Сдвоенный ползунно-коромысловый механизм
Изобретение относится к уравновешиванию машинных агрегатов и может быть использовано для исключений вибраций, передающихся на фундамент машинного агрегата от шарнирно-стержневого передаточного механизма с ведущим звеном, вращающимся с постоянной угловой скоростью. Технический результат - повышение надежности за счет уравновешивания главного момента сил инерции звеньев механизма. Шарнир 11 соединения трехплечего рычага 4 со стойкой 1 равноудален от второй и третьей вершин трехплечего рычага 4. Длины поводков 5 и 6 равны расстоянию от второй или третьей вершины трехплечего рычага 4 до шарнира 11 соединения трехплечего рычага 4 со стойкой 1. Четыре противовеса жестко закреплены соответственно на поводках 5 и 6, на кривошипе 9 и на трехплечем рычаге 4. При вращении кривошипа 9 ползуны 7 и 8 перемещаются вдоль прямолинейных направляющих 2 и 3 навстречу друг другу с равными скоростями. Поводки 5 и 6 совершают плоское движение в одном направлении. 1 ил.
Изобретение относится к уравновешиванию машинных агрегатов и может быть использовано для исключения вибраций, передающихся на фундамент машинного агрегата от шарнирно-стержневого передаточного механизма с ведущим звеном, вращающимся с постоянной угловой скоростью.
В состав машинного агрегата входят двигатель, передаточный механизм и исполнительный орган. Неуравновешенный шарнирно-стержневой передаточный механизм является основным источником возбуждения вибраций. Чтобы передаточный механизм не являлся источником возбуждения вибраций, его нужно уравновесить. Известен сдвоенный ползунно-кривошипный механизм [1] содержащий стойку с прямолинейными направляющими, два ползуна, два шатуна равной длины и кривошип в виде двуплечего рычага. Плечи рычага имеют равные длины, а их продольные оси совпадают. Кривошип шарнирно установлен на стойке. Ползуны установлены в прямолинейных направляющих. Шатуны своими концевыми шарнирами связаны соответственно с ползунами и кривошипом. Оси перемещения шарниров, соединяющих ползуны и шатуны, проходят через опорный шарнир кривошипа. При вращении кривошипа шатуны совершают плоское движение, а ползуны движутся возвратно-поступательно вдоль прямолинейных направляющих в противоположном направлении относительно друг друга. Параметры геометрии масс шатунов и ползунов выбраны так, чтобы при вращении кривошипа обеспечивалось равенство нулю главного вектора сил инерции; равенство же нулю главного момента сил инерции обеспечить в этом механизме нельзя. Таким образом, недостатком известного сдвоенного ползунно-кривошипного механизма является неуравновешенность главного момента сил инерции звеньев. Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является сдвоенный ползунно-коромысловый механизм [2] содержащий стойку, шарнирно соединенный с ней одним концом кривошип, шатун, один из концов которого шарнирно соединен с другим концом кривошипа, две соосные прямолинейные направляющие, два ползуна, установленные в соответствующих направляющих, два поводка, один из концов каждого из которых шарнирно соединен с соответствующим ползуном, и шарнирно соединенный со стойкой трехплечий рычаг. Первая вершина трехплечего рычага шарнирно соединена с другим концом шатуна, а вторая и третья с другими концами соответствующих поводков. Ось качания трехплечего рычага перпендикулярна осям прямолинейных направляющих. При вращении кривошипа посредством шатуна, трехплечего рычага и поводков ползуны приводятся в возвратно-поступательное движение навстречу друг другу. Массы ползунов выбраны так, чтобы при движении ползунов уравновешивались их силы инерции. Силы инерции остальных звеньев механизма, а также главный момент сил инерции остаются неуравновешенными. Таким образом, недостатком известного сдвоенного ползунно-коромыслового механизма является его моментная неуравновешенность. Как следствие этого, механизм будет источником вибраций фундамента машинного агрегата. Наличие вибраций фундамента является одним из основных факторов, влияющих на уменьшение надежности и долговечности механизма при его работе. Цель изобретения повышение надежности и долговечности сдвоенного ползунно-коромыслового механизма при его работе за счет уравновешивания главного момента сил инерции звеньев механизма. Для этого в сдвоенном ползунно-коромысловом механизме, содержащем стойку, шарнирно соединенный с ней одним концом кривошип, шатун, один из концов которого шарнирно соединен с другим концом кривошипа, соосные прямолинейные направляющие, установленные в соответствующих направляющих два ползуна, два поводка, один из концов каждого из которых шарнирно соединен с соответствующим ползуном, и шарнирно соединеный со стойкой трехплечий рычаг, первая из вершин которого шарнирно соединена с другим концом шатуна, вторая и третья с другими концами соответствующих поводков, а ось качания трехплечего рычага перпендикулярна осям прямолинейных направляющих, шарнир соединения трехплечего рычага со стойкой равноудален от второй или третьей вершин трехплечего рычага, длины поводков равны расстоянию от второй и третьей вершин трехплечего рычага до шарнира соединения трехплечего рычага со стойкой, механизм снабжен четырьмя противовесами, жестко закрепленными соответственно на поводках, на кривошипе и трехплечем рычаге, а параметры геометрии масс звеньев механизма выбраны из следующих соотношений: Sx1 0, m1 + Sy1 l1-1 Sy2 l2-1 0, Sx2 0, J1 Sy2 l2 0, Sx3 0, Sx4 0, Sy4 + Sy2 Al2-1 + Sy3 Sy5 + (m4 m2)l3 0, Sx5 + Sy2 Bl2-1 0, Sx6 0,Sx7 0,
J2 + J4 J3 Sy2 (A2 + B2)l2-1 (m2 + m4)l32 0,
m3 m5 + (Sy3 Sy5)l3-1 0, где l1, l2, l3 длины соответственно кривошипа, шатуна, плеча трехплечего рычага от второй или третьей вершины до шарнира соединения его со стойкой; m1, m2, m3, m4, m5 массы соответственно шатуна, первого поводка, первого ползуна, второго поводка и второго ползуна; Sx1, Sx2, Sx3, Sx4, Sx5, Sx6, Sx7 статические моменты массы соответственно кривошипа, шатуна, первого поводка, первого ползуна, трехплечего рычага, второго поводка и второго ползуна относительно продольных осей этих звеньев; Sy1, Sy2, Sy3, Sy4, Sy5 статические моменты массы соответственно кривошипа, шатуна, первого поводка, трехплечего рычага и второго поводка относительно поперечных осей этих звеньев; J1, J2, J3, J4 моменты инерции массы соответственно шатуна, первого поводка, трехплечего рычага и второго поводка относительно точек пересечения продольных и поперечных осей этих звеньев; А и В координаты шарнира соединения шатуна с первой вершиной трехплечего рычага. На чертеже изображена схема сдвоенного ползунно-коромыслового механизма. Сдвоенный ползунно-коромысловый механизм состоит из стойки 1 с соосными прямолинейными направляющими 2 и 3, трехплечего рычага 4, поводков 5 и 6, ползунов 7 и 8, кривошипа 9 и шатуна 10. Трехплечий рычаг 4 шарниром 11 и кривошип 9 шарниром 12 соединены со стойкой 1. Первый ползун 7 установлен в прямолинейной направляющей 2; второй ползун 8 в прямолинейной направляющей 3. Первый поводок 5 своими концевыми шарнирами 15 и 16 связан соответственно с второй вершиной трехплечего рычага 4 и ползуном 7. Второй поводок 6 своими концевыми шарнирами 17 и 18 связан с третьей вершиной трехплечего рычага 4 и ползуном 8. Шатун 10 своими концевыми шарнирами 13 и 14 связан соответственно с кривошипом 9 и первой вершиной трехплечего рычага 4. Длины плеч трехплечего рычага между шарнирами 11, 15 и 11, 17 равны между собой, а также равны длинам поводков между шарнирами 15, 16 и 17, 18. Ось качания трехплечего рычага 4 перпендикулярна осям прямолинейных направляющих 2 и 3. Шарнир 14 может быть выбран в любой точке на трехплечем рычаге 4. Параметры геометрии масс звеньев механизма: массы звеньев, моменты инерции массы и статические моменты массы определены из системы алгебраических уравнений приведенных выше. При конструировании механизма можно задаваться значениями любых девяти параметров из двадцати одного, входящих в систему уравнений. Для получения системы уравнений были записаны аналитические выражения главного вектора и главного момента сил инерции звеньев механизма. Установлено, что число обобщенных параметров геометрии масс, входящих в эти уравнения, равно шестнадцати. Из этих шестнадцати обобщенных параметров десять можно сделать равными нулю, которые дают первые десять уравнений в системе уравнений. Влияние остальных обобщенных параметров на величины главного вектора и главного момента сил инерции устраняются с помощью их взаимной компенсации за счет движения звеньев в противоположных направлениях с равными скоростями, дающей остальные уравнения в системе уравнений. Механизм работает следующим образом. При вращении кривошипа 9 все звенья механизма приводятся в движение. Ползуны 7 и 8 перемещаются вдоль прямолинейных направляющих 2 и 3 навстречу друг другу с равными скоростями. Поводки 5 и 6 совершают плоское движение с угловой скоростью, равной по величине и противоположной по направлению угловой скорости трехплечего рычага 4. В выполненном таким образом механизме при равномерном вращении кривошипа обеспечивается равенство нулю главного вектора и главного момента сил инерции звеньев механизма, т. е. обеспечивается условие уравновешенности механизма. Это приводит к тому, что на фундамент машинного агрегата со стороны механизма не передаются переменные динамические нагрузки. Отсутствие этих нагрузок приводит к устранению вибраций фундамента машинного агрегата. Следствием этого является повышение надежности и долговечности механизма и всего машинного агрегата в целом при его работе.
Формула изобретения
sx1 0,
m1+sy1l-11-sy2l-21 = 0,
sx2 0,
J1 sy2l2 0,
sx3 0,
sx4 0,
sy4+sy2Al-21+sy3-sy5+(m4-m2)l3=0,
sx5+sy2Bl-21=0,
sx6 0,
sx7 0,
I2+I4-I3-sy2(A2+B2)l-21-(m2+m4)l23=0,
m3-m5+(sy3-sy5)l-31=0,
где l1, l2, l3 длины соответственно кривошипа, шатуна, плеча трехплечего рычага от второй или третьей вершины до шарнира соединения его со стойкой;
m1, m2, m3, m4, m5 массы соответственно шатуна, первого поводка, первого ползуна, второго поводка и второго ползуна;
sx1, sx2, sx3, sx4, sx5, sx6, sx7 статические моменты массы соответственно кривошипа, шатуна, первого поводка, первого ползуна, трехплечего рычага, второго поводка и второго ползуна относительно продольных осей этих звеньев;
sy1, sy2, sy3, sy4, sy5 статические моменты массы соответственно кривошипа, шатуна, первого поводка, трехплечего рычага и второго поводка относительно поперечных осей этих звеньев;
J1, J2, J3, J4 моменты инерции массы соответственно шатуна, первого поводка, трехплечего рычага и второго поводка относительно точек пересечения продольных и поперечных осей этих звеньев;
A, B координаты шарнира соединения шатуна с первой вершиной трехплечего рычага.
РИСУНКИ
Рисунок 1