Способ контроля крутящего момента срабатывания предохранительной муфты приводного контура машины

 

Сущность изобретения: при контроле крутящего момента срабатывания предохранительной муфты измеряют углы поворота вала рабочего органа с конструктивно неравномерным сопротивлением, по которым определяют поправки на это сопротивление, а момент срабатывания муфты определяют с учетом крутящих моментов прокручивания одного из валов приводного контура машины при застопоренном вале муфты М1, а также при освобождении от стопорения Mx, с учетом передаточного отношения и КПД части контура между муфтой и валом прокручивания. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к силоизмерительной технике и может быть использовано для контроля момента срабатывания предохранительных муфт, работающих в составе приводных контуров машин.

Известен способ контроля крутящего момента срабатывания предохранительной муфты по длине сжатой пружины, воздействующей на диске (муфты) (см. Самоходный комбайн "Нива". Руководство по эксплуатации. Ростов-на-Дону, 1973, с. 114).

Однако этот способ неточен из-за того, что он является не прямым, а косвенным, так как о величине крутящего момента судят лишь по длине сжатой пружины.

Наиболее близким по технической сущности к изобретению является способ контроля момента срабатывания предохранительной муфты приводного контура машины, описанный в а.с. N 1571439 G 01 L 3/00, 14.06.90.

Суть этого способа заключается в том, что момент срабатывания муфты находят из выражения Mc=i(M1-Mx), где М1 и Mx крутящие моменты прокручивания одного из валов приводного контура машины, которые измеряют соответственно при застопоренном вале муфты, а также при освобождении от стопора; i передаточное отношение части приводного контура между муфтой и валом прокручивания контура; КПД этой части контура.

Однако при применении этого способа для контроля настройки предохранительных муфт у машин, имеющих рабочие органы с конструктивно неравномерным сопротивлением вращению, снижается точность контроля за счет того, что конструктивно неравномерное сопротивление прокручиванию этих органов сказывается на значениях М1 и Mx.

Целью изобретения является повышение точности контроля крутящего момента срабатывания предохранительных муфт для машины, имеющей рабочий орган с конструктивно неравномерным сопротивлением прокручиванию при холостом ходе.

Указанная цель достигается тем, что в способе контроля крутящего момента срабатывания предохранительной муфты приводного контура машины, заключающемся в том, что стопорят вал за проверяемой муфтой, а затем прокручивают предохранительную муфту через приводной контур машины с одного из ее валов, на котором измеряют момент прокручивания М1 при срабатывании муфты и по которому определяют момент Мс срабатывания муфты, для чего дополнительно определяют до или после вышеуказанного прокручивания при снятом стопоре с вала за проверяемой муфтой момент сопротивления Мх прокручиванию приводного контура с того же вала прокручивания, а момент срабатывания муфты находят с учетом i передаточного отношения части приводного контура между муфтой и валом прокручивания и h КПД этой части приводного контура, при контроле крутящего момента срабатывания муфты для машины, имеющей рабочий орган, вращающийся с конструктивно неравномерным сопротивлением прокручиванию, при холостом ходе измеряют углы поворота вала рабочего органа с конструктивно неравномерным сопротивлением, по которым определяют поправки DMк и Mп на конструктивно неравномерное сопротивление прокручиванию этого рабочего органа при определении соответственно М1 и Mx, приведенные к валу прокручивания, а момент срабатывания муфты находят из выражения Mc=i[(M1-Mк)-(Mx-Mп)] С целью уменьшения затрат времени на определение поправок Mк и Mп устанавливают на вал рабочего органа с конструктивно неравномерным сопротивлением диаграмму, вращающуюся совместно с этим валом, по которой определяют поправки Mк и Mп.

В качестве примера конкретного выполнения способа использована проверка настройки предохранительной муфты выгрузного шнека зерноуборочного комбайна "Нива".

У этого комбайна имеется рабочий орган с конструктивно неравномерным сопротивлением прокручиванию половонабиватель. Причина неравномерного сопротивления прокручиванию рабочего органа заключена в самой конструкции половонабивателя, поскольку так называемая "гребенка", ее расположение и крепление на валу создают это.

Сопротивление прокручиванию вала полононабивателя изменяется в зависимости от угла поворота этого вала, и оно может быть определено расчетнографическим путем или на основе массовых измерений.

Эпюра моментов прокручивания вала половонабивателя в зависимости от угла поворота вала показана на фиг.1.

На фиг.2 показана установка приспособления переходника на вал молотильного барабана зерноуборочного комбайна "Нива", через которое можно динамометрическим ключом прокручивать приводные контуры зерноуборочного комбайна при контроле настройки предохранительной муфты.

Переходник 1 выполнен в виде стакана, ко дну которого приварена втулка 2 с квадратным отверстием под головку динамометрического ключа 3. Переходник 1 крепится на вал 4 молотильного барабана болтов 5 и гайкой 6 (на валу молотильного барабана имеются технологические отверстия для прокручивания с левой по ходу комбайна стороны).

Контролируют настройку предохранительной муфты следующим образом.

Прокручивают с вала 4 молотильного барабана описанным выше приспособлением переходником 1 с динамометрическим ключом 3 и измеряют на динамометрическом ключе крутящий момент прокручивания Mx. Измеряют с помощью угломера угол поворота вала половонабивателя, и по этому значению угла по графику (фиг.1) (а можно и по таблице или специальной диаграмме) определяют поправку Mп на конструктивно неравномерное сопротивление прокручиванию вала половонабивателя.

Затем стопорят вал за проверяемой муфтой выгрузного шнека ломиком и вновь прокручивают приводные контуры комбайна с вала барабана динамометрическим ключом 3. При срабатывании муфты определяют крутящий момент сопротивления прокручиванию M1, а по графику (фиг.1) определяют поправку Mк по конструктивно неравномерное сопротивление половонабивателя, предварительно определив угол поворота вала половонабивателя.

По получаемым данным крутящий момент срабатывания предохранительной муфты находят из выражения: Mc=i[(M1-Mк)-(Mx-Mп)] Например, при испытании способа были получены следующие значения: Mx=97 нм; Mп=2 нм;; M1=210 нм; Mк=4 нм. Передаточное отношение приводного контура между предохранительной муфтой выгрузного шнека и валом прокручивания известно из технической характеристики комбайна, а КПД этой части контура из технической литературы. Произведение равно 1,45.

Подставим полученные значения в формулу, получим крутящий момент срабатывания предохранительной муфты.

Mc 1,45[(210 4) (97 2)] 161 нм.

С целью уменьшения затрат времени на определение поправок Mк и Mп на вал рабочего органа (половонабивателя) с конструктивно неравномерным сопротивлением устанавливают диаграмму, вращающуюся совместно с этим валом.

Диаграмма изготавливается в виде круга (фиг.3), например, из листа картона или плотной бумаги, который разбит метками 1 на угловые части удобно через 15o. У этих меток указываются 2 значения углов от 0 до 360o. Указываются также 3 значения сопротивлений прокручиванию (в Н.М. вала половонабивателя при различных углах поворота (через 15o) вала, приведенные к валу прокручивания (т. е. с учетом передаточного отношения и КПД контура от вала половонабивателя до вала прокручивания вала барабана).

Диаграмму прикрепляют на торец вала половонабивателя соосно с ним, с учетом положения колена этого вала по метке 4.

При определении крутящего момента срабатывания муфты определяют по диаграмме не углы поворота вала половонабивателя, а сразу же указанные при этих углах поправки Mк и Mп не считывая значения углов и не пользуясь графиком (фиг.1).

Формула изобретения

1. Способ контроля крутящего момента срабатывания предохранительной муфты приводного контура машины, заключающийся в том, что стопорят вал за проверяемой муфтой, а затем прокручивают предохранительную муфту через приводной контур машины с одного из ее валов, на котором измеряют момент прокручивания M1 при срабатывании муфты, по которому определяют момент Mс срабатывания муфты, для чего дополнительно определяют до или после вышеуказанного прокручивания при снятом стопоре с вала за проверяемой муфтой момент сопротивления Mx прокручиванию приводного контура с того же вала прокручивания, а момент срабатывания муфты находят с учетом i-го передаточного отношения части приводного контура между муфтой и валом прокручивания и - КПД этой части приводного контура, отличающийся тем, что при контроле крутящего момента срабатывания муфты для машины, имеющей рабочий орган, вращающийся с конструктивно неравномерным сопротивлением прокручиванию при холостом ходе, измеряют углы поворота вала рабочего органа с конструктивно неравномерным сопротивлением, по которым определяют поправки Mк и Mп, конструктивно неравномерное сопротивление прокручиванию этого рабочего органа, при определении соответственно M1 и Mx приведенные к валу прокручивания, а момент срабатывания муфты находят из выражения Mс= i[(M1-Mк)-(Mx-Mп)]. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что устанавливают на вал рабочего органа с конструктивно неравномерным сопротивлением диаграмму, вращающуюся совместно с этим валом, по которой определяют поправки Mк и Mп.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения параметров вращающихся валов, таких как напряжение, деформация, а также крутящих моментов и мощности на валах

Изобретение относится к области, охватывающей способы и устройства, предназначенные для измерения моментов, а также к области испытания деталей машин, а именно к определению момента трения скольжения /момента проскальзывания/ фрикционных муфт предельного момента, срабатывающих при определенном уровне нагрузки

Изобретение относится к силоизмерительной технике к устройству измерения момента на вращающемся валу, на котором устанавливаются два многополюсных магнита, закрепленные в двух смещенных по оси поперечных сечениях вала, включая неподвижное средство отсчета, чувствительное к прохождению магнитов, и которое подает сигнал, обработанный пропорционально моменту

Изобретение относится к испытательным стендам в машиностроении, в частности стендам для определения активных и реактивных моментов вращения подвижных звеньев машин, механизмов, например для измерения характеристик электродвигателей

Изобретение относится к испытаниям машин и механизмов (потребителей) и предназначено для определения необходимого для их работы крутящего момента (насосы, электрогенераторы, агрегаты ДВС, трансмиссии, лебедки и пр.)

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к технике измерения крутящего момента на упругих валах

Изобретение относится к способам определения тепловых потерь (КПД) машин и устройств, работающих с заданной нагрузкой, а также уровней их перегрева, нагрев которых протекает по законам однородного теплового тела

Изобретение относится к экспериментальной гидромеханике корабля и касается конструирования динамометров для буксировочных испытаний моделей судов и для самоходных их испытаний в жесткой запряжке

Изобретение относится к сельскохозяйственной технике и может быть использовано для регулирования, вручную или автоматически, режимами работы машинно-тракторного агрегата (МТА) в эксплуатационных условиях, а также при обучении и повышении квалификации трактористов

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения или регулирования крутящего момента в установках со значительными располагаемыми и потребляемыми мощностями, например, на морских судах для измерения крутящего момента на валах гребных винтов, на валах прокатных металлургических станов, на валах несущего ротора вертолета, на валу газоперекачивающего агрегата, на валу редуктора турбо-винтового авиационного двигателя и т.д
Изобретение относится к измерительной технике и предназначено для использования при определении полезной мощности на валу нагруженного на технологический аппарат коллекторного двигателя постоянного тока

Изобретение относится к измерительной технике и может бытъ использовано для графического контроля характера неравномерности распределения в течение периода вращения крутящего момента активных и тормозящего момента пассивных вращающихся объектов

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения и оценки наработки различных видов транспортных средств при работе в различных эксплуатационных условиях

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к области измерений кутящих моментов на тормозном валу, а также углов рассогласования вращающихся валов и может быть использовано в следящих приводах, а также для измерений мгновенных значений крутящих моментов в фиксированных положениях вращающегося вала

Изобретение относится к измерителям мощности двигателя и может быть использовано в двигателестроении
Наверх