Рабочее колесо турбомашины

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 F 01 D 5/00,5/30

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4825474/06 (22) 21.05.90 (46) 07,03,93. Бюл. N. 9 (71) Омский филиал Научно-исследовательского института технологии и организации производства двигателей (72) З,И.Барский (56) Патент ФРГ N 1551200, кл. F 01 D 5/30, опублик. 1971 r. (54) РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ТУРБОМАШИНЫ (57) Использование: турбомашиностроение.

Сущность изобретения: рабочее колесо тур° бомашины содержит диск (Д) 1 с закрепленными на его периферии лопатками (Л) 2 и расположенными между ними проставками (П) 4. На периферии Д 1 выполнены два кольцевых выступа (В) 5 с утолщениями на их периферии. Хвостовики (X) 3 Л 2 имеют

„„5U ÄÄ 1800070 А1 ответные по форме В 5 пазы 7, Боковые грани П 4 и X 3 выполнены под острым углом к плоскости симметрии В 5, Ширина палки

Х 3 равна максимальной ширине профиля Л

2 в корневом сечении. Боковые грани X 3. могут быть выllîëнены параллельными между собой, а боковые грани П 4 могут лежать в плоскостях, образующих острый угол, вершина которого обращена к оси Д 1, П 4 имеют ответные по форме В 5 пазы.

Боковые грани X 3 и П 4 могут располагатьея под острым углом друг к другу с вершиной, обращенной соответственно к оси колеса и его периферии, или наоборот. П 4 могут быть выполнены из материала с плотностью, меньшей плотности материалов Л 2 и Д 1. 5 з.п.ф-лы. 12 ил.

1800070

Изобретение относится к турбостроеиию, в частности к рабочим колесам турбомашины.

Цель изобретения — повышение техноЛОГИЧНОСТИ. 5

На фиг.1 изображено рабочее колесо; на фиг,2 — диск; на фиг.3 — лопатка с хвостовиком, имеющим параллельные боковые грани: на фиг.4- проставка с гранями,-лежащими в плоскостях, образующих острый угол, вершина которого обращена к оси диска; на фиг.5- лопатка с хвостовиком, грани которого расположены под острым углом, вершина которого направлена к оси диска; на фиг.6 — проставка с гранями, лежащими в плоскостях, образующих острый угол, вер шина которого направлена к периферии диска; на фиг,7- лопатка с хвостовиком, грани которого выполнены в плоскостях, образую- . щих острый угол, вершина которого направ- 20 лена к периферии диска; на фиг.8— собранное колесо с .изображенными на фиг,3 лопатками и проставками, изображенными на фиг.4; на фиг.9 — собранное колесо с лопатками, изображенными на фиг.5, и проставками на фиг.6; на фиг,10 — собранное колесо с лопатками, изображенными на фиг,7; и проставками на фиг.4; на фиг.11— вид А на фиг.8; на фиг.12- корневое сечение пера на фиг.11. 30

Рабочее колесо содержит диск 1 с закрепленными на его периферии лопатками

2 l4 расположениымИ между хвостовиками 3 лопаток проставками 4. На периферии диска выполнены двэ кольцевых выступа 5 с 35 . утолщениямй 6 нэ их периферии, Хвостови-. ки 3 лопаток имеют ответные по форме выступов 5 пазы 7, а боковые грани 8 хвостовиков и проставок выполнены под ос- . трым углом со к плоскости симметрии 9 40 кольцевых выступов 5.

Ширина I полки 10 хвостовика лопатки в окружном направлении выполнена равной, максимальной ширине профиля лопатки в корневом сечении 11 (фиг.11, 12). 45

При установке в диск 1 (фиг.8) лопаток

12 (фиг,З) с боковыми гранями 13 хвостовика 14, параллельными между собой, устанавливают проставки 15 (фиг.4), боковые . грани 16 которых лежат в плоскостях, абра- 50 зующих острый угол а, вершина. которого обращена к оси О диска. При этом пазы 17 лопаток и пазы 18 проставок выполнены как ответные к.кольцевым выступам 5 диска, При установке (диск 1, фиг,9) лопаток 55

19 (фиг.5) с боковыми гранями 20хвостовика 21, расположенными под острым углом j3 друг к другу с вершиной, обращенной к оси

0 колеса, между лопатками устанавливают проставки 22, боковые грани 23 которых расположены паД Острым углом друг к другу с вершиной, обращанной к периферии колеса, При этом пазы 24 лопаток выпалне;

Hbl как ответные к кольцевым выступам колеса, а пазы 25. проставок выполнен ы прямоугольной фдомы с шириной а, равной наибольшей ширине Ь утолщений кольцевых выступов.

При установке в диск 1 (фиг.10) лойаток

26 (фиг.7) с боковыми гранями 27 хвостовйка"

28, расположенными под острым углом. в друг к другу: с вершиной; Обращенной к периферии колеса, между лопатками уста-. навливают проставки 15 (фиг.4), боковы4 грани которых образуют острый угол А, вер шина которого обращена к оси 0 диска, Для уменьшения веса колеса проставили" выполняют из материалов с плотностью," меньшей плотности материала лопатки. и диска.

Формула изобретения

1. Рабочее колеса турбомашины, содержащее диск с закрепленными на его периферии лопатками и расположенными между хвостовиками лопаток праставками, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения . технологичности, на периферии диска выполнены па меньшей Måðå два кольцевых выступа с утолщениями на их периферии, хвостовики лопаток имеют ответные па формее выступов пазы, а боковые грани хвастовиков и праставок выполнены под острым углом к плоскости симметрии кольцевого выступа, 2, Колесо по п1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что ширина полки хвоставика равна максимальной ширине профиля лопатки в корневом сечении.

3. Колесо по пп.1 и 2, о т л и ч а ю щ е ео я тем, что боковые грани хвостовиков выполнены параллельными между собой, а боковые грани каждой проставки лежат в плоскостях; образующих острый угол, вершина которого обращена к оси диска, и проставки имеют ответные по форме кольцевых выступов пазы.

4. Колесо по пп,1 и 2, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что боковые грани каждого хврставика и каждой проставки расположены под острым углом друг к другу с вершиной, обращенной соответственно к оси колеса и его периферии, при этом проставки имеют пазы прямоугольной формы, ширина которых равна наибольшей ширине утолщений кольцевых выступов.

5. Колесо по пп,1 и 2, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что боковые грани хвостовика и

1800070 каждой проставки расположены под острым углом друг к другу с вершиной, обращенной соответственно к периферии колеса и его оси, 6, Колесо по пп,1-5, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что проставки выполнены из материала с плотностью, меньшей плотности материалов лопаток и диска.

1800070

1800070

8идд

Ж4 //

Фиг Я

Составитель З.Барский

Техред М.Моргентал

Редактор

Корректор С.Юско

Заказ 1146 Гираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Рабочее колесо турбомашины Рабочее колесо турбомашины Рабочее колесо турбомашины Рабочее колесо турбомашины Рабочее колесо турбомашины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к энергетическому машиностроению, может быть использовано в паровых турбинах с цельнокованными или сварными роторами, а также в газовых турбинах и компрессорах с аналогичными роторами и позволяет уменьшить объем ремонтных работ при авариях с отрывом рабочих лопаток

Изобретение относится к осевым лопаточным машинам Цел ю изобретения является повышение надежности и улучшение ремонтопригодности У-ie.i крепления ломит ки 1 к ступице 2 содержит корпус 1 rti 7 с буртом 4

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к осевым газовым турбинам, применяемым в авиации и энергетике

Изобретение относится к области охлаждения элементов конструкции высокотемпературной турбины и может быть использовано в турбостроении для стационарных силовых установок и транспортных турбин
Наверх