Турбогенератор с водородными уплотнениями вала ротора

 

Использование: в турбогенераторах с водородными уплотнениями вала ротора. Сущность изобретения: корпус уплотнения 1 вала 5 и корпус опорного подшипника 9 образуют картер, разделенный перегородкой 15 на две отдельные камеры со своими дренажными трубопроводами 18 и 19, соединенными с U-образным затвором 21. 1 ил.

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к турбогенераторам с водородным охлаждением.

Известны турбогенераторы, например, серии ТВВ, в которых вал ротора в местах выхода через наружные щиты уплотняется уплотняющими вкладышами, встроенными в корпусе уплотнений, которые одной стороной герметично крепятся к наружному щитy генератора, а другой через сальниковую или другие эластичные уплотнения с корпусом опорного подшипника (Фомин Б.И. и др. Турбогенераторы, т. 1, M. Энергоиздат, 1981, с. 10, 11, рис. 1 1).

Работа вышеуказанных водородных уплотнений в нормальных режимах надежна, но не надежна в аварийных режимах.

Наиболее близкой к заявляемой является конструкция турбогенератора с водородными уплотнениями вала ротора (Хазан С.И. Турбогенераторы. M. Энергоатомиздат, 1983, с. 458, рис. 10, 23). В этом турбогенераторе корпус уплотнения вала и корпус опорного подшипника образуют картер, содержащий дренажный трубопровод с U-образным затвором и трубопроводом связи с атмосферой. В указанной конструкции масло, выходящее из уплотняющего вкладыша в сторону воздуха, и масло, выходящее с обеих сторон опорного подшипника, дренируются через один и тот же сливной маслопровод.

Работа вышеуказанных водородных уплотнений в нормальных эксплуатационных режимах надежна и выход водорода наружу исключен. В аварийной режиме, например при ошибочном действии персонала или прекращения всех источников маслоснабжения и т.п. может произойти прорыв водорода через картер опорного подшипника в машзал, где не исключается его возгорание.

Изобретение ставит задачу полного предотвращения выхода водорода в зону обслуживания генератора, т.е. в машзал электростанции, в случае отказа водородного уплотнения вала ротора.

Задача решается тем, что в турбогенераторе с водородными уплотнениями вала, в котором корпус уплотнения вала и корпус опорного подшипника образуют картер, содержащий дренажный трубопровод с U-образным затвором и трубопроводом связи с атмосферой, корпус опорного подшипника содержит вертикальную перегородку, разделяющую картер на две отдельные камеры, причем камера со стороны, обращенной к выходу вала наружу, имеет отдельный дренажный трубопровод.

Новизна изобретения состоит в том, что картер, образованный корпусом уплотнения вала и корпусом опорного подшипника, содержит перегородку, разделяющую слив масла из опорного подшипника в сторону генератора и слив масла с противоположной стороны опорного подшипника и перекрывающую связь по воздуху обеих сторон подшипника.

Предложенное выполнение позволяет полностью исключить выброс водорода в машзал в аварийном режиме благодаря наличию в картере опорного подшипника разделительной перегородки и связи объема картера со стороны уплотнения вала со сливным коллектором, который соединен с трубопроводом достаточно большого сечения, выходящий на крышу мешзала.

На чертеже показан турбогенератор с водородным уплотнением вала ротора.

Корпус уплотнения 1, прикрепленный болтами 2 к наружному щиту 3 турбогенератора (на чертеже обозначен только наружный щит с одной стороны турбогенератора, другая сторона идентична представленной), содержащая уплотняющий вкладыш 4 на валу 5 ротора, а также подводящий и отводящий маслопроводы 6 и 7, соединен через сальниковое уплотнение 8 с корпусом опорного подшипника 9 со встроенным вкладышем 10 и лабиринтным уплотнением 11 с внешней стороны, закрепленным болтами 12 (лабиринтные уплотнения 13 со стороны водорода крепятся болтами 14 к наружному щиту), причем корпус опорного подшипника внутри разделен перегородкой 15, образуя две отдельные камеры А и Б с отдельными сливными патрубками 16 и 17, соответственно соединенными трубопроводами 18 и 19 с коллектором 20, содержащим U-образный затвор 21 и трубопровод 22, выведенный за пределы машзала.

В аварийном режиме, вызванном отказом уплотнений 1 вала 5 и сопровождающимся прорывом водорода в зону А картера опорного подшипника 9 генератора, водород в зону обслуживания генератора, т.е. в машзал, не выходит благодаря наличию разделительной перегородки 15 во внутреннем объеме опорного подшипника 9, а выходит за пределы машзала на крышу, в безопасную зону.

Сечения сливных маслопроводов 6 и 7 и трубопроводов 18 и 19 для выхода водорода за пределы машзала в случае аварийного прорыва водорода обеспечивают относительно небольшое (0,01 0,03 МПа) избыточное давление газа в зоне А картера опорного подшипника 9, которое ниже давления смазки вкладыша 10 опорного подшипника 9, составляющего 0,1 МПа.

Наличие раздельных зон опорных подшипников 9 турбогенератора позволяет более эффективно производить вентиляцию не связанных с машзалом объемов масла (на чертеже упомянутый вентилятор не указан, но широко применяется. Хазан С. И. Турбогенераторы, М. Энергоатомиздат, 1983, с. 459, рис. 10.24). При создании разрежения в зоне А подшипника исключен подсос в картер загрязненного механическими частицами и влагой воздуха машзала.

Формула изобретения

ТУРБОГЕНЕРАТОР С ВОДОРОДНЫМИ УПЛОТНЕНИЯМИ ВАЛА РОТОРА, в котором корпус уплотнения вала и корпус опорного подшипника образуют картер, содержащий дренажный трубопровод с U-образным затвором и трубопроводом связи с атмосферой, выведенным из участка корпусом подшипника и U-образным затвором, отличающийся тем, что корпус опорного подшипника содержит вертикальную перегородку, разделяющую картер на две отдельные камеры, причем камера со стороны, обращенной к выходу вала наружу, имеет отдельный дренажный трубопровод.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к турбогенераторам с водяным охлаждением обмоток ротора, в котором подача и слив воды осуществляется помимо вала, а гидравлический напор в ветвях обмоток создается разностью центробежных сил между выходом и входом параллельных цепей

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к системе охлаждения вращающихся узлов электрических машин с регулированием расхода хладагента

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к области тяжелого электромашиностроения

Изобретение относится к электротехнике и электромашиностроения и может быть использовано в высоковольтных электрических машинах, в частности в турбогенераторах с номинальным напряжением 110 кВ и выше

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в машинах и механизмах с жидкостным охлаждением, имеющих расширительное устройство для создания избыточного давления

Изобретение относится к области электротехники, в частности к технологическому контролю мощных генераторов, и может быть использовано на электростанциях для защиты от увлажнения изоляции электрических цепей генераторов

Изобретение относится к области электротехники, а именно к конструкциям электродвигателей с большим отношением длины к диаметру, используемых для привода в погружных скважинных насосных агрегатах

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электрическим машинам, и касается особенностей конструктивного выполнения бесконтактных синхронных генераторов индукторного типа, работающих, преимущественно, на выпрямительную нагрузку и применяемых, например, в генераторных установках автотракторной техники. Предлагаемый индукторный генератор, содержащий переднюю и заднюю крышки, статор с рабочей обмоткой, источник возбуждения и ротор с валом, согласно изобретению, дополнительно снабжен ферромагнитным кольцом, замыкающими элементами, магнитопроводом в виде звездочки с отверстием и немагнитной вставкой, причем ферромагнитное кольцо установлено первой боковой стороной во внешней от лобовых частей зоне статора вплотную, с другой стороны ферромагнитного кольца установлены замыкающие элементы, соединенные с зубцами звездочки, при этом сама звездочка прикреплена к задней крышке при помощи немагнитной вставки, а ротор с валом размещен в центральном отверстии звездочки. Технический результат - обеспечение возможности генерирования ЭДС при скоростях вращения от низких до номинальной вала ротора синхронного генератора индукторного типа по сравнению с тем, что для работы асинхронного генератора требуется обеспечить вращение ротора выше номинальной скорости. 4 ил.

Изобретение касается электрической машины (1, 51), в частности асинхронной машины, и её системы охлаждения. Технический результат - повышение эффективности охлаждения машины. Электрическая машина (1, 51) включает в себя статор (2), ротор (4), находящийся в магнитном взаимодействии со статором (2), вал (5), на котором закреплен ротор (4) и который имеет осевое сверление (6), подводящий элемент (7, 47), который проходит в осевое сверление (6) так, что обеспечивается возможность протекания охлаждающего средства (15) из подводящего элемента (7, 47) в осевое сверление (6). Электрическая машина (1, 51) включает в себя камеру (32, 42), которая расположена на открытом конце вала (5) так, что обеспечивается возможность протекания охлаждающего средства (15), из осевого сверления (6) в камеру (32, 42). Камера (32, 42) в осевом направлении ограничена осевым обрамлением (320, 420), которое обеспечивает возможность спиралеобразного направления охлаждающего средства (15) вокруг оси (3) вращения в выход (33, 43) охлаждающего средства. 3 н. и 12 з.п. ф-лы, 6 ил.
Наверх