Способ регенерации отработанного смазочного масла

 

Сущность изобретения: отработанное смазочное масло подвергают обработке аминоспиртом в количестве 0,1-2,0 об.% в расчете на исходное сырье, предварительно растворенном в изопропиловом спирте в объемном соотношении 1,0:0,5. Обработку проводят при перемешивании со скоростью не более 60 об/мин и нагревании до температуры 50oС. Затем проводят отстаивание и отделение образовавшегося осадка. Предпочтительно перед отстаиванием смесь отработанного масла с аминоспиртом подвергнуты обработке магнитным полем с магнитной индукцией 0,5-1,5 Т. 2 з.п. ф-лы, 3 табл.

Изобретение относится к регенерации масел и касается отработанных, но не выработавших запаса эксплуатационных свойств смазочных масел, их очистки от загрязнений и повторного применения и может быть использовано в автохозяйствах и автопредприятиях.

Известен способ очистки смазочных масел путем обработки их аминоспиртами в количестве 0,5-1,0 мас. исходного сырья, отстоя и обработки их отбеливающими землями с последующей фильтрацией (А.с. 522227, кл.G 01, 11/00, 1976).

Недостатком указанного способа с одной стороны является его технологическая сложность, заключающаяся в том, что на последней стадии после удаления загрязнений масло обрабатывается отбеливающими землями с последующей фильтрацией через плотные бумажные материалы. Указанный процесс трудоемок и для реализации требует громоздких конструкций, работающих под давлением. С другой стороны, в этом способе не учтены и не использованы факторы, повышающие эффективность коагуляции и снижающие продолжительность процесса очистки, например эффект привыкания. Кроме того, в механическом решении данного способа не оговаривается технологический и временной режимы всего процесса очистки.

В основу изобретения поставлена задача разработать способ регенерации отработанного масла, который позволил бы упростить и ускорить процесс, обеспечить глубокую очистку работавшего масла от продуктов старения, при этом максимально сохранить недоизрасходованные эксплуатационные свойства масла.

Эта задача решается тем, что в способе регенерации отработанного смазочного масла путем обработки аминоспиртом с последующим перемешиванием полученной смеси при нагревании, отстаиванием и удалением осадка, согласно изобретению аминоспирт используют в количестве 0,1-2,0 б% в расчете на исходное сырье и предварительно растворяют в изопропиловом спирте в объемном соотношении 1,0: 0,5 и перемешивание осуществляют со скоростью не более 60 об/мин при нагревании до температуры 50oC.

Для повышения эффективности способа за счет исключения эффекта привыкания используемое количество аминоспирта единовременно вводят в отработанное смазочное масло.

Для сокращения продолжительности очистки после перемешивания с коагулянтом масло обрабатывают электромагнитным полем 0,5-1,5 Т.

Введение в отработанное масло аминоспирта, растворенного в изопропиловом спирте, вызвано низкой его растворимостью в углеводородах (из смеси которых состоит минеральное масло). Предварительное растворение аминоспирта обеспечивает полную его растворимость в масле. Кроме того, изопропиловый спирт также является коагулянтом. Поэтому введение в отработанное масло смеси различных по своей природе коагулянтов весьма благоприятно влияет на процесс коагуляции, повышая ее эффективность, в частности, значительно увеличивая скорость коагуляции.

При исследовании влияния температурного режима в технологическом процессе очистки, установлено, что эффект коагуляции одинаков, как при добавлении коагулянта в нагретое до 50oС масло, так и в подогреваемое от комнатной температуры до 50oС масло. Указанная температура может поддерживаться в смеси масла с коагулянтом в течение не менее 1 ч, а затем процессы коагуляции и отстоя продолжаются при постепенном отстаивании смеси в течение не менее 5 ч. Необходимо, чтобы остывание проходило при температуре окружающего воздуха не ниже +10oC.

Способ осуществляется следующим образом.

Из поступившего на регенерацию отработанного масла отбирают пробу на химический анализ для определения: вязкости, содержания воды и мехпримесей, кислотного и щелочного чисел и водородного показателя, температуры вспышки, диспергирующе-стабилизирующей способности (ДСС) и общей загрязненностью масла продуктами сгорания масла. Изменение указанных параметров, с одной стороны, оценивает эксплуатационные свойства масла и степень его старения, с другой стороны, показатель загрязненности масла используется для выбора концентрации коагулянта и растворителя, достаточный для коагуляции дисперсной фазы данной масляной среды.

В масло, предварительно подогретое не ниже +20oС (в зимнее время) или не подогретое, но имеющее температуру не ниже +20oС (в летнее время), вливают расчетное количество коагулянта, растворенного в изопропиловом спирте, при постоянном перемешивании со скоростью 60 об/мин. При этом продолжают нагрев смеси до температуры +50oС. После чего перемешивание прекращается, и температура смеси поддерживается в пределах 505oC в течение не менее 1 ч.

Начавшаяся коагуляция дисперсной фазы продолжается при постепенном остывании нагретого масла до температуры окружающей среды. При этом происходит выпадение в осадок скоагулированных частиц дисперсной фазы (наступает так называемый период отстоя).

В процессе отстоя через 4-5 ч с момента введения в масляную дисперсную среду коагулянта контролируют с помощью специального прибора степень очистки масла.

В очищенном продукте при химическом анализе определяют первоначальные параметры. При достижении их значений, характерных для свежего масла, считают масло пригодным для повторном использования.

После перемешивания перед отстаиванием смесь отработанного масла с аминоспиртом можно подвергнуть обработке постоянным магнитным полем. Для этого смесь пропускают через трубопровод, расположенный между полюсами постоянного электромагнита, обеспечивающего магнитную индукцию 0,5-1,5 Т. При этом резко сокращается продолжительность коагуляции и отстоя при выходе годного 91-94% В предлагаемом способе установлен порог коагуляции для масел различного назначения с различной загрязненностью, который для аминоспирта в смеси с изопропиловым спиртом колеблется в пределах 0,1-2,0% от объема масла (табл. 1).

Очищенное масло по своим параметрам незначительно отличается от свежего, и оно обладает за счет сохранившихся недоизрасходованных присадок достаточным запасом эксплуатационных свойств.

Пример. Регенерировано 400 л отработанного моторного масла М-10-ДМ с помощью коагулянта триэтаноламина.

Вначале отобрана представительная проба в количестве 0,4 л для химического анализа и определены необходимые показатели, числовые значения которых представлены в табл. 2.

Результаты химического анализа до и после регенерации масла М-10ДМ.

По найденному значению загрязненности отработанного масла 450 см-1 была рассчитана концентрация коагулянта и растворителя.

В соответствии с табл.1 при полученной загрязненности регенерируемого масла М-10ДМ 450 см-1 концентрация коагулянта (для масел группы Д при загрязненности 400-500 см-1 0,8% + 1,2% 2,0 2 1,0% концентрация коагулянта должна быть равной 1% Следовательно, для 400 л масла М-10ДМ (группа Д), загрязненность которого равна 450 см-1; необходимо взять 4,0 л триэтаноламина и растворить его в 2,0 л изопропилового спирта (т.к. для растворения берется коагулянта и изопропилового спирта в соотношении 2:1).

В подогретом масле М-10ДМ объемом 400 л одновременно внесено 6,0 л смеси коагулянта с изопропиловым спиртом при постоянном перемешивании с частотой 60 об/мин и продолжением нагревания до температуры масла 50oC.

После достижения заданной температуры весь объем масла подвергли намагничиванию, пропуская его через трубку, расположенную между полюсами постоянного магнита.

После намагничивания масло остается в покое для осаждения скоагулированной дисперсной фазы.

Из очищенного масла отбирают представительную пробу для химического анализа.

Результаты химического масла после регенерации представлены в таблице 2. Снизились показатели загрязненности масла с 450 см-1 до 85, нерастворимый в бензине осадок с 2,05 до 0,03% кислотное число с 1,2 до 0,44 мг КОН/г; повысилось щелочное число с 5,2 до 66 мг КОН/г и водородный показатель (рН) с 7,4 до 8,7.

По данным анализа масло после регенерации очищено от продуктов загрязнения и пригодно к дальнейшему применению.

В табл. 3 приведены результаты влияния намагничивания на продолжительность очистки масла. Степень очистки во всех случаях одинакова.

Предлагаемый способ может быть использован для очистки от загрязнений и повторного использования масел в автоэксплуатационных предприятиях, которые имеют небольшой парк техники и могут самостоятельно осуществлять этот способ.

Формула изобретения

1. Способ регенерации отработанного смазочного масла путем обработки аминоспиртом с последующим перемешиванием полученной смеси при нагревании, отстаиванием и удалением осадка, отличающийся тем, что аминоспирт используют в количестве 0,1 2,0 об. в расчете на исходное сырье и предварительно растворяют в изопропиловом спирте в объемном соотношении 1,0 0,5 и перемешивание осуществляют со скоростью не более 60 мин-1 при нагревании до температуры 50oС.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что используемое количество аминоспирта единовременно вводят в отработанное смазочное масло.

3. Способ по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что перед отстаиванием смесь отработанного масла с аминоспиртом подвергают обработке постоянным магнитным полем с магнитной индукцией 0,5 1,5 Тл.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области химической технологии, а именно к способам и устройствам для обработки жидкостей, в частности использованных смазочных материалов, с целью получения полезных продуктов

Изобретение относится к очистке нефтяных масел марок И-5А (велосит), И-8А (вазелиновое), И-12A (ИС-12, веретенное 2), И20А (ИС-20, веретенное 3), И-25А (ИС-25), И-30А (ИС-30, машинное Л), И-40А (ИС-45, машинное С), И-50А (ИС-50, машинное СУ), И-70А (ИС-65), И-100 (ИС-100) из пульпы отработанной смазочно-охлаждающей жидкости (СОЖ) на операции резки технического камня (яшма, агат, халцедон, ситалл и т.п.), имеющего основой кремнезем

Изобретение относится к контактной очистке отработанных минеральных масел

Изобретение относится к машиностроению, в частности к регенерации отработанных масел

Изобретение относится к регенерации отработанных минеральных масел, в частности к очистке и регенерации моторного масла

Изобретение относится к регенерации отработанных масел и может использоваться в различных отраслях народного хозяйства

Изобретение относится к способам очистки нефтепродуктов и может быть использовано для очистки отработанных моторных масел от механических примесей

Изобретение относится к технологии экстракционной очистки отработанных индустриальных масел и может быть использовано в металлообрабатывающем производстве
Изобретение относится к машиностроению и, в частности, к регенерации отработанных масел

Изобретение относится к способам регенерации отработанного или свежего загрязненного в процессе транспортирования, хранения и использования смазочного масла и может использоваться на нефтебазах, станциях технического обслуживания автотракторной техники, автотранспортных и других предприятиях, использующих автотракторную технику

Изобретение относится к способу и установке для регенерации отработанных смазочных масел
Изобретение относится к адсорбционной технологии регенерации отработанных нефтяных масел и смазок, применяемых в вакуумных насосах, компрессорах и другом вакуумном оборудовании, в частности вакуумных масел типа ВМ-3, 4, 6, 12
Изобретение относится к регенерации отработанных минеральных, в частности трансформаторных, масел и может быть использовано на маслоочистительных и регенерационных установках в различных отраслях промышленности

Изобретение относится к разделению различных веществ в связи с обработкой углеводородных масел и, более конкретно, к способу и устройству фильтрации, дегазации, дегидратации и устранения продуктов старения в изоляционных и других нефтяных маслах

Изобретение относится к восстановлению свойств отработанных смазочных масел и может быть использовано на маслоочистительных и регенерационных установках

Изобретение относится к удалению загрязнений из сырых или переработанных минеральных нефтепродуктов и, в частности оно касается удаления загрязнений из использованных моторных масел
Наверх