Устройство для дистанционного автоматизированного управления шахтными конвейерными линиями

 

ace,c;:о.- .;;::, O П ""М-"и-е

ИЗО6РЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

2ОЗОУО

Союз Советских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 28.11.1966 (№ 1058287/24-7) с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано 29.ХН.1967. Бюллетень № 3

Дата опубликования описания 6.111.1968

Кл. 21с, 45/01

21с, 62/01

МПК Н 02с

Н 02р

"ДК 6"! 398:654.937 (088.8) Комитет по делам изобретеииб и открытий при Совета Мииистров

СССР

Авторы изобретения

A. В. Березовский, И. С, Боград, A. С, Волин, Л. Б. Гальперин, Р. Е. Аифлянд и В, Е. Полынин

Заявитель

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО

АВТОМАТИЗИРОВАННОГО УГ1РАВЛЕНИЯ

11ИХТНЫМИ КОНВЕЙЕРНЫМИ ЛИНИЯМИ

Известные устройства для дистанционного автоматизированного управления шахтными конвейерными линиями с двусторонней кодовой и аварийной сигнализацией, автономной телефонной связью и полярным уплотнением линии связи, имеют большое число жил цепей управления и сигнализации, прокладываемых в шахте, и недостаточно надежны в работе.

Описываемое устройство обеспечивает надежное автоматизированное управление, автономную телефонную связь и контроль на шахтных конвейерных линиях. Оно отличается от известных тем, что в нем параллельно обмотке реле звуковой сигнализации пульта управления, включенной .в линию последовательно с диодом, через второй развязывающий диод подключен источник выпрямленного подпорного напряжения с питанием от отдельной обмотки трансформатора питания, В цепь сигнализации встречно-параллельно обмотке сигнального реле каждого линейного блока уп равления включен диод через соответствующие контакты реле контроля скорости, контроля заштыбовки, сигнализации и аварийного реле. Такое выполнение устройства позволяет упростить его схему.

На чертеже представлена принципиальная электрическая схема описываемого устройства.

Устройство содержит релейный пульт управления ПУ с трансформатором питания, линейные блоки управления 7БУ „" реле контроля скорости и реле контроля заштыбовки, сигнальные сирены СС, линию связи ДС, датчи5 ки скорости и датчики заштыбовки.

Устройство работает следующим образом.

С включением питающего напряжения 86 в переменного тока с частотой 50 г 1 включается реле звуковой сигнализации Р3С, которое раз1О мыкает свой контакт Р3С, в цепи питания линейных сигнальных реле СР, замыкает контакт РЗС, в цепи питания пускового реле

Р!/С и пускового реле времени ПРВ, размыкает контакт РЗСз в цепи =ирены СС. Звуко15 вой сигнал по конвейерной линии подается при отключении реле РЗС или при включении одного из реле РПС или ПРВ, так как при этом начало Н обмотки Кт трансформатора питания соединяется с землей.

20 При пуске всей конвейерной линии оператор нажимает кратковременно на кнопку пуска П пульта управления ПУ, в результате чего включаются и блокируются через свои контакты: нулевое реле РН через контакт

25 РН;, пусковое реле РПС через контакт РПСЕ.

С включением реле РПС коллекторная цепь триода Т, замыкается контактом РПС„цепь заряда конденсаторов С, и С2 головного программного устройства ГПУ контактом РПС, 30 цепь сигнальной сирены CC контактом РПС„-, 208070

С включением реле РПС включаются также и линейные сигнальные реле CP через контакт Р11С> на пульте управления и размыкается цепь заряда конденсатора Сз головного программного устройства, Линейные реле управления РУ включаются при включении пускового реле времени 11РВ, изменяющего своими контактами 11 РВ,—

11РВ4 отрицательное напряжение в проводе 1 линии связи на положительное. Реле ilPB включается автоматически через 5 — i сек после нажатия кнопки пуска. I àêàÿ выдержка времени срабатывания реле 11РВ неооходима для подачи предупредительного звукового сигнала по линии перед пуском конвейерной линии. Ыыдержка времени достигается головным программным устройством 1 11У благодаря;охранению заряда на конденсаторе С, в течение 5 †сек после разрыва цепи его заряда контактом Р11С . 1ри наличии заряда конденсатор С> питает базовую цепь триода Т„ обеспечивая его открытое состояние. благодаря подсоединению оазы триода Т, через сопротивление 1с; к коллектору триода 1 (триод iq при этом закрыт) ток через обмотку реле

1сР13 не протекает, несмотря на то, что замкнуты контакты Р11С и РЛ .

11осле разряда конденсатора С> реле включается реле управления РУ первого линейного блока через контакты РК и СР>, диоды

Д7 и Дз и магнитный пускатель через контакт

РУд, разгоняется конвейер, срабатывает реле скорости PC автономного программного у;тройства и, наконец, IIO проводу I линии связи через контакт РС, реле скорости PC положительное напряжение подается ко второму линейному блоку. 1ретий конвейер запускается после срабатывания реле скорости второго конвейера и т. д.

11ри включении реле ПРИ из-за размыкания контакта 11РВ, отключается пусковое реле

РПС, размыкается, контакт Р11С5 и прекращается подача сигнала у пульта управления.

Питание сигнальных реле СР линейных блоков продолжается через контакт 11РВ.-.

С отключением реле Pile размыкает;я цепь заряда конденсатора С>, определяющего длительность включенного состояния реле ПРИ.

Для того чтобы триод Т> был открыт, необходимо, чтобы был закрыт триод Т>. Но триод

I после разряда конденсатора С запирается только в том случае, если открыт триод Т .

При закрытом триоде Тз на базу триода Т> через сопротивление R> и диод Д5 поступает отпирающее его отрицательное напряжение.

После разряда конденсатора С через базу триода Т сопротивление Rg, диод Д. -в провод 1 линии связи снова поступает положительное напряжение.

Время разряда конденсатора С> регулируется переменным сопротивлением Ro с тем, чтобы оно было достаточным для последовательного разгона всех конвейеров линии.

Отрицательное напряжение в проводе 1 линии связи после пуска конвейера не вызывает

4 отключения реле управления РУ, так как теперь включено реле скорости РС, и питание реле РУ осуществляется по цепи; провод 2 линии связи, диоды До и Д о, контакты РС, и

РУ,.

11итание реле управления РУ через контакт собственного реле скорости РС> обеспечивает его автоматическое отключение при обрыве ленты конвейера или ;нижении ее скорости ниже 25% от номинального значения (при пробуксовке).

При нормальной работе конвейерной линии однополупериодное напряжение в провод 2 линии сигнализации от обмотки N" трансформатора питания ТР, (той же полярности, что и в реле РЗС) не поступает благодаря запиранию диода Д небольшим по мощности, выпрямленным сглаженным фильтром СФ подпорным напряжением от специальной обмотки

В трансформатора питания. Это позволяет осуществить наложение телефонной связи на линию сигнализации, Само же это хорошо сглаженное подпорное напряжение не создает помех в телефонных аппаратах и не вызывет срабатывания сигнальных реле СР благодаря питанию их напряжением обратной полярности.

При посылке кодового сигнала нажатием кнопки КС „- линейного блока управления 1БУ или автоматического аварийного сигнала (тогда замыкается цепочка контактов РСЗ, РЕ4 и СР> или РА ) через диод Д4 закорачивается однополупериодное отрицательное напряжение питания реле РЗС и подпирающее сглаженное напряжение от обмотки и трансформатора питания ТР,. Реле Р3С отключается и своим контактом Р3С> аосылает в провод 2 линии связи однополупериодное положительное напряжение, пропускаемое диодами

Д.- к обмоткам сигнальных реле СР, что вызывает их срабатывание.

8 случае пробуксовки ленты или ее порыва автоматически срабатывает реле контрол скорости РС и неисправный конвейер отклю чается от всех следующих за ним конвейеров, При отключении неисправного конвейера лоявляется прерывистый звуковой сигнал.

Конвейер отключается автоматически также при заштыбовке (завале) мест пересыпа угля с конвейера на конвейер. Но это отключение сопровождается длительным звуковым сигналом. Различные звуковые сигналы получаются благодаря сигнализации диода Д4 и соответствующих контактов реле скорости РСз, реле контроля заштыбовки РК4, аварийного реле РА> и сигнального реле СР„-.

Продолжительность звуковых сигналов, подаваемых после каждого аварийного отключения, определяется временем нахождения реле скорости РС во включенном состоянии. Реле скорости PC в этом случае используется дополнительно как реле времени, благодаря включению в его цепь конденсатора С4, диода

Д з, сопротивления RI и контактов РК и

РК„ . Реле скорости РС работает в режиме от208070

50 счета времени при срабатывании реле контроля заштыбовки РК, которое включается при замыкании контакта датчика заштыбовки ДЗ, контролирующего место пересыпания с конвейера на конвейер. B этом случае замыкается контак РК2, через входную цепь триодов двухкаскадного усилителя заряжается конденсатор С4, открываются триоды Т5 и Т, и обмотка реле PC получает питание от выпрямительного моста В. Выдержка времени реле РС определяется временем заряда конденсатора С4 до номинального напряжения.

По окончании заряда конденсатора С4 закрываются триоды Т, и Т6 и реле РС отключается. При этом размыкается контакт РС3 в цепи сигнализации и аварийный сигнал прекращается.

Включение реле скорости РС для отсчета времени подачи сигнала не приводит к включению привода конвейера, так как при первоначальном отключении реле:корости РС от пробуксовки или порыва рабочего органа конвейера срабатывает и блокируется аварийное реле РА, которое своим контактом РА включает реле контроля РК Последнее, включившись своим контактом РК>, отключает реле управления РУ.

Аварийное реле РА имеет магнитную фиксацию после срабатывания, что обеспечивает блокировку и исключает повторный запуск конвейерной линии после аварийного отключения или снятия напряжения питания.

Контакты реле РА возвращаются в исходное состояние кратковременным включением тока через вторую обмотку реле путем нажатия кнопки деблокировки КД.

Качественно различные звуковые сигналы длительный и прерывистый получаются следу. ющим образом.

При заштыбовке (завале) места пересыпа срабатывает датчик заштыбовки ДЗ, что приводит к включению реле PK. Реле РК контактом РК> отключает реле управления P_#_, переключением контактов РК и РК3 включается реле PC на режим отсчета времени, а в цепи сигнализации замыкаются контакты РС3 и

РК4. При этом ток от обмотки W> трансформатора питания проходит .по следующей цепочке: начало H обмотки W>, сопротивление

R, диод gh, «земля», диод Д4, контакты РС„

РК4, РА2, кнопки «стоп» С и конец К обмотки Wi.

Замыкание этой цепочки приводит к отключению реле РЗС, замыканию контакта Р3С> и включению реле сигнализации CP. По истечении времени заряда конденсатора С4 (8—

12 век) отключится реле РС, разомкнет;я контакт RC3 и сигнал прекратится.

При автоматическом отключении конвейера в результате порыва или пробуксовки ленты включается аварийное реле РА. При этом, контактом РА подается питание на обмотку реле РК, и в дальнейшем контакты переключаются в той же последовательности, как при заштыбовке с дополнительным размыканием контакта РА в цепи сигнализации. В этом случае реле РЗС пульта управления и реле

СР линейного блока управления через цепь контактов РЗС, РСз, РК4 и СР3 работает в режиме пульс-пары, обеспечивая подачу прерывистого звукового сигнала. Длительность прерывистого сигнала, как и в предыдущем случае, определяется временем заряда конденсатора С4 в цепи двухкаскадного усилителя реле скорости РС, Наличие качественно различных звуковых сигналов позволяет оператору быстро установить причину отключения конвейерной линии.

Предмет изобретения

Устройство для дистанционного автоматизированного управления шахтными конвейерными линиями с двусторонней кодовой и аварийной сигнализацией, автономной телефонной связью и полярным уплотнением линии связи, содержащее пульт управления с реле звуковой сигнализации и трансформатором питания, линейные блоки управления с реле .контроля скорости, реле контроля заштыбовки, сигнальным и аварийным реле, отличающееся тем, что, с целью упрощения устройства и повышения надежности управления, параллельно обмотке реле звуковой сигнализации пульта управления, включенной в линию последовательно с диодом, через второй развязы вающий диод подключен источник выпрямленного подпорного напряжения с питанием от отдсльной обмотки трансформатора питания, а в цепь сигнализации встречно-параллельно обмотке сигнального реле каждого линейного блока управления включен диод через контакты реле контроля скорости, реле контроля заштыбовки, сигнального и аварийного реле.

208070

<гав 1

Составитель В. Ягнятинский

Техред Т. П. Курилко Корректоры: Т. П. Лаврухина и С. П. Усова

Редактор П. Шлайн

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 188/12 Тираж 530 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по дсл",ì изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Центр, пр. Серова, д. 4

Устройство для дистанционного автоматизированного управления шахтными конвейерными линиями Устройство для дистанционного автоматизированного управления шахтными конвейерными линиями Устройство для дистанционного автоматизированного управления шахтными конвейерными линиями Устройство для дистанционного автоматизированного управления шахтными конвейерными линиями 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к цифровым устройствам автоматики и вычислительной техники и может найти применение в системах управления, контроля, измерения, вычислительных и других системах различных отраслей техники

Изобретение относится к устройствам для программного логического управления электроприводами, электронными ключами и сигнализацией

Изобретение относится к программируемым и управляющим вычислительным устройствам и может применяться в системах управления различными технологическими линиями, вычислительных комплексах

Таймер // 2199177
Изобретение относится к импульсной технике и может быть использовано в устройствах вычислительной техники и систем управления

Изобретение относится к средствам управления и может применяться при автоматизации в технологических процессах и в производстве

Изобретение относится к импульсной технике

Изобретение относится к средствам управления и может применяться в системах управления технологическими объектами в различных областях производства и на транспорте
Наверх