Способ стимулирования осадков из конвективных облаков с использованием самолета

 

С ° 11 (в) RU (и) 2000690 С1 (51) 5 А 01 G 15 00

Комитет Российской Федерации по патентам и товарным знакам важни

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ lilftKfNI-èàíèèè

БИБЛИОТЕКА

К ПАТЕНТУ

i (21) 5032062/23 (22) 15.07.91 (46) 15.10.93 Бюл. ¹ 37-38 (75) Атабиев МД, Залиханов M.×.; Байсиев Х.-МХ., Экба ЯА.; Цукин Г.Г.; Мадаминов ВМ. (73) Байсиев Хаджи-Мурат Хасанович (54) СПОСОБ СТИМУЛИРОВАНИЯ ОСАДКОВ

ИЗ КОНВЕКТИВНЫХ ОБЛАКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ САМОЛЕТА (57) Изобретение относится к активным воздействиям на конвективные облака с целью стимулирования осадков в виде дождя и заключается во внесении реагента в зоны турбулентности, сосредоточенные в области формирования осадков, определенные радиолокационным зондированием и соответствующие значениям водности облачной среды, з превышающим 0.1 г/м, и значениям амплитуды перегрузок самолета, превышающим 0,01 g, где g— ускорение сипы притяжения Земли.

ЬЭ

С0

СР

CO

2000690

Иэобретениеотносится кактивным воздействиям на конвективные облака и может быть использовано преимущественно при проведении работ по искусственному увеличению осадков.

Известен способ стимулирования осадков из конвективных облаков с использованием самолета, включающий внесение реагента в определенные радиолокационным зондированием с земли зоны турбулентности, сосредоточенные в области формирования осадков.

Недостатком известного способа является сложность осуществления процедуры активных воздействий и значительные трудозатраты.

Целью изобретения является устранение указанных недостатков.

Это достигается тем, что при осуществлении активных воздействий, эоны турбулентности дополнительно уточняются бортовыми средствами самолета, например г1О значениям амплитуды перегрузок самолета при следовании его по курсу. При этом

- в укаэанных зонах одновременно определяют водность облачной среды, а реагент вносят в эти эоны при значениях водности и турбулентности, превышающих соответствующие пороговые уровни 0,1 г/м и 0,01g, з где g — ускорение свободного падения тела, Способ стимулирования осадков из конвективных облаков с использованием самолета осуществляется следующим образом.

Путем радиолокационного зондирования с земли по известным критериям определяется пригодность конвективного облака для активных воздействий и выявляется область формирования осадков, ограниченная по периметру пороговым уровнем рар иолокационной отражаемости г/ = 10

11 см на длине волны 3,2 см, а по высоте уровнями изотерм О+ - 12 С. Одновременно радиолокационным зондированием с земли определяют скопления эон турбулентности в данной области и их координаты. Указанная информация по каналам телеметрической связи поступает с земли на борт самолета, На основе укаэанной информации определяется курс самолета, который может пролегать как внутри облачного слоя, так и вне облака. В первом случае при движении самолета внутри облака с помощью бортовых средств, например перегрузочного комплекта "ПК" и измерителя водности

"ИВО", измеряют амплитуду перегрузок самолета и водность облачной среды, а реагент вносят в облачную среду по курсу следования при превышении водности и амплитуды перегрузок самолета соответствен5

45 но пороговых уровней 0,1 г/м и 0,01 g. э

Изменение амплитуды перегрузок самолета от 0,01 g и выше свидетельствует о том, что самолет проходит зону турбулентности, Реагент в данном случае вносится в зону турбулентности путем отстрела пироэлементов с борта самолета в облачную среду. При использовании жидких хладореагентов последние распыляются по курсу следования самолета при превышении значений водности и амплитуды перегрузок самолета установленных пороговых уровней.

Во втором случае, когда самолет следует по курсу, пролегающему вне облака, например над верхней ее частью, с помощью бортовых средств, например бортового локатора "Гроза", подключенного к бортовому вычислительному комплексу с соответствующим программным обеспечением, определяется дистанционно водность и турбулентность облачной среды, пролегающей под самолетом. Реагент в данном случае вносится в облачный слой, как и в первом случае, — в зоны турбулентности, при превышении значений водности порогового уровня 0,1 г/м . Наличие турбулентэ ности в данном случае фиксируется бортовым локатором по уровню пульсаций горизонтальной и вертикальной компонент скорости ветра. Если данный уровень превышает пороговый уровень 0,1 м/с. то это свидетельствует о наличии турбулентных эон в облачном слое. Реагент в данном случае вносится в зоны турбулентности также, как и в первом случае, путем отстрела пироэлементов в облачный слой с самолета. При воздействии может быть использована также вода, которая может распылена над облаком при следовании самолета по курсу. В этом случае под влиянием низких температур распыленная вода замерзает и в виде облака кристаллической пыли оседает, пронизывая облачный слой в зоне сосредоточения очагов турбулентностей. При этом мелкая кристаллиэованная пыль, взаимодействуя с облачной средой, обеспечивает необходимый эффект формирования осадков.

Дополнительное определение бортовыми средствами зон турфулентностей и водности и внесение реагента в облачный слой при заданных пороговых уровнях их эначений обеспечивает интенсивное распределение реагента в облачном слое и необходимый эффект формирования осадко в. При этом существенно упрощается процедура активных воздействий, снижаются затраты на его осуществление и обеспечивается воэможность автоматизации управ2000690 (56) Авторское свидетельство СССР

М 1762439, кл; А 01 G 15/00, 1990.

Составитель Х.-M,-Х. Байсиев

Редактор Н. Федорова Техред М,Моргентал Корректор В. Петраш

Тираж Подписное

НПО "Поиск" Роспатента

113035, Москва. Ж-35, Раушская наб., 4/5

Заказ 3091

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101 ления средствами, обеспечивающими внесение реагента в облачный слой.

Формула изобретения

1. СПОСОБ СТИМУЛИРОВАНИЯ ОСАДКОВ ИЗ КОНВЕКТИВНЫХ ОБЛАКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ CAMoRETA, включающий внесение реагента в определенные радиолокационным зондированием с земли зоны турбулентности, сосредоточенные в области формирования осадков, отличающийся тем, что зоны турбулентности дополнительно уточняются

° бортовыми средствами самолета, например, по значениям амплитуды перегрузок

Ъ самолета, при следовании его по курсу и

5 определяют водность облачной среды, а реагент вносят в эоны турбулентности при значениях водности облачной среды, превышающих 0,1 г/м .

2. Способ по п,1, отличающийся тем, что реагент вносят в зоны турбулентности при значениях амплитуды перегрузок самолета, превышающих 0,01 g, где g - ускорение свободного падения тела.

Способ стимулирования осадков из конвективных облаков с использованием самолета Способ стимулирования осадков из конвективных облаков с использованием самолета Способ стимулирования осадков из конвективных облаков с использованием самолета 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области технических средств, обеспечивающих воздействие на облачные процессы, в частности, в системе градозащиты для предотвращения градобития и вызывания осадков

Изобретение относится к области ракетной техники, используемой для вызывания и интенсификации осадков из кучевых и кучево-дождевых облаков

Изобретение относится к области активных воздействий на атмосферные условия и может быть использовано для защиты от грозы и града сельскохозяйственных угодий, лесных массивов и других объектов

Изобретение относится к области активных воздействий на атмосферные процессы, в частности, для борьбы с градом и грозой

Изобретение относится к исследованиям верхней атмосферы Земли методом искусственных светящихся облаков (ИСО) и может быть использовано в экспериментальной технике, например, при активных воздействиях на атмосферные процессы
Изобретение относится к метеорологии, а именно к способам воздействия на метеорологические образования с целью создания искусственных осадков и может быть использовано в интересах сельского и городского хозяйства
Изобретение относится к метеорологии, в частности к активным воздействиям на атмосферу, и может быть использовано для воздействия на градовые облака, вызывания осадков и рассеяния туманов

Изобретение относится к способам для изменения атмосферных условий и может быть использовано для регулирования облачности и осадковых процессов

Изобретение относится к техническим средствам, используемым для активных воздействий на облака с целью стимулирования осадков

Изобретение относится к метеорологическим ракетам для воздействия на облака с целью защиты сельхозкультур от градобитий и вызывания осадков
Наверх