Способ дожигания отработанных газов двигателя внутреннего сгорания

 

Сущность: отработанные газы двигателя внутреннего сгорания пропускают через катализатор в заданной последовательности через чередующиеся кипящие слои ката .2 лизатора,состоящие из 47-49% окисленного ферромарганца фракцией 4-5 мм и 51-53% платиносодержащего дунита фракцией 10- 12 мм, статические слои катализатора, состоящие из 83-87% дунита, активированного 5-6% окислов марганца, 5- 6% окислов меди и 3-4% окислов никеля фракцией 10-12 мм. Для повышения эффективности дожигания сначала производят форсаж, путем электронагрева катализатора более 400°С, и дренаж отработанных газов до установления рабочего режима, характеризующегося процессом увеличения температуры катализатора до 450- 500°С, за счет дополнительного тепла экзотермической реакции. .Время контакта газов с катализатором 0,6-1,0 с. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

<я>5- F 23 G 7/06

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4882868/33 (22) 19.11.90 (46) 30.03.93. Б юл. Q 12 (71) Рижский Краснознаменный институт инженеров гражданской авиации им. Ленинского комсомола (72) П.П.Болдышев и Н.Г,Шумов (56) Патент СССР М 1530083, кл. F 23 G 7/06, . 1989. (54)СПОСОБ ДОЖИГАНИЯ ОТРАБОТАН Н ЫХ

ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО

СГОРАНИЯ (57) Сущность: отработанные газы двигателя внутреннего сгорания пропускают через катализатор в заданной последовательности через чередующиеся кипящие слои катаИзобретение относится к способам очистки газообразных промышленных отходов, а именно к катализу для очистки отработавших газов, и может быть использовано в схеме утилизации выхлопных газов двигателя внутреннего сгорания на ремонтных заводах и заводах изготовителях во время горячей обкатки двигателей.

Целью изобретения является повышение эффективности процесса за счет использования теплосодержания отработавших газов и экзотермичоской реакции на катализаторе.

Поставленная цель достигается тем, что отработавшие газы двигателя внутреннего сгорания пропускают через катализатор и сжигают на нем. Для этого их пропускают последовательно через чередующиеся ки„„Я3,щ 18О5267 А1 лизатора,состоящие из 47-49% окисленного ферромарганца фракцией 4 — 5 мм и 51-53% платиносодержащего дунита фракцией 1012 мм, статические слои катализатора, состоящие из 83-87% дунита, активированного 5-6% окислов марганца, 56% окислов меди и 3-4% окислов никеля фракцией 10-12 мм. Для повышения эффективности дожигания сначала производят форсаж, путем электронагрева катализатора более 400 С, и дренаж отработанных газов до установления рабочего режима, характеризующегocA процессом увеличения температуры катализатора до 450500 С, за счет дополнительного тепла экзотермической реакции..Время контакта газов с катализатором 0,6-1,0 с. 2 ил. ииЪ пящие слои катализатора в течение 0,6-1 с, QQ при этом кипящие слои состоят из 47-49% и ("

51-53% окисленного ферромарганца фрак- (у цией 4-5 мм, платиносодержащего дунита фракцией 10-12 мм, а статические слои катализатора состоят из 84-87% дунита, активированного 5-6% окислов марганца, 5-6% скислое меди и 34й никеля фракцией 10-12 мм, гта фиг. 1 лредстаелен каталитияескии а реактор, продольный разрез, в котором реализован предложенный способ; на фиг. 2— то же, поперечный разрез.

В качестве примера выполнения способа приведен каталитический реактор (фиг.1;2), позволяющий выполнять операции в заданной последовательности, охарактеризованные в формуле изобретения:

1805267 — отработавшие газы двигателя внутреннего сгорания пропускают через катализатор в заданной последовательности, — пропускают отработавшие газы через чередующиеся кипящие слои катализатора, состоящие из смеси зерен окисленного ферромарганца фракцией 4-5 мм с платиносодержащим дунитом фракцией 10-12 мм, — статические слои катализатора, состоящие из дунита.активированного окислами марганца, меди и никеля фракцией 10-12 мм, — для этого сначала производят форсаж путем электронагрева катализатора более

400OС, и дренаж отработавших газов до установления рабочего режима, характеризующегося процессом увеличения .температуры катализатора до 450-500 С за счет дополнительного тепла экзотермической реакции и времени контакта с катализатором 0,6-1,0 секунды газа, проходящего в нем по току с направлением газа в трубчатых каналах.

Каталитический реактор содержит корпус, изготовленный в виде цилиндрической оболочки 1 с крышкой 2 и днищем 3. В корпус вварен штуцер 4 выхода очищенной газовой фазы, в днище 3 вварен штуцер 5 ввода неочищенной газовой фазы, а в крышке 2 размещен патрубок 6 ввода и вывода фаз к каналам "а" и."б", на выходе которых соответственно установлены распределительные перекрывные газовые вентили 7 и 8. Между перфорированными решетками 9 на них уложены слои катализатора,.из которых два слоя ожиженные (кипящие) 10 и два слоя — стационарные 11. Через слои катализатора проходят, газопроводящие трубчатые каналы 12, равномерно расположенные по поперечному сечению (фиг.2) гильзы 13, установленной соосно с корпусом 1 и вставленной в него и зафиксированной в нем кольцевым буртом 14. Гильза 13 имеет свою свободно установленную внутреннюю крышку 14, отделяющую входную и выходную фазы.

Крышка 2 корпуса 1 герметизируется термостойкой прокладкой и стягивается с корпусом болтами по фланцевому сочленению, В верхней цилиндрической оболочке внутренней крышки 14 выполнены газовые отверстия, а в нижней цилиндрической оболочке этой крышки стыковочной с гильзой

13 кольцевой бурт 14, Такая конструкция каталитического реактора делает его разборным.

Внутри реактора размещен катализатор — дунит — природный минерал. Он заключен между перфорированными решетками. Катализатор размещен чередующимися кипящими и стационарными слоями в гильзе, установленной в теплоизолированном корпусе, Толщина ки-.

5 пящих слоев составляет 20-25 мм. Их два.

Толщина стационарных слоев составляет

10-15 диаметров отдельной гранулы, т.е. 5075 мм. Их тоже два. Между слоями катализатора необходимы газовые замеры, "0 примерно по 30-35 мм. Через катализатор проходят шесть газопроводных трубок, pagположенных равномерно по сечению, Между корпусом и гильзой находятся распределительные перекрываемые газо15 вые каналы "а" и "б", соединяющие патрубки ввода и вывода фаз.

Экспериментально по результатам химического анализа конечного продукта—

20 двуокиси углерода . установлено, что наибольшая чистота 99,76 получается, когда в кипящих слоях катализатора использована смесь зерен окисленного ферромарганца

Ре Оз, МпО фракцией 4-5 мм с платиносодержащим дунитом SION 34, Ре20з 4,75 «(»

Mg 43,36, Т102 0,06, NiO 3,15, Мо Оз

0,2, СаО 0,19 фракцией 10- l2 мм, AlzOa

0,01., МпО 0,15o К О 0,14, СТО 0,47, Pt — остальное, а в статистических слоях—

30 дунит an.ивирован окислами марганца, меди и никеля фракцией 10-12 мм, Оптимальная указанная дисперсность зерен шаровидной формы, по-видимому, обьясняется минимальными путевыми потерями в

35 слоях катализатора, сокращающими длительность прохождения газом слоев катализатора до 0,6-1,0 секунды; а кроме того, шаровая поверхность зерен повышает активность катализатора, т.к. отношение объ40 ема зерна к его поверхности при данных фракциях становится оптимальным и составляет 1/3 диаметра, т.е, здесь использована максимальная поверхность окисления.

45 Химический анализ показал, что бензопирины в конечном продукте не обнаружены. По-видимому, они разлагаются при каталитическом горении и при химическом анализе конечного продукта — двуокиси уг50 лерода — при взаимодействии с 4-нитрофинилдиазонийхлоридом красного осадка не набл юдалось.

Основные технические характеристики каталитического реактора. П ри внутреннем

55 диаметре дожигателя, равным 0,3 м, его эквивалентный диаметр с учетом шести газопроводящих трубок составляет 0,29 м.

При этом; — площадь поперечного сечения катализатора 0,071 мз, 1805267 — площадь каналов газа в сечении

0,0367 м2, — скорость газа в реакторе при расходе

163 нм /ч 1,23 м/с, — высота дожигателя 0,738; — объем дунита 0,052 м, 3

- время контакта газа с дунитом, разогретом до температуры более 400 С, 0,6-1,0 секунд, — масса дунита 43,8 кг при удельном насыпном весе 840 кгlм . з

Работа дунитного катализатора происходит в два этапа:

I-ый этап — разогрев катализатора отработавшими газами без контакта с ним, а в условиях форсажного разогрева дополнительным включением электронагревательных элементов 15. ! 1-й этап — работа каталитического реак тора на режиме при температуре катализатора более 400 С.

На 1-м этапе газовый разогрев катализатора происходит одновременно с прогреsQM двигателя внутреннего сгорания, при этом отработавшие газы проходят последовательно через штуцер 4, газопроводящие .трубчатые каналы 12, открытый вентиль 8 и канал "в в атмосферу. Часть теплосодержания отработавших газов передается катализатору теплопроводностьа материала реактора. В случае форсажного разогрева включаются электронагревательные элементы 15 и лучевой поток от них передается корпус реактора 1 и гильзе 13, а от последних теплопроводностью к катализатору.

На I I-м этапе при разогреве катализатора более 400ОС.открывают газовый вентиль

7, вентиль 8 закрывают. В этом случае газы проходят через кольцевой канал между обечайкой корпуса 1 и гильзой 13 и через нижние отверстия в гильзе 13 и поступают в слои катализатора и двигаются по току газа в канале 12. На катализаторе продукты неполного сгорания СО, К2 и др. окисляются соответственно до COz и КгО, дожигаются бензопирены и сажа и очищаются. Таким образом, смесь газа и пара поступает на выход из реактора через штуцер 4. Реакция двигателя, надежность в эксплуатации и . расширить область применения, 30

5

25 окисления экзотермическая, поэтому температура повышается до 450-500"С и поддерживается в процессе работы реактора, Сравнительный анализ показал следующие преимущества предложенного способа: — он обеспечивает оптимальные условия работы катализатора за счет размещения в нем чередующихся кипящих и стационарных слоев, а также использования в кипящих слоях окиси смеси окисленного ферромарганца фракцией 4-5 мм с платиносодержащим дунитом фракцией 10-12 мм, а в статических — дунита активированного окислами марганца, меди и никеля 10-12 мм, — способ обладает повышенной актив- ностью, позволяет обезвредить отработавшие газы с высокой степенью не только от окиси углерода, но и от бензопиренов, . — система форсажа обеспечивает выход

его на рабочий режим в короткое время, не более 6-7 мин, — длительность контакта газа с дунитом, разогретым до температуры более 400 С, составляет 0,6-1,0 секунд, — использование его позволяет повысить качество очистки отработавших газов

Формула изобретения

Способ дожигания отработанных газов двигателя внутреннего сгорания, включающий пропускание их через катализатор и сжигание на нем, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности процесса, отработанные газы пропускают последовательно через чередующиеся кипящие и статические слои катализатора в течение 0,6-1 с, при этом кипящие слои состоят из 47-49 g, окисленного ферромарганца с крупностью зерен 4-5 мм и 51-53), платиносодержащего дунита с крупностью зерен 10-12 мм, а статические слои состоят из 84-87 / дунита,активированного 5-6$ окислов марганца, 5-6 окислов меди и 34 / окислов никеля с крупностью зерен 1012 мм.

1805267

1805267

Составитель Л.Мощук

Техред M.Ìoðãåíòàë Корректор А.Мотыль

Редактор

Произеодстеенно-издательскии комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 933 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Способ дожигания отработанных газов двигателя внутреннего сгорания Способ дожигания отработанных газов двигателя внутреннего сгорания Способ дожигания отработанных газов двигателя внутреннего сгорания Способ дожигания отработанных газов двигателя внутреннего сгорания Способ дожигания отработанных газов двигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:
Изобретение относится к химической, нефтеперерабатывающий и другим отраслям промышленности и сельскому хозяйству и может быть использовано для обезвреживания термическим методом жидких и твердых вредных отходов и непригодных к использованию пестицидов, в том числе и содержащих диоксинообразующие элементы

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при разработке экологически чистого оборудования

Изобретение относится к охране окружающей среды, конкретно к обезвреживанию изделий, содержащих полихлорбифенилсодержащие вещества

Изобретение относится к химическому машиностроению и может быть использовано на любых предприятиях, где возникает необходимость сжигания потенциально взрывоопасных газовых смесей

Изобретение относится к оборудованию для термической очистки газовых выбросов и может быть использовано в промышленной экологии

Изобретение относится к промышленной экологии и может быть использовано при пламенном уничтожении газообразных отходов, содержащих конденсат

Изобретение относится к промышленной экологии и может быть использовано при плазменном уничтожении газообразных отходов, содержащих конденсат
Наверх