Устройство для контроля изделий

 

Изобретение относится к области неразрушающего контроля изделий ультразвуковым илЬ феррозондовым способом и может быть использовано в различных отраслях промышленности при дефектоскопии , преимущественно непротяженных изделий Цель изобретения - повышение0 производительности контроля непротяженных изделии или кольцевых швов при одновременном увеличении срока службы привода путем облегчения режима работы устройства. Поставленная цель достигается тем, что устройство для контроля изделий снабжено тремя приводами и шкивом с зубьями на его внутренней поверхности гайка выполнена с V-образными пазами по периметру ее наружной поверхности, с гладким сквозным отверстием, ось которого расположена под углом к оси резьбового отверстия, а диаметр превышает диаметр ходового винта и с кольцевым пазом на одном из ее торцов, шкив установлен на гайке, его зубья расположены в V-образных пазах гайки Первый привод установлен на основании и кинематически связан со шкивом , второй и третий приводы выполнены в виде установленных на раме двухходовых цилиндров, шток двухходового цилиндра второго привода выполнен V-обрэзным и кинематически связан с боковыми стенками кольцевого паза гайки, шток двухходового цилиндра третьего привода жестко связан с держателем и расположен параллельно направляющей а направляющая и ходовой винт жестко между собой 3 ил

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (э1)з G 01 N 29/26

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К!;И23й .3

1, .:; 1 *I

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4916311/28 (22) 08.01.91 (46) 07.07.93. Бюл. М 25 (71) Научно-производственное объединение

"Атомкотломаш" (72) А.В.Медведев (56) Авторское свидетельство СССР

М 1272222, кл, G 01 N 29/04, 1979;

Патент США N 4387598, кл. G 01 N 29/04, 1983. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ИЗДЕЛИЙ (57) Изобретение относится к области неразрушающего контроля изделий ультразвуковым илЬ феррозондовым способом и может быть использовано в различных отраслях промышленности при дефектоскопии, преимущественно непротяженных . изделий, Цель изобретения — повышение производительности контроля непротяжен.ных изделий или кольцевых швов при одновременном увеличении срока службы о привода путем облегчения режима работы

Изобретение относится к области неразрушающего контроля ультразвуковым или феррозондовым методами и может найти применение в различных отраслях промышленности при дефектоскопии качества изделий, преимущественно непротяженных, например, ниппелей и муфт буровых замков, а также сварных швов (кольцевых) в трубных блоках и т.ri. изделиях тепловых и атомных электростанций.

Цель изобретения — повышение производительности контроля и увеличения срока службы ооорудования.

„„Я2„„1826060 А1 устройства. Поставленная цель достигается тем, что устройство для контроля изделий снабжено тремя приводами и шкивом с зубьями на его внутренней поверхности, гайка выполнена с V-образными пазами по периметру ее наружной поверхности, с гладким сквозным отверстием, ось которого расположена под углом к оси реэьбового отверстия, а диаметр превышает диаметр ходового винта, и с кольцевым пазом на одном из ее торцов, шкив установлен на гайке, его зубья расположены в V-образных пазах гайки. Первый привод установлен на основании и кинематически связан со шкивом, второй и третий приводы выполнены в виде установленных на раме двухходовых цилиндров, шток двухходового цилиндра второго привода выполнен V-образным и кинематически связан с боковыми стенками кольцевого паза гайки, шток двухходового цилиндра третьего привода жестко связан с держателем и расположен параллельно направляющей, а направляющая и ходовой винт жестко соед::нены между собой. 3 ил.

На фиг.1 показано предлагаемое устройство; на фиг.2 — узел I на фиг.1; на фиг,3 — электрическая схема устройства.

Устройство для дефектоскопии изделий содержит установленные на основании 1 раму 2, баэирующие ролики, образующие призму, механизм привода изделия в виде приводного стенда 3 с двигателем 4, и ïåðвый привод в виде двигателя 5, соединенного передачей с гайкой 6, установленной на раме 2. На раме2 в отверстиях 7 и 8 установлены направляющая 9 и ходовой винт 1О, соединенные между собой планкой 11 (; Bt4

1826060 полненным s виде направляющей держателем 12, На раме 2 установлен второй привод . в виде двухходового пневмоцилиндра 13, 1=образный шток 14 которого установлен в кольцевом пазу 15 гайки 6. Кроме того, на раме 2 установлен третий привод, выполненный в виде второго двухходового цилиндра 16, шток 17 которого закреплен на держателе 12.

На держателе 12 закреплен преобразователь 18 с возможностью контактирования с контролируемым изделием 19, расположенным на приводном стенде 3, На кронштейне 20 держателя 12 установлен четвертый привод, выполненный в виде двигателя 21, шкив 22 которого, например, клиноременной передачей соединен со шкивом 23, жестко закреплены на ходовом винте 10, Связь двигателя 5 первого привода с гайкой 6 осуществлена через шкив 24, соединенный цепью со шкивом 25, венец ступицы которого выполнен зубчатым с зубцами

26, находящимися в V-образных пазов 27 гайки 6.

Для ограничения осевого и радиального перемещения приводной шкив 25 ограничен р ликами 28, установленными в вильчатых кронштейнах 29 на раме 2, и контактирующими с приводным шкивом 25 с помощью кольцевых направляющих 30, выполненных в виде пазов на боковых поверхностях шкива 25.

Гайка 6 резьбовым отверстием 31 контактирует с ходовым винтом 10 и совмещается своей продольной осью с продольной осью 32 ходового винта 10, Дополнительно в гайке 6 выполнено сквозное гладкое (без резьбы) отверстие 33 диаметром немного превышающим диаметр ходового винта 10, которое выполнено под определенным углом к резьбовому, продольная ось 34 которого располагается под углом, например, 13-20 к продольной оси резьбового отверстия 31.

Оба отверстия в гайке сопрягаются по линии так, что наименьшее расстояние между линиями сопряжения немного превышает наружный диаметр ходового винта. При этом угле наклона продольных осей резьбового и гладкого отверстий выбираются из условия достаточного угла охвата резьбовым отверстием ходового винта 10 (чем больше угол между упомянутыми осями, тем больше угол охвата), т.е. чем больше усилий приходится на резьбу гайки, тем больше должен быть угол охвата и, следовательно, тем больше угол между упомянутыми осями отверстий гайки 6.

20

Управление всеми четырьмя приводами осуществляется блоком управления 35: двигатель 5 первого привода управляется контактами 36 и 37; второй привод(пневмоцилиндр

13) управляется с помощью двухпозиционного золотникового переключателя 38, соединенного с рабочей средой под давлением (не показано), и контактов 39 и 40 блока 35; третий привод (двухходовой цилиндр 16) управляется двухпоэиционным (двухходовым) золотниковым переключателем 41, соединенным с магистралью рабочей среды под давлением (не показано), с помощью контактов 42, 43 блока 35, а двигатель 21 четвертого привода управляется контактами 44 и 45. Для отключения приводов в крайних положениях на направляющей 9 установлены датчики выключения, выполненные, например, в виде концевых выключателей 46 и 47. блок 35 управления (фиг.З) выполнен, например, в виде пульта управления и злектрошкафа (на черт, не показаны). в которых размещены кнопки управления и реле(злектромеханические или электронные), каждое

25 из которых соединено со своим контактом.

Канал управления золотниковым переключателем 38 состоит из параллельно соединенных с электрической магистралью первой цепи, состоящей из последовательно соединенных кнопок 48 и 49, контактов

50. индукционной катушки 51 реле со своими контактами 39, и второй цепи, состоящей из последовательно соединенных кнопок 52 и 53, контактов 54, индукционной катушки

35 55 реле с контактами 40.

В цепи управления двигателем 5 первого привода установлены по две параллельные цепи: в первой последовательно установлены кнопки 56 и 57, контактов 58 и

40 индукционной катушки 59 реле с контактами

36; во второй последовательно установлены кнопки 60 и 61, контакты 62 и индукционная катушка 63 с контактами 37, В цепи управления двигателем 21 чет45 вертого привода установлены дае параллельные электрические цепи: первая составлена из последовательно соединенных кнопок 64 и 65, контактов 66, индукционной катушки 67 реле с контактами 44; вторая цепь составлена

50 из последовательно соединенных кнопок 68 и 69, контактов 70 индуктивной катушки 71 реле с контактами 45.

Цепь управления золотниковым переключателем 41 состоит из двух параллельных

55 цепей: первая цепь состоит из последовательно электрически соединенных двух кнопок 72 иДЗ, контактов 74, индукционной катушки 7 5 с реле с контактами 42; вторая цепь состоит из последовательно электрически соединенных двух кнопок 76 и 77, 1826060 контактов 78, индукционной катушки 79 реле с контактами 43.

Кнопки 49, 53, 57, 61, 65, 69, 73, 77 снабжены блокировочными контактами 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86. 87, соответственно.

Упомянутые электрические цепи соединены с проводами 88 и 89, заземленными эаэемлителями 90 и 91 на основании 1 и приводом 92 в электрической цепи концевых выключателей 46 и 47 с контактами 93 и 94 соответственно, каждый из которых снабжен толкателями 95 и 96, Устройство для контроля изделий работает следующим образом, На роликоопорный стенд 3 устанавли вают контролируемое изделие 19, включают двигатель 4, в результате чего роликоопорный стенд 3 начинает вращать изделие 19.

Одновременно с этим в зону контроля с помощью держателя 12 подводят преобразователь 18, который закреплен на его торце и соединен с дефектоскопической аппаратурой (не показано), Подвод держателя 12 с преобразователем 18 в зону контроля изделия 19 осуществляется одним или несколькими приводами. В первом случае с помощью второго привода. а именно, двухходовым пневмоцилиндром 13 гайку 6 выводят из резьбового зацепления (отверстие 31 резьбовое) с ходовым винтом 10 и устанавливают гладкое отверстие 33 соосно с ходовым винтом 10, Нажимают кнопку 49. в результате чего нормально замкнутые контакты кнопки 48 и контакты 50 включаются индукционная катушка 51, реле, контакты 39 которого.,блока 35 управления замыкают электрическую цепь управления золотниковым переключателем 38, при этом кнопку 49 блокируют контакты 80 реле с индуктивной катушкой 51, а контактны 54 в этом случае размыкаются, что исключает включение реле с катушкой 55 индуктивности. Замыкание контактов 39 приводит к перемещению зо-. лотника (не показано) в эолотниковом переключателе 38 так, что магистраль рабочей среды под давлением соединяется с той полостью цилиндра 13, которая обеспечивает втягивание L-образного штока 14 в корпусе цилиндра 13. Одновременно с этим блоком управления 35 замыкается контакт 36 и включается двигатель 5 первого привода, вращение от которого через шкив 24 и привод передается на приводной шкив 25. Этот шкив 25 передает вращение гайке 6, т.к. с последней он находится в зубчатом зацеплении с помощью зубцов 26 зубчатой ступицы шкива 25 и соответствующих им впадин

27 V-образной формы. В этом случае гайка

6 начинает вращаться на ходовом винте 10 и в раме 2, установленной на основании, 40 который дает команду блоку управления 35 на выключение золотникового переключате50

5

""0

После первого оборота гайка 6 поворачивается поперек вращения с помощью двигающегося цилиндра 13, закрепленного на раме

2, L-образного штока. Это приводит к перемещению оси 34 гладкого отверстия 33 на место оси резьбового отверстия 31, при этом продольная ось резьбавогп отверстия устанавливается под углом к продоль, ой оси 32 ходового винта 10, а ось 34 гладкого отверстия совпадает с продольной осью ходового винта 10, Логле выхода гэйки 6 из резьбового зацепления . ходовым винтом

10 блоком управления 35 подается команда на замь:кание контзкга 42, и,тем нажатия кнопки 73, в результате чего соединяются провода 89 и 92 электрической цепью нормально замкнутых контактов кнопки 72, контактов 74 и обмотки катушки 75 индуктивности реле замыкаются, как описывалось выше, блокировочные кон акты 86 и в цепи катушки 79 размыкаются контакты 78, в результате золотниковым переклю ателем 41 соединяется магистраль рабочей среды и под давлением с той полостью цилиндра 16 третьего привода, которая обеспечивает выдвижение штока 17, жестко закрепленного на держателе 12. В результате этого, гайка

6 выведена из реэьбового =àöåïëåíèÿ с ходовым винтом 10, последний вместе с,направляющей 9, начнут перемс.цаться в соответствующих отверстиях 8 и 7 рамы 2 в зону контроля с помощью штока 17 цилиндра

16, закрепленного на раме 2, Это происходит потому, что они соединены с держателем 12, а ходовой винт и . .аправляющая дополнительно — с планкой 11. Это пеоемещение будет продолжаться до тех пор пока не выкл ючится третий привод, т.е, пока не сработае датчик 47 положения (концевой выключатель) ля путем размыка ия контактов 94 с помощью тол кателя 96 обеспечивается провод

92, что обеспечивает выключение всех ранее включенных катушек индуктивности реле и их контактов, в том числе и размыканию контактов 42.. 8 этом случае золотник перекрывает магистраль рабочей среды, например, пружинным приводом (не показан), в результате чего нажимают кнопку 57, что приводит к соединению проводов 88, 92.

Перемещение держателя 12 с преобразователем 18 прекращается через нормально замкнутые кнопку 56 и контактов 58 и включение индукционной катушки 59 реле блока

35 управления, при этом замыкаются контакты 36. Одновременно с этим подается команда на выключение первого привода, т.е, блоком управления 35 подается команда, на размыкание контакта 36, который мо1826060

10

25 двигателя 4

40

55 жет быть в этом случае выключен значительно раньше (после расцепления гайки с винтом 10).

Для осуществления второго варианта перемещения держателя 12 с преобразователем 18 в зону контроля изделия 19, находящегося на стенде 3, осуществляется следующим образом, В этом случае L-образный шток 14 пневмоцилиндра 13 второго привода должен быть полностью выдвинут, для этого по команде блока 35 управления блока путем нажатия кнопки 53 замыкается электрическая цепь проводов 88 и 92 срабатывает катушка

55 индуктивности и ее реле замыкает контакты 40 и блокировочные контакты 81 кнопки 53, при этом размыкаются контакты 50 в. цепи реле с катушкой индуктивности 51, замыкается контакт 40, обеспечивающий под-. а«у рабочей среды через золотниковый переключатель 38 в ту полость цилиндра 13, которая обеспечивает выдвижение полностью L-образного штока 14, что обеспечивает совмещение продольной оси резьбового отверстия 31 с продольной осью 32 ходового винта 10, при этом, как и в предыдущем случае, торец L-образного штока 14 постоянно находится в кольцевой направляющей

15 гайки 6, обеспечивая поперечный разворот последней. После этого включается электродвигатель 5 первого привода или

° электродвигатель 21 привода винта и, одновременно с одним из них, включается двухходовой цилиндр 16 третьего привода. Эти включения осуществляются блоком 35 управления, т.е, замыкаются как и в первом случае контакты 36 или 44 и контакт 43. В результате чего гайка 6, вращаясь, своим приводом начинает перемещать винт 10 и совместно со штоком 17 держатель 12 с преобразователем 18 в зону контроля, если разомкнут контакт 36 двигателя 5, а замкнут контакт 44 двигателя 21, вращающийся момент которого через его шкив 22 и передачу передается на приводной шкив 23 и далее на вращение ходового винта 10, который в этом случае будет, вращаясь перемещаться относительно неподвижной гайки 6, и совместно со штоком 17 цилиндра 16 будет перемещать держатель 12 с преобразователем в зону контроля. Перемещение будет продолжаться до включения датчика 47 положения (концевого выключателя) или подается команда оператором на выключение блоком 35 управления такого перемещения.

В результате размыкаются контакты 36 (44), что приводит к выключению двигателя 5 (21) и прекращению вращения гайки 6 (винта

10), а при замкнутом контакте 44, который в этом случае размыкается, приводит к выключению двигателя 21 и одновременно с ними размыкается контакт 42 золотникового переключателя 41, золотник которого возвращается в исходное положение, что приводит к перекрытию магистрали рабочей среды с полостью цилиндра 16.

После того как преобразователь 18установлен в зону контроля, его подводят к поверхности вращающегося контролируемого изделия 19, устанавливают необходимую скорость перемещения держателя 12 с преобразователем 18 относительно поверхности контролируемого изделия 19. Для этого с помощью регуляторов (не показано) устанавливают определенную разность скоростей вращения приводных шкивов 25 и 23, соответственно, гайки 6 и ходового винта

10. Приводят во вращение в одну сторону шкивы 24 и 22 двигателями 5 и 21 приводов первого и четвертого, одновременно с этим включают третий привод (цилиндр 16). Для этого блоком 35 управления замыкают контакты 37, 45 и 43, В этом случае осуществляется реверс упомянутых приводов и преобразователь 18 перемещается относительно вращающегося изделия 29 стендом 3 с помощью

Поиск дефектов (не показан) проводится по винтовой линии, В этом случае ходовой винт 10 и направляющая 9 будут перемещаться относительно рамы-2 с держателем 12 и планкой 11 в отверстиях 8 и 7. Такое перемещение.заканчивается при срабатывании концевого включателя 46 размыкаются контакты 93 толкателем 95, разрывается цепь провода 92, выдается команда на выключение блоком 35 управления контактов 37, 45 и 43, В этом случае три привода выключаются и цикл контроля может быть повторен, т.е. проконтролированное изделие 19 удаляется со стенда 3, а на его место устанавливается другое, подлежащее контролю.

Держатель с преобразователем в этом случае перемещаются одним из вышеприведенных способов в зону контроля при заблокированных контактах 93 и разблокированных контактах 94 концевого выключателя 47.

В процессе вращения приводного шкива 25, последний может перемещаться в радиальном и осевом направлениях, Для ограничения такого перемещения в кольцевых пазах 30 установлены ролики 28, закрепленные в вильчатых кронштейнах 29, которые установлены на раме 2.

Формула изобретения

Устройство для контроля изделий. содержащее основание, установленные на основании базирующие ролики, образующие призму, механизм привода иэделия, ра1826060

10 му, установленную на основании, держатель, преобразователь, установленный в держателе с воэможностью перемещения перпендикулярно,осям базирующих роликов, механизм перемещения держателя, выполненный в виде направляющей, жестко соединенной с держателем и установленной в раме с возможностью перемещения параллельно осям баэирующих роликов, приводной пары ходовой винт — гайка, ходовой винт которой установлен в раме с всзможностью перемещения параллельно направляющей и жестко соединен с держателем, и привода ходового винта, о т л и ч а-ю щ е е с я тем, что. с целью повышения производительности контроля и увеличения срока службы оборудования, оно снабжено тремя приводами и шкивом с зубьями на его внутренней. поверхности, гайка выполнена с V-образными пазами по периметру ее наружной поверхности, с гладким сквозным отверстием, ось которого расположена под углом к оси резьбового отверстия, а диаметр

5 превышает диаметр ходового винта, и с кольцевым пазом на одном иэ ее торцов, шкив установлен на гайке, его зубья расположены в V-образных пазах гайки. первый привод установлен на основании и кинемати10 чески связан со шкивом, второй и третий привод выполнены в ви„е у.;тановленных на раме двухходовых цилиндгов, шток двухходовог0 цилиндра второго привода выполнен L-образным и кинематическ:; связан с боковыми стен15 ками кольцевого паэг гайки, шток двухходового цилиндра третьего привода жестка связан с держателем и расположен параллельно направляющей, а награвляющая и ходовой винт жестко соединены между собой 20

1826060

1826060

Составитель B,Ïðÿíøèíèêoâà

Техред M,Ìîðãåèòàë Корректор С.Пекарь

Редактор С.Кулакова

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина, 101

Заказ 2318 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035. Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Устройство для контроля изделий Устройство для контроля изделий Устройство для контроля изделий Устройство для контроля изделий Устройство для контроля изделий Устройство для контроля изделий Устройство для контроля изделий 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам для неразрушающего контроля изделий и может быть использовано в различных отраслях промышленности, в частности &котлостроении, например, при дефектоскопии труб для котлоагрегатов

Изобретение относится к сканирующим средствам неразрушающего контроля состояния полых изделий с замкнутой боковой внешней поверхностью

Изобретение относится к области испытательных средств неразрушающего контроля материалов, Цель изобретения - повышение точности проверки

Изобретение относится к неразрушающему контролю и может быть использовано для выявления дефектов в цилиндрических изделиях, например при проверке качества сварных швов в трубопроводах

Изобретение относится к неразрушающему контролю и может быть использовано для автоматизации контроля различных изделий из ферромагнитных материалов

Изобретение относится к неразрушающему контролю изделий и может быть использовано в ультразвуковой дефектоскопии при контроле сварных швов

Изобретение относится к неразрушающему контролю и может быть использовано при ультразвуковом контроле изделий цилиндрической формы

Изобретение относится к ультразвуковой дефектоскопии изделий, в частности автоматизм ро ванн ому ультразвуковому контролю тел вращения типа дисков авиационных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к неразрушающему контролю и может быть использовано для настройки системы сбора данных многоканального дефектоскопа, например ультразвукового

Изобретение относится к устройствам для ультразвукового контроля, предназначено для контроля прилегания оболочки к сердечнику тепловыделяющих элементов ядерных реакторов

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и предназначено для ультразвукового контроля неприлегания оболочки к сердечнику тепловыделяющих элементов для ядерных реакторов

Изобретение относится к средствам и методам неразрушающего контроля, а именно к конструкции устройств для ориентации и сканирования, и может быть использовано для контроля железнодорожных колес разных размеров

Изобретение относится к области средств неразрушающего контроля и может быть использовано для контроля плоского напряженного состояния в различных элементах конструкций, изготовленных из анизотропных материалов

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и предназначено для геометрического и ультразвукового контроля многослойных изделий, в частности, измерения геометрических размеров и контроля прилегания оболочки к сердечнику тепловыделяющих элементов исследовательских ядерных реакторов

Изобретение относится к средствам неразрушающего контроля

Изобретение относится к устройствам неразрушающего контроля горячего и холодного листового проката с использованием электромагнитно-акустических преобразователей

Изобретение относится к ультразвуковому неразрушающему контролю и может быть использовано при создании автоматических систем контроля листовых материалов иммерсионным методом

Изобретение относится к области неразрушающего контроля сосудов, работающих под давлением, и предназначено для обнаружения и определения характеристик дефектов в сварных соединениях и основном металле сосудов и баллонов высокого давления, эксплуатируемых на воздушных судах, а также для определения толщины стенок баллонов
Наверх