Таксометр

 

Изобретение относится к измерительной технике (электронным таксометрам) и используется для автоматического отсчета суммы, причитающейся за пользование транспортным средством. Цель изобретения - упрощение устройства и повышение его надежности, Таксометр содержит датчик расстояния 1, блок управления 2, формирователь 3 импульсов, формирователь временных интервалов 4, элемент ИЛИ 5 и исполнительный блок 6. Применение в таксометре формирователей 3 и 4, электрические импульсы на выходе которых появляются через временные интервалы, выбираемые с учетом применяемых тарифов и равные по стоимости пользования, а также наличие обратных связей между формирователями 3 и 4 позволяет упростить устройство и повысить его надежность. 6 ил.

СОКЛ СОВЕ ТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (si>s G 01 В 13/10 гОсудАРстВеннОе Г1АтентнОе

В ВДОВСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ПАТЕНТУ (21) 4950415/24 (22) 28.06.91 (46) 30.07.93. Бюл. N.. 28 (75) В.С,Лысенко, О.А,Мирошниченко, В.С.Лысенко и Е.Ф.Богатыренко (73) Общество с ограниченной ответственностью "ТЭРА" (56) Авторское свидетельство СССР

N1509962,,кл. G 07 В 13/10, 1990. (54) TAKCOMETP (57) Изобретение относится к измерительной технике (электронным таксометрам) и используется для автоматического отсчета суммы, причитающейся за пользование транспортным средством. Цель изобретеИзобретение относится к устройствам для контроля оплаты за проезд, а именно, к электронным таксометрам, и используется для автоматического отсчета суммы, причитающейся за пользование транспортным средством.

Целью изобретения является упрощение устройства и повышение его надежности, Применение в таксометре формирователей отрезков расстояния и интервалов времени, выбранных иэ учета применяемых тарифов расстояния и времени, а также обратных связей между ними, позволяет исключить необходимость контроля скорости транспортного средства и переключения вида оплаты, что упрощает устройство и повы-. шает его надежность.

На фиг. 1 представлена функциональная схема таксоме ра; на фиг. 2 и фиг. 3 представлены временные диаграммы рабо„„Я.3„„1831650 А3 ния — упрощение устройства и повышение его надежности, Таксометр содержит датчик расстояния 1, блок управления 2, формирователь 3 импульсов, формирователь временных интервалов 4, элемент ИЛИ 5 и исполнительный блок 6. Применение в таксометре формирователей 3 и 4, электрические импульсы на выходе которых появляются через временные интервалы, выбираемые с учетом применяемых тарифов и равные по стоимости пользования, а также наличие обратных связей между формирователями 3 и 4 позволяет упростить устройство и повысить его надежность. 6 ил. ты таксометра в режимах 1 и 2 соответственно: а — сигнал на выходе датчика расстояния; б — сигнал на выходе блока управления; в — сигнал на выходе формирователя QQ интервалов времени, соответствующих при- (Ъ ращению стоимости пользования по тарифу времени; г — сигнал на выходе формирователя отрезков расстояния, соответствующих приращению стоимости пользования по тарифу расстояния; д — сигнал на выходе элемента ИЛИ. >

На фиг. 4, фиг. 5, фиг. 6 представлены,() функциональные схемы блока управления. формирователя отрезков расстояния. соответствующих приращению стоимости пользования по тарифу расстояния и формирователя интервалов времени, соот ветствующих приращению стоимос|и поль

1831650 зования по тарифу времени, соответственно, Таксометр содержит датчик расстояния

1, блок управления 2, формирователь 3 отрезков расстояния, соответствующих приращению стоимости пользования по тарифу расстояния, формирователь 4 интервалов времени, соответствующих приращению стоимости пользования по тарифу времени, элемент ИЛИ 5 и исполнительный блок 6.

Датчик расстояния предназначен для формирования электрических сигналов, количество которых зависит от расстояния, пройденного транспортным средством, и может быть выполнен в виде светодиода, фотодиода и диска с отверстиями, связан ного приводом с трансмиссией транспортного средства.

Блок управления 2 предназначен для синхронизации блоков таксометра и может быть выполнен в виде RS-триггера, связанного входами с органами управления и блоком питания таксометра (фиг. 4).

Формирователь 3 предназначен для формирования электрических импульсов, появляющихся на его выходе через интервал времени, за который транспортное средство проходит отрезок расстояния, подлежащий оплате приращением стоимости пользования по тарифу расстояния, Длина этого отрезка зависит от значения тарифа расстояния и значения приращения стоимости пользования по тарифу расстояния (дискретности изменения индикатора стоимости проезда таксометра) и равна;

ADi

I = — —, L где 1 — длина отрезка расстояния;

ЛД вЂ” приращение стоимости пользования транспортным средством по тарифу расстояния, выраженное в денежных единицах;

Д вЂ” тариф расстояния, выраженный в денежных единицах за единицу расстояния, Длительность временного интервала между импульсами на выходе формирователя 3 зависит от скорости движения транспортного средства и равна: ! х фз =— где гфз — длителы ость временного интервала между импульсами на выходе формирователя 3:

1 — длина отрезка;

Ч вЂ” значение скорости транспортного средства в единицах расстояния за единицу времени, Длительность временного интервала

5 между импульсами на выходе формирователя 3, выраженная через тариф расстояния равна:

ЛО

743= VD

Ф

Формирователь 3 может быть выполнен в виде счетчика-делителя, коэффициент деления которого выбирается из учета значений тарифа расстояния, значения приращения стоимости пользования по тарифу расстояния и количества импульсов на выходе датчика расстояния 1 при прохожде- нии транспортным средством расстояния, подлежащего оплате по тарифу расстояния (фиг. 5). Коэффициент деления счетчика-делителя равен: где тф4 — длительность временного интервала между импульсами на выходе формирователя 4;

Л Д вЂ” приращение стоимости пользования транспортным средством по тарифу где Коз — коэффициент деления счетчика;

Й вЂ” тариф расстояния;

L — расстояние, подлежащее оплате по

30 тарифу расстояния;

Л Di — приращение стоимости пользования по тарифу расстояния;

Кз — количество импульсов на выходе датчика расстояния 1 при прохождении транспортным средством расстояния, подлежащего оплате по; Кз определяется конструкцией применяемого датчика расстояния 1, Формирователь 4 предназначен для формирования электрических импульсов, длительность времени между которыми равна интервалу времени, подлежащему оплате приращением скорости пользования по тарифу времени. Длительность этого интервала зависит от значения тарифа времени и значения приращения стоимости пользования по тарифу времени (дискретности изменения индикатора стоимости проезда

50 таксометра) и равна: т 4 0

1831650 ф4 < гфз

DT Т

Бо, <4 тфз < тфл

25 тфз = вафд

0т Т

К4=КЗ D

Л Дт = Л Дь, 45 то

V= —

01 времени, выраженное в денежных единица х;

Дт — тариф времени, выраженный в денежных единицах за единицу времени.

Формирователь 4 может быть выполнен в виде генератора импульсов и счетчика-делителя (фиг. 6), коэффициент деления которого выбирается из учета значения тарифа времени, значения приращения стоимости пользования по тарифу времени и количество импульсов, вырабатываемых генератором за время, подлежащее оплате по тарифу времени. Коэффициент деления счетчика-делителя равен: где Кд4 — коэффициент деления счетчика;

Л Д вЂ” тариф времени;

Т вЂ” время, подлежащее оплате по тарифу времени;

Л Дт — приращение стоимости пользования по тарифу времени;

К4 — количество импульсов, вырабатываемых генератором импульсов за время, подлежащее оплате по тарифу времени.

Количество импульсов, вырабатываемых генератором, выбирается из условия равенстваКдз=Кд4и Л Д = Л Дти равно: где К4 — количество импульсов, вырабатываемых генератором;

Т вЂ” время, подлежащее оплате по тарифу времени;

Кз — количество импульсов на выходе датчика расстояния;

L — расстояние, подлежащее оплате по тарифу расстояния;

Дт — тариф времени;

Д вЂ” тариф расстояния.

Исполнительный блок 6 предназначен для суммирования импульсов с выхода элемента ИЛИ 5 и отображения результатов на индикаторе. Исполнительный блок 5 может быть выполнен в виде суммирующего счетчика, дешифратора и индикатора.

Работу таксометра характеризуют три режима:

Первый режим — работа по тарифу времени, при котором транспортное средство стоит или движется с малой скоростью. При этом длительность временного интервала между импульсами, появляющимися на выходе формирователя 4, меньше длительности временного интервала между импульсами, появляющимися на выходе формирователя 3:

Второй режим — работа по тарифу расстояния, при котором транспортное средство движется с большой скоростью. При этом длительность временного интервала между

10 импульсами, появляющимися на выходе формирователя 3, меньше длительности временного интервала между импульсами, появляющимися на выходе формирователя

4:

Третий режим — транспортное средство движется с такой скоростью, при которой

20 оба формирователя работают синхронно и интервалы времени между импульсами, появляющимися на выходах обоих формирователей равны между собой:

Из этого условия можно определить значение скорости движения транспортного средства, при котором происходит переход в работе таксометра с первого режима на второй режим и наоборот, т.е. с работы по тарифу времени на работу по тарифу расстояния и наоборот.

35 Ло Ло, О ЛО

Ч 0 0 откУда Ч вЂ” 0 -.—, 0, Поскольку приращение стоимости пользования по тарифу времени и приращение сто4О имости пользования по тарифу расстояния равны, т.е.

Предлагаемый таксометр работает следующим образом.

При подаче напряжения питания на таксометр сигнал с выхода блока управления 2 (t<> на фиг. 2б и фиг. 36) поступает ка вторые входы формирователя 3, формирователя 4 и исполнительного блока 6. устанавливает их в исходное состояние и запрещает их работу, В нужный момент времени, например, если в транспортном средстве хотя бы одно

1831650

45 место занимается пассажиром(при этом замыкается хотя бы один контакт органа управления, фиг. 4) сигнал с выхода блока управления 2 (t> на фиг. 2б и фиг. Зб) разрешает работу исполнительного блока 6 от 5. импульсов, поступающих с выхода элемента

ИЛИ 5 на первый вход исполнительного блока 6, разрешает работу формирователя 3 от импульсов, поступающих с выхода датчика расстояния 1 на первый вход формирова- 10 теля 3. и запускает формирователь 4.

Если таксометр работает в первом режиме, то импульс появляется на выходе формирователя 4 (фиг. 2в), поступает на второй вход элемента ИЛИ 5 и на третий вход 15 формирователя 3 и своим фронтом устанавливает формирователь 3 в исходное состояние (фиг. 2г, импульс показан пунктиром, так как на выходе формирователя 3 отсутст-. . вует), одновременно формирователь 4 фор- 20 мирует следующий импульс, начиная также неисходного состояния. Импульс с выхода элемента ИЛИ 5 (фиг. 2д) поступает на первый вход исполнительного блока 6, где обрабатывается, и стоимость пользования 25 отображается на индикаторе.

Если таксометр работает во втором режиме, то импульс появляется на выходе формирователя 3 (фиг. 3r), поступает на первый вход элемента ИЛИ 5 и на первый вход 30 формирователя 4, своим фронтом устанавливает формирователь 4 в исходное состояние (фиг. 3а, импульс показан пунктиром, так как на выходе формирователя 4 отсутствует), одновременно формирователь 3 фор- 35 мирует следующий импульс, начиная также с исходного состояния. Импульс с выхода элемента ИЛИ 5 (фиг, Зд) поступает на первый вход исполнйтельного блока 6, где обрабатывается, и стоимость пользования 40 отображается на индикаторе.

Третий режим работы таксометра, при котором импульсы на выходах формирователя 3 и формирователя 4 появляются одновременно, можно считать теоретическим: реально таксометр работает в двух режимах. а время, за которое таксометр переходит с первого режима во второй и наоборот,. определяется только длительностью фронтов импульсов, появляющихся на выходах формирователя 3 и формирователя 4, Практически переход от оплаты по тарифу расстояния на тариф .времени и наоборот происходит мгновенно.

При нажатии кнопки "СТОП" (фиг. 4) сигнал с выхода блока управления устанавливает блоки таксометра в исходное состояние.

Предлагаемый таксометр позволяет определять стоимость пользования транспортным средством во время его движения и. стоянки без применения переключателя вида оплаты и контроля скорости транспортного средства, что существенно упрощает устройство и повышает его надежность, Формула изобретения

Таксометр, содержащий датчик расстояния, блок управления, элемент ИЛИ и исполнительный блок, отличающийся тем, что, с целью упрощения устройства и повышения его надежности, в него введены формирователь временныхс интервалов и формирователь импульсов, выход датчика расстояния соединен с первым входом формирователя импульсов, выход которого соединен с первым входом элемента ИЛИ и первым входом формирователя временных интервалов, выход которого соединен с третьим входом формирователя импульсов и вторым входом элемента ИЛИ, выход которого соединен с первым входом исполнительного блока, выход блока управления подключен к вторым входам формирователя импульсов, формирователя временных интервалов.

1831650

Фиг. 2

Фиг. 3

1иг. 4

4иг. 6

Составитель В.Лысенко

Техред М.Моргентал Корректор Л.Пилипенко

Редактор

Проиэводственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 2549 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Таксометр Таксометр Таксометр Таксометр Таксометр Таксометр 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к контрольноизмерительной технике и может быть использовано при контроле капиллярных отверстий в фильерах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для контроля диаметров отверстий малых размеров

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения среднего диаметра отверстий

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля размеров и отклонений формы внутренних поверхностей тел вращения

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля размеров сферических поверхностей

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля размера и формы протяженных отверстий

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения прямоугольных отверстий

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля линейных размеров в широком диапазоне

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля диаметров внутренних канавок в отверстиях с помощью пневматических измерительных приборов

Изобретение относится к области микроэлектроники и лазерной техники и представляет собой газоразрядный источник ультрафиолетового излучения или озона, выполненный в виде заполненной рабочей средой газовой камеры с диэлектрическими стенками

Изобретение относится к пневматической измерительной технике и может быть использовано для измерения диаметра отверстий, а также шероховатости их поверхности

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерений точных отверстий втулок малого диаметра, например центраторов оптических соединителей одномодовых световодов
Наверх