Приспособление для аранжировки музыкальных произведений на оркестр

 

М 26178

Класс Ы-а,-б

f г, . АВТОРСКОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО НА ИЗОБРЕТЕНИЕ .

ОПИСАНИЕ

1 приспособления для аранжировки музыкальных произведений на=оркестр.

К авторскому свидетельству И. Н. Гладчеиио, заявленному 31 июля

1930 год» (з»ив. саид. Nÿ 74079).

О выдаче авторского свидетельства опубликовано 30 апреня 1932 года.

Предлагаемое приспособление для — аранжировки музыкальных произведений предназначено для музыкантов, обладающих знанием элементарного курса теории музыки и знакомых со всеми инструиентами военного оркестра, но

1 о не имеющих достаточных теоретических знаний из области гармонии и ииструиентовки. ь

На чертеже фиг. 1, 2 и 3 изображают-. приспособление в трех проекциях; фиг . 4 и 5 — таблицы переложения без транспонировки и с транспонировкой от 1 до8о.

Приступая к переложению, необходимо, просмотрев пЬесу, найти тон, который, строго считаясь с объемои духовых инструментов, в особенности, иедных, был бы удобен для пьесы и не превышал бы для инструментов в тоне  — 4 диэзов или беиолей.

Если пьесу лучше поднять или опу.стить, но из-за предполагаемой трудности переложения с транспонировкой, не оставлять ту тональность, в которой пьеса написана; следует отметить, что, .пользуясь предлагаемым ключом — стороной В с поставленными там цифрами, трудность . эта отпадает. При той же тональности или транспонировке в любой из тонов запи1. сывание производится машинально. Когда тон, выбран, следует проставить ключи и тональности для всех инструментов. При малом знакомстве со сравнением тональностей инструментов разных строев, должно воспользоваться ключои — стороной А .и таблицей М 1. По выборе тона для инструментов в тоне В, .он укажет трны для инструментов в тоне Es (альты, валторны) и С (басы). Например: инструментом в тоне В нужно писать в тоне ми бемоль мажор. Взяв ключ и повернув к себе стороной А, следует поставить острый угол с буквой З на нужную тональность, в данном случае. на ми бемоль мажор (3 бемоля). Острый угол с буквой С кажет на 5 бемолей— это тональность (фе бемоль мажор), в которой нужно писать. басам. Угол с буквой Es показывает тональность (2 бемоля) С бемоль. мажор для инструментов в тоне Ез..

Проставив ключи и . знаки можно приступать к переложению. Ииеются два способа вести переложение — без транспонировки,и с транспонировкой.

В первом случае, т.-e. лри переложении без транспонировки выделить по таблице № 2а и 2b (фиг. 4) (b. аккомпанемент) гармонию сумеет каждый музыкант.

Если аккорд разбросан, нужно сгруппировать его от ноты до вверх. Если ноты до нет, то от ноты ре, ми и т. д.

Писать в партитуру нужно с таблиц № 8а и Sb. Чтобы легче было найти там нужные аккорды, имеется таблица всех аккордов и случайных сочетаний, над которыми проставлены цифры. В этой таблице № 7 найти аккорд, если он перестроен как сказано выше, . нетрудно; номер его йоможет отыскать этот аккорд в,таблицах ¹ 8а и 8Ь.

Отыскав аккорд и стоящие под ним на следующей линейке б нот, следует слева, первые из них писать: верхнюю— первому альту и нижнюю — второму альту; средние две ноты принадлежат валторнам, первой и второй; третья †первому альту и нижняя — второму альту; средние две коты принадлежат валторнам †перв и второй; третья пара, второму и третьему тенорам. Например, нужно написать аккорд до, ми,, соль.

В таблице ¹ 7 отыскивается этот аккорд, находящийся под № 57. Отыскав этот номер в таблицах № 8а и Bb, находят и нужный аккорд до, ми, соль. Первому альту писать Ре, второму си; первой валторне си, второй соль; второму тенору до и третьему соль. Наглядней это покажет пример № 3.

Если надо поставить аккорд со случайными знаками, следует ставитьзнаки на .те ноты, фЬрма которых будет совпадать с формой ноты со случайным знаком. Например, в аккорде ми, соль днэз, си (таблица № Bb, аккорд 59), первому альту писать не е, à ре бемоль и третьему тенору не соль, а соль диэз. В этом.же случае, если первому альту в ключе уже поставлен на ноту Ре бемоль, а третьему тенору бемоль на ноту соль, то вместо диэзов следует ставить бекары.

Какими знаками писать, т.-е. половинными, четвертями или другими, укажет или перекладь|ваемая пьеса, или собственный вкус.

Все, что было сказано в связи с переложением аккомпанемента без .транспонировки, касается=переложения и странспонировкой, но при транспонировке надо писать.не ту группу нот, которая написана под аккордом, а которая будет указана ключом стороной 81одним из длинных острых углов. На стороне В ключа поставлены шесть цифр. Цифру 1 следует ставить на аккорд тогда, когда нужно этот аккорд поднять на секунду или опустить на септиму. Какую цифру ставить на аккорд при транспонировке на разные интервалы —.укажет таблица № 4.

Для переложения баса служит таблица ¹ 5, указывающая, какую ноту писать басу, когда в пьесе для него написана нота до. Зная это — нетрудно сказать, какую ноту ему писать; когда будет другая нота. Если. пьеса. транспонируется, тогда писать басу ноты, указываемые цифрами (таблица №4).

Предмет изобретения Приспособление для аранжировки музыкальных произведений на оркестр, отличавШееся примейением движка с указателями 1, И, 1, 2,3,4,5,6, С,В для таблицы № 1 тональностей и таб- . лиц № Sa и 8о — разбивки аккордов по отдельным инструментам.

Б авторскому свидетельству И. И. Ечадченко М 26178 . !

8 9 /О 0. /?

Ц

4 а а ю и а а .ф ь

n zs м л zs

Ленгромпечатьсоюз, Тип. „Печ. Труд". Зак. 1111 — ЗОО

Приспособление для аранжировки музыкальных произведений на оркестр Приспособление для аранжировки музыкальных произведений на оркестр Приспособление для аранжировки музыкальных произведений на оркестр Приспособление для аранжировки музыкальных произведений на оркестр 

 

Наверх