Способ испытаний зубчатых колес на контактную усталость зубьев

 

Использование: испытательная техника для ускоренных сравнительных испытаний на контактную усталость зубьев с построением левой ветви кривой усталости. Сущность изобретения: по крайней мере одно испытуемое колесо вводят в зацепление с технологическим колесом со смещением по ширине венца, прикладывают к технологическому колесу нагружающий момент и вращают взаимодействующие колеса до разрушения контактирующих поверхностей , в зацепление с испытуемым колесом вводят со смещением по ширине венцов два последовательно зацепляющихся испытуемых зубчатых колеса, значения рабочей ширины , DOE и Ьодз в зубчатых зацеплениях выбирают равными соответственно Ьо)1 0,34bcu , Ьад 0,43bw , Ьшз H),57bfi) , где Ьа)- полная рабочая ширина испытуемых зубчатых колес после разрушения контактирующих поверхностей каждого из зацеплений составляющие его зубчатые колеса смещают на величину Ьо в противоположную первоначальному смещению направлении и вводят в зацепление ранее ненагруженные поверхности зубьев. Величину нагружающего момента в процессе испытаний выбирают из соотношения Т 4,9 -10 4d2 hui -ойнть/ /ZH2 -2м-2 -Кна -КнЈ -KHV где d - диаметр делительной окружности -испытуемых зубчатых колес; наименьшая рабочая ширина в зубчатых сопряжениях; 7н11ть - предел контактной выносливости материала рабочих поверхностей зубьев; ZH, ZM, Ze, К на , К Hfi , К нv - коэффициенты, учитывающие соответственно форму сопрягаемых поверхностей зубьев , механические свойства материалов, суммарную длину контактных линий, распределение нагрузки между зубьями и по длине контактных линий, динамическую составляющую нагрузки в зубчатом зацеплении . 1 ил. 00 ю ON О

СОЮЭ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 G 01 М 13/02

ГОСУДАРСТВЕН-ЮЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4904754/28 (22) 24.01.91 (46) 07.07.93. Бюл. М 25 (71) Белорусский политехнический институт (72) В.Л.Басинюк, В.Ф.Горошко, А.А.Кот и

В.Б.Ч емисов (56) Авторское свидетельство СССР

ЬЬ 1435982, кл. G 01 M 13/02, 1986.

Авторское свидетельство СССР

М 1626101, кл. 6 01 М 13/02, 1988.

Методика ускоренных сравнительных испытаний цилиндрических зубчатых колес.

М.: 1988, ГОСНИТИ, с. 8-9. (54) СПОСОБ ИСПЫТАНИЙ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС НА КОНТАКТНУЮ УСТАЛОСТЬ ЗУБЬЕВ (57) Использование: испытательная техника для ускоренных сравнительных испытаний на контактную усталость зубьев с построением левой ветви кривой усталости. Сущность изобретения: по крайней мере одно испытуемое колесо вводят в зацепление с технологическим колесом со смещением по ширине венца, прикладывают к технологическому колесу нагружающий момент и вращают взаимодействующие колеса до разрушения контактирующих поверхностей, в зацепление с испытуемым колесом вводят со смещением по ширине венцов два последовательно эацепляющихся испытуемых зубчатых колеса, значения рабочей шиИзобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике, и может быть использовано при ускоренных сравнительных испытаниях на контактную усталость зубьев с построением левой ветви кривой усталости., Цель изобретения — ускорение испытаний.

„„5LI „„1826010 А1 рины Ьв, b и b в зубчатых зацеплениях выбирают равными соответственно

Ьвн= 0,34Ьгл, b = 0,43Ью, Ьсоз

0,57Ьи, где Ьв — полная рабочая ширина испытуемых зубчатых колес после разрушения контактирующих поверхностей каждого из зацеплений составляющие его зубчатые колеса смещают на величину bw в противоположную первоначальному смещению направлении и вводят в зацепление ранее ненагруженные поверхности зубьев. Величину нагружающего момента в процессе испытаний выбирают из соотношения

Т = 4,9 10 б Ьй)1 . Ойвть /

/2н2 ZM. Я Кна Кнф Кни где d — диаметр делительной окружности

-испытуемых зубчатых колес; Ьон — наименьшая рабочая ширина в зубчатых сопряженияхх; o ii b — предел контактной выносливости материала рабочих поверхностей зубьев; Z<, ZM, Ze, Кна, К 3, К ив коэффициенты, учитывающие соответственно форму сопрягаемых поверхностей зубьев, механические свойства материалов, суммарную длину контактных линий, рас.пределение нагрузки между зубьями и по длине контактных линий, динамическую составляющую нагрузки в зубчатом. зацеплении. 1 ил.

На чертеже показана схема установки испытуемых зуЬчатых колес.

При исследованиях испытуемые зубчатые колеса соединяются в цепочку последовательно зацепляющихся шестерен, имеющих рабочие ширины: в первом сопряжении — 0,34Ьщ, во втором — 0,57 Ьщ, в

1826010 третьем — 0,43Ьв (такая последовательность необязательна, но более удобна, поскольку обуславливает минимальное число сдвижек при испытаниях). Замыкает цепочку технологическое колесо.

Рабочие ширины выбраны исходя из следующего.

При испытаниях на контактную усталость зубьев с построением левой ветви кривой усталости усредненный показатель степени влияния контактных напряжений на число циклов наработки может быть принят равным 6.

Отсюда с4 й1= с4 й2=4 йз, где 01 — максимальные планируемые контактные напряжения при отсутствии схватывания, как правило, не превышающие 1,4

О,П.,Ь, т.Е. 01 =1,4ОнП нЬ . МИНИМаЛЬНЫЕ контактные напряжения для левой ветви кривой усталссти ориентировочно равны

1,05-1,1 онПП Ь . ПОСКОЛЬКУ удсбНО ИМЕТЬ кратные величины N1, N2, йЗ (например, N2

01 N2

= 5 N1, йз = 2й1), то ((— ) = — = 5 и

О2 й1 (— ) = — =2, откуда а1 =1,3o2 илис

01 йЗ

0З й1

= =1,08 o Hllmb,01 = 1,12оз или оз= 1,25

0нПm1, т.Е. ВСЕ тРИ УРОВНЯ НаГРУжЕНИЯ практически равномерно распределяются в диапазоне контактных напряжений (1,051,4) o

Ьюз 03

ЬМ2 «Я

= — = 0,746; Ьщ =0,43 Ьа vbe2

=0,57 be. Аналогично — = — 0,83 или

Ьи1 Я

be3

be1=0,34 be.

После установки шестерен со смещением на заданную ширину они приводятся во, вращение (крутящий момент подводится к первому испытуемому зубчатому колесу) и нагружаются моментом Т (нагружающий момент прикладывается к технологическому зубчатому колесу).

Величина нагружающего момента Т определяется исходя из следующих соображений.

Момент Т создает на ширине be1 = 0,34

be контактные напряжения 1,4 онпн,ь . В соответствии с ГОСТ 21354-75 ггн = 22,4 2н ZM 2 — х

1 ае з х

be ц

Кна КНР Кну

15 где ae = d — межосевое расстояние, u = 1—

ПЕрЕдатОЧНОЕ ОТНОШЕНИЕ, он = 1,4 O,Пд,b

Отсюда

1,96Онпаь =502 Ж Ем 3 1 б — х

2 Т

Ьв х1 на нф ну

8 или

Т=49. 0-4 Ь01 Osllmb

2, 2, 2

2н ZM Kна КнP КнР

В исходной схеме сдвижка колес с be1 и be2 осуществляется в одном направлении, чтобы компенсировать радиальные силы и исключить влияние малой величины

Ьв1 на результате испытаний.

Зубчатые колеса испытываются до разрушения контактных поверхностей, после чего

25 сдвигаются на величину be в противоположном исходному сдвигу направлении с введением в зацепление ранее ненагруженных участков зубьев (колеса после сдвига показаны на фиг. 1 пунктиром). При этом

30 первым разрушается первое сопряжение с

be1= 0,34 be . Ведущее зубчатое колесо 1 смещается относительно ведомого колеса 2 (колесо 2 неподвижно) с образованием ранее неработавшими участками зубьев be4 =.

35 =0,66 be. Вторым разрушаетсятретьесопряжениес b =0,43 Ьщ. В нем смещается в направлении противоположном исходному технологическое зубчатое колесо 3 введением в зацепление новых участков зубьев и об40 разованием рабочей ширины be5= 0,57 be . Сопря гаемое зубчатое колесо 4 остается неподвижным в осевом направлении. Последним разрушается зубчатое зацепление зубчатых колес 2 и 4 с be2 = 0,43 be. Это в целом дает три точки левой ветви кривой усталости. При необходимости в паре 2 и 4 осуществляется сдвижка с образованием

Ьаб = 0,57 Ьв и испытания ведутся до разрушения пары колес 2 и 4 и получения четвертой точки, Однако это менее удобно, так . как в этом случае требуется сдвинуть также и колесо 3.

1826010

Величины исходных и последующих сдвижек и ориентировочные величины циклов наработки первой, второй и третьей пары, поясняющие способ, приведены в таблице. Ее анализ показывает, что несмотря на неизбежное рассеивание результатов испытаний способ гарантирует получение как минимум трех точек кривой усталости, обеспечивая ускорение испытаний примерно в 1.6 раза.

После завершения испытаний для построения кривой усталости рассчитываются либо эквивалентные сдвигам по ширине контактные напряжения, либо нагружающие моменты.

Контактные напряжения рассчитываются по формуле .o н1,2,з =63,2 Ен Zv Ее — х

1 х К а Кнр1.2,3 Кни!.г.з

Щ 1,2,3 где Ьщ123 — уточненные по результатам испытаний величины рабочих ширин соответственно первого, второго, третьего зубчатого сопряжений;

Кна Кнp1,2,3, Кн 1>1,2,3 раСчетные уточненные коэффициенты, учитывающие неравномерность распределения нагрузки между зубьями и по длине контактных линий, а также динамические составляющие нагрузки в первом, втором и третьем сопряжении;

d — диаметр делительной окружности испытуемого зубчатого колеса;

Т вЂ” нагружающий момент;

Аналогично рассчитываются моменты

Т1.2,3=2,5 х

2, о Ьщ! Он1,2,3

1О-4 . ьн zM .

2. 2.

Кна KyP1,г,З KHV1,г,З

П р и м. е р. Испытывались зубчатые колеса, имеющие Следующие параметры: модуль m =2 мм, число зубьев z =42, рабочая ширина зубчатого венца Ьщ = 9 мм, матери. ал — сталь 40Х, термообработки — закалка

ТВЧ до HPC 48...52.

Рассчитывались рабочие ширины и нагружающий момент: Ьщ! = 0,34 Ьщ = 3 мм, b = 0,57 Ьщ = 5, t мм, b = 3,9 мм.

Т=4,9 104х

422 3 1052 х 1кГм

1,76 86,6 0,87 1 1 1,2

Испытания осуществлялись на стенде с разомкнутым силовым контуром при частоте вращения 750 o6/мин. его зубчатые колеса смещают на величину

Ьщ в противоположную первоначальному смещению направлению и вводят в зацепление ранее ненагруженные поверхности зубьев, а величину нагружающего момента в процессе испытаний выбирают иэ соотношения

Т=4 9 .10 х

d Ьщ! Йьь

2 .

2 . 2

Zy ZM Кна Кнф Кн v где d — диаметр делительной окружности испытываемых зубчатых колес;

Наработка до контактного разрушения составила: первым сопряжением — 1,06 10

7 циклов нагружения, вторым сопряжением—

49 10 циклов нагружения, третьим — 26

5 10 циклов нагружения. После разрушения первого и третьего сопряжений зубчатые колеса (первое и технологическое) смещались в осевом направлении на 9 мм. Таким образом за 49 10 циклов нагружения (1090

10 ч) были получены три точки кривой усталости на трех уровнях нагружения, При исследованиях известными спосо- " бами на это понадобилось бы (10,6+ 26+ 49)

10 =85 6 10 циклов нагружения(1900ч), 15 т.е, срок испытаний сократился примерно в

1,7 раза. Таким образом, способ может быть эффективно использован для ускорения испытаний на контактную усталость зубчатых колес без каких-либо ограничений по их точ20 ности, скорости и коэффициенту перекрытия, Формула изобретения

Способ испытаний зубчатых колес на контактную усталость зубьев, заключаю25 щийся в том, что по крайней мере одно испытываемое колесо вводят в зацепление с технологическим колесом со смещением по ширине венца, прикладывают к технологическому колесу нагружающий момент и вра30 щают взаимодействующие колеса до разрушения контактирующих поверхностей, по которому судят о контактной прочности,отличающийсятем,что,сцелью ускорения испытаний, s зацепление с испы35 тываемым зубчатым колесом вводят со смещением по ширине венцов два последовательно зацепляющихся испытываемых зубчатых колеса, значения рабочей ширины b, b и b в зубчатых за40 цеплениях выбирают равными соответственно Ьщ1= 0,34Ьщ,b = 0,4ЗЬщ и

b = =0,57 Ьщ, где Ьщ — полная рабочая ширина испытываемых зубчатых колес. после разрушения контактирующих поверхностей каждого из зацеплений составляющие

1826010

brgpq — наименьшая рабочая ширина в зубчатых сопряжениях; я пь — предел контактной выносливости материала рабочих поверхностей зубьев; 5

Ец, Z)p, Zg, Кнд, Кнф, tI — козффициенты, учитывающие соответственно форму

Испытаний в исходном положении Параметры сопряжения после кон, тактного разрушения и сдвижки

Ориентировоч- Рабочая ширина ОриентировочРабочая ширина сопряжения. сопряжения ное число циклов наработки ное число циклов наработки

> 78N>

0,66 Ьгл

0,34 Ьсд

5й1

0,57 Ьа) 2 N1

0,43 bo) 5 N1

0,43 Ьщ

0,57 Ьв

Третья

Первая (b i) Вторая (b сопрягаемых поверхностей зубьев. механические свойства материалов, суммарную длину контактных линий, распределение нагрузки между зубьями и по длине контактных линий, динамическую составляющую нагрузки в зубчатом зацеплении.

1826010

Составитель В.Горошко

Техред M.Моргентал Корректор E.Папп

Редактор

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Р

Заказ 2316 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035 Москва Ж-35 Ра шская наб. 4/5

Способ испытаний зубчатых колес на контактную усталость зубьев Способ испытаний зубчатых колес на контактную усталость зубьев Способ испытаний зубчатых колес на контактную усталость зубьев Способ испытаний зубчатых колес на контактную усталость зубьев Способ испытаний зубчатых колес на контактную усталость зубьев 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному средству и может быть использовано при лабораторно-исследовательских испытаниях моторно-трансмиссионной установки транспортного средства

Изобретение относится к испытательным машинам и стендам

Изобретение относится к испытательным машинам и стендам, а именно к стендам с замкнутым силовым контуром

Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике, и может быть использовано для исследования прочности зубчатых колес и их элементов

Изобретение относится к машиностроению, касается испытательной техники и может быть использовано при испытании агрегатов трансмиссий, передающих большую мощность
Наверх