Транспортное средство с электродинамическим подвесом

 

Использование: изобретение относится к области скоростного наземного транспорта на магнитном подвесе с использованием, в частности, электродинамического подвеса. Сущность изобретения: на экипаже 1 между сверхпроводящими катушками 2 и расположенным в верхней части экипажа салоном 6 размещены экранирующие диски 7. Под каждым диском 7 соосно расположен дополнительный экранирующий диск 8. Выступ 9 экипажа 1 с дополнительным экранирующим диском 8 размещен в выемке путевого полотна под контурами подвески 4. Экранирующий диск 7 соединен с возможностью вращения со вспомогательным приводом 10. Вал 11 экранирующего диска 7 соединен с валом 12 дополнительного экранирующего диска 8 посредством муфты 13. 1 ил.

Изобретение относится к области скоростного наземного транспорта на магнитном подвесе с использованием, в частности, электродинамического подвеса.

Известно транспортное средство с электродинамическим подвесом, содержащее размещенные на экипаже пары вертикальных и горизонтальных сверхпроводящих катушек, а также размещенную на путевом полотне напротив горизонтальных сверхпроводящих катушек пару горизонтальных контуров подвески и вертикальный контур направления и тяги, расположенный на центральном выступе путевого полотна между вертикальными сверхпроводящими катушками экипажа.

К недостаткам данного устройства можно отнести большое количество сверхпроводящих катушек на экипаже, что экономически нерационально, значительную силу электродинамического торможения, а также сильное магнитное поле в салоне экипажа, что недопустимо по требованиям безопасности пассажиров и магниточувствительного оборудования.

Известно транспортное средство с электродинамическим подвесом, содержащее размещенные на экипаже две пары горизонтальных сверхпроводящих катушек, а также электропроводящие пластины путевого полотна, имеющие горизонтальные и вертикальные участки, размещенные на выступе путевого полотна между сверхпроводящими катушками экипажа.

В данном устройстве уменьшена сила электродинамического торможения экипажа за счет системы "нулевого потока" сверхпроводящих катушек. Однако в известном транспортном средстве также необходимо большое число сверхпроводящих катушек. Кроме того, магнитное поле в салоне экипажа имеет недопустимо высокий уровень.

Наиболее близким по технической сущности предлагаемому изобретению является транспортное средство с электродинамическим подвесом, содержащее расположенные на путевом полотне горизонтально контура подвески и вертикально контура направления, а также взаимодействующие с данным короткозамкнутыми контурами, горизонтально размещенные на экипаже сверхпроводящие катушки, при этом между днищем салона экипажа и сверхпроводящими катушками установлены с возможностью вращения приводом экранирующие пластины.

В устройстве-прототипе на экипаже размещено малое количество сверхпроводящих катушек, что повышает экономичность и надежность транспортного средства. При этом обеспечивается низкий уровень магнитного поля в салоне экипажа, что гарантирует безопасность пассажиров и оборудования от этого неблагоприятного фактора.

Однако в известном транспортном средстве довольно большая сила электродинамического торможения, что приводит к значительным энергозатратам на движение экипажа. Это объясняется тем, что в системе "нормального потока" электродинамического подвеса существенная нормальная (перпендикулярная) компонента магнитного поля от сверхпроводящих катушек в зоне путевых контуров подвески. Взаимодействие индуцированного тока в поперечных направлению движения экипажа участках путевых контуров подвески с нормальной компонентой поля приводит к значительной силе торможения.

Целью изобретения является снижение энергозатрат на движение экипажа.

Поставленная цель достигается тем, что в известном транспортном средстве с электродинамическим подвесом, содержащем расположенные на полотне горизонтально ориентированные контура подвески и вертикально ориентированные контура направления, установленные на экипаже и взаимодействующие с упомянутыми контурами сверхпроводящие катушки, и установленный на закрепленном на днище экипажа, вертикально ориентированном валу между днищем экипажа и сверхпроводящими катушками с возможностью вращения экранирующий диск, путевое полотно выполнено с выемкой, расположенной под контурами подвески, а на валу установлен дополнительный экранирующий диск, расположенный под первым и размещенный в упомянутой выемке.

Уменьшение силы электродинамического торможения в данном транспортном средстве достигается за счет уменьшения нормальной компоненты магнитного поля, влияющей на силу торможения FD экипажа, и увеличения тангенциальной (горизонтальной) компоненты поля, влияющей на силу подвеса FL экипажа, в зоне путевых контуров подвески, что возникает при вращении дополнительного экранирующего диска. Фактически здесь реализуется принцип системы "нулевого потока", характеризующейся малой тормозной силой и высоким коэффициентом левитационного качества K=FL/FD. При этом, регулируя скорость вращения дополнительного экранирующего диска, можно обеспечить систему "нормального потока", характеризующейся большой силой подвеса FL, при неподвижном диске, систему "нулевого потока" при вращении диска с высокой скоростью, а также различный диапазон соотношений сил FL и FD при промежуточных скоростях вращения диска. В известных транспортных средствах с системой "нулевого потока", содержащих сверхпроводящие катушки, такое регулирование, особенно быстрое, практически невозможно из-за сложности изменения тока в катушках, связанных с потерями на переменном токе и возможностью перехода сверхпроводящих катушек в нормальное состояние.

На чертеже представлена схема транспортного средства с электродинамическим подвесом.

Транспортное средство с электродинамическим подвесом состоит из экипажа 1, в нижней части которого расположены ряды сверхпроводящих катушек 2, размещенных в криостатах и взаимодействующих с установленными на путевом полотне 3 электропроводящими контурами подвески 4 и комбинированными контурами тяги и направления 5. На экипаже 1 между сверхпроводящими катушками 2 и расположенным в верхней части экипажа салоном 6 размещены экранирующие диски 7. Каждый экранирующий диск 7 снабжен расположенным параллельно с ним на одной оси дополнительным экранирующим диском 8, установленным под сверхпроводящими катушками на выступе 9 экипажа 1. Выступ 9 экипажа с дополнительным экранирующим диском 8, расположенным под диском 7, размещен в выемке путевого полотна, расположенной под контурами подвески 4. Экранирующие диски 7 и 8 выполнены из электропроводящего диамагнитного материала, например, из меди, алюминия. Экранирующий диск 7 соединен с возможностью вращения со вспомогательным приводом 10 через установленный в центре перпендикулярно плоскости диска вал 11. Вспомогательный привод 10 может включать, например, электродвигатель или аэродинамический двигатель. Вал 11 экранирующего диска 7 соединен с валом 12 дополнительного экранирующего диска 8 посредством муфты 13. Между выступом 9 экипажа и сверхпроводящими катушками 2 имеется полость 14, в которой размещены на боковых выступах 15 путевого полотна 3 контура подвески 4. Комбинированные контура тяги и направления 5 путевого полотна выполнены в виде пары вертикально установленных петель, встречно соединенных между собой электропроводящими перемычками 16.

Транспортное средство с электродинамическим подвесом работает следующим образом.

При возбуждении сверхпроводящих катушек 2 током в салоне 6 экипажа 1 образуется магнитное поле. При помощи вспомогательного привода 10 через вал 11 экранирующие диски 7 приводятся во вращение. В этих экранирующих дисках наводятся вихревые токи, магнитное поле которых противоположно магнитному полю сверхпроводящих катушек 2. В результате взаимодействия магнитных полей происходит уменьшение магнитного поля в салоне экипажа. При этом можно выбрать скорость вращения 7 такой, чтобы магнитное поле в салоне экипажа не превышало допустимого значения.

При движении экипажа 1 под действием запитанных током комбинированных контуров тяги и направления 5, взаимодействующих с магнитным полем сверхпроводящих катушек 2, в путевых контурах подвески 4 индуцируются вихревые токи, которые совместно с магнитным полем катушек создают силу подвеса экипажа. Аналогично при боковом смещении экипажа в контурах 5 индуцируются токи, возвращающие экипаж в исходное положение.

При вращении дополнительного экранирующего диска 8, осуществляемого вспомогательным приводом 10 через муфту 13, в них наводятся вихревые токи, магнитное поле которых противоположно магнитному полю сверхпроводящих катушек 2. За счет этого происходит уменьшение нормальной компоненты магнитного поля в путевых контурах подвески, а значит и силы электродинамического торможения экипажа. Муфта 13 позволяет при неизменной скорости вращения экранирующего диска 7, регулируя зацепление валов 11 и 12, изменять скорость вращения дополнительного экранирующего диска 8. Так при расцепленной муфте, т.е. при неподвижном диске 8 имеет место "нормальный поток" системы электродинамического подвеса, характеризующийся большой силой подвеса. При полностью зацепленной муфте, т.е. при вращении диска 8 с высокой скоростью имеет место "нулевой поток" системы электродинамического подвеса, характеризующийся малой силой торможения, высоким коэффициентом левитационного качества, а значит и низкими энергозатратами на движение экипажа и повышенной жесткостью к вертикальным колебаниям экипажа. Вращение диска с промежуточными скоростями позволяет обеспечить оптимальное соотношение сил подвеса и торможения экипажа.

Выделяемое в экранирующих дисках тепло можно использовать для функционирования экипажа, например, для обогрева салона.

Таким образом, в предлагаемом транспортном средстве с электродинамическим подвесом обеспечиваются: низкие энергозатраты на движение экипажа за счет малой силы электродинамического торможения; экономичность конструкции за счет малого количества сверхпроводящих катушек на экипаже, обеспечивающей электродинамическую систему "нулевого потока"; возможность легкого регулирования электродинамического подвеса от системы "нормального потока" до системы "нулевого потока" и наоборот, что достигается регулировкой зацепления муфты; малый уровень магнитного поля в салоне экипажа; улучшенные демпфирующие характеристики экипажа за счет повышенной жесткости подвеса к вертикальным колебаниям.

Формула изобретения

Транспортное средство с электродинамическим подвесом, содержащее расположенные на путевом полотне горизонтально ориентированные контура подвески и вертикально ориентированные контура направления, установленные на экипаже и взаимодействующие с упомянутыми контурами сверхпроводящие катушки, отличающееся тем, что оно снабжено установленным на закрепленном на днище экипажа вертикально ориентированном валу между днищем экипажа и сверхпроводящими катушками с возможностью вращения экранирующим диском, а путевое полотно выполнено с выемкой, расположенной под контурами подвески, причем на валу установлен дополнительный экранирующий диск, расположенный под первым и размещенный в упомянутой выемке путевого полотна.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области наземного транспорта, а именно к устройствам для экранирования магнитного поля в салоне экипажа транспортного средства на магнитной подвеске

Изобретение относится к левитационным устройствам для транспортных средств, а именно к криостатам для сверхпроводящих магнитов, предназначенных для высокоскоростных транспортных средств на магнитной подушке

Изобретение относится к транспортной технике, а именно, к устройствам подвеса транспортных средств к путевому полотну за счет сил притяжения между электромагнитом и ферромагнитной шиной полотна

Изобретение относится к наземному транспорту на магнитном подвесе и может быть использовано для пригородного и межгородского сообщения

Изобретение относится к электротехнике, в частности к устройствам для магнитной левитации

Изобретение относится к области наземного скоростного транспорта

Изобретение относится к транспортным системам на магнитной подвеске и может быть использовано для построения многоуровневых транспортных систем

Изобретение относится к транспортным системам на магнитной подвеске и может быть использовано для построения многоуровневых транспортных систем

Изобретение относится к электрическому транспортному средству

Раскрыты способ и система для транспортировки с использованием магнитной опоры (100). В одном из аспектов изобретения устройство для перемещения груза содержит источник (104) магнитного потока и контроллер (225), выполненный с возможностью управления положением источника (104) магнитного потока относительно намагничиваемой конструкции (220). Источник (104) магнитного потока содержит первую верхнюю часть и первую нижнюю часть противоположных полярностей. Указанные первые части отстоят в горизонтальном направлении от первой стороны намагничиваемой конструкции (220). Источник магнитного потока также содержит вторую верхнюю часть и вторую нижнюю часть противоположных полярностей. Вторые части отстоят в горизонтальном направлении от второй стороны намагничиваемой конструкции. Указанная вторая сторона противоположна указанной первой стороне. Первая и вторая верхние части магнитно притянуты к верхней части намагничиваемой конструкции, а первая и вторая нижние части магнитно притянуты к нижней части намагничиваемой конструкции. Технический результат заключается в создании для транспортного средства опоры, обеспечивающей постоянно действующие подъемные силы для уменьшения трения при движении. 3 н. и 24 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к электротехнике. Технический результат состоит в левитации не только проводящего, но и непроводящего материала, а также в упрощении поддержания нормированного тепло-массообменного процесса путем осуществления не только нагрева подвергаемого левитации материала, но и его охлаждения путем погружения некоторого количества материала в магнитную жидкость, подвергающуюся воздействию переменного электромагнитного тока первой и второй катушек. Устройство содержит катушки для удержания материала в левитации с использованием изменяющегося электрического тока в катушках. Две катушки, первая и вторая, создают переменное электромагнитное поле. Труба из непроводящего материала расположена между катушками и некоторым количеством материала, используемого и удерживаемого в левитации между первой и второй катушками по мере перемещения вдоль центральной оси катушек внутри нее. Первая катушка расположена над второй катушкой, имеет меньшее число обмоток. Катушки соединены через один источник тока или каждая имеет отдельный источник тока. Труба расположена вертикально с открытым верхним отверстием и закрытым нижним отверстием и заполнена магнитной жидкостью. Первая катушка с меньшим числом обмоток расположена у входного отверстия. Левитирующий материал, удерживаемый между электромагнитными полями первой и второй катушек, смещается от открытого входного отверстия к закрытому выходному отверстию трубы под воздействием сил давления магнитной жидкости. 1 ил.

Изобретение относится к области магнитолевитационной транспортной технологии, а именно к конструкции устройства магнитной левитации и поперечной стабилизации. Устройство магнитной левитации и поперечной стабилизации транспортного средства содержит бортовые сверхпроводниковые обмотки левитации и боковой стабилизации, Т-образно расположенные горизонтальные и вертикальные короткозамкнутые электропроводящие контуры, установленные непрерывно вдоль активной путевой структуры так, что плоскость симметрии бортовой сверхпроводниковой обмотки левитации и боковой стабилизации находится в плоскости вертикального короткозамкнутого электропроводящего контура, причем горизонтальные и вертикальные короткозамкнутые электропроводящие контуры выполнены в виде развернутой обмотки беличьей клетки. В результате повышается устойчивость боковой стабилизации устройства магнитной левитации и увеличивается его подъемная сила. 2 ил.

Группа изобретений относится к магнитным подвесам для транспортных средств. Электромагнитное устройство содержит электрические обмотки, ориентированные друг относительно друга таким образом, что магнитные моменты соседних обмоток не коллинеарны. По меньшей мере, часть обмоток размещена в емкости с охлаждающей жидкостью, обеспечивающей сверхпроводимость обмоток. Магнитный подвес содержит, по меньшей мере, одно электромагнитное устройство. Транспортное средство, перемещающееся с использованием магнитной левитации относительно путепровода с ферромагнитной направляющей и проводящей поверхностью, имеет в своем составе магнитный подвес. Технический результат заключается в наиболее эффективном распределении магнитного поля. 3 н. и 5 з.п. ф-лы, 10 ил.
Наверх