатыми колесами 9 и 10. Кроме того, машина трения снабжена двумя дополнительными находящимися в зацеплении зубчатыми колесами 13 и 14. установленными соосно соответствующим эксцентрично

25 такте роликовых образцов 3 и 4 одинакового, 30 закрепленным зубчатым колесам 11,12 и кинематически связывающими их с ведущими зубчатыми колесами 6,7 и 8. а радиусы R> и

Rz (фиг.2) начальных окружностей 15 и 16 дополнительных зубчатых колес 13 и 14 равны соответственно максимальному а и минимальному Ь расстояниям (фиг.3) от касательных к начальным окружностям 17 и

18 эксцентрично закрепленных зубчатых 11 и 12 до осей их вращения 01 и 02, Эксцентричное зубчатое колесо 11 и дополнительное зубчатое колесо 13 закреплены на одном валу 19, эксцентричное зубчатое колесо 12 и ведомое зубчатое колесо 9 закреплены на одном валу 20, а дополнительное зубчатое колесо 14 и ведущее зубчатое колесо 6 закреплены на одном валу 21, Передаточные числа ведущих зубчатых колес 6-8 и ведомых зубчатых колес 9,10 равны единице.

Величина эксцентриситета е эксцентрично закрепленных зубчатых колес 11 и 12, радиус Вз их начальных окружностей 17 и

18, а также связанные с этими размерами радиусы Rz u Rz начальных окружностей 15 и 16 дополнительных зубчатых колес 13 и 14 в каждом конкретном случае выбираются индивидуально в зависимости от необходимого максимально обеспечиваемого в кондиаметра относительного проскальзывания, при этом ме>косевое расстояние с эксцентрично закрепленных зубчатых колес 11 и 12 должно быть равно межосевому расстоянию с дополнительных зубчатых колес 13 и

14. В случае необходимости дополнительные зубчатые колеса 13 и 14 могут меняться между собой местами, что не влияет на диапазон относительного проскальзывания роликовых образцов 3 и 4 одинакового диаметра, а влияет только на диапазон изменения скорости скольжения этих же образцов и суммарной скорости их качения.

Машина трения работает следующим образом.

Вращательное движение от привода 5 передается на ведущее зубчатое колесо 7, затем через ведущее зубчатое колесо 6, вал

21, дополнительные зубчатые колеса 14 и

13, вал 19, эксцентрично закрепленные зубчатые колеса 11 и 12, вал 20 и ведомые зубчатые колеса 9 и 10 передается на вал 1 с закрепленным на нем испытуемым образ10

40 цом 3, а через ведущее зубчатое колесо 8 вращательное движение передается на вал

2 с закрепленным на нем испытуемым образцом 4. При этом образец 4 вращается с постоянной угловой скоростью, а образец 3 за счет находящихся в кинематической цепи эксцентрично закрепленных зубчатых колес

11 и 12 вращается с переменной в пределах каждого его оборота угловой скоростью, обеспечивая в контакте обоих образцов трение качения с переменным проскальзываниемм.

В зависимости от выбранной величины эксцейтриситета е эксцентрично закрепленных зубчатых колес 11 и 12, радиуса Вз их начальных окружностей 17 и t8, максимального а и минимального Ь расстояний от касательных к начальным окружностям 17 и

18 эксцентрично закрепленных зубчатых колес 11 и 12 до осей их вращения 01 и Oz, а также величины равных размерам а и Ь эксцентрично закрепленных зубчатых колес 11 и 12 радиусов R) и Rz начальных окружностей 15 и 16 дополнительных зубчатых колес

13 и 14 зависит максимальная величина переменного проскальзывания роликовых образцов 3 и 4 одинакового диаметра, В результате снабжения машины трения двумя дополнительными зубчатыми колесами, которые кинематически связывают эксцентрично закрепленные зубчатые коле, са с ведущими зубчатыми колесами, при этом радиус начальной окружности одного дополнительного зубчатого колеса равен максимальному расстоянию от касательных к начальным окружностям эксцентрично закрепленных зубчатых колес до осей их вращения, а радиус начальной окружности второго дополнительного зубчатого колеса равен минимальному расстоянию от касательных к начальным окружностям этих же эксцентрично закрепленных зубчатых колес до осей их вращения, позволяет расширить диапазон относительного проскальзывания роликовых образцов одинакового диаметра почти в 2 раза, что, в свою очередь, позволяет повысить производительность испытания материалов зубчатых передач на контактную прочность при трении качения с переменным проскальзыванием образцов и составляет технико-зкономический эффект изобретения.

Формула изобретения

Роликовая машина трения для испытания материалов зубчатых передач на контактную прочность, содержащая два параллельных вала; предназначенных для закрепления испытуемых роликовых образцов, привод вращения, связанные с ним ведущие зубчатые колеса, кинематически

1797002

Составитель Ю. Гузенко

Техред М,Моргентал Корректор М.Ткач

Редактор

Заказ 648 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035. Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 связанные с валом для закрепления первого образца, ведомые зубчатые колеса, кинематически связанные с валом для закрепления второго образца, и два идентичных по форме эксцентрично закрепленных зубчатых колеса, кинематически связанных с ведомыми зубчатыми колесами, о т л и- . ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения производительности испытания пуф тем расширения диапазона относительного проскальзывания роликовых образцов, она снабжена двумя дополнительными находящимися в зацеплении зубчатыми колесами, установленными соосно соответствующим эксцентрично закрепленным зубчатым колесам и кинематически связывающими их с ведущими зубчатыми колесами, а радиусы начальных окружностей дополнительных зубчатых колес равны соответственно максимальному и минимальному расстояниям от касательных к начальным окружностям эксцентрично закрепленных зубчатых колес до осей их вращения.

Роликовая машина трения для испытания материалов зубчатых передач на контактную прочность Роликовая машина трения для испытания материалов зубчатых передач на контактную прочность Роликовая машина трения для испытания материалов зубчатых передач на контактную прочность Роликовая машина трения для испытания материалов зубчатых передач на контактную прочность 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к испытаниям материалов трением.

Изобретение относится к методам прогнозирования износостойкости материалов высокой твёрдости и может .быть использовано в машиностроении при оценке работоспособности металлеи минералокерамических материа .лов и покрытий

Изобретение относится к технике испытаний материалов и смазывающих масел на трение, износ, заедание и контактную прочность и может быть использовано в отраслях промышленности, производящих или применяющих узлы трения или материалы для них

Изобретение относится к области испытания эластичных материалов на трение и износ

Изобретение относится к технике испытаний на трение

Изобретение относится к методам измерений и может быть использовано при оценке качества шлифовального инструмента

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к устройствам для испытания материалов на износ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при нанесении износостойких покрытий на трущиеся поверхности деталей, входящих во вращательные кинематические пары механизмов рабочих машин
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к проектированию, изготовлению, испытанию, эксплуатации, восстановлению и ремонту машин

Изобретение относится к испытаниям, в частности на термостойкость, и заключается в том, что поверхность испытываемого образца материала подвергают циклическому тепловому воздействию, включающему нагрев поверхности и последующее охлаждение, производя при этом контроль поверхности испытываемого образца материала

Изобретение относится к машиностроению, к области теории механизмов и машин и может быть использовано в качестве установки для определения коэффициентов трения покоя и движения для различных твердых материалов

Изобретение относится к триботехническим испытания, в частности к способам получения циклической нагрузки при испытании на трение и износ

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к испытаниям на трение и износ

Изобретение относится к испытательной технике и предназначено для экспериментально-расчетного определения параметров фрикционной усталости поверхностей твердых тел, контактирующих теоретически по линии, например, пар трения типа зуб-зуб в зубчатых передачах, колесо -дорожное полотно
Наверх