Способ получения дорожных битумов и устройство для его осуществления

 

Использование: нефтехимия. Сущность изобретения: нефтяное сырье подают в реактор одновременно с подачей воздуха и подвергают воздействию ультрафиолетового излучения. Реактор представляет собой колонну с трубой, установленной внутри, содержит маточник с отверстиями для подачи сжатого воздуха в низ трубы и установленный в верхней части колонны источник ультрафиолетового излучения, подающий энергию излучения через световоды. 2 с. п. ф-лы. 1 ил. 1 табл.

Изобретение относится к области приготовления дорожных битумов и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности и в промышленности строительных материалов.

Широко известны способы изготовления дорожных битумов, основанные на термоокислении кислородом воздуха нефтяных остатков типа гудронов.

Аналогами способа окисления битумов и устройства для его осуществления являются способы получения битумов в аппаратах периодического и непрерывного действия, при этом наиболее эффективными являются пустотелые колонны с разделенными секциями реакции и сепарации прореагировавших фаз (Грудников И. Б. Производство нефтяных битумов М. Химия, 1983, с. 132).

Наиболее близким заявляемому изобретению является способ окисления нефтяного сырья (гудронов) во вспененном состоянии (Гун Г.Б. Нефтяные битумы. М. Химия, 1973, с. 245).

Известный окислительный реактор, выбранный в качестве прототипа заявляемого устройства, содержит для улучшения массообмена вмонтированную внутри основной колонны трубу, в нижнюю часть которой через отверстия маточника при помощи компрессора подается сжатый воздух. В результате диспергирования воздуха вспененное сырье поднимается вверх по внутренней трубе и, поступая в пространство между стенками реактора и трубы, движется вниз (Гун Р.Б. Нефтяные битумы. М. Химия, 1973, с. 245).

Большая эффективность окисления сырья в битум в пенном состоянии объясняется тем, что углеводороды в этом случае находятся в виде пленок, толщина которых измеряется в микронах. За счет этого поверхность контакта между воздухом и гудроном доходит до 1000 м3 на 1 м3 газожидкостной системы.

Недостаток известного способа и устройства заключается в том, что они не обеспечивают необходимых эксплуатационных свойств битумам и по этой причине асфальтобетонные покрытия на их основе не выдерживают межремонтных сроков эксплуатации. Низкое качество битумов объясняется длительностью пребывания сырья в зоне высоких температур (230 250oC), что приводит к интенсивному старению вяжущего уже на стадии его приготовления. Высокая температура процесса объясняется тем, что начало термоокисления углеводородов при этом способе возможно только при температуре не ниже 200 210oC, тогда как деструкция битума начинается при температуре 160oC, из чего следует, что использование для приготовления дорожных битумов только термоокисления не представляется оправданным.

Сущность изобретения заключается в том, что сырье подвергается избирательному воздействию воздушного потока, которое приводит к интенсивному перемешиванию компонентов за счет разности плотностей и интенсивному воздействию ультрафиолетового излучения, которое обеспечивает возможность начала окислительного процесса при более низкой температуре. Фотоокислительные реакции, вызванные источником ультрафиолетового излучения, обладают большой химической активностью и способствуют процессу окисления при более низкой температуре (160 170oC). Такай окислительный процесс способствует созданию большого числа кислородсодержащих функциональных групп, способных к адсорбциональному химическому взаимодействию с поверхностью минеральных материалов, улучшая адгезионные свойства вяжущего, придавая ему эластичность и погодоустойчивость, при этом снижая энергозатраты на окисление. Перечисленные параметры отражены в таблице.

Cущность изобретения заключается также в том, что устройство для осуществления предлагаемого способа, содержащее реактор-колонну с трубой, установленной внутри последней, маточник с отверстиями для подачи сжатого воздуха в низ трубы, отличающееся тем, что оно также дополнительно содержит установленное в верхней части колонны источник ультрафиолетового излучения, подающий энергию излучения через световод.

Заявляемый окислительный реактор схематически изображен на чертеже в разрезе.

Устройство включает вертикальный корпус-колонну 1, внутри которого вмонтирована труба 2. Сырье III загружается в реактор, затем в нижнюю часть колонны в области трубы через отверстия маточника 3 при помощи компрессора подается сжатый воздух I. В результате диспергирования воздуха I образуется пена II, которая поднимается вверх по вертикальной трубе 2, поступает в пространство между стенками корпуса 1 и трубы 2 и движется вниз. Таким образом осуществляется циркуляция жидкого вспененного продукта II в реакторе, выбранного в качестве прототипа. В нижней части корпуса реактора расположен патрубок с фланцем для слива готового битума IV.

Работает устройство следующим образом.

Для проникания ультрафиолетового излучения вглубь реактора в верхней части корпуса-колонны вырезается отверстие диаметром 30 см, в которое герметически вставляется кварцевая полая трубка 4 того же диаметра с подведенным к ней световодом 5, подсоединенным к источнику ультрафиолетового излучения 6, находящемуся на безопасном расстоянии от реактора во избежание случайного воспламенения. Конец кварцевой трубки со световодом должен быть выше уровня вспененного материала на 50 см.

Излучение от источника 6, проходя по световоду, через кварцевое стекло создает направленный поток ультрафиолетового излучения.

В лабораторных условиях процесс приготовления битума согласно заявляемому способу осуществлялся на экспериментальной установке, представляющей собой уменьшенную в 15 раз копию описанного выше окислительного реактора.

Через отверстие диаметром 20 мм, герметически заполненное кварцевым стеклом, подается излучение от источника ультрафиолетового излучения вглубь колонны.

Формула изобретения

1. Способ получения дорожных битумов, включающий закачку нефтяного сырья в реактор с одновременной подачей воздуха, отличающийся тем, что сырье в реакторе подвергают воздействию ультрафиолетового излучения.

2. Устройство для получения дорожных битумов, содержащее реактор-колонну с трубой, установленной внутри последней, маточник с отверстиями для подачи сжатого воздуха в низ трубы, отличающееся тем, что дополнительно содержит установленное в верхней части колонны источник ультрафиолетового излучения, подающий энергию излучения через световоды.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к строительству, в частности к способам приготовления асфальтобетонных смесей, используемых при возведении, реконструкции или ремонте транспортных сооружений с твердым покрытием автомагистралей, аэродромов, причалов, городских и проселочных дорог, проезжей и пешеходной частей улицы, тротуаров путепроводов, мостов, тоннелей, стояночных и складских площадок, площадей, а также конструкций полов, перекрытий и покрытий производственных и складских зданий, зернотоков и хранилищ сельхозпродукции, а также к способам получения жидких битумов, используемых в качестве праймеров при ремонте транспортных сооружений

Изобретение относится к процессам нефтепереработки, а именно производства окисленных битумов, используемых в дорожном строительстве

Изобретение относится к автоматическому управлению реакторными установками для окисления нефтяных остатков до битума различных марок

Изобретение относится к области нефтеперерабатывающей промышленности и может быть использовано для получения строительных битумов

Изобретение относится к производству нефтяных битумов и может найти применение в нефтеперерабатывающей промышленности при получении окисленного битума путем окисления нефтяных остатков при повышенной температуре кислородом воздуха

Изобретение относится к нефтепереработке, в частности к процессам получения битумов путем окисления кислородом воздуха остаточных продуктов прямой перегонки нефти и их смесей с асфальтами и экстрактами масляного производства

Изобретение относится к способу получения пека-связующего для электродных материалов

Изобретение относится к получению битумов окислением нефтяных остатков (гудронов, полугудронов и т.п.) и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности

Изобретение относится к области производства нефтяных битумов и может найти применение в нефтеперерабатывающей промышленности при получении окисленного битума путем окисления при повышенной температуре остаточных продуктов переработки нефти кислородом воздуха

Изобретение относится к способам получения окисленного битума и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности, дорожном строительстве и других отраслях народного хозяйства

Изобретение относится к способам получения битума и может найти применение в нефтеперерабатывающей промышленности, в частности при производстве дорожного битума

Изобретение относится к получению битума окислением нефтяных остатков (гудронов, полугудронов и т.п.) и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности
Наверх