Гребной винт савицкого в.а.
Использование: на судах, преимущественно прогулочных, с многовальной судовой установкой для центрального двигателя. Сущность изобретения: в сквозных радиальных расточках 5 ступицы 6 гребного винта посредством разъемной втулки 7, игольчатых роликов 11 установлены поворотные лопасти 1 с фланцами 2, цапфой 3 с опорным буртом 4. Упоры фланцев 2 размещены с возможностью поворота в вырезах разъемной втулки 7. При установке данного винта на форсажном двигателе снижается гидродинамическое сопротивление корпуса судна, что снижает расход топлива. 3 ил.
Изобретение относится к области судостроения и касается сборных гребных винтов в основном судов с многовальной судовой установкой, а также учебно-парусных судов с одновальной судовой установкой.
Известен гребной винт, в котором съемная лопасть с цилиндрическим хвостовиком и фланцем установлена в расточках с гарантированным натягом. Известное соединение съемных лопастей гребного винта со ступицей осуществлено с помощью фланцев на концах комлей лопастей, выполненных с попарно расположенными центрирующими отверстиями, соответствующими различному угловому положению лопасти. К недостаткам гребного винта относится невозможность разворота его лопастей под воздействием набегающего потока. Целью изобретения является упрощение конструкции и повышение надежности. Поставленная цель достигается тем, что в гребном винте, содержащем поворотные лопасти с фланцами, установленными в расточках ступицы, фланец каждой лопасти выполнен с упорами, а ступица снабжена разъемными втулками, каждая из которых установлена в расточке ступицы, при этом каждая втулка выполнена с вырезами под соответствующие упоры на фланце. На фиг. 1 изображен продольный разрез гребного винта; на фиг. 2 - узел I на фиг. 1; на фиг. 3 - разрез А-А на фиг. 2. Гребной винт содержит поворотные лопасти 1 с фланцами 2, цапфами 3 с опорными буртами 4, установленные в расточках 5 ступицы 6 посредством разъемных втулок 7. Расточки 5 выполнены в ступице радиальными, сквозными, по количеству лопастей 1. Соединение разъемных втулок 7 со ступицей 6 может быть резьбовым или штыковым. Фланцы 2 поворотных лопастей 1 выполнены цилиндрическими, с упорами 8. В расточках (под фланцы 2) разъемной втулки имеются вырезы 9 для возможности поворота упоров 8 на угол из положения "рабочее" (передний ход, задний ход) во "флюгерное". Стопорение разъемной втулки 7 в ступице 6 осуществляется стопорами 10. Между опорными поверхностями фланец - разъемная втулка, разъемная втулка - опорный бурт могут быть установлены игольчатые ролики 11. Гребной винт трехвальной силовой установки прогулочного судна установлен на центральном двигателе или на двигателе одновальной силовой установки учебно-парусных судов. Поворотные лопасти 1 в зависимости от режима работы двигателей (экономичный, форсажный) занимают соответствующее положение ("флюгерное", "рабочее"). При работе только бортовых двигателей на передний ход набегающий поток воздействует на опорную поверхность выходящей части лопасти 1 винта центрального форсажного двигателя, разворачивает ее во "флюгерное" положение. При работе центрального форсажного двигателя и вращении гребного винта против часовой стрелки поворотные лопасти 1 разворачиваются вокруг продольной оси на угол в положение "рабочее" (передний ход судна) или в противоположную сторону (задний ход). Поворот лопасти происходит при повороте фланца 2 с упорами 8 в вырезах 9 до упора в торцевую стенку.Формула изобретения
ГРЕБНОЙ ВИНТ САВИЦКОГО В А . Гребной винт, содержащий поворотные лопасти с фланцами, установленными в расточках ступицы, отличающийся тем, что фланец каждой лопасти выполнен с упорами, а ступица снабжена разъемными втулками, каждая из которых установлена в расточке ступицы, при этом каждая втулка выполнена с вырезами под соответствующие упоры на фланце.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3