Упругая призматическая шпонка
Авторы патента:
Использование: в машиностроении, в соединениях типа вал-ступица и других, работающих в условиях динамического нагружения. Сущность изобретения: шпонка состоит из двух установленных с зазором призматических брусков 1 и 2, разрезных гильзовых пружин 3 и стяжных винтов 4. Пружины размещены в пазах, выполненных на взаимообращенных поверхностях брусков. Винты установлены свободно в одном бруске и по резьбе в другом. При передаче крутящего момента зазор между брусками 1 и 2 уменьшается до нуля. 3 ил.
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в соединениях типа вал-ступица и других, работающих в условиях динамического нагружения.
Известна упругая призматическая шпонка, состоящая из двух продольных брусков, например, прямоугольного сечения с вырезами в торцах, соединенных дугообразными пружинами, концы которых установлены в вырезы продольных брусков. Между продольными брусками имеется продольный зазор. Основным недостатком такой шпонки является ограниченность области применения в различных условиях нагружения. Так как несущая способность шпонки зависит от толщины дугообразных пружин, то при передаче большей нагрузки шпонку необходимо менять полностью на новую, с большей толщиной дугообразных пружин. В другом случае при применении дугообразных пружин с большей толщиной необходимо переделывать вырезы в торцах продольных брусков, что приводит к значительным материальным затратам. Цель изобретения - расширение области применения упругой призматической шпонки на различные условия нагружения. На фиг. 1 изображена шпонка, вид в плане; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1 (до нагружения); на фиг. 3 - сечение А-А на фиг. 1 (после нагружения). Упругая призматическая шпонка состоит из двух продольных брусков 1 и 2, например, прямоугольного сечения, на взаимообращенных поверхностях которых выполнены цилиндрические пазы разрезных гильзовых пружин 3 и винтов 4. В продольном бруске 1 выполнены, например, два отверстия на боковых плоскостях и перпендикулярно последним, в которых нарезана резьба. В продольном бруске 2 выполнены, например, два ступенчатых отверстия перпендикулярно боковым плоскостям, диаметр отверстия меньшей ступени немного больше диаметра винта 4 и меньше диаметра его головки, диаметр большей ступени отверстия немного больше диаметра головки винта 4. При сборке резьбовые и ступенчатые отверстия брусков 1 и 2 совпадают. Ширина разреза гильзовых пружин 3 немного больше ширины продольного зазора между стянутыми продольными брусками 1 и 2. Собирают упругую призматическую шпонку так. В ступенчатые отверстия бруска 2 устанавливают винты 4 и ввинчивают их в резьбовые отверстия продольного бруска 1. В цилиндрические пазы устанавливают разрезные гильзовые пружины 3 и винтами 4 стягивают продольные бруски 1 и 2 до образования необходимого продольного зазора между ними. Шпонка готова к работе. Упругая призматическая шпонка работает следующим образом. При передаче крутящего момента от вала к ступице или наоборот продольный зазор между продольными брусками 1 и 2 уменьшается до нуля. При этом деформируются гильзовые пружины 3. Большая ступень отверстий в бруске 2 имеет такую длину, чтобы при полном выборе продольного зазора головка винта 4 не выступала за боковую плоскость бруска. При снятии крутящего момента шпонка занимает первоначальное положение. При необходимости передачи большего момента на место гильзовых пружин 3 меньшей толщины устанавливают гильзовые пружины большей толщины, имеющие большую несущую способность, такие же наружные размеры или близкие к ним. (56) Авторское свидетельство СССР N 1649137, кл. F 16 В 3/00, 1990.Формула изобретения
УПРУГАЯ ПРИЗМАТИЧЕСКАЯ ШПОНКА, выполненная в виде двух продольных призматических брусков, расположенных с зазором друг относительно друга и упруго связанных между собой, при этом бруски расположены с возможностью относительного перемещения в пределах указанного зазора, отличающаяся тем, что упругая связь выполнена в виде гильзовых пружин, размещенных в цилиндрических пазах, выполненных на взаимообращенных поверхностях брусков и стяжных винтов, последние связаны по резьбе с одним из брусков и свободно размещены в отверстиях, выполненных в другом бруске.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Похожие патенты:
Устройство для фиксации резьбового стержня // 2008534
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при стопорении резьбовых соединений (болтов, шпилек)
Устройство для фиксации резьбового стержня // 2008534
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при стопорении резьбовых соединений (болтов, шпилек)
Самоконтрящаяся резьбовая деталь // 2008533
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для стопорения резьбовых соединений
Гайка // 2008532
Гайка // 2008531
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в резьбовых соединениях с возможностью контроля за усилием затяжки при диагностике машин и механизмов
Резьбовое соединение // 2007630
Изобретение относится к машиностроению, а именно к резьбовым соединениям
Самостопорящаяся гайка // 2002133
Способ герметизации крепежного соединения // 1834996
Подшипниковый узел // 2100668
Изобретение относится к конструкции подшипников качения, монтажу и креплению их в корпусе
Устройство для соединения вала со втулкой // 2102637
Изобретение относится к деталям машин и может быть реализовано в машиностроении
Изобретение относится к операции, с помощью которой на изделии, имеющем зону горловины и сделанном из металла, можно сформировать сужающуюся часть в указанной зоне
Разъемное резьбовое соединение // 2108494
Изобретение относится к изготовлению и эксплуатации резьбовых соединений в машиностроении, в частности, в машиностроении для тепловых и атомных электростанций
Самостопорящаяся гайка // 2108495
Способ стопорения резьбового соединения // 2109177
Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к нарезным крепежным деталям машины
Концевая гайка // 2109993
Изобретение относится к машиностроению, а именно к средствам соединения деталей, таким как гайки
Изобретение относится к элементу для контроля предварительного натяжения резьбовых анкеров
Электроконтактная гайка // 2115034
Изобретение относится к электроконтактным гайкам, предназначенным для припаивания на листовой металлический компонент, преимущественно на компоненты автомобильного двигателя из листовой стали
Болт // 2115035
Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для резьбовых элементов, работающих в условиях знакопеременных нагружений и значительных вибраций