Способ изготовления изоляции стержней обмоток электрических машин

 

Использование: изготовление изоляции обмоток высоковольтных турбо - и гидрогенераторов . Сущность изобретения: на стержень 1 наносят пропитанные слюдосодержащие, помещают его в пресс-планки, наносят на стержень с пресс-планками эластичную оболочку 2, вакуумируют ее полость и прессуют стержень газовой средой. Оболочку 2 выполняют из нагревостойкой резины, выполненной с продольным разъемом После нанесения ее на стержень края разъема укладывают друг на друга с нахлестом и обматывают по всей длине теплостойким ленточным материалом. Используют ленточный материал с коэффициентом термического расширения меньшим, чем у материала оболочки 2. До начала вакуумирования нагревают стержень 1 с оболочкой 2 до достижения вакуумплотности в разъеме 3 оболочки 2. 4 ил., 1 табл. ел

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

1801242 А3 (19) (! 1) (s1)s Н 02 К 15/12

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ПАТЕ НТУ (21) 4953506/07 (22) 25,06,91 (46) 07.03.93. Бюл, М 9 (71) Ленинградское производственное электромашиностроительное объединение

"Электросила" (72) Д, Я. Черняк, Б. А. Викторжак, .Н. Д. Пинчук, Т,А. Гуреева и И. В. Аронова (73) Ленинградское производственное электромашиностроительное объединение

"Электросила" (56) Авторское свидетельство СССР

N- 775828, кл. Н 02 К 15/12, 11.09,78. (54) СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗОЛЯЦИИ

СТЕРЖНЕЙ ОБМОТОК . ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ

МАШИН (57) Использование: изготовление изоляции обмоток высоковольтных турб и гидрогеИзобретение относится к электротехнике, в частности, к способам изготовления изоляции обмоток высоковольтных турбо- и гидрогенераторов.

Целью изобретения является уменьшение трудоемкости, упрощение изготовления и улучшение качества изоляции.

На фиг. 1, 2 изображена конструкция оболочки из теплостойкой резины для оп-, рессовки изоляции в соответствии с изобретением (фиг. 1 -для публикации в бюллетене), на фиг, 3 изображена конструкция коробочки для оболочки; на фиг. 4 изображен стержень гидрогенератора, подготовленный к опрессовке.

Ниже приводятся примеры изготовления изоляции стержней обмоток электриченераторов. Сущность изобретения: на стержень 1 наносят пропитанные слюдосодержащие, помещают его в пресс-планки, . наносят на стержень с пресс-планками эластичную оболочку 2, вакуумируют ее полость и прессуют стержень газовой средой.

Оболочку 2 выполняют из нагревостойкой резины, выполненной с продольным разьемом. После нанесения ее на стержень края разъема укладывают друг на друга с нахлестом и обматывают по всей длине теплостойким ленточным материалом. Используют ленточный материал с коэффициентом термического расширения меньшим, чем у материала оболочки 2. До начала вакуумирования нагревают стержень 1 с оболочкой 2 до достижения вакуумплотности в разъеме 3 оболочки 2. 4 ил., 1 табл. ских машин в соответствии с предлагаемым способом. 00

Пример 1. На макет стержня, пред- С) ставляющий собой медную шину размером а

6 х 30 х 1000 мм, наносят пропитанную ленту марки ЛТСС-3 в количестве 11 слоев, Лента р состоит из слюдинитовой бумаги толщиной

40 мкм, стеклянной тканой подложки толщиной 46 — 50 микрон и эпоксифенольного связующего. Толщина ленты 0,16 — 0,18 мм, Эпоксифенольное связующее состоит из (Д эпоксидной диановой смолы ЭД-16 и новолачной фенолформальдегидной смолы СФ0112. Связующее имеет следующие характеристики: при 20 С составляет

0,2 ; при 130 С составляет 5 — 7%;

102оос = 10 Ом . см. Толщина изоляции

14 макета стержня — 3 мм на сторону. Изоля1801242 цию макета стержня предварительно подпрессовывают s прессе по следующему режиму: низкое (4 МПа) давление и температура 125 — 130 С в течение 30 мин; высокое (20 МПа) давление и температура

125 — 130 С в течение 20 мин, После предварительной подпрессовки изоляцию охлаждают до температуры 50 — 60 С в прессе под давлением, затем макет стержня извлекают из пресса, На изоляцию наносят один слой фторопластовой пленки вг:.олнахлеста, поверх фторопластовой пленки помещают

Г-образные планки толщиной 1,5 мм, Поверх планок наносят один слой фторопластовой пленки вполнахлеста. С целью предохранения оболочки от порезов о края

Г-образных планок, на торцы последних перед нанесением фторопластовой пленки наносят один-два слоя вакуумной резины толщиной 0,5 мм, шириной 40.— 50 мм вполнахлеста. С одной иэ двух сторон на макет стержня 1 (см, фиг, 1, 2) свободно беэ всяких усилий надевают оболочку 2, изготовлен. йую из кремнийорганической смеси К-69, Толщина стенки оболочки 4 — 5 мм.

Температурный коэффициент обьемного расширения материала оболочки в диапазоне рабочих температур около 300 106 град . По периметру на расстоянии 30 — 40 ,мм от торцов оболочка заделана наглухо, Растянув оболочку по длине на 40 — 50 мм, надевают ее на второй конец макета стержня. Отогнув в сторону замок 3 разъема оболочки, который находится на узкой грани макета стержня, промаэывают одну из его сторон тонким слоем вакуумной смазки. Поверх оболочки, на всю ее длину наносят бандаж из стеклоленты ЛЭС 0,1 х 20 — 25 мм или ЛЭС 02 х 20 — 25 мм в 1/3 или 1/2 нахлеста. Бандаж наносят с натягом 1 — 1,5

Ньютона, Материал бандажа имеет удлинение при растяжении до 3% и коэффициент температурного расширения 6 10 1/град.

С помощью штуцера, устанавливаемого на отверстии 4, оболочку соединяют с вакуумным насосом и проверяют на вакуумплотность, Макет стержня помещают в котел, имеющий температуру 160 С и разогревают там в течение 60 — 75 мин. За это время оболочка прогревается до температуры 90 — 100 С.

Внутри оболочки создается разрежение, так как внутренняя полость оболочки соедине-. на магистралью с вакуумным насосом, После разогрева оболочки до указанной выше температуры и изоляции макета стержня, которая разогревается до температуры 50—

60 С, включают вакуумный насос и начинают вакуумировать изоляцию. Через 5 — 10 мин после начала вакуумирования изоляции макета стержня начинают вакуум IpoBBTb, котел и по достижении остаточного давления в котле 133 Па, заполняют его азотом до давления в 1 МПа. Изоляцию макета стержня отверждают под давлением азота 1 МПа и температуре 160 С с одновременным ее вакуумированием либо в течение всего времени (16 ч) отверждения, либо с частичным (9 — 10 ч) вакуумированием. Свойства иэго10 товленной изоляции макета стержня приведены в таблице.

fl р и м е р 2. На отрезок 1 натурного стержня сечением 27,5 х 92,5 х 1500 мм наносят 26 слоев пропитанной ленты ЛТСС"5 3 вполнахлеста, Лента состоит из слюдинитовой бумаги толщиной 40 микрон, стеклянной подложки толщиной 46 —. 50 мкм и эпоксифенольного связующего, Эпокси.фенольное связующее состоит из эпоксидной диановой смолы ЭД-16 и новолачной фенолформальдегидной смолы СФ-0112.

Связующее ЭД-16 имеет следующие характеристики: при 20 С составляет 0,2 ; при

130 С составляет 5 — 7ф„р2 Bc = 10

Ом . см. Толщина изоляции — 4,2 мм на сторону. Изоляцию отрезка натурного стержня предварительно подпрессовывают в прессе по следующему режиму: низкое (4

МПа) давление и температура 125 — 130 С в течение 40 мин; высокое (20 МПа) давление и температура 125 — 130 С в течение 20 мин.

После этого изоляцию охлаждают в прессе до температуры 50 — 60 С и отрезок натурного стержня извлекают из пресса. На изоляцию наносят один слой фторопластовой пленки вполнахлеста, поверх фторопласто.вой пленки помещают Г-образные планки толщиной 1,5 мм. С целью предохранения оболочки от порезов о края Г-образных планок на торцы последних перед нанесением фторопластовой пленки наносят один-два слоя вакуумной резины толщиной 0,5 мм, шириной 30 — 40 мм или 2 — 3 слоя киперной ленты вполнахлеста. С одной иэ двух сторон на отрезок натурного стержня свободно без каких-либо усилий одевают оболочку 2, изготовленную из кремнийорганической смеси К-69, Толщина стенки оболочки 4 — 5 мм.

Конструкция оболочки такая же, как и в при- мере 1. Затем, растянув оболочку по длине на 40 — 50 мм, одевают ее на второй конец отрезка натурного стержня. Отогнув сторону замка 3 оболочки, который находится на узкой грани отрезка 1 натурного стержня, промазывают одну из сторон замка 3 тонким слоем вакуумной смазки. Поверх оболочки на всю ее длину наносят бандаж из стеклоленты ЛЭС 0,1 х 20 — 25 или ЛЭС 0,2 х(20 — 25) мм в 1/3 или 1/2 нахлеста, Бандаж

1801242 наносят с натягом 1 — 1,5 Ньютона. Материал бандажа имеет коэффициент температурного расширения 6 10 1/ãðàä и удлинение при растяжении до 3 .

С помощью штуцера оболочку соединя- 5 ют с вакуумным насосом и проверяют на вакуумплотность, Отрезок натурного стержня помещают в котел, разогретый до 160 С, и разогревают в течение 60 — 75 мин. 3а это. время оболочка прогревается до 90 — 100 С. 10

Внутри оболочки создается разрежение, так как внутренняя полость оболочки соединена магистралью с вакуумным насосом. По.сле разогрева оболочки и изоляции (50—

60 С) натурного отрезка стержня включают 15 вакуумный насос и начинают вакуумировать изоляцию отрезка натурного стержня, Через 5 — 10 минут после начала вакуумирова ния изоляции вакуумируют котел до остаточного давления I33 Па и затем заполня- 20 ют его азотом до давления 1 МПа. Изоляция натурного отрезка стержня отверждается под давлением газа 1 МПа и температуре

160 С с одновременным ее вакуумированием либо в течение всего времени отвержде- 25 ния (16 ч) либо с частичным (9 — 10 часов) вакуумированием, Свойства приведены в таблице.

П.р и м е р 3. На натурный стержень, имеющий сечение 27,5 х92,,5 мм в пазовой 30, части, 27,1 х 87,1 мм в лобовых частях и длину 3600 мм, наносят 26 слоев пропитанной ленты ЛТСС-3 вполнахлеста. Лента состоит из слюдинитовой бумаги толщиной 40 микрон, стеклянной подложки толщиной 46 35 — 50 микрон и эпоксифенольного связующего. Толщина ленты 0,16 — 0,18 мм. Эпоксифенольное связующее состоит из эпоксидной диановой смолы ЭД-16 и новолачной фенолформальдегидной смолы СФ- 40

0112. Связующее имеет следующие . характеристики: при 20 С составляет 0,2 ; при 130 С вЂ” 5 — 7/; удельное объемное сопротивление рсоставляет при 20 С 10

Ом см. Толщина изоляции — 4,2 мм на сто- 45 рону, Изоляцию натурного стержня предварительно подпрессовывают в 2-х ручьевых прессах по следующему режиму: низкое (4

МПа) давление и температура 125 — 130 С в течение 40 мин; высокое (20 МПа) давление 50 и температура 125 — 130 С в течение 20 минут. После этого изоляцию охлаждают в прессе до температуры 50 — 60 С и стержень извлекают из пресса. На изоляцию стержня наносят один слой фторопластовой 55 пленки вполнахлеста, поверх фторопластовой пленки на пазовую часть помещают Г-образные планки толщиной 1,5 мм, к которым приварены встык планки для лобовых частей толщиной 0,5 мм, имеющих форму лобовых частей. На головки стержня с целью предохранения оболочки от ее повреждения об острые края медных проводников одевают разборные металлические коробочки 5, конструкция которых приведена на фиг, 3. Крышку 5 разборной коробочки закрепляют одним слоем киперной или тафтяной ленты в 1/3 или 1/2 нахлеста. Место стыка коробочки и планки с двух сторон закрывают П-образными прокладками из жести толщиной 0,3 — 0,4 мм, шириной 40—

45 мм, поверх которых наносят один слой киперной или нефтяной ленты в 1/3 или 1/2 нахлеста, С одной из двух сторон на головку стержня надевают оболочку 2, изготовленную из кремнийорганической смеси К-69. Толщина оболочки 4 — 5 мм, Затем, растянув оболочку по длине, надевают ее на вторую головку стержня и, раскрывая оболочку в замке 3, надевают на пазовую и лобовые части стержня. Отогнув наружную сторону замка 3 оболочки, который находится на узкой грани стержня 1, промазывают одну из его сторон тонким слоем вакуумной смазки. Поверх оболочки 2 на всю ее длину наносят бандаж из стеклоленты ЛЭС 0,1 х (20 — 25) мм или

ЛЭ С 0,2 х (20 — 25) мм в 1/3 или 1/2 нахлеста.

Бандаж наносят с-натягом 1 — 1,5 Ньютона.

Материал бандажа имеет удлинение при растяжении до З и коэффициент температурного расширения 6 10 1/град.

С помощью штуцера (не показан) оболочку 2 соединяют с вакуумным насосом 6 и проверяют на вакуумплотность (фиг. 4).

Стержень помещают в котел 7, разогретый до 160 С, и разогревают там в течение

60 — 75 минут. 3а это время оболочка 2 прогревается до температуры 90 — 100 С, Внутри оболочки создается разрежение, так как внутренняя полость оболочки соединена магистралью с вакуумным насосом. После разогрева оболочки до указанной выше температуры и изоляции (50—

60 С) натурного стержня включают вакуумный насос 6 и начинают вакуумировать изоляцию. Через 5 — 10 мин после начала вакуумирования изоляция натурного стержня включают вакуумный насос 8 и вакуу- мируют котел до остаточного давления 133

Па и заполняют его азотом до давления 1

МПа. Изоляцию. натурного стержня отверждают под давлением азота 1 МПа и температуре 160 С с одновременным его вакуумированием либо в течение всего времени отверждения (16 часов), либо с частичным (9 — 10 ч) вакуумированием, Свойства изоляции приведены в таблице.

1801242

П име 3

30-35

П име 2

П име 1

30-40

П ототип

23-25

8и испытаний

30-35

0,006

0;007

0,011

0.013

0,006

0,008

0,012

0,014

0,005

0,007

0,010

0,012

0,007

0,009

0;014

0,016

0,08

0,09

0,11

0.14. 0,06

0,09 0,11

0,13

0,09

0,11

0,13

0,16

0,08

0,10

0,12

0.14

300

1000

800

790

Псперечиае сечение / Г редрне

Технико-экономическая эффективность заявляемого способа заключается в.получении качественной изоляции, способ отличается простотой и меньшей трудоемкостью по сравнению с известным.

Формула изобретения

Способ изготовления изоляции стержней обмоток электрических машин, при котором на стержень наносят пропитанные слюдосодержащие ленты, помещают его в пресс-пленки, наносят на стержень с пресспланками эластичную оболочку, вакуумируют ее полость и прессуют стержень газовой средой, отличающийся тем, что, с

Кратковременная электрическая прочность, кВ/мм при 20 С и напряжении, к8.

6

16 . ° при 130 С и напряжении, 3

9

Срок жизни (время до пробоя при 12 к8/мм/50 $-ный образе,ч целью уменьшения трудоемкости за счет упрощения изготовления и улучшения качества изоляции, используют оболочку из нагревостойкой резины, выполненную с

5 продольным разъемом, после нанесения ее на стержень края разъема укладывают друг на друга с нахлестом и обматывают по всей длине теплостойким ленточным материалом; при этом используют ленточный мате10 риал с коэффициентом термического расширения меньшим, чем у материала оболочки, а до начала вакуумирования нагревают стержень с оболочкой до достижения вакуум-плотности в разъеме оболочки, 1801242

1801242

Составитель Д.Черняк

Техред М.Моргентал Корректор Н.Гунько

Редактор

Заказ 1191 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101

Способ изготовления изоляции стержней обмоток электрических машин Способ изготовления изоляции стержней обмоток электрических машин Способ изготовления изоляции стержней обмоток электрических машин Способ изготовления изоляции стержней обмоток электрических машин Способ изготовления изоляции стержней обмоток электрических машин Способ изготовления изоляции стержней обмоток электрических машин 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике , в частности к способам, изготовления изоляции обмоток высоковольтных электрических машин

Изобретение относится к электротехнике , в частности к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано при изготовлении обмоток статоров электрических машин, трансформаторов, дросселей

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и касается особенностей конструктивного выполнения уплотнений валов электрической машины

Изобретение относится к области электротехники и касается способов пропитки и сушки таких электротехнических изделий, как обмотки статоров, роторов электродвигателей, трансформаторов, магнитопроводов и т.п

Изобретение относится к области электротехники и касается способов электроосмотической сушки изоляции обмоток электрических машин при их эксплуатации, а также для предупреждения увлажнения изоляции обмоток электрических машин во время технологической паузы

Изобретение относится к области электротехники, а именно к ремонту электрических машин преимущественно с термореактивной изоляцией

Изобретение относится к области электротехники, в частности к устройствам для капельной пропитки и сушки обмоток электрических машин

Изобретение относится к электротехнике, а именно к технологии изготовления катушек сильных магнитных потоков, которые могут быть использованы в электротехнической промышленности

Изобретение относится к области токовой сушки трансформаторов, электрических кабелей, электрических машин, конкретно к токовой сушке обмоток электрических машин

Изобретение относится к электромашиностроению
Наверх