Вал отбора мощности транспортного средства

 

Использование: транспортные средства для передачи мощности двигателя к приводному валу машины, например трактора. Сущность: вал содержит водило с остановочным барабаном и солнечную шестерню с барабаном включения вала отбора мощности, механизм затяжки тормозных лент барабана включения остановочного барабана, кинематически связанный с рычагом управления. Новым является то, что система управления валом отбора мощности снабжена гидроцилиндром, связанным с источником питания, устройством подачи рабочей жидкости в систему управления, гидравлически связанным с гидроцилиндром и источником питания и снабженным дополнительной шестерней, клапаном переключения и упором, установленным на рычаге управления, а водило снабжено зубчатым венцом, находящимся в зацеплении с дополнительной шестерней устройства подачи рабочей жидкости. Благодаря этому исключаются динамические нагрузки при пуске и снижается износ тормозных лент и барабанов. 1 ил.

Изобретение относится к транспортному машиностроению.

Известен вал отбора мощности транспортного средства, содержащий редуктор, включающий водило с установленными в нем на осях сателлитами, остановочный барабан водила, выполненный с водилом заодно целое, ведущий и ведомый валы, солнечную шестерню, барабан включения вала отбора мощности, выполненный заодно целое с солнечной шестерней, и систему управления, состоящую из рычага управления, кинематически связанного с механизмом затяжки тормозных лент остановочного барабана и барабана включения вала отбора мощности, и возвратной пружины.

Недостатками данного технического решения являются повышенные динамические нагрузки при пусках и износ трущихся поверхностей тормозных лент и барабанов при перегрузках, что ведет к снижению работоспособности и долговечности.

Техническим результатом изобретения является повышение работоспособности и долговечности путем исключения повышенных динамических нагрузок при пуске и износа трущихся поверхностей тормозных лент и барабанов при перегрузках.

Это достигается тем, что в известном вале отбора мощности транспортного средства, содержащем планетарный редуктор, включающий водило с остановочным барабаном, солнечную шестерню с барабаном включения вала отбора мощности, и систему управления валом отбора мощности, состоящую из механизма затяжки тормозных лент остановочного барабана и барабана включения вала отбора мощности и кинематически связанную с рычагом управления, система управления валом отбора мощности снабжена гидроцилиндром, гидравлически связанным с источником питания, устройством подачи рабочей жидкости в систему управления, гидравлически связанным с гидроцилиндром и источником питания и снабженным дополнительной шестерней, клапаном переключения, кинематически связанным с рычагом управления, упором, установленным на рычаге управления, а водило снабжено дополнительно зубчатым венцом, находящимся в зацеплении с дополнительной шестерней устройства подачи рабочей жидкости.

На чертеже показана принципиальная схема предлагаемого вала.

Вал отбора мощности транспортного средства содержит планетарный редуктор, включающий ведущий 1 и ведомый 2 валы, коронную шестерню 3, установленную на валу 1 и находящуюся в зацеплении с сателлитами 4, установленными на осях 5 водила 6, установленного на валу 2 и снабженного дополнительным зубчатым венцом 7, барабан 8 останова водила 6, солнечную шестерню 9, выполненную за одно целое с барабаном 10 включения вала отбора мощности, и систему управления, состоящую из гидроцилиндра 11, связанного трубопроводом 12 с емкостью 13 рабочей жидкости и снабженного дополнительной шестерней 14, находящейся в зацеплении с венцом 7 водила 6, клапана 15 переключения и переливного клапана 16, установленных в сливном трубопроводе 12, упора 17, установленного на рычаге 18 управления, контактирующем с отбойной пружиной 19 и связанном с механизмом затяжки 20 тормозных лент 21 и 29 барабанов 8 и 10.

Работает предлагаемый вал отбора мощности следующим образом.

При положении рычага 18 управления в положении Б крутящий момент от двигателя подводится к валу отбора мощности, вращая ведущий вал 1 и соединенную с ним коронную шестерню 3. Наличие момента сопротивления на ведомом валу 2 и незаторможенные барабаны 8 и 10 обуславливают неподвижность водила 6, связанного с ведомым валом 2 при вращающихся сателлитах 4 и солнечной шестерне 9 с барабаном 10 включения.

Для включения вала отбора мощности рычаг 18 управления переводится в положение А. При этом механизмом 20 затягивается тормозная лента 29 усилием, пропорциональным приложенному на рычаге 18 управления, постепенно останавливая барабан и соединенную с ним солнечную шестерню 9. Сателлиты 4, облегчая солнечную шестерню 9, увлекают за собой через оси 5 водило 6 с ведомым валом 2 и зубчатым венцом 7, приводящим во вращение через шестерню 14 гидронасос 23, нагнетающий рабочую жидкость по трубопроводу 24 в гидроцилиндр 11 до ограничиваемого переливным клапаном 16 давления, достаточного для гидромеханического зажатия ленты 22 на барабане 10 без воздействия на рычаг 18, который после пуска ведомого вала 2 освобождают и он отбрасывается отбойной пружиной 19 в нерабочее положение, а барабан 10 остается заторможенным лентой 29, зажимаемой гидроцилиндром 11, вплоть до сброса в нем давления рабочей жидкости из-за снижения частоты вращения вала гидронасоса 23 при динамических перегрузках, превышающих допустимые или после выключения вала отбора мощности.

Для выключения вала отбора мощности рычаг 18 переводится в положение B до воздействия упора 17 на переливной клапан 16, открывающий свободный слив рабочей жидкости из гидросистемы. Одновременно затягивается механизмом 20 тормозная лента 21 на барабане останова 8, останавливая водило 6 с ведомым валом 2.

Формула изобретения

ВАЛ ОТБОРА МОЩНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащий планетарный редуктор, включающий водило с остановочным барабаном и солнечную шестерню с барабаном включения вала отбора мощности, систему управления валом отбора мощности, состоящую из механизма затяжки тормозных лент остановочного барабана, барабана включения вала отбора мощности и кинематически связанного с ним рычага управления, отличающийся тем, что система управления валом отбора мощности снабжена гидроцилиндром, гидравлически связанным с источником питания, устройством подачи рабочей жидкости в систему управления, гидравлически связанным с гидроцилиндром и источником питания и снабженным дополнительной шестерней, клапаном переключения и упором, установленным на рычаге управления, а водило снабжено дополнительно зубчатым венцом, находящимся в зацеплении с дополнительной шестерней устройства подачи рабочей жидкости.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к механизмам привода валов отбора мощности (ВОМ), используемых на универсально-пропашных транспортных средствах

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к конструкциям трансмиссий, применяемых преимущественно на гусеничных тракторах

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к конструкциям трансмиссий, применяемых преимущественно в гусеничных тракторах

Изобретение относится к трансмиссиям, в частности к тем, которые используют в многоприводных транспортных средствах

Изобретение относится к трансмиссиям, в частности к тем, которые используют в многоприводных транспортных средствах

Изобретение относится к автомобилестроению

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к системам управления рабочим оборудованием самоходных энергетических средств, предназначенных для передачи мощности двигателя рабочим органам машин, и предусматривает автоматическое отключение передачи крутящего момента на хвостовик вала отбора мощности при остановке движения машинно-тракторного агрегата и тем самым возможность устранения захвата пользователя незащищенными элементами карданного вала, система использует имеющуюся на энергетическом средстве коробку перемены передач 1 и рычаг 2 коробки перемены передач (КПП) и дополнительно содержит качающуюся рамку 3 с поперечным пазом 4, установленную в КПП над ползунами 5 с пазами 6 так, что при включении любой передачи рамка 3 совершает угловой поворот на оси 7, заставляя поворачиваться жестко связанный с рамкой 3 золотник 14, имеющий общую ось вращения с золотником 8

Изобретение относится к машиностроению, в частности к механизмам привода вала отбора мощности тракторов и аналогичных машин

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к механизмам отбора мощности тракторов и аналогичных машин

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым передачам для сообщения вращательного движения

Изобретение относится к области тракторного машиностроения, в частности к тракторам сельскохозяйственного назначения со всеми ведущими мостами

Изобретение относится к тракторному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортным средствам, в которых используется вал отбора мощности для различных механизмов, в частности для привода навесного оборудования в коммунальных и строительно-дорожных машинах

Изобретение относится к машиностроению
Наверх