Способ получения цветных кинематографических изображений на экране

 

1

М гПАТЕНТ НА ИЗОБРЕТЕНИЕ ласс 57а, 38

ОПИСАНИЕ способа получения цветных кинематографических изображений на экране.

К патенту ин-ной фирмы „Райкол", Британская корпорапия с ory. отв. (Raycol, Britisch Corporation Limited), в r. Лондоне, Великобритания, заявленному

19 марта 1930 года (заяв. свид. № 66664).

Действительный изобретатель ин-ец А. Бернарди (Anteny Bernardi).

О выдаче патента опубликовано 31 декабря 1931 года.

Действие натента распространяется на 15 лет от 31 декабря 1931 года.

Предлагаемый способ получения цветных кинематографических изображений на экране состоит в том, что съемку производят при посредстве двух светофильтров дополнительных цветов (оранжевого и светло-зеленого), а полученные позитивные фильмы проектируют на экран, применяя только один светофильтр (оранжевый), а второе изображение проектируют без светофильтра.

Вместо двух светофильтров можно взять три и более, но, прй проектировании их на экран, два или несколько снимков про- ектируют через соответствующие светофильтры, а остальные без них.

Для цветной кинематографии уже предлагалось делать на фильме снимки с двувщ или более цветными компонентами (моно хромами), например, красным и сине-зеленым; такой фильм проектируется -затем через такие же цветные фильтры, как и фильтры, через которые был произведен снимок. На экране оба изображения сменяют друг друга столь быстро, что благрдаря способности глаза сохранять впечатления в течение только йекоторого времени, оба изображения сливаются для зри". теля в одно Однако, такое применение светофильтров при проектировании ведет к большим потерям в интенсИвности света, так что источник света должен быть зна- чительно более мощным, нежели при проектировании обычных монохроматическнх картин; кроме того проектированные таким способом цветные картины отличаются недостаточным блеском и производят менее приятное впечатление.

Было также предложено производство снимков последовательно через красный фильтр и без всякого фильтра, так что фильм состоит из компонетов красного и обычного чеоно-белого.

Автору предлагаемого изобретения удалось установить, что, если фильм снят через оранжевый и через . сине-зеленый фильтры -и если проектировать затем оранжевый компонент через оранжевый светофильтр, а сине-зеленый без всякого фильтра, т.-е. дать на экране оранжевое воспроизведение оранжевого компонента и черно-белое воспроизведение сине-зелен го компонента, — то в глазу зрителя под впечатлением контраста и вследствие утомления, возникает впечатление цвета дополнительного к проектированному на экране оранжевому цвету, т.-е. цвета синего и зеленого, что создает впечатление весьма приятного для глаза изображения в натуральных цветах.

При производстве снимков можно пользоваться обычной кинематографической камерой, однако, между объектИвом и фильмом должна быть расположена призма, разделяющая пучок света на два цветных пучка. Эта призма несет нужные фильтры, например, оранжевый и сине-зеленый. Пучок цветных. лучей проходит через объектив и разделяется затем призмой на два пучка, один иэ которых проходит через оранжевый фильтр и дает первое изображение на фильме; второй пучок проходит через сине-зеленый фильтр и дает второе изображение на фильме. Наилучшим оказывается способ, при котором оба цветные компонента расположены в противополож ных углах кинематографического кадра, т.-е.) по диагонали; полученный, негатив. проявляется обычным способом. Точно так же и копирование и проявление производится обычными методами.

Для проектирования на экран применя.ется обычный проекционный аппарат с тою только разницей, что вместо одиночного проекционного объектива употребляетсяпара такйх объективов, при чем каждый из них соответствует одному из обоих изображений, расположенных внутри нормального кинематографического кадра.

Оранжевый компонент, заснятый через оранжевый щ ьтр, проектируется на экран через такой же фильтр,. так что на экране получается изображение предмета, снятое при помощи одного только оранжевого фильтра; второй компанент проектируется вторым объективом без всякого фильтра.

Таким образом, если одновременно проектируется и оранжевое изображение, то на экране получается черно-белое воспроиз:ведение, снятое через сине-зеленый фильтр.

Вместо того, чтобы пользоваться двумя проекционными объективками, можно ограничиться и одним, действующим совместно с призмой или иным приспособлением, отражающим .. оба изображения в одиночный объектив. Для проектирования лишь один фильтр. Оба изображения> проектированные по описанному способу,. на экран, должны быть весьма точно наложены друг на друга, чтобы контуры безусловйо совпадали: изображение на экране, воспринимаемое зрителем, оказывается при этом не оранжевым, а многоцветным в приблизительно натуральных цветах, обнимая белее,или менее значительную часть спектра.

Надо иметь в виду, что черно-белое изображение отбрасываемое на экран без помощи фильтра, снято через сине-зеле- иый фильтр. Таким образом различные оттенки серого цвета на этом снимке, идущие от чисто белого до чисто черного, соответствуют более или менее точно" количеству сине-зеленого цвета, исходившего из различных точек снятого объекта и действовавшего на фильм.

Теория- предлагаемого способа и его практических применейий не является достаточно разработанной. В физиологии давно уже известно, что, под действием одних только контрастов и утомления сетчатки, может возникнуть впечатлениедополнительных цветов. Это явление часто используется для целей рекламы. Значительное количество цветов, воспроизводимых предлагаемым способом объясняется, повидимому, появлением в глазу зрителя впечатления дополнительных цветов, что обусловлено действием контраста .и некоторого утомления глаза. Однако, -никто до сих пор не подозревал, что можно получать цвета столь высокой интенсивности, какие получаются при помощи предлагаемого способа. Возникновение ощущения дополнительных цветов может быть доказано при помощи простых и весьма убедительных опытов. Один из наиболее показательных опытов состоит в том, что берут окрашенную в какой-нибудь .цвет пластинку желатина и в центре пластинки делают узкое отверстие.

Если теперь такую пластинку желатина, окрашенную, например, в синий цвет поместить в проекционный фонарь и отбросить ее изображенйе на экран в затемненном помещении, то на экране появится светлый диск, приблизительно ;.белого цвета, окруженный синим цветом. Если затем взять кусок черного матового картона и поместить его на экране там, где получается изображение отверстия желатина, то окажется, что цвет диска более не белый, а сочный оранжево-желтый с металлическим блеском, сходный с цветом полированного металла. Если для этого опыта взять красный желатин и отбрасывать изображение отверстия на черный картон, то диск окажется густого синего цвета. Какого бы цвета ни был применяем для этого опыта желатин, всегда под действием контраста появится другой цвет, весьма близко совпадающий с цветом, дополнительным к цвету желатина. Большое преимущество таких, вызываемых действием контраста, цветов состоит в значительном усилении количества света,, падающего на экран из источника света, в проекционном фонаре. Это усиление равно, повидимому, около 30%Ясли пользоваться указанной выше парой. фильтров, то наиболее важные. цвета — белый и теплые тона — передаются = с большей точностью; вообще говоря, цвета красной части спектра лучше: поддаются воспроизведению при помощи предлагаемого способа, нежели цвета синей, части спектра; однако, если воспользоваться какою-либо иною подходящею выбранной парой фильтров вприблизительно дополнительных цветах, то можно усилить цвета любой части спектра. Предлагаемое изобретение не ограничивается применением одной только указанной выше пары фильтров.

Конечный результат, получаемый при применении предлагаемого способа, определяется следующими факторами природою света, служившего для освещения снимаемого объекта (солнечйый свет, вольтова дуга, лампы накаливания и т. п.) окраскою самого объекта, окраскою фильтров и их способностью пропускать разные цвета, а также цветами, к которым фильм чувствителен.

Применяемые фильтры могут быть различного рода и выбор фильтров зависит от снимаемого объекта.

При выборе фильтров> наиболее подходящих для снимаемого объекта, надо руководствоваться тем, что фильтры должны быть практически дополнительных цветов и что, один из фильтров должен быть того цвета, который преобладает в снимаемом объекте. Для обычной работы наиболее подходящими-являются оранжевокрасный и сине-зеленый фильтры, при чем все цвета красного конца спектра: зелень, телесные тона и белый цвет прекрасно поддаются воспроизведению. Зеленая листва отражает значительное количество красных лучей, чем, повидимому и объясняется весьма удовлетворительное воспроизведение . листвы при помощи оранжево-красного фильтра." При проектировании готовых изображений можно пользоваться тем жесамым красным фильтром, который был применен для снимков, или же несколько более светлым.

В некоторых случаях может оказаться желательным регулировать относительную интенсивность обоих пучков света на экране, чем может быть достигнуто более благоприятное воспроизведение цве тов.

Ю I . е

Для этой цели можно один из объективов или же оба снабдить регулируемой диафрагмой.

Для проектирования можно воспользоваться любым проекционным аппаратом, который, однако, должен по воэможности удовлетворять следующим требованиям: линия, соединяющая центры обоих объективов, должна быть поворотнбй, так чтобы она могла быть приведена в положение, параллельное линии, соединяющей центры обоих изображений на фильме; расстояние и взаимное положение обоих объективов должны регулироваться, чтобы можно было привести оба изображения к совпадению на экране.

Предлагаемый способ может быть применен и при трехцветных процессах. В этом случае при съемке вместо двух фильтров, применяют три фильтра, при проектировании два из -йолученных трех компонентов проектируются через соответственные фильтры, а третий — без всякого фильтра.

Далее, при проектировании можно также устранить не один, а два фильтра. Наконец, при съемке можно пользоваться не тремя фильтрами, а большим числом их в таком случае при проектировании часть компонентов отбрасывается на экран без помощи фильтров.

Предлагаемый способ не ограничивается применением красного и зеленого фильтров. а могут быть взяч ы любые. другие подходящие пары фильтров.

Предмет патента. . 1. Способ получения цветных кинема тографическнх изображений на экранеотличаннднйся тем, что съемку произво дят через два различно, окрашенные свето фильтра дополнительных цветов, н полу ченные снимки проектиру .от затем на экран, применяя только один светофильтр," соответствующий одному из взятых светофильтров, а второй снимок проектируют без светофильтра.

2. Прием выполнения способа, указанного в и. 1, отличающийся тем, что при съемке применяют оранжф,вый и зеленый или сине-зеленый светофильтр, а при проектировании — только оранжевый.

3. Видоизменение способа, указанного в п. 1, отличаиидееся тем, что прн съемке применяют три или более светофильтров, а при проектировании снимков применяют один или несколько светофильтров, соответствующих взятым при съемке, а остальные снимки проектируют без светофильтров

Способ получения цветных кинематографических изображений на экране Способ получения цветных кинематографических изображений на экране Способ получения цветных кинематографических изображений на экране 

 

Наверх