Бескорпусная электрическая машина

 

Изобретение относится к электромашиностроению . Целью изобретения является улучшение охлаждения. При вращении ротора 1 вентиляторы создают зоны нагнетания 4 и разрежения 5. Сердечник статора 6 собран из пакетов 7 с радиальными каналами 9 между ними. Сердечник запрессован с помощью торцовых колец 10 с отверстиями 11 для прохода охлаждающего газа и аксиальных стяжек 12, имеющих П-образную форму. Изобретение обеспечивает малое аэродинамическое сопротивление что увеличивает КПД эл. машины и улучшает эффективность охлаждения: 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)э Н 02 К 9/08

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОбРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4761256/06 (22) 21,11.89 (46) 07.03.92. Бюл, N- 9 (71) Научно-исследовательский, проектноконструкторский и технологический институт Завода "Сибэлектротяжмаш" (72) Ю.В.Аргунов, Г.П,Возилкина, Н.С.Климов, К,Н.Масленников, М.С.Новосельцев и В.M. Ø ðóêoïàòîâ (53) 621.313.713(088.8) (56) Алексеев А.Е. Конструкция электрических машин. ГЭИ, М.-Л., 1958, с. 69, рис.

2-52.

Двигатели асинхронные серии АТД-4 мощностью 1250-8000 к Вт, ТУ 16528.339,87.

„„. Ж„„1718341 А1 (54) БЕСКОРПУСНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ

МАШИНА (57) Изобретение относится к электромашиностроению. Целью изобретения является улучшение охлаждения. При вращении ротора 1 вентиляторы создают эоны нагнетания 4 и разрежения 5. Сердечник статора 6 собран из пакетов 7 с радиальными каналами 9 между ними. Сердечник запрессован с помощью торцовых колец 10 с отверстиями

11 для прохода охлаждающего газа и аксиальных стяжек 12, имеющих П-образную форму. Изобретение обеспечивает малое аэродинамическое сопротивление что увеличивает КПД эл. машины и улучшает эффективность охлаждения. 2 MR.

1718341

10 сечение А — А на фиг.1 °

40

50

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к электрическим машинам с многоструйным газовым охлаждением и в первую очередь — к асинхронным электрическим машинам, выполняемым, как правило, с относительно небольшим радиальным зазором между ротором и статором.

Цель изобретения — улучшение охлаждения электрической машины.

На фиг.1 представлена бескорпусная электрическая машина с замкнутой системой охлаждения и нагнетательной вентиляцией, продольный разрез; на фиг.2—

Бескорпусная электрическая машина с многоструйным газовым охлаждением содер>кит ротор 1 с вентиляторами 2 на валу 3, статор 4, кожух 5 газонаправляющий с водяным газоохладителем 6 и щиты торцевые 20 газонаправляющие внутренние 7 и наружные 8. Шихтованный из штампованных листов или сегментов сердечник статора 4 собран из отдельных пакетов 9, между которыми путем установки дистанционных распорок 10 образованы радиальные вентиляционные каналы 11. В запрессованном состоянии сердечник статора 4 удерживается торцевыми кольцами 12 с отверстиями. 13 для прохода охлаждающего газа и аксиальными стяжками 14, имеющими П-образный профиль и связанными, например, электросваркой с торцевыми кольцами 12, пакетами 9 сердечника статора 4 и дистанционными распорками 10, При этом П-образные стяжки 14 установлены так, что своими торцами они с трех сторон охватывают отверстия 13 в торцевых кольцах 12, а боковыми сторонами уложены на наружную поверхность сердечника статора

4, образуя таким образом аксиальные вентиляционные каналы 15.

B радиальных вентиляционных каналах

11 дистанционные распорки 10 образуют секторы 16 и 17, причем секторы 16 через аксиальные вентиляционные каналы 15, отверстия t3 в торцевых кольцах 12 и решетки лобовых частей обмотки статора 18 соединены с зонами 19 у вентиляторов 2, а секторы 17 через водяной газоохладитель б, окна

20 в кожухе газонаправляющем 5 и пространства между торцевыми щитами газонаправляющими 7 и 8 соединены с зонами

21 у вентиляторов 2.

При работе бескорпусной электрической машины вентиляторы 2, вращаясь с ротором 1, создают в зонах 19 избыточное давление охлаждающего газа, откуда он (движение газа на фиг.1 и 2 показано стрелками), охлаждая торцевые части ротора 1 и статора 4, в том числе лобовые части обмотки статора 18, попадает через отверстия 13 в торцевых кольцах 12 в аксиальные вентиляционные каналы 15, а из них — в секторы

16 радиальных вентиляционных каналов 11.

Охлаждая пакеты 9 сердечника статора 4 и пазовые части обмотки статора 18, газ выходит в радиальный зазор между статором 4 и ротором I, где, растекаясь в тангенциальных направлениях, охлаждает сердечник и обмотку ротора 1. Из радиального зазорамежду ротором 1 и статором 4 охлаждающий газ попадает в секторы 17 радиальных вентиляционных каналов 11, охлаждает здесь пазовые части обмотки статора 18 и пакеты 9 сердечника статора 4 и с периферии сердечника статора 4 поступает в газоохладитель 6, а после него через окна 20 кожуха газонаправляющего 5 и пространства между торцевыми щитами газонаправляющими 7 и 8 — в эоны 21, которые в данном случае являются зонами разрежения.

Ширина П-образных стя>кек 14 равна пазовому делению статора 4 по наружной поверхности его сердечника (фиг.2). Она может быть и больше пазового деления. Необходимым условием является лишь образование в радиальных вентиляционных каналах 11 секторов 16 и 17 путем сопряжения боковых сторон П-образных стя>кек 14 с дистанционными распорками 10, причем эти распорки в радиальном направлении могут быть не только прямолинейными (фиг.2), но могут иметь и другую необходимую форму, В некоторых случаях, например,. при больших длинах ротора 1 и статора 4, для выравнивания перегревов по длине обмоток ротора и статора пакеты 9 сердечника статора 4 могут быть выполнены уменьшающимися по толщине от торцев к середине статора 4.

Бескорпусная электрическая машина легко может быть выполнена и с вытяжной вентиляцией. В этом случае охлаждающий газ движется в направлении, обратном показанному стрелками на фиг.1 и 2, а зоны избыточного давления и разрежения меняются местами.

Возможно применение бескорпусной электрической машины с многоструйным га-. зовым охлаждением с нагнетательной или вытяжной вентиляцией, по замкнутой системе с охлаждением циркулирующего в машине охпаждеющего газа в газовом охладителе,например, типа воздух — воздух; по разомкнутой системе без газоохладителя с забором охлаждающего газа (в данном случае воздуха) из окружающей среды и вы1718341

Формула изобретения

Фиг. 2

Составитель IO. Аргунов

Техред М.Моргентал Корректор С. Шевкун

Редактор О. Головач

Заказ 888 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-.издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 бросом его иэ машины в окружающую среду и т.д, Предлагаемая бескорпусная электрйческая машина обеспечивает высокую эффективность охлаждения статора и ротора 5 электрической машины, в первую очередь зубцовых зон сердечников статора и ротора и пазовых частей обмоток статора и ротора, за счет подачи к этим наиболее нагретым элементам машины охлаждающего газа по 10 множеству параллельных путей llo длине и окружности статора с небольшим его предварительным подогревом, малое аэродинамическое сопротивление на участках сердечника статора и радиального зазора 15 между статором и ротором, поскольку вентиляционный тракт здесь состоит из указанного множества параллельных путей, что позволяет использовать низконапорные вентиляторы, снижает потери на вентиляцию и 20 увеличивает КПД электрической машины.

Бескорпусная электрическая машина, содержащая газоохладители, ротор с размещенными с противоположных сторон лопаточными вентиляторами, статор с, шихтованным иэ листов сердечником, раз- . деленным дистанционнымИ распорками на пакеты, стянутые торцевыми кольцами и размещенными с внешней стороны сердечника, скрепленными с ним и с торцевыми кольцами аксиальными стяжками, расположенными равномерно по окружности, о т л ич а ю щ а я с я тем, что, с целью улучшения охлаждения, упомянутые стяжки выполнены П-образной формы, открытой частью обращены к сердечнику и торцам с образованием аксиальных каналов, а упомянутые каналы и пространство между стяжками соединены с зонами по разные стороны лопаток вентилятора.

Бескорпусная электрическая машина Бескорпусная электрическая машина Бескорпусная электрическая машина 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроеиию

Изобретение относится к электрическим машинам и направлено на улучшение их охлаждения

Изобретение относится к электротехнике и электромашиностроению и позволяет упростить конструкцию и обеспечить высокий уровень коэффициента полезного действия

Изобретение относится к области электротехники, а именно к роторам турбогенераторов с непосредственным газовым охлаждением обмотки возбуждения 1, проводники которой 1а, 1b, 1с, 1d расположены в пазах 2 поковки 3 ротора, закрытых пазовыми клиньями 4

Изобретение относится к генерации электрического тока системой магнитов и, в частности, касается генерации с помощью вращения непрерывного ряда магнитов через группу кольцеобразно размещенных катушек

Изобретение относится к способу и устройству для быстрого сброса давления в установке с, по меньшей мере, первой и второй частью корпуса, причем первая часть корпуса в нормальном состоянии содержит атмосферу водорода при повышенном давлении, которая отделена от внутреннего пространства второй части корпуса, причем при отказе водородного уплотнения избыточное давление водорода сбрасывают через линию быстрого спуска

Изобретение относится к области электротехники и энергомашиностроения и может быть использовано при производстве и эксплуатации турбогенераторов и иных нуждающихся в охлаждении электрических машин

Изобретение относится к области электротехники и энергомашиностроения и может быть использовано при производстве турбогенераторов и иных нуждающихся в охлаждении электрических машин

Изобретение относится к области электромашиностроения, а именно к устройствам охлаждения электрических машин

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, касается охлаждения статора электрической машины

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, в частности к крупным электрическим машинам, например, к турбогенераторам

Изобретение относится к области электротехники и энергомашиностроения и может быть использовано при производстве генераторов электрического тока и иных нуждающихся в охлаждении электрических машин
Наверх