Антифрикционная присадка

 

Использование: в смазочных композициях, в частности в составах антифрикционной присадки. Сущность изобретения: антифрикционная присадка содержит, мас. % алмазосодержащая шихта (графит, включающий 40 - 60% ультрадисперсного алмаза) 0,2 - 0,5 (в расчете на ультрадисперсный алмаз), винилсукцинимид 0,01 - 0,05 и нефтяное масло - остальное. 1 з. п. ф-лы, 1 табл.

Изобретение относится к области получения смазочных композиций с твердыми модификаторами трения, которые используются для смазки машин и механизмов как в процессе обкатки, так и при эксплуатации.

Известна смазочная композиция с твердыми модификаторами трения [1] на основе минерального масла с добавлением высокодисперсной углеродной сажи, в которую с целью повышения эксплуатационных свойств дополнительно вводят диалкилдитиофосфат цинка, смолосодержащий остаток перегонки нефти и диалкилнафталин.

Область применения такой композиции ограничена, поскольку она используется только в трансмиссиях, что обусловлено низкой коллоидной стабильностью углеродной суспензии, а также большим содержанием твердой фазы, необходимой для достижения требуемых свойств.

Известна смазочная композиция [2] содержащая нефтяное масло в качестве основы, кислый эфир алкенилянтарной кислоты и вязкостную присадку. Для повышения термической стабильности этой композиции в ее состав дополнительно введена смесь графита с дисульфидом молибдена, а в качестве вязкостной присадки используют полиметилакрилат. Недостатком указанной композиции является повышенная кислотность и высокая вязкость, что делает невозможным ее применение в двигателях внутреннего сгорания. Кроме того, дисульфид молибдена химически взаимодействуют с медьсодержащими бронзами, из которых изготавливаются подшипники скольжения. Все это ограничивает область применения этой композиции.

Известна также смазочная композиция с твердым модификатором трения [3] содержащая небольшое количество абразивных частиц с твердостью по шкале Мооса не менее 9. В качестве абразивных частиц использован алмазный порошок зернистостью до 2 мкм. Использование в этой смазочной композиции абразивных частиц приводит к уплотнению поверхностей трения (наклепу), а также к одновременному их износу. Поэтому указанную композицию рекомендуется использовать ограниченное время, около 10 ч. Кроме того, экспериментальная оценка такой композиции показала, что она нестабильна и расслаивается в течение нескольких часов. Это ограничивает область применения такой композиции в большинстве машин и механизмов.

Из известных смазочных композиций с твердыми модификаторами наиболее близкой по технической сущности является антифрикционная присадка к автомобильным маслам, содержащая алмазосодержащую шихту и моторное масло в соотношении компонентов 0,5-99,5 мас. [4] Недостатком известной смазочной композиции с твердыми модификаторами заключается в том, что указанная композиция имеет большой разброс конгломератов модификатора по размерам, плохая смешиваемость высокодисперсного порошка с маслом и низкая седиментационная устойчивость системы.

Целью изобретения является уменьшение размера конгломератов модификатора и увеличение седиментационной устойчивости системы.

Поставленная цель достигается тем, что в известную присадку, содержащую твердый модификатор (алмазосодержащую шихту) и масло, например, моторное, вводят дисперсант сукцинимидного типа, например винилсукцинимид, при следующем соотношении ингредиентов, мас. Алмазосодержащая шихта (в пересчете на ультрадисперсные алмазы, далее УДА) 0,2-0,5 Винилсукцинимид 0,01-0,05 Масло моторное Остальное При этом алмазосодержащая шихта содержит УДА в пределах 40-60 мас.

За счет применения винилсукцинимида происходит уменьшение поверхностного натяжения на границе алмаз-масло, что приводит к повышению процесса диспергирования частиц шихты в масле.

Для пояснения изобретения описаны примеры получения антифрикционной присадки, где в качестве дисперсанта сукцинимидного типа был взят винилсукцинимид. Были приготовлены десять рецептур по изобретению следующим образом. Перед смешением моторного масла и алмазосодержащей шихты в систему вводили винилсукцинимид в различных количествах. Полученную смесь тщательно перемешивали на шаровой мельнице в течение 24 ч до получения однородной массы.

Подбор оптимального количества диспергирующей добавки винилсукцинимида проводился по результатам первых пяти опытов, примеры которых приведены в таблице. Подбор оптимального количества алмазосодержащей шихты проводился по результатам остальных пяти опытов, примеры которых также приведены в таблице.

Дисперсность частиц шихты в масле оценивали по наличию в пробах присадки частиц размером более 30 мкм. Методика определения заключалась в следующем: пробу присадки в виде капли наносили на стеклянную пластинку, затем сверху помещали покровное стекло для микропрепаратов размером 18 х 18 мм. После выдержки в течение 5 мин производили подсчет количества конгломератов в пяти произвольно взятых местах пробы, рассматриваемой в проходящем свете на микроскопе типа МБС с окуляром, имеющим сетку или шкалу.

Оценку стабильности к оседанию частиц шихты в присадке проводили седиментационным методом, основанным на законе Стокса, согласно которому выше скорость оседания частиц, имеющих больший размер. Из присадок после их выдержки в течение 28 ч отбирали пробы в количестве 1/4 первоначального объема из верхнего слоя. Отстаивание проводили в цилиндрическом сосуде при соотношении высоты и диаметра 2:1.

В пробах весовым методом с предварительным окислением органической составляющей присадки определяли содержание УДА. Изменение концентрации в пробах по сравнению с первоначальной служило характеристикой стабильности присадки.

В таблице для сравнения также приведены данные по результатам испытаний присадки по прототипу. Как следует из результатов опытов 1-5, оптимальным количеством винилсукцинимида является значение 0,01-0,05 мас. Из опытов 6-10 оптимальное количество алмазосодержащей шихты составляет 0,2-0,5 мас.

Введение винилсукцинимида одновременно позволило снизить содержание алмазосодержащей шихты в присадке до 0,2 мас. Уменьшение содеpжания алмазосодержащей шихты ниже значения 0,2 мас. ухудшает характеристики работы присадки в узлах трения.

Предложенная антифрикционная присадка отличается уменьшением размера конгломератов модификатора и увеличением седиментационной устойчивости системы, что положительно сказывается на эксплуатационных характеристиках присадка. Средний размер конгломератов модификатора присадки составляет 0,4-10,0 мкм, при этом присадка стабильна к оседанию в течение 6 месяцев при концентрации твердой фазы в присадке до 0,5 мас.

Снижение расхода алмазосодержащей шихты для приготовления присадкой снижает ее себестоимость. Заявленная антифрикционная присадка не требует значительных дополнительных затрат, изменений технологии и может быть освоена в условиях действующего производства.

Формула изобретения

1. АНТИФРИКЦИОННАЯ ПРИСАДКА, содержащая нефтяное масло и алмазосодержащую шихту, состоящую из ультрадисперсного алмаза и графита, отличающаяся тем, что присадка дополнительно содержит винилсукцинимид при следующем соотношении компонентов, мас.%: Алмазосодержащая шихта в расчете на ультрадисперсный алмаз - 0,2 - 0,5 Винилсукцинимид - 0,01 - 0,05 Нефтяное масло - До 100 2. Присадка по п.1, отличающаяся тем, что алмазосодержащая шихта содержит 40 - 60 мас.% ультрадисперсного алмаза.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к смазочным композициям для приработки механизмов и может быть использовано, например, для приработки двигателей внутреннего сгорания (ДВС)

Изобретение относится к смазочно-охлаждающим жидкостям, используемым в машиностроении при механической обработке металлов

Изобретение относится к смазочно-охлаждающим жидкостям, используемым в машиностроении при механической обработке металлов

Изобретение относится к пластичным смазкам, предназначенным для снижения коэффициента трения в контактах металл-резина и может быть использовано в железнодорожном транспорте, в частности, для смазывания тормозных цилиндров и воздухораспределителей тормозных систем подвижного состава железнодорожного транспорта, цилиндров пневмоприводов токоприемников электроподвижного состава и т.п

Изобретение относится к технологическим смазкам для обработки металлов давлением и может быть использовано при грубом холодном волочении стальной проволоки

Изобретение относится к области гидравлических жидкостей, а именно к составам тормозных жидкостей, используемых в гидроприводах тормозов и сцеплений в автомобильной технике

Изобретение относится к технологическим маслам, предназначенным для шлифования нержавеющих и прецизионных сталей, а также может быть использовано в других процессах обработки металлов резанием и давлением

Изобретение относится к составам смазочных материалов, а также использованию веществ в качестве компонентов смазочных композиций и предназначено для улучшения антифpикционных и противоизносных свойств масел двигателей внутреннего сгорания, агрегатов и узлов трансмиссии и ходовой части машин

Изобретение относится к защитным смазочным материалам, индустриальным маслам и главным образом к антифрикционным защитным противоизносным композициям (АЗПК)

Изобретение относится к антифрикционным защитным противоизносным композициям (АЗПК)

Изобретение относится к антифрикционным защитным противоизносным композициям (АЗПК)

Изобретение относится к производству индустриальных легированных масел, в частности масел для смазывания редукторов и различных видов передач, работающих при наличии ударных нагрузок, а также в циркуляционных системах для смазки различных механизмов, работающих при повышенных нагрузках

Изобретение относится к технологическим смазкам для обработки металлов давлением и может быть использовано в процессах горячей штамповки и теплого и горячего волочения профилей

Изобретение относится к смазкам для герметизации резьбовых соединений труб нефтяного оборудования

Изобретение относится к смазкам для герметизации резьбовых соединений нефтяного оборудования

Изобретение относится к смазкам для герметизации резьбовых соединений труб, преимущественно обсадных и насосно-компрессорных

Изобретение относится к области разработки смазочных масел для обкатки и эксплуатации двигателей машин и механизмов

Изобретение относится к дорновому смазочному материалу для применения при изготовлении бесшовных труб, который состоит из графита, глинистых минералов из класса смектитов, полисахарида и в случае необходимости поверхностно-активного вещества
Наверх