Имитатор обледенения летательного аппарата

 

Изобретение относится к авиационному тренажеростроению. Имитатор содержит схему 1 решения температуры торможения, кнопку 2, включения обледенения, схему 3 сравнения, блок 4 потенциометрических датчиков, задатчик 3 водности атмосферы, перемножитель 6, интегратор 7, имитатор 9 противообледенительной системы, реле 10 времени и имитатор 8 систем тренажера. По сигналу включения обледенения в устройстве моделируется процесс образования льда на поверхности летательного аппарата. Сигнал, пропорциональный толщине льда, поступает в имитатор динамики полета и в другие системы тренажера. 2 ил.

Изобретение относится к авиационному тренажеростроению и может быть использовано в авиационных тренажерах (АТ) и исследовательских стендах.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности является имитатор обледенения летательного аппарата (ЛА), содержащий схему решения температуры торможения, кнопку включения обледенения, схему сравнения, блок потенциометрических датчиков, интегратор, имитатор противообледенительной системы, реле времени и имитаторы систем тренажера.

В этом устройстве процесс образования льда на поверхности ЛА моделируют как B = [Af(Tт)]dt, где В толщина льда на поверхности ЛА; A размерный коэффициент; Tт f(TнМ) температура торможения; Тн температура наружного воздуха; М число Маха.

Из приведенного выражения видно что моделируемая интенсивность обледенения зависит только от температуры торможения.

В реальных условиях обледенение ЛА зависит еще от водности (количества сконденсированной влаги в единице объема воздуха) атмосферы.

Таким образом в прототипе процесс нарастания льда на поверхностях ЛА моделируется недостаточно точно. Это приводит к снижению эффективности облучения операторов при выполнении ими на АТ упражнений по выдерживанию заданной траектории полета в условиях обледенения.

Цель изобретения повышение точности моделирования процесса обледенения поверхности летательного аппарата путем учета количеств сконденсированной влаги в атмосфере.

Цель достигается тем, что в имитатор обледенения летательного аппарата, содержащий схему решения температуры торможения, последовательно соединенные кнопку включения обледенения, схему сравнения и блок потенциометрических датчиков, последовательно соединенные имитатор протиообледенительной системы, реле времени, интегратор и имитатор систем тренажера, причем выход схемы решения температуры торможения подключен ко второму входу блока потенциометрических датчиков, а вторые входы схемы сравнения и реле времени объединены и подключены к выходу блока потенциометрических датчиков, введены последовательно соединенные задатчик водности атмосферы и перемножитель, второй вход которого подключен к выходу блока потенциометрических датчиков, а выход ко второму входу интегратора.

На фиг. 1 представлена блок-схема имитатора обледенения ЛА, на фиг. 2 - график зависимости интенсивности обледенения ЛА от температуры торможения.

Имитатор содержит схему 1 решения температуры торможения последовательно соединенные кнопку 2 включения обледенения, 1 схему 3 сравнения и блок 4 потенциометрических датчиков, последовательно соединенные задатчик 5 водности атмосферы, перемножитель 6 интегратор 7 и имитатор 8 систем тренажера и последовательно соединенные имитатор 9 противообледенительной системы и реле 10 времени.

Выход схемы 1 решения температуры торможения соединен со вторым входом блока 4 потенциометрических датчиков, выход которого соединен со вторыми входами перемножителей 6 схем 3 сравнения и реле 10 времени, выход которого соединен со вторым входом интегратора 7.

В данном устройстве процесс образования льда на поверхности ЛА моделируется как B = [Af(Тт)]dt,, где В толщина льда на поверхности ЛА; А размерный коэффициент;
Tт температура торможения;
водность атмосферы.

Имитатор обледенения (фиг. 1) работает следующим образом.

Перед началом работы устройства на задатчике 5 устанавливается количество сконденсированной влаги в 1 м3 воздуха. Сигнал обледенения с кнопки 1 включения обледенения поступает на первый вход схемы 3 сравнения, на второй вход которой подается сигнал, пропорциональный температуре торможения, с выхода блока 4 потенциометрических датчиков. На выходе схемы 3 сравнения формируется сигнал при выполнении двух условий наличия сигнала включения обледенения и температуры торможения в диапазоне 0 20oС. С выхода схемы 3 сравнения сигнал поступает на первый вход блока 4 потенциометрических датчиков, второй вход которого подключен к схеме 1 решения температуры торможения. В блоке 4 моделируется функциональная зависимость, приведенная на фиг. 2. С выхода блока 4 напряжение, пропорциональное f(Tт (подается) на второй вход перемножителя 6, на первый вход которого с выхода задатчика 5 водности атмосферы поступает напряжение, пропорциональное параметру d. С выхода перемножителя 6 напряжение, пропорциональное произведению f(Тт),, поступает на первый вход интегратора 7. На выходе интегратора 7 снимается напряжение, пропорциональное толщине льда В на поверхности ЛА (коэффициент А учитывается постоянной времени интегрирования) и подается на входы имитаторов 8 систем тренажера, характеристики которых изменяются в зависимости от наличия льда на поверхностях ЛА.

При включении экипажем имитатора 9 противообледенительной системы на его выходе формируется сигнал стаивания льда. Этот сигнал поступает на первый вход реле 10 времени, на второй вход которого поступает сигнал, пропорциональный температуре торможения. В зависимости от этой температуры формируется время задержки стаивания льда, причем чем ниже температура, тем больше время задержки. С выхода реле времени задерживаемый сигнал стаивания поступает на второй вход интегратора 7. При этом сигнал обледенения отключается и происходит обнуление сигнала на выходе интегратора 7, чем имитируется сброс льда с поверхности ЛА.


Формула изобретения

Имитатор обледенения летательного аппарата, содержащий схему решения температуры торможения, последовательно соединенные кнопку включения обледенения, схему сравнения и блок потенциометрических датчиков, последовательно соединенные имитатор противообледенительной системы, реле времени, интегратор и имитатор систем тренажера, причем выход схемы решения температуры торможения подключен к второму входу блока потенциометрических датчиков, а вторые входы схемы сравнения и реле времени объединены и подключены к выходу блока потенциометрических датчиков, отличающийся тем, что, с целью повышения точности моделирования процесса обледенения поверхности летательного аппарата путем учета количества сконденсированной влаги в атмосфере, в него дополнительно введены последовательно соединенные задатчик водности атмосферы и перемножитель, второй вход которого подключен к выходу блока потенциометрических датчиков, а выход к второму входу интегратора.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системам управления транспортными средствами

Изобретение относится к области авиационных тренажеров и вычислительной техники и предназначено для обработки информации бортовых магнитных регистраторов с целью контроля действий экипажа и состояния систем тренажера или летательного аппарата, а также установления причин летных происшествий

Тренажер // 2037209
Изобретение относится к авиационной технике, в частности к проектированию тренажеров для обучения пилотов
Изобретение относится к авиации и предназначено для обучения и подготовки курсантов авиационных училищ и летчиков строевых частей, а также для переучивания летного состава на новую авиационную технику

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к авиационным тренажерам

Изобретение относится к машиностроению, а более конкретно к авиационному оборудованию для наземной отработки и испытаний динамики систем управления летательных аппаратов и может быть использовано в качестве тренажера для обучения и тренировки летного состава

Изобретение относится к авиационному тренажеростроению и может быть использовано при создании тренажеров и оценки их технического уровня

Изобретение относится к авиационной и космической медицине, предназначено для автоматизированной диагностики в полете гравитационных расстройств у летчика при воздействии пилотажных перегрузок

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к способам выполнения тренировочного полета в кабине экипажа летательного аппарата, и устройствам подготовки летных экипажей к полетам на авиационных тренажерах

Изобретение относится к области авиационного тренажеростроения, устройств вычислительной техники и предназначено для тренировки экипажей, решения задач научно-технических разработок

Изобретение относится к области автоматического регулирования, а конкретно к системам управления многостепенными динамическими стендами, содержащими в своем составе несколько следящих систем, каждая из которых управляет одним исполнительным механизмом, например исполнительными силовыми гидроцилиндрами, управляющими единой нагрузкой шестистепенного динамического стенда-тренажера авиационной техники, работающего в комплексе полунатурного моделирования условий полета при тренировках и обучении экипажей самолетов

Изобретение относится к области тренажеростроения и может быть использовано при создании тренажеров различных транспортных средств

Изобретение относится к авиационным тренажерам

Изобретение относится к комплексным испытательным устройствам

Изобретение относится к области авиационных тренажеров и вычислительной техники и предназначено для обработки полетной информации бортовых регистраторов с целью контроля выхода параметров полета за летно-эксплуатационные ограничения, контроля действий экипажа во время наземной тренировки или полета, установления причин летных происшествий, а также обработки параметрической информации дли контроля состояния систем тренажера или летательного аппарата (ЛА) и расчета выработки ресурса ЛА, исходя из реальной наработки и с учетом условий эксплуатации
Наверх