Способ определения параметров акселерометра

 

Использование: измерительная техника , проверка и градуировка акселерометров . Сущность изобретения: проверку акселерометра осуществляют путем установки его в различные строго определенные положения и снятия его выходных сигналов. Способ включает операции: задание углов отклонения измерительной оси акселерометра от плоскости горизонта, фиксацию выходных сигналов акселерометра и определение его параметров как линейных комбинаций его выходных сигналов. При этом задают положение относительно плоскости горизонта направляющих, жестко соединенных между собой, для ориентации с их помощью измерительной оси акселерометра в направлениях, по крайней мере два из которых не параллельны между собой, а углы отклонения измерительной оси акселерометра задают с .помощью этих направляющих и определяют параметры акселерометра как линейные комбинации его выходных сигналов, в каждой из которых Для каждого из заданных положений соединения направляющих относительно плоскости горизонта, при которых фиксировались выходные сигналы, входящие в данную линейную комбинацию, выполняется определенное условие. 1 з.п. ф-лы, 1 ил. с/ С

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)1 G 01 P 21/00

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4857706/10, 4835204/10 (22) 08.06.90 (46) 30.04.93, Бюл, N. 16 (71) Киевский политехнический институт им, 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции (72) И.С.Богацкий и А.А.Леонец (56) Авторское свидетельство СССР

М 1379744, кл. G 01 P 21/00. 1990.

Быценко А.В. и др. Датчики и методы повышения их точности, Киев, В.шк„1989, с. 215. (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ АКСЕЛЕРОМЕТРА (57) Использование: измерительная техника. проверка и градуировка акселерометров. Сущность изобретения: проверку акселерометра осуществляют путем установки его в различные строго определенные положения и снятия его выходных сигналов, Способ включает операции: задание углов

Изобретение касается измерения параметров движения.

Известен способ определения параметров акселерометра, заключающийся в том, что задают углы отклонения измерительной оси акселерометра от плоскости горизонта путем изменения положения акселерометра, фиксируют его выходные сигналы и определяют параметры акселерометра как линейные комбинации значений его выходных сигналов. Рассмотрим этот способ более подробно. Представим выходную характеристику акселерометра в следующем виде:

0 - Uo+ K(a)gsln a, (1)

U — выходной сигнал акселерометра: Ж,„, 1812505 А1 отклонения измерительной оси акселерометра от плоскости горизонта, фиксацию выходных сигналов акселерометра и определение его параметров как линейных комбинаций его выходных сигналов. При этом задают положение относительно плоскости горизонта направляющих, жестко соеди ненных между собой, для ориентации с их помощью измерительной оси акселерометра в направлениях, по крайней мере два иэ которых не параллельны между собой, а углы отклонения измерительной оси акселерометра задают с, помощью этих направляющих и определяют параметры акселерометра как линейные комбинации его выходных сигналов, в каждой иэ которых для каждого иэ заданных положений соеди нения направляющих относительно плоскости горизонта, при которых фиксировались (у выходные сигналы. входящие в данную линейную комбинацию, выполняется определенное условие. 1 э.п. ф-лы, 1 ил, Uo — нулевой сигнал акселерометра;

K(a) — крутизна выходной характеристики акселерометра: а- угол отклонения от плоскости горизонта измерительной оси акселерометра;

g — ускорение силы тяжести.

Аппроксимируем, например, крутизну выходной характеристики акселерометра полиномом, содержащим члены, пропорциональные не более чем первым степеням ускорения. Из (1) получим:

U Uo+ K gsln а+ Кгд2sin2 a+

+ Кзд2sln а cos а, (2) где К>, К2, Кз — коэффициенты полинома.

При реализации известного способа задают различные значения угла а, фиксируют

1812505 выходные сигналы акселерометра и определяют параметры акселерометра как линейные комбинации значений его выходных сигналов путем решения одним из известных способов относительно параметров акселерометра системы уравнений, составленной из уравнений вида (2) при различных значениях угла а. Причем различные значения угла а выбираются из условия наличия в системе не меньшего количества линейно независимых уравнений, чем количество параметров, аппроксимирующих выходную характеристику акселерометра.

Угол отклонения измерительной оси акселерометра от плоскости горизонта задают с погрешностью: а=-а" + Ьа, где a" — заданное значение угла отклонения измерительной оси акселерометра от плоскости горизонта;

Ьа — погрешность задания этого угла.

Будем полагать, что величина угла

Ь а значительно меньше 1 рад, С учетом этого, из (1) приближенно получим:

0=Up+K(a)gsin а++А а К(а)цсоза" . (3)

Наличие в (3) члена ЛаК(а)цсоза" приводит к погрешностям определения параметров. Для их уменьшения необходимо уменьшать погрешность задания угла а, Таким образом, недостатком известного способа является то, что высокие требования к точности определения параметров акселерометра обуславливают высокие требования к точности задания углов отклонения измерительной оси акселерометра от плоскости горизонта, что приводит к необходимости применения при определении параметров акселерометров дорогостоящих прецезионных поворотных установок, Цель изобретения — упрощение. способа.

На чертеже изображен один из возможных вариантов расположения измерительной оси акселерометра при задании углов ее отклонения от плоскости горизонта с помощью неподвижных друг относительно друга направляющих. 1 и 2 — единичные вектора, параллельные измерительной оси аксеперометра при задании углов ее отклонения от плоскости горизонта с помощью первой и второй направляющей. соответственно, 3-единичный вектор, параллельный вектору силы тяжести, 4-плоскость горизонта, и 1 — угол между направлениями измери. тельной оси аксеперометры при задании ее отклонения от плоскости горизонта с помощью первой и второй направляющих, а> — угол отклонения от плоскости горизонта измерительной оси акселерометра при эадании этого угла с помощью первой направляющей. Для определения параметров акселерометра задают различные положения направляющих относительно плоскости горизонта путем поворота их относительно гориэонтальной оси, перпендикулярной направлениям измерительной оси акселерометра, задаваемым с помощью этих направляющих (ось поворота направлена

"0 перпендикулярно плоскости чертежа), При использовании двух акселерометров под 1 и 2 следует понимать единичные векторы, параллельные измерительным осям первого и второго акселерометров, со"5 ответственно при задании их положения с помощью направляющих, под 2 — угол между измерительными осями первого и второго акселерометров, под a> — угол отклонения измерительной оси первого аксе20 перометра от плоскости горизонта. Для определения параметров акселерометров задают различные положения направляющих с установленными на них акселерометрами путем поворота направляющих. как

25 указано выше.

Вектор, параллельный вектору силы тяжести, можно выразить через единичные вектора 1 и 2 при заданном значении угла а> следующим образом:

30 сов а2

J=- а

cos a>

sin 721

ll + а — Iz, (5)

sin vzq где j — вектор, параллельный вектору силы тяжести; а — длина вектора j;

35 а, а„+ „.

i> — единичный вектор 1; ц — единичный вектор 2.

Определим такую взвешенную сумму выходных сигналов акселерометра, зафиксированных при одном из заданных положений направляющих относительно плоскости горизонта, что выполняется соотношение:

j = ИЬ К (а )+ ЬЬ2К(а2), (6) где И,!г — единичные вектора, параллельные измерительной оси акселерометра. при задании угла ее отклонения от плоскости горизонта с помощью первой и второй направляющей соответственно, при данном положении направляющих относительно плоскости горизонта; b> и Ьг — коэффициенты во взвешенной сумме выходных сигналов:

S = b 101+ Ь202, (7) где 01 и 02 — значения выходных сигналов акселерометра, зафиксированные при задании угла отклонения его измерительной оси с помощью первой и второй направляющих, соответственно, при данном положении на1812505 правляющих относительно плоскости горизонта.

При использовании двух акселерометров под U1 и U2 будем понимать значения выходных сигналов первого и второго акселерометров, соответственно, а под К(а1) и

К(аг) — крутизну их выходных характеристик.

Так как истинное значение крутизны выходной характеристики К(а) не известно, при выборе b1 и b2 будем использовать номинальное значение этой величины Кн(а), а вместо истинных значений углов а1 и э21их заданные значения a1*иm 1 соответственно.

Положим, например, согласно (5) и (6).

cos аг э, ь cos а1 ж .

" = -Г а, у: " a у гДЕ а + =а1*-В21", где ъ 1* — заданное значение угла э 1.

Преобразуем (7) с учетом (8) и (3);

S — „(U +К(а)9з1па* +

cos аг *

К, а1

+(К(а1)- Кн(а1)) а1 gcos a1*)+

+ К fUo+ К(22)9з1па2* +

cos а1 *

Кн а2

+ (К(аг) — К,(а2)) Ааг gcos аг*)+

+ АФ21 gcos a1* cos a2*. (9) где Йа1 — погрешность задания угла а1;

А 1 1 — погрешность задания угла 121 при изготовлении направляющих:

Ааг= Ла1+ А1 1.

При реализации предлагаемого способа задают различные положения направляющих относительно плоскости горизонта, задают с помощью направляющих углы отклонения измерительной оси.акселерометра путем перестановки его с одной направляющей на другую, фиксируют его выходные сигналы и определяют параметры акселерометра как линейные комбинации значений его выходных сигналов путем решения одним из известных. способов относительно параметров акселерометра системы уравнений, составленной иэ уравнений вида (9) при различных заданных положениях направляющих относительно плоскости горизонта. величина S в которых при этих положениях определяется согласно выражениям (7) и (8)..Причем различные задайные положения соединены относительно плоскости горизонта выбираются из условия наличия в системе не меньшего количества линейно независимых уравнений, чем количество параметров функции, аппроксимирующей выходную характеристику акселерометра. Из решения системы уравнений вида (9) параметры акселерометрэ будут определяться как линейные комбинации взвешенных сумм (7), удовлетворяющих

"гих слагаемых, содержащихся в (3), в(К(а1)—

К,(а1))/К(а1) и (К(аг) — К„(аг))/К(аг) раз, соответственно. Обычно К,(а1) и Кн(аг) очень близки к К(а1) и K(a2) и коэффициенты (К(а1)35 — К,(а1)/К(а1) и (К(аг} — K„(аг))/К(аг) будут значительно меньше единицы, и, следовательно, влияние Аа1 и h,аг на погрешности определения параметров будет незначительным. Величина угла АП> не изменяет40 ся при задании различных положений направляющих относительно плоскости горизонта, так как направляющие неподвижны друг относительно друга. Поэтому величину угла А121 можно определить, как

45 и параметры акселерометра, путем решения системы уравнений вида (9) относительно А121 и исключить влияние угла А1 21 на. погрешности определения параметров акселерометра. Таким образом. при реализа50 ции предлагаемого способа влияние погрешностей задания угла отклонения измерительной оси акселерометра нэ погрешности определения параметров будет значительно меньше, чем при реализации известного способа. Кроме того, не требуется и высокая точность задания углов между направлениями измерительной оси акселерометра при ориентации ее с помощью направляющих, так как влияние погрешностей

30 (6), Из последнего утверждения и из выражения (6) следует, что при реализации предлагаемого способа параметра акселерометра определяются как линейные комбинации значений его выходных сигналов, в каждой из которых коэффициенты, на которые умножены значения выходных сигналов акселерометра, зафиксированных при одном и том же положении направляющих относительно плоскости горизонта, выбираются из условия (4).

При использовании двух акселерометров взвешенные суммы {7), удовлетворяющие (6), формируются из значений выходных сигналов nepeoro и второго акселерометров, а в уравнения вида (9) входят в качестве неизвестных параметры как первого, так и второго акселерометров, Решение системы управлений (9) относительно неизвестных параметров позволяет определить их как линейные комбинации, также удовлетворяющие указанному выше условию, Иэ выражения (9) следует, что во взвешенной сумме (7), по сравнению с выражением {3), относительный вес слагаемых, содержащих погрешности задания с помощью направляющих углов отклонения измерительной оси акселерометра от плоскости горизонта Аа1, А аг, уменьшился по сравнению с относительным весом дру1812505 задания этих углов на погрешности определения параметров можно исключить.

Если измерительная ось акселерометра ориентируется с помощью направляющих в параллельных между собой направлениях, выбрать коэффициенты веса во взвешенных суммах (7) таким образом, чтобы выполнялось соотношение (6), можно только для двух положений соединения направляющих: когда измерительная ось акселерометра. ориентируется с их помощью вертикально вверх, либо вертикально вниз.

Поэтому в этом случае невозможно получить необходимое число линейно независимых уравнений вида (9) для определения всех параметров акселерометра. Следовательно, измерительная ось акселерометра должна ориентироваться с помощью первой и второй направляющих в непараллельных между собой направлениях.

Аппроксимируем крутизну выходной характеристики акселерометра полиномом, содержащим члены, пропорциональные не более чем первым степеням ускорения, Выходная .характеристика акселерометра будет при этом иметь вид (2). Примем далее, ЧтО Д 1 = 90о, Кн(а1) = Кн(аг) = Кн. ТОГда, ЕСЛИ пренебречь членами, содержащими Да1 и

Даг, выражение (9) примет вид

S = — ((sin а1" + соза1*) О, +

Кн

+ K1g+(sin a1*+ сов а1*)К29 +

+ sin а1*cos а1* х х (sin а1* — соза1*)К39 (+

+ эг1 g sin а1* сов а1*, В качестве заданных значений угла а1 примем следующие: 0,45о, 90, 135, 180, 225о, 270, 315о. Для этих значений угла а1 система уравнений связи параметров S u искомых параметров акселерометра примет вид

Sp = — (Оо+ К19+Кг9 ):

1 г.

Кн

S45- — (VQ 0o+ K1g+ — К29 +

1 2 г

Кн 2

+ — Кн ДФ219):

2

SgP = — (Up + K1g + К29 ):

1 2.

Кн

$135 = — (K1g — — K3 g — — Кн Д121 g);

1 V2 г 1

Кн 2 2

$180 — (Uo+ К19 К29 )

1 2.

Кн

$225= — (1 2 Оо+ K1g — K29 +

1 2 г

Кн 2

+ — Кн Д1 219):

2

S270 — (Оо+ K1g К29 ): г, Кн

$315 = — (К19 + — K3g — Кн Дт219)

1 V2 2 1

Кн 2 2 где S значение параметра S. соответствующее значению угла а1; равному р, опре5 деляемое по выходным сигналам акселерометра в соответствии с выражениями (7) и (8):

So = S45 = — (01,45+ 02,45);

020, V2

Кн 2К„

10 01 go . 2

$g0 = °, $135 = (U1,135 — 02.135) н

$180, $225 = (01,225+

Ог.18о. 2 +

Кн

15 + 02,225) $270 = К

01,270, $315 = (U1,315 - U2,315), 2 где 01.уи 02,у- выходные сигналы акселерометра, зафиксированные при задании угла отклонения его измерительной оси от плоскости горизонта с помощью первой и второй направляющих, соответственно, при таком положении соединения направляющих относительно плоскости горизонта, при котором заданное значение угла а1 равно

У.

Решая данную систему уравнений относительно неизвестйых параметров акселерометра методом наименьших квадратов, получим следующие выражения для оценок искомых параметров: л

Uo = — ((0145+ Ог 45+ 01Л5+ Ог,225) —, 35 — — (Ог,о+ 01,go+ Ог,18о+ 01,г7о)); л 1, 2—

К1 = — — (01,45+ U2.45+ 01.135

8g 2

40 — U2,135 — U1,225 — U2,225 — U1,315+ U2,315) +

+ 02.0 + 0130 — U2,180 01;270):

Кг = — (02,0+ 01,90+ Ог 180+ U 1,2702g2

-(0145+ 02,45+ 01л5+ Ог,гг5)); л

45 КЗ = 2 (02,315+ U2,135 U1.315

2g

01,135).

Оценка технической эффективности предлагаемого способа определения пара50 метров акселерометров показывает, что для достижения той же точности определения параметров, что и прй реализации извест- ного способа, при реализации предлагаемого способа можно снизить требования к

55 точности задания углов отклонения измерительной оси акселерометра от плоскости горизонта от единиц угловых секунд до единиц угловых минут. т.е. в 60 — 100 раз.

Таким образом при реализации предлагаемого способа, в отличие от известного, мож10

1812505 но избежать использования дорогостоящих прецезионных поворотных установок.

Составитель И. Богацкий

Техред М,Моргентал Корректор И.Муска

Редактор

Заказ 1574 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина. 101

Формула изобретения

1. Способ определения параметров акселерометра, заключающийся в том, что задают углы отклонения измерительной оси акселерометра от плоскости горизонта путем изменения положения акселерометра, фиксируют его выходные сигналы и определяют параметры акселерометра как линейные комбинации значений выходных сигналов, отличающийся тем, что, с целью упрощения способа, углы отклонения измерительной оси акселерометра от плоскости горизонта задают с помощью неподвижных друг относительно друга направляющих, при этом по крайней мере в двух положениях акселерометра направления его измерительной оси не параллельны между собой, и задают положения этих направляющих относительно плоскости горизонта, а в каждой линейной комбинации коэффициенты, на которых умножены значения выходных сигналов акселерометра, зафиксированных при одном и том же положении направляющих относительно плоскости горизонта, выбираются из условия

bnKnIn 6 1, n=1 где N - количество направляющих; п — порядковый номер направляющей;

Ь, — коэффициент, на который умножено в данной линейной комбинации значение выходного сигнала акселерометра, зафик5 сированного при задании его положения с помощью п-й направляющей, при данном положении направляющих отноСительно плоскости горизонта;

К„ In — крутизна выходной характери10 стики акселерометра и единичный вектор, параллельный его измерительной оси соответственно, при таком положении акселерометра, в каком он находился при задании его положения с помощью п-й направляю15 щей, приданном положении направляющих относительно плоскости горизонта;

6- знак принадлежности элемента множеству:

I — множество векторов, параллельных

20 вектору силы тяжести.

2. Способ по и. 1, о тл и ч а ю щи и с я тем, что изначально задают с помощью направляющих положения по крайней мере

25 двух акселерометров, в которых направления их измерительных осей не параллельны между собой, а затем задают углы отклонения измерительных осей акселерометров от плоскости горизонта путем задания поло30 жения направляющих относительно плоскости горизонта,

Способ определения параметров акселерометра Способ определения параметров акселерометра Способ определения параметров акселерометра Способ определения параметров акселерометра Способ определения параметров акселерометра 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к ротационным испытательным установкам

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к ротационным испытательным установкам, и может быть использовано для динамических испытаний приборных устройств на воздействие непериодических ускорений с крутым передним фронтом нарастания

Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано в компенсационных акселерометрах, имеющих чувствительный элемент с упругим подвесом, дифференциальный датчик положения, датчик момента и встроенный усилитель

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к средствам контроля измерителей угловых скоростей (ИУС)

Изобретение относится к методике определения параметров прецизионных акселерометров

Изобретение относится к измерительной технике и метрологии и может быть использовано для градуировки и калибровки измерительных систем, в частности гидроакустических и гидрофизических преобразователей

Изобретение относится к испытательным и контролирующим устройствам, предназначенным для тарировки сигнальных анемометров различных типов, используемых для определения скорости воздушного потока

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано при контроле параметров средств измерения вибрации

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к испытательным стендам для проведения контроля характеристик инерционных измерителей, в состав которых входят микромеханические вибрационные гироскопы-акселерометры
Наверх