Устройство для определения запасов устойчивости лопаток вентилятора

 

Использование: в авиадвигателестроении. Сущность изобретения: для расширения области запасов устойчивости на вход в регулятор двигателя вместо сигнала от датчика частоты вращения подают фиксированный сигнал от звукового генератора. При этом регулятор формирует зависимость положения направляющего аппарата вентилятора не по фактической частоте вращения вентилятора, а по сигналу от звукового генератора, обеспечивая тем самым или постоянство углов направляющих аппаратов, или их изменение по закону, не совпадающему с программой регулирования в зоне эксплуатации. 2 ил.

Изобретение относится к авиадвигателестроению, а именно к устройствам для определения запасов устойчивости лопаток вентилятора турбореактивных двигателей.

Известно устройство для определения запасов устойчивости лопаток турбореактивного двигателя, содержащее тензодатчики и измерительную систему [1].

Однако это устройство не позволяет определить запасы устойчивости лопаток в области, удаленной от эксплуатационной.

Известно устройство для определения запасов устойчивости лопаток турбореактивного двигателя, содержащее регулятор и соединенные с ним датчики температуры воздуха на входе в вентилятор, угла поворота направляющих аппаратов и частоты вращения [2].

При помощи этого устройства нельзя определить момент возникновения регулярных колебаний лопаток в области, значительно удаленной от эксплуатационной, что не позволяет определить запас устойчивости лопаток из-за отсутствия возможности изменения настроек регуляторов двигателя в широком диапазоне, в том числе и за пределами эксплуатационных допусков.

Цель изобретения - расширение области определения запасов устойчивости.

Это достигается тем, что устройство для определения запасов устойчивости лопаток вентилятора двухконтурного турбореактивного двигателя, содержащее регулятор и соединенные с ним датчики температуры воздуха на входе в вентилятор, угла поворота направляющих аппаратов вентилятора и частоты вращения вентилятора, снабжено соединенными последовательно электронным ключом, звуковым генератором, блоком управления и блоком сравнения, а также регистратором и тензодатчиком, соединенным с последним и с блоком сравнения, при этом вход электронного ключа соединен с выходом датчика частоты вращения, а выход - с регулятором, выход датчика частоты вращения соединен также с входами блока сравнения, блока управления и регистратора, а датчики температуры воздуха и угла поворота направляющих аппаратов соединены с регистратором.

На фиг. 1 представлена структурная схема предлагаемого устройства; на фиг. 2 - график зависимости углов направляющих аппаратов в от приведенной частоты вращения вентилятора nв.пр.

Устройство состоит из связанных между собой регулятора двигателя 1, датчиков 2, 3, 4 температуры воздуха на входе в вентилятор, угла поворота направляющих аппаратов вентилятора и частоты вращения вентилятора соответственно, тензодатчика 5, электронного ключа 6, звукового генератора 7, блока сравнения 8, блока управления 9, регистратора 10. При этом датчики 2 и 3 соединены с регулятором двигателя 1 и регистратором 10, датчик 4 соединен с электронным ключом 6, регистратором 10, блоком сравнения 8, блоком управления 9, тензодатчик 5 соединен с блоком сравнения 8 и регистратором 10. Блок сравнения 8 через блок управления 9 связан со звуковым генератором 7. Звуковой генератор 7 через электронный ключ 6 соединен с регулятором двигателя 1.

Кривые 11 и 12 изображают пределы эксплуатационной области 13 зависимости в = (nв пр), линии 14 и 15 - изменение приведенной частоты вращения вентилятора nв пр и положение углов регулируемых направляющих аппаратов вентилятора в, точка 16 - зону регулярных колебаний, линии 17 и 18 - изменение углов направляющих аппаратов в по nв на границе регулярных колебаний.

Устройство работает следующим образом.

Выводят двигатель на заданный в эксплуатационной области 13 режим вращения вентилятора nв пр.зад. Устанавливают на звуковом генераторе 7 частоту f, соответствующую nв.пр.зад. Электронным ключом 6 отключают датчик частоты вращения вентилятора 4 от регулятора двигателя 1 и подключают к регулятору двигателя 1 звуковой генератор 7. Регистратором 10 регистрируют частоту вращения вентилятора nв с датчика 4, угол установки регулируемых направляющих аппаратов вентилятора в с датчика 3, температуру воздуха на входе в двигатель Т1о с датчика 2 и напряжения в лопатках 3 с датчика 5. Затем при сигнале от звукового генератора 7 с частотой f, соответствующей nв.пр.зад. увеличивают (линия 14) или уменьшают (линия 15) частоту вращения вентилятора nв.пр. путем соответствующего изменения частоты вращения компрессора до возникновения регулярных колебаний (точка 16), при этом угол направляющих аппаратов вентилятора остается постоянным. На режиме возникновения регулярных колебаний регистрируют параметры nв, в, Т1о, регистратором 10. Сигналы с датчиков 4 и 5 - nв и , кроме того, поступают в блок сравнения, где происходит сравнение напряжения в лопатках при заданной частоте вращения с предельно допустимым значением напряжения в лопатках. При достижении предельно допустимого значения напряжения или возникновения регулярных колебаний в лопатках блок сравнения 8 выдает сигнал в блок управления 9, который формирует сигнал A = (nв), пропорциональный в = (nв) на границе регулярных колебаний и выдает его в звуковой генератор 7.

Звуковой генератор 7 по сигналу A = = (nв) при дальнейшем увеличении или уменьшении частоты вращения вентилятора корректирует частоту f, подаваемую на вход регулятора двигателя 1, обеспечивая на границе регулярных колебаний зависимость в = (nв) линии 17 при уменьшении частоты вращения и линии 18 - при увеличении частоты вращения. Одновременно с увеличением или уменьшением частоты вращения вентилятора регистрируют в регистраторе 10 параметры nв, в, Т1о, .

Расширение области определения запасов устойчивости основано на том, что при подаче на вход в регулятор двигателя вместо сигнала от датчика частоты вращения фиксированного сигнала от звукового генератора регулятор формирует зависимость положения направляющего аппарата вентилятора не по фактической частоте вращения вентилятора, а по сигналу от звукового генератора, обеспечивая тем самым или постоянство углов направляющих аппаратов или их изменение по закону, не совпадающему с программой регулирования в зоне эксплуатации.

Предложенное устройство позволяет определять напряжения в лопатках или возникновение регулярных колебаний за пределами эксплуатационных допусков по положениям направляющих аппаратов вентилятора, что сокращает время и материальные средства на создание и доводку ДТРД.

Формула изобретения

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАПАСОВ УСТОЙЧИВОСТИ ЛОПАТОК ВЕНТИЛЯТОРА двухконтурного турбореактивного двигателя, содержащее регулятор и соединенные с ним датчики температуры воздуха на входе в вентилятор, угла поворота направляющих аппаратов вентилятора и частоты вращения вентилятора, отличающееся тем, что, с целью расширения области определения запасов устойчивости, оно снабжено соединенными последовательно электронным ключом, звуковым генератором, блоком управления и блоком сравнения, а также регистратором и тензодатчиком, соединенным с последним и с блоком сравнения, при этом вход электронного ключа соединен с выходом датчика частоты вращения, а выход - с регулятором, выход датчика частоты вращения соединен также с входами блока сравнения, блока управления и регистратора, а датчики температуры воздуха и угла поворота направляющих аппаратов соединены с регистратором.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к испытаниям лопаточных машин, в частности, турбокомпрессоров для наддува двигателей внутреннего сгорания, и может найти применение при испытаниях турбин и компрессоров в общем и энергетическом машиностроении

Изобретение относится к диагностированию дизельных двигателей и может применяться при их испытаниях и эксплуатации

Изобретение относится к вентиляторостроению, а именно к способам настройки на резонансную частоту колебаний испытываемых лопаток рабочего колеса осевых вентиляторов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в двигателестроении для оценки работоспособности динамически нагруженных шатунных подшипников двигателей внутреннего сгорания (ДВС)

Изобретение относится к энергомашиностроению и может быть использовано в системах диагностики турбин и других энергетических машин

Изобретение относится к электрооборудованию, в частности к устройствам для режимных испытаний взаимно нагружающих электрических машин

Изобретение относится к авиации, в частности к измерению тяги авиадвигателей в составе самолета в эксплуатации, в аэродромных условиях

Изобретение относится к технической физике, а более конкретно к испытаниям реактивных двигателей, и может быть использовано в способах и устройствах для измерения тяги для повышения их точности

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при контроле работоспособности элементов системы регулирования и защиты паровых турбин

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления и диагностики дизельных и карбюраторных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области диагностики технического состояния машин, а конкретно, к способам диагностики и прогнозирования технического состояния машин, и может быть использовано для диагностики технического состояния машин, образующих машинные комплексы, путем анализа данных вибрации, потребления тока, его напряжения, расхода рабочего тела, температуры машины, обеспечивая своевременное отклонение действительного состояния машин от рабочего состояния и бесперебойную работу всего комплекса

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к обкатке и испытанию вновь изготовленных и отремонтированных двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для обкатки других механизмов, например, коробок передач, ведущих мостов автомобилей

Изобретение относится к ракетостроению и может быть использовано при стендовых испытаниях жидкостных ракетных двигателей (ЖРД)
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при усовершенствовании условий смазки и оптимизации конструктивных параметров деталей цилиндро-поршневой группы ДВС
Наверх