Упругая призматическая шпонка

 

Использование: в машиностроении, в соединениях типа вал-ступица и других, работающих в условиях динамического нагружения. Сущность изобретения: шпонка состоит из двух установленных с зазором призматических брусков 1 и 2, разрезных гильзовых пружин 3 и стяжных винтов 4. Пружины размещены в пазах, выполненных на взаимообращенных поверхностях брусков. Винты установлены свободно в одном бруске и по резьбе в другом. При передаче крутящего момента зазор между брусками 1 и 2 уменьшается до нуля. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в соединениях типа вал-ступица и других, работающих в условиях динамического нагружения.

Известна упругая призматическая шпонка, состоящая из двух продольных брусков, например, прямоугольного сечения с вырезами в торцах, соединенных дугообразными пружинами, концы которых установлены в вырезы продольных брусков. Между продольными брусками имеется продольный зазор.

Основным недостатком такой шпонки является ограниченность области применения в различных условиях нагружения. Так как несущая способность шпонки зависит от толщины дугообразных пружин, то при передаче большей нагрузки шпонку необходимо менять полностью на новую, с большей толщиной дугообразных пружин. В другом случае при применении дугообразных пружин с большей толщиной необходимо переделывать вырезы в торцах продольных брусков, что приводит к значительным материальным затратам.

Цель изобретения - расширение области применения упругой призматической шпонки на различные условия нагружения.

На фиг. 1 изображена шпонка, вид в плане; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1 (до нагружения); на фиг. 3 - сечение А-А на фиг. 1 (после нагружения).

Упругая призматическая шпонка состоит из двух продольных брусков 1 и 2, например, прямоугольного сечения, на взаимообращенных поверхностях которых выполнены цилиндрические пазы разрезных гильзовых пружин 3 и винтов 4. В продольном бруске 1 выполнены, например, два отверстия на боковых плоскостях и перпендикулярно последним, в которых нарезана резьба. В продольном бруске 2 выполнены, например, два ступенчатых отверстия перпендикулярно боковым плоскостям, диаметр отверстия меньшей ступени немного больше диаметра винта 4 и меньше диаметра его головки, диаметр большей ступени отверстия немного больше диаметра головки винта 4. При сборке резьбовые и ступенчатые отверстия брусков 1 и 2 совпадают. Ширина разреза гильзовых пружин 3 немного больше ширины продольного зазора между стянутыми продольными брусками 1 и 2.

Собирают упругую призматическую шпонку так. В ступенчатые отверстия бруска 2 устанавливают винты 4 и ввинчивают их в резьбовые отверстия продольного бруска 1. В цилиндрические пазы устанавливают разрезные гильзовые пружины 3 и винтами 4 стягивают продольные бруски 1 и 2 до образования необходимого продольного зазора между ними. Шпонка готова к работе.

Упругая призматическая шпонка работает следующим образом.

При передаче крутящего момента от вала к ступице или наоборот продольный зазор между продольными брусками 1 и 2 уменьшается до нуля. При этом деформируются гильзовые пружины 3. Большая ступень отверстий в бруске 2 имеет такую длину, чтобы при полном выборе продольного зазора головка винта 4 не выступала за боковую плоскость бруска. При снятии крутящего момента шпонка занимает первоначальное положение. При необходимости передачи большего момента на место гильзовых пружин 3 меньшей толщины устанавливают гильзовые пружины большей толщины, имеющие большую несущую способность, такие же наружные размеры или близкие к ним. (56) Авторское свидетельство СССР N 1649137, кл. F 16 В 3/00, 1990.

Формула изобретения

УПРУГАЯ ПРИЗМАТИЧЕСКАЯ ШПОНКА, выполненная в виде двух продольных призматических брусков, расположенных с зазором друг относительно друга и упруго связанных между собой, при этом бруски расположены с возможностью относительного перемещения в пределах указанного зазора, отличающаяся тем, что упругая связь выполнена в виде гильзовых пружин, размещенных в цилиндрических пазах, выполненных на взаимообращенных поверхностях брусков и стяжных винтов, последние связаны по резьбе с одним из брусков и свободно размещены в отверстиях, выполненных в другом бруске.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при стопорении резьбовых соединений (болтов, шпилек)

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при стопорении резьбовых соединений (болтов, шпилек)

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для стопорения резьбовых соединений

Гайка // 2008532

Гайка // 2008531
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в резьбовых соединениях с возможностью контроля за усилием затяжки при диагностике машин и механизмов

Изобретение относится к машиностроению, а именно к резьбовым соединениям

Изобретение относится к конструкции подшипников качения, монтажу и креплению их в корпусе

Изобретение относится к деталям машин и может быть реализовано в машиностроении

Изобретение относится к операции, с помощью которой на изделии, имеющем зону горловины и сделанном из металла, можно сформировать сужающуюся часть в указанной зоне

Изобретение относится к изготовлению и эксплуатации резьбовых соединений в машиностроении, в частности, в машиностроении для тепловых и атомных электростанций

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к нарезным крепежным деталям машины

Изобретение относится к машиностроению, а именно к средствам соединения деталей, таким как гайки

Изобретение относится к элементу для контроля предварительного натяжения резьбовых анкеров

Изобретение относится к электроконтактным гайкам, предназначенным для припаивания на листовой металлический компонент, преимущественно на компоненты автомобильного двигателя из листовой стали

Болт // 2115035
Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для резьбовых элементов, работающих в условиях знакопеременных нагружений и значительных вибраций
Наверх