Противотанковый фугас с применением ударных воспламенителей, взрывающийся при нажатии на него в двух местах

 

Класс 72 g, 5

_#_o 25433 ".

Я4,ц, Йвторекое. евидетепьетво на изобретение

ОПИСАНИЕ противотанкового фугаса с применением ударных воспламенителей, взрывающегося при нажатии.на него в двух местах.

К авторскому свидетельству С. Г. Грена, заявленному 29 июля 1930 года (заяв. свид. № 74178).

0 выдаче авторского свидетельства опубликовано 29 февраля 1932 года.

Изобретение касается противотанко- вых фугасов, снабженных ударными воспламенителями и взрывающихся при нажатии на них в двух местах. В пред-, лагаемом фугасе каждый воспламени- тель снабжен двумя пружинными задержками с отходящими от них к противоположным сторонам фугаса тросами, проходящими под соответствующими клапанами с целью взрыва фугаса при одновременном нажатии на оба противоположных клапана.

На чертеже фиг. 1 изображает вид l фугаса сверху с частичным разрезом; фиг. 2 — разрез по линии А8 на фиг. 1; фиг. 3 — 3 — разрезы пружинной задержки.

Предлагаемый фугас, не взрываясь,, допускает передвижение по нему артиллерии, всадников и пехоты. От прохода же танков и вообще повозок на гусеничном ходу фугас взрывается. Вместе с тем его можно в течение нескольких минут превратить во взрываемый от прохождения любого груза, а также в фугас типа „неожиданного.".

Фугас (фиг. 1 и 2) состоит из железной или деревянной коробки заряда и взрывчатого механизма.

Заряд 1 состоит из 1600 г тола. в шести шашках: две больших и четыре малых, уложенных, как показано на фиг. 1, и снабженных отверстиями для четырех ка пс юлей.

Взрывающий механизм состоит из трех главных частей: ударного воспламенителя 2,3, ба рабана 4 (верхней задержки) и барабана 5 (нижнейзадержки).

Четыре группы этих частей, соединенные с клапанами {К;, К2, Ез и К.,), опускаются при нажатии на последние и тем натягивают тяги б, устраняя пружинные задержки, удерживающие ударник воспламенителя.

Клапаны фугаса работают попарно—

К1 и Ка, К и К4, т.-е противоположные; если нажаты смежные клапаны, то взрыва не произойдет. При нажатии клапана К, он опустится и надавит на тяги б, которые, сократив пружины в барабанах 4, вытащат верхние игольчатые задержки. Взрыва не произойдет, так как ударники воспламенителей удерживаются нижними вилкообразными задержками. Если, не отпуская Ь „надавить на клапан К, то он заставит тяги б,, сократив пружины барабанов 5, вытащить вилки задержки. Тогда освобожденный ударник, под действием пружины, разобьет пистон, воспламеняющий впрессованный порох, а этот последний взорвет капсюль и заряд.

Такое действие может произвести только. гусеничная повозка, так как длина гу"сеницы позволяет нажать клапан К„, ;не отпуская К>, и наоборот. Колесная, повозка, лошадь или человек могут нажимать на клапаны только пооче- .редно (расстояние между ними 345 мм,, - а длина ступни санога восьмого роста

325 мм).

Если отпустить клапан Е>, а потом нажать на К, то, как только прекратится давление, клапан К>, под дей:ствием пружин сразу поднимется, освобождая тяги б, пружина барабана 4 выпрямится, выдернув тягу, и верхняя игла-задер>кка войдет на место, не да:вая, после удаления нижней задержки (давление К) упасть ударнику. Для производства взрыва достаточно действия и одного из пары ударных взрывателей 2 и 3, но дублирование введено для большего обеспечения взрыва, так как одна тяга, будучи поставлена под серединой клапана, при надавливании на конец его, .может не дать требуемого натя ксения.

Если же нажать одновременно смеж.,ные клапаны, то будут удаляться разные задержки вразныхударных воспламенителях, а, оставшиеся не дадут упасть ударнику.

Если танк срежетугол у.фугаса, двигаясь строго параллельно диагонали, то взрыва не произойдет. Но такое движение будет исключительным, так как при небольшом уклонении от направления параллельно диагонали будут нажаты противоположные клапаны. Для верности фугасы лучше укладывать попарно, под углом один к другому; если же сделать взрыв и от нажатия смежных клапанов, то взрываться будут не только-танки, но и повозки, лошади и люди (расстояние между клапанами будет мало).

Для того, чтобы превратить фугас во взрываемый от любого объекта, при действии барашковыми гайками 7,— у двух смежных клапанов, например

К> и К., вывинчивают вплотную втулки 8 (фиг. 2), в концы которых заделаны тяги б. Этим удаляютсясоответствующие задержки. Тогда клапаны, у которых

: вывинчены втулки, будут нажиматься вхолостую; ударник будет держаться только на одной задержке, удаляемой

; при погружении противоположных выФключенных клапанов, т.-е. соответственно

К4 и E(„K.„и з К> и К4 или К и К>.

Таким образом, взведенные фугасы ставятся впереди переднего края оборонительной полосы, а не взведенные— в глубине, Для большей безопасности при сооружении фугаса, чтобы случайным надавливанием на два противоположных клапана не вызвать взрыва, применена чека 9, удаляемая перед самым закладыванием фугаса в яму. Она удерживает ударник от падения под действием пружины, даже если удалены обе задержки: Чека проходит через горловину ударного воспламенителя и стержней ударника. С другой стороны, если вывести все восемь задержек, то четыре ударных воспламенителя будут удерживаться только на предохранительных чеках 8; при выдергивании какой-либо из них упадет соответствующий ударник и последует взрыв; На этом и основано действие предохранительной чеки при пользовании фугасом, как „неожиданным"; при задевании за проволоку, укрепленную одним концом к кольцу предохранительной чеки, а другим — к какомулибо местному предмету (ветка дерева, забитый колышек), чека 9 выдергивается и происходит взрыв. Фугас снабжен четырьмя чеками по числу ударных воспламенителей; при снаряжении фугаса они вложены в гнезда, т,-е. проходят через горловину ударного воспламенителя и удаляются только перед постановкой фугаса на место, когда введены на места задержки.

Для минных полей или на дорогах фугас закладывается в яму, открытую на толщину его, при чем перед этим клапаны в местах погружения в их пазы густо смазываются.

Уложив фугас, покрывают его промасленной тряпкой и маскируют, при чем присыпка земли делается не более

5 мм по сторонам и между к»апанамие

Таким образом, торчащие на 200 мм гребни клапанов не будут заметны и нажатие их обеспечит достаточное по. гружение. Клапан погружается на 15 ммпримерно на ту же величину, утопляя в паз трапециодального сечения тягу.

Для выталкивания иглы - задержки до статочно 8 мм, а вилки-задержки — 10 ммСоответственно этому рассчитаны и длины барабанов — 18 и 22 мм; по 10 — 12 мм остаются для сбора пружины и как некоторый резерв. Сокращение тяги в 15 мм полностью в барабан не передается, а передается только 10 — 12 мм; осталь- ное же будет поглощено упругим растяжением тяги и на случай неточности сборки (слабина тяги). Этих 10 — 12 мм достаточно, чтобы вывести задержки, не создавая черезмерного напряжения для излишнего растяжения и ослабления тяги.

Тряпка хранится внутри фугаса, а помещение для запаса масла может быть устроено в пустотах коробки.

В фугасе делаются следующие приспособления: в крышке над предохранительными чеками делаются круглые от-,. крышки и закрывают последнюю. Затем, следя, чтобы не вытащить предохранительных чек, выбирают проволочки и через верхнее кольцо цепочки, захватывая отверстия стоек на крышке. продевают верхнюю чеку, создавая таким образом второй предохранитель. После

1 этого ставят фугас в надлежащее место и вывинчивают барашковыми гайками все втулки 8 тяг б до конца. Этим выво- дятся все задержки и ударник держится ,.только на предохранительной чеке, a зыдергиванию последней мешает верх-! верстия, а сбоку их прибивается стойка с отверстием в 2 мм в диаметре. Внутри фугаса хранится в отверстии перегородки другая чека, диаметром 1,5 лы, для I вкладывания в вышеназванные стойки поверх крышки и проволочки в пучке толщиной 1 мм, длино" 3 — 4мм; на одном конце этой проволочки имеется цепочка длиной 2,5 см с кольцами, в которые! можно просунуть чеку поверх крышки

1 фугаса. Цепочка оканчивается караби- ном. Цепочки (их четыре так же, как и верхних чек — по числу нижних чек) хранятся внутри фугаса в упомянутой выше, тряпке, а когда последняя вынимается для использования — кладутся в пустых, местах, но так, чтобы они не мешали I действию механизма. Отверстия в крышке закрываются резиновыми пробками.

Для приготовления фугаса, как „не-; ожиданного", распутывают проволочки,, надевают их карабином на кольцо предо- хранительной чеки и, вынимая пробки,1 нропускают проволочки в отверстия 1 няя чека. Вслед затем фугас закапывают, оставляя ямки с тою целью, чтобы были видны верхние предохранительные чеки. Наконец привязывают концы торчащих проволочек к забитым в землю колышкам, ветвям и т. и. Один человек (остальные удаляются) осторожно, чтобы не выдернуть предохранительной чеки, вынимает верхние чеки, засыпает ямки и уходит, следя затем, чтобы не задеть протянутых проволочек.

При изготовлении предлагаемого фугаса сначала штампуется корпус с наружными стенками, вн1 тренними стенками и дном с подставками для частей механизма. Затем привариваются внутрь отдельно штампованные перегородки с вырезами в них для облегчения конструкции; под местом вкладывания дульца ударного воспламенителя 2,3 с капсюлем оставляется стойка с полукругль1м вырезом по диаметру дульца. Изогнутая полоса железа с вваренным дном образует клапан и отдельно штампуется крышка. Далее шлифуются клапаны и пазы для них с плотной пригонкой без качания клапанов. После этого приступают к сборке, для чего помимо полного комплекта .частей, нужно иметь четыре выхолощенных ударных взрывателя.

Укладывая барабаны и взрыватели, добиваются точной подготовки частей, после чего барабаны припаиввются на подставки. Затем тяги, имея один конец свободным, а другой вделанным в навинтованную втулку, ввинчиваются в барашковую гайку заг,одлицо верхней плоскости втчлки с плоскостью гайки. Тяги протягивают в отверстия стенок свободным концом вперед, чтобы барашковая гайка стала на место и, закинув конец на крюк задержки, подгоняют их натяжение, не напрягая пружин барабанов.

Отметив место, где должна быть на тяге изготовлена петля, вынимают обратно тяги с барашковыми гайками и, заплетая их свободные концы на отмеченном месте в петлю, запаивают ее. Затем, вдев опять тяги, закидывают их петли на крюки задержек и подкручивают до полного напряжения барашковые гайки на 2 мм, т.-е. втулки должны быть в гайках на 12 мм, при чем тяги должны быть натянуты возможно туже, не сокращая пружин барабанов. Окончив установку тяг, укладывают в пазы кла- I паны, Последние имеют по концам заплечики, за которые они удерживаются в пазах, привинченные угольниками 10, по установке клапанов. B местах опоры клапанов на тяги делаются желобки глубиной 1,5 — 2 мм с небольшим закруглением у нижних ребер клапана. Клапаны и паз внутри хорошо смазываются; после чего клапан вводится в паз, чтобы он своими желобками стал на тяги; .под концы его, в углубления в дне паза и в концах клапанов, ставятся спиральные пружины, которые должны быть немного напряжены, и клапаны закрепляются.

Клапаны должны ходить в пазах свободно, но беэ малейшего натяжения; при нажиме на один конец клапана он должен весь опускаться. Концы клапана закруглены большим или меньшим радиусом; больший радиус дает экономию в весе, а меньший — лучше обеспечивает погружение клапана при надевании на конец его.

По установке клапанов к ним пригоняется и при шлифовыва ется верхняя крышка коробки. На одной стороне ее и коробки делается зарубка для правильности укладки, K крышке над ударными воспламенителями привинчиваются деревянные колодки с вырезами, плотно охватывающими уложенные ударные воспламенители. Все части механизма снаружи хорошо смазываются. Коробка как сверху, так и снизу и внутри покрывается асфальтовым лаком вместе с клапанами, для чего верхняя часть клапана делается ч уть толще. Предполагается, что эта смазка, вместе со смазкой клапанов перед укладкой фугаса, покрытие асфальтовым лаком и установка фугаса под промасленной тряпкой вполне обеспечивает его от ржавления при продолжительном нахождении в земле.

Когда фугас готов и действует исправно, подвинчивая барашковые гайки, выводят в сторону задержки, вынимают выхолощенные ударные взрыватели и ставят боевые, вновь поверяя, не вынимая предохранительных чек, путем нажатия на клапаны, действие механизма после введения задержек на место отпуском барашковых чек. Затем укладывается на место заряд и крышка закрывается плотно прижимающими ее завертками.

Ударный воспламенитель изготовляется следующим образом: берется гильза патрона 3 — линейной винтовки и с нее срезается шляпка. Затем вставляется в дульце и скат медная или латунная втулка. B канал втулки впрессовывается черный порох, а сверху вжимается капсюль (пистон). По вста влени и втулка обжимается по окружности снаружи гильзы. В 2б мм от среза дульца гильзы перпендикулярно к оси делаются две про-, рези для прохода вилки-задержки; при сборке же воспламенителя, для создания упора поддону ударника, такая же вилка, но вырезаемая из куска железа, вставляется в прорези. Затем на выточенный стальной ударник с поддоном (нижняя плоскость поддона чуть сферична) и бойком надевается пружина и он вставляется в гильзу, закрываемую крышкою с горловиной для прохода ударника.

Когда крышка укреплена, в ударнике просверл ива ют два отверстия диаметром 1,5 л л: верхнее, — точно касающееся окружности среза горловины, и нижнее,— перпендикулярное к нему, проходящее через горловину. Верхнее отверстие для иглы - задержки должно быть параллельно вилке - задержке. Нижнее отверстие назначается для предохранительной чеки 9 в виде стержня толщиной 1,5 мл с кольцом на одном конце, а другим — заостренным. Чека 9, после просверливания отверстий, вставляется на место с таким расчетом, чтобы после укладки в фугас ударного воспламенителя кольцо ее оказалось обращенным кверху. После этого вилка, употреблявшаяся при сборке, вынимается. Пружина ударника должна быть немного напряжена и иметь достаточную силу для воспламенения пистона. ,Для изготовления барабана 4 (верхней задержки) берется винтовочная гильза, из которой вырезается отрезок длиною

18 ли. На один конец его навинчивается крышка с горловиной для прохода вилки-задержки, затем в цилиндр вставляется выточенный из стали стержень с поддоном, заостренный конец которого является иглой-задержкой. На стержень надевается пружина, а на противоположный конец отрезка гильзы таким же образом укрепляется задняя крышка с отверстием для прохода стержня. Наконец выходящий назад конец стержня загибается крюком.

Барабан 5 (нижней задержки) изготовляется подобно предыдущему, но отрезок гильзы берется длиной 22 мм.

Передняя крышка вместо горловины имеет прямоугольный прилив с каналом для вилки-задержки. Стержень делается толщиной 2 мм, при чем в пределах от поддона до вилки имеет продольные срезы, так как толщина вилки равняется 1,5 мм. Конструкция вилки видна на фиг. 3 и 3 .

Для снаряжения фугаса снимают крышку; действием барашковых гаек выводят в сторону задержки, вынимают ударные воспламенители и вкладывают а них четыре капсюля до конца. Затем, приподнимая заряд> вкладывают кап- сюли в отверстия заряда, одновременно опуская его и укладывая на место ударяые воспламенители. Далее, отпустив барашковые гайки, вводят задержки на места и, не вынимая предохранительных чек, поверяют надавливанием на клапаны исправность действия фугаса; потом закрывают крышку.

Вся эта работа производится в ближайшем к месту расстановки, укрытом месте, куда подносят: фугас на руках, затем он укладыеается, снимается с него крышка, вынимаются предохранительные чеки, укладываем ые в коробке в соответствующие отверстия перегородок, крышка закрывается и фугас маскируется, при чем наблюдают, чтобы не нажать одновременно двух противоположных клапанов, Вынимание фугаса производится в обратном порядке; не вынимая фугаса из ямки, предварительно очищают его и, удалив промасленную тряпку, действуют настолько осторожно, чтобы не нажать одновременно двух противоположных клапанов, снимают крышку и вставляют предохранительные чеки 9.

Предмет изобретения.

1. Противотанковый фугас с применением ударных воспламенителей, взрываюшийся при нажатии на него в двух местах, отличающийся тем, что каждый воспламенитель снабжен двумя пружинными задержками 5 и 4 с отходящими

oT них к противоположным сторонам фугаса и закрепленными на них тросами б, проходящими под соответствующими пружинными клапанами К, каковое устройство имеет целью производство взрыва при одновременном нажатии на два противоположно расположенных клапана (К и К или К. и Р,).

2. При противотанковом фугасе по пункту 1, применение предохрг нительных чек 9, используемых также при спущенных пружинных задержках 5 и 4 для взрыва фугаса при натягивании или задевании проволок, отходящих от указанных чек к каким-либо предметам на поверхности земли.

Б авторскому свидетельству С. Г. Грена ¹ 25439 ф 13

А IC

:! г 7

Р

Е-Г, ° ф 3 фК

Ф 1:, .. 4!

I! !, I

)! ,;, ! I,li3 ! (Ф .I ! !!! 1I,,!( (1 (Г !!

"! !

1 ! ! —;ô ! .г! !

1! !!>l!1 ф е !

Ъ с=ф, !:!:. ъ

Тип. <Бечетный Трушв.!

Ь,,1

Й !! Й!

I! ! (,.Л,4 1(!4)

8=.j () !!

1 (ф : ", r l ë Jl u l t i | ãl il ! < ÷ t ! !ü J r 1 ! i 1 ! I i i ë > ö ð » r !

1: ! !! 1(!м ,, (!": 1 Щ

t, 1(, ! !!

Противотанковый фугас с применением ударных воспламенителей, взрывающийся при нажатии на него в двух местах Противотанковый фугас с применением ударных воспламенителей, взрывающийся при нажатии на него в двух местах Противотанковый фугас с применением ударных воспламенителей, взрывающийся при нажатии на него в двух местах Противотанковый фугас с применением ударных воспламенителей, взрывающийся при нажатии на него в двух местах Противотанковый фугас с применением ударных воспламенителей, взрывающийся при нажатии на него в двух местах Противотанковый фугас с применением ударных воспламенителей, взрывающийся при нажатии на него в двух местах 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к боеприпасам, а именно к устройству противотанковой кумулятивной мины дистанционной установки

Изобретение относится к боеприпасам, а именно к устройству противотанковой кумулятивно-фугасной мины, устанавливаемой вручную, а также наземными минными заградителями в грунт с обеспечением ее маскировки в минно-взрывном заграждении

Изобретение относится к противотанковым электромагнитным минам

Изобретение относится к противотанковой кумулятивной мине ручной установки

Изобретение относится к противотанковым и морским минам и предназначено для поражения всей сухопутной движущейся техники и для поражения кораблей. Техническим результатом является повышение безопасности для своих наступающих войск и кораблей, а также повышение эффективности действия. Мина имеет два датчика вхождения вражеской техники в зону поражения, разнесенных по направлению движения вражеской техники - первый и второй, а также имеет устройство дифференцированного реагирования на направление движения поражаемого объекта. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.
Мина-i // 2596226
Изобретение относится к противотанковым и морским минам и предназначено для поражения всей сухопутной движущейся техники и для поражения кораблей. Техническим результатом является повышение эффективности действия, а также уменьшение опасности для своей наступающей техники. Мина содержит корпус, заряд и взрыватель, а также вынесенный датчик вхождения вражеской техники в зону поражения, расположенный впереди по направлению движения вражеской техники.
Наверх