Устройство имитации условий движения транспортного средства для тренажера

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (si)s G 09 В 9/04

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) 1401503 (21) 4902122/.11 (22) 26.11.90 (46) 28.02,93, Бюл, ¹ 8 (71) Серпуховская общеобразовательная школа N 5 Московской области (72) Д.Н.Живцов, А.М,Шелудяков и P.Ñ.Åðîõèí (56) Авторское свидетельство СССР

N. 1401503. кл. G 09 В 9/04, 1987, (54) УСТРОЙСТВО ИМИТАЦИИ УСЛОВИЙ

ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ДЛЯ ТРЕНАЖЕРА (57) Использование: в устройствах, имитирующих условия движения транспортных

Изобретение относится к области уст- ройств, имитирующих условия движения транспортных средств, и может быть использовано в тренажерах для обучения водителей навыкам управления транспортными средствами по пересеченной местности и является усовершенствованием известнога устройства, описанного в авт, св. N.

1401503.

Целью дополнительного изобретения является расширение имитационных возможностей автомобильного тренажера пу..тем создания акустической иллюзии движения транспортного средства по пересеченной местности при работе его двигательной установки.

Функциональная схема предлагаемого устройства изображена на чертеже, где .обозначено: 1 — неподвижный макет пересе„,!Ж„» 1798810 А2 средств, и в тренажерах для обучения навыкам управления транспортными средствами по пересеченной местности. Сущность изобретения: устройство содержит последовательно соединенные между собой источник электрической энергии, звуковой генератор и звуковой динамик, установленный в кабине водителя, а также сумматор и блок электрической развязки, подключенные ко входам регуляторов громкости и тембра звукового генератора. В устройстве расширяются имитационные возможности автомобильного тренажера путем создания акустической иллюзии работы двигателя транспортного средства при его движении по пересеченной местности. 1 ил, ченной местности, выполненный из радиопрозрачного материала; 2 — объемное тело, например в виде цилиндра или в форме помещения, внутри которого установлен макет 1; 3 — модель транспортного средства. масштаб которой совпадает с масштабом. макета 1 местности; 4 — подвижное основание модели 3; 5 — телевизионная камера, оптическая ось которой направлена вдоль продольной оси модели 3; 6 — радиопередатчик; 7 и 8 — радиопередающие антенны с взаимно перпендикулярно направленными диаграммами направленности; 9 и 27 — источник электрического питания; 10 — управляемый координатор, обеспечивающий минимальную длину шлейфа телевизионно го и электрического кабеля управления подвижным основанием 4 и телекамеры 5 модели 3; 11 и 12 — датчики и органы управления кабины транспортного средства соот1798810

50

5 55 я зом, ветственно; 13 — водитель; 14 — телевизионный приемник (телевизор), экран которого установлен в лобовом окне кабины водителя

". 3: 15 — приемо-передающий телевизионный блок: 16 — видеомагнитофон; 17 — кабина водителя 13; 18 и 19 — исполнительные механизмы качания кабины 17 в горизонтальной и вертикальной плоскости; 20- преобразователь сигналов; 21 и 22 — усилители двух групп рамочных радиоприемных антенн; 23 и 24 — две группы рамочных радиоприемных антенн, диаграммы направленности которых взаимно перпендикулярны; 25 — блок электрической развязки; 26 — сумматор, например двухвходовый операционный усилитель; 28— звуковой генератор; 29 — звуковой динамик (громкоговоритель); 30 и 31 — входы регуляторов громкости и тембра звукового генератора 28, В статике две группы рамочных радиоприемных антенн 23 и 24 объемного тела 2 подключены через соответствующие усилители 21 и 22 ко входам преобразователя 20 сигналов, выходы которого соединены со входами соответствующих исполнительных механизмов качания 18 и 19 кабины 17 водителя 13 непосредственно и через блок 25 электрической развязки — к одному входу сумматора 26, другой вход которого подкл ючен к выходу датчика 11 положения органа управления 12 регулятора скорости. На подвижном основании 4 модели 3 неподвижно установлены телевизионная камера 5, радиопередатчик 6, радиопередающие антенны

7 и 8 и источник электрического питания 9.

Телевизионная камера 5 по электрическому кабелю с помощью управляемого координатора 10 соединена через приемо-передающий телевизионный блок 15 с выходами видеомагнитофона 16 и телевизора 14, установленного в лобовом окне кабины 17, Управляющий вход. координатора 10 подключен к выходам датчиков 11 органов управления 12. Выход сумматора 26 соединен со входом 31 регулятора тембра звукового генератора 28, вход 30 регулятора громкости которого подключен к выходу датчика 11 органов управления 12 расхода топлива. Выход звукового генератора 28 подключен ко входу звукового динамика 29, установленного в кабине 17 водителя 13, Электрическое питание звукового генератора 28 осуществляется от источника 27. Выход приемо-передающего блока 1 подключен ко входу телевизора 14 дл предъявления водителю 13 визуальной до рожной обстановки на макете 1 местности.

Устройство работает следующим абра

Телевизионное изображение макета 1 местности формируется на экранетелевизора 14, и водитель 13 с помощью органов 12 управления из кабины 17 управляет движением модели 3 транспортного средства, .получая полную визуальную иллюзию движения его кабины 17 по пересеченной местности, т,к. масштаб рельефа пересеченной местности макета 1 совпадает с масштабом модели 3, Одновременно с визуальной иллюзией водителю 13 создается вестибулярная иллюзия движения его транспортного средства по.пересеченной местности за счет качания кабины 17 в строгом соответствии с креном модели 3. Этот эффект вестибулярной иллюзии в основном изобретении достигается путем обработки исполнительными механизмами 18 и 19 качания разностного сигнала между подвижными радиопередающими антеннами 7 и 8 модели 3 с одной стороны и неподвижными антеннами 23 и 24 объемного тела 2 с другой стороны, Разностный сигнал усиливается и преобразуется с помощью соответствующих усилителей 21 и 22 и преобразователя

20 и с учетом местонахождения координатора 10 отрабатывается исполнительными механизмами 18 и 19 качания, формируя водителю 13 вестибулярную иллюзию движения его транспортного средства по пересеченной местности. Высокое качество вестибулярной иллюзии обеспечивается за счет безынерционного измерения крена подвижной модели 3 радиотехническими приемами передачи и приема радиоволн.

llpBBMflbHocTb движения модели 3 оценивается руководителем занятий как сразу же непосредственно, так и спустя некоторое

40 время с помощью видеомагнитофона 16.

Для расширения имитационных возможностей автомобильного тренажера в дополнительном изобретении водителю 13 создается, кроме визуальной и вестибуляр45 ной иллюзий движения транспортного средства по пересеченной местности, еще акустическая иллюзия работы двигательной установки этого транспортного средства, С этой целью при изменении положения органа 12 управления в направлении увеличения расхода топлива увеличивающийся выходной сигнал соответствующего датчика 1 увеличивает громкость звучания звукового динамика 29, т.к. увеличился входной сигнал регулятора громкости звукового генератора

28, что имитирует шум работы двигательной установки транспортного средства. При изменении (переключении) скорости движения транспортного средства соответствующий выходной сигнал датчика 11 поступает

1798810 l ( ( (1

Составитель А.Кочетов

Техред M.Ìoðãåíòàë Корректор Л.Ливринц

Редактор А.Павлова

Заказ 774 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб.. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 через сумматор 26 на вход 31 регулятора тембра (тона) звукового генератора 28. Кроме того, при изменении величины и знака крена модели 3 выходные сигналы преобразователя 20 поступают через развязываю- 5 щий блок 25 на один из входов сумматора

26, выходной сигнал которого тоже воздействует на регулятор тембра звукового генератора 28. Применение тембра и громкости звучания звукового генератора 28 создает 10 акустическую иллюзию работы двигательной установки транспортного средства при движении по пересеченной местности.

Положительный эффект от использова- 15 ния дополнительного изобретения состоит в том, что расширяются имитационные свойства автомобильного тренажера за счет формирования обучаемому водителю 13 акустической иллюзии работы двигательной 20 установки при движении транспортного средства по пересеченной местности..

Формула изобретения

Устройство имитации условий движения транспортного средства для тренажера по авт, св, М 1401503, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения имитационных возможностей, оно снабжено звуковым генератором с блоком его питания, динамиком, установленным в кабине водителя, логическим блоком ИЛИ и соединенным одним из входов с его выходом сумматором, другой вход которого подключен к выходу датчиков органов управления, связанному из входов звукового генератора, другой вход которого подключен к выходу сумматора; э выход — к входу динамика, при этом входы логического блока ИЛИ подключены к соответствующим выходам преобразователя.

Устройство имитации условий движения транспортного средства для тренажера Устройство имитации условий движения транспортного средства для тренажера Устройство имитации условий движения транспортного средства для тренажера 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам для привития профессиональных навыков и может быть использовано в качестве тренажера

Изобретение относится к автомобильной технике, в частности к устройствам для управления сцепления и тормозом учебного автомобиля

Изобретение относится к вычислительной технике и предназначено для применения при обучении водителей, в частности, вилочных погрузчиков

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам, в частности к тренажерам для обучения водителей транспортных средств

Изобретение относится к средствам контроля и оценки мастерства вождения транспортных средств

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и может быть использовано для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к устройствам для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к техническим устройствам обучения и контроля качества подготовки механика-водителя бронированной гусеничной машины

Изобретение относится к устройствам для получения навыков и понятий управления транспортным средством, обучения правилам дорожного движения, тренировки преодоления различных помех, развлечения

Изобретение относится к тренажерной технике, автотренажерам для отработки навыков вождения автомобиля

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам обучения вождению танков

Изобретение относится к тренажерным средствам, применяемым для обучения авто-, мото-, велоспортсменов, и может быть использовано при разработке, сооружении и эксплуатации тренажеров, аттракционов и спортивно-развлекательных объектов

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и предназначено для использования в тренажерах для обучения механиков-водителей гусеничных машин

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам, в частности к танковым тренажерам
Наверх