Подшипник качения в защищенном исполнении

 

союз советских

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (л) F 16 С 33/66

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВЙДЕТЕЛЬСТВУ

1 (21) 4055680/63 (22) 14.04.86 (46) 30.01.93. Бюл, ¹ 4 (71) Всесоюзный научно — исследовательский проектно — конструкторский технологический институт механизации труда в черной металлургии и ремонтно -механических работ (72) Н.М,Потапов, Б.M.Êëèìêîâñêèé, . Б.А.Яхин, А.И.Пацер, И.Б;Свирский, Ю.Л.Урин и Ю,Л,Левин (56) Европатент ¹ 0009834, кл. F 16 С 33/76,, опубл. 1980. (54) ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ В ЗАЩИЩЕННОМ ИСПОЛНЕНИИ (57) Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к подшипникам качения для тяжелонагруженных валковых опор. Цел ью изобретения я вляется повышение эффективности и расширение области

С Я ф,, Я2, „1791637А1

2 применения за счет обеспечения циркуляции смазки, в том числе в консистентной, . при более широком диапазоне скоростей вращенйя. Подшипник содержит внутреннюю обойму 1, наружную обойму 2, расположенные между ними ролики 3, сепараторы 4 и 5 и торцовые защитные шайбы 6. На наружной и внутренней цилиндрических поверхностях сепараторов 4 и 5 выполнены выступы 7 и 8, расположенные по винтовым линиям одного направления.

На торцах сепараторов 4 и 5 могут быть выполнены ребра 9, наклоненные в сторону найравления винтовых лйний соответствующего сепаратора, При работе подшипника выступы 7 и 8 сепараторов 4 и 5 выполняют роль винтовых транспортеров смазки, обес печивая ее циркуляцию вокруг сепараторов.

: Ребра 9 усиливают эффект циркуляции, направляя смазку в радиальном направленйи.

4 з. и. ф-лы, 3 ил.

1791637

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к подшипникам качения для тяжелонагруженных валковых опор прокатных станов.

Известен подшипник качения в защищенном исполнении, содержащий внутреннюю" и йаружную обоймы, тела качения, сепаратор, Врцевые защитные шайбы и средства обесйечейия циркуляции смазки, образованные заостренными краями торце вых шайб из пористого материала.

В известном подшипнике обеспечивается циркуляция жидкой смазкйтолько при высоких угловых скоростях вращения (более 15000 об/мин), Цель изобретения — повьныение эффективности и расширение области применения за счет обеспечения циркуляции смазки, в том числе в консистентной, при более широком диапазоне скоростей вращения.

Для достижения этой цели в подшийнике качения в защищенном исполнении, со- держащем внутреннюю и наружную обоймы, тела качения, сепаратор, торцевые защитные шайбы и средства обеспечения циркуляции смазки, средства обеспечения циркуляции смазкй выполнены в виде раз- мещенных на наружной и внутренней цилиндрических поверхностях сепаратора выступов, расположенных flo винтовым ли ниям одного направления. Указайная цель достигается также тем, что по меньшей мере один из торцев сепаратора снабжен расположенными перпендикулярно плоскости этого торца ребрами, наклоненными в сторону направления винтовых линий выступов, тем, что подшипник выполнен многорядным, тем, что подшипник содержит несколько сепараторов, тем, что винто"вые линии на одноименных поверхностях — смежных сепараторов направлены противоположно.

На фиг, 1 изображен подшипник в продольном разрезе; на фиг. 2 — разрез А-Л на фиг, 1; на фиг, 3 — разрез Б — Б на фиг. 1;

Подшипник содержит внутреннюю 1, наружную обойму 2, расположенные между ними тела качения, выполненны в виде роликов 3, преимущественно установленных в . несколько рядов, и кольцевые сепараторы 4 и 5, охватывающие ролики 3. В наружной обойме 2 защемлены торцевые защитные шайбы 6, создающие замкнутую полость между обоймами 1 и 2. На наружной цилиндрической поверхности кольцевого сепаратора 4 выполнены винтовые выступы 7, а на внутренней поверхности — винтовые выступы 8, причем направление винтовых линий выступов 7 и 8 на каждом из сепараторов одинаково. В частности, на фиг. 1 сепаратор

4 изображен с правым направлением винтовых выступов 7 и 8. На торцевых поверхностях сепараторов 4 и 5 выполнены ребра 9, наклоненные в сторону направления винтовых линий выступов 7 и 8.

Подшипник работает следующим образом;

При неподвижной наружной обойме 2 и вйутренней обойме 1, вращающейся протйв часовой стрелки (если смотреть со стороны

10 положительной полуоси X c угловой скоростью в1, сепараторы 4 и 5 имеют угловую скорость в4 = 0,5 в1, совпадающую с Gi no

15 направлению. Относйтельные угловые скорости N42 и в41 сепаратора 4 относительно неподвижной наружной обоймы 2 и вращэв42 = в4 = 0,5 в1 и вщ = - 0,5 в7

При этом сепараторы 4 и 5 с выступами

7 и 8 выполняют,.по существу, роль винтовых транспортеров смазки, попавшей в кольцевые щели между наружной обоймой

2 и сепараторами 4 и 5 и между внутренней

30 обоймой 1 и сепараторами 4 и 5, причем в соответствии с оговоренным направлением вращения и указанными направлениями винтовых выступов 7 и 8 на сепараторах 4 и

5 смазка будет перемещаться от торцовых

35 эон подшипника к его середине по кольцевым щелям между наружной обоймой 2 и сепараторами 4 и 5, смазывая при этом ролики 3 и дорожки обойм. Накапливаясь в середине подшипника; поступающая туда

40 смазка выталкивается по направлению к внутренней обойме 1, а оттуда внутренними винтовыми выступами 8 перемещается по кольцевым щелям между внутренней обоймой 1 и сепараторами 4. и 5 к торцевым

45 зонам подшипника у защитных шайб 6. Направления перемещения смазки внутри подшипника при оговоренных условиях показаны на фиг. 1 стрелками. Направление циркуляции смазки меняется на противоположное как при изменении направления вращения, тэк и при иных направлениях винтовых выступов 7 и 8 на сепараторах 4 и

5. Исходя из этого, при выполнении одного общего сепаратора 4 либо раздельных (вплоть до отдельного на каждый ряд тел

55 качения) сепараторов 4 и 5, но с одинаковым направлением винтовых выступов 7 и 8 характер циркуляции смазки окажется иным: перемещение вдоль оси подющейся внутренней обоймы 1, соответст20 венно, близки по модулю и противоположны по направлению:

1791637.шипника отодногоеготорца к другому по кольцевой щели между сепараторами

4 и 5 и наружной обоймой 2 и в обратном направлении — rio кольцевой щели у внутренней обоймы 1. Сочетания направлений 5 винтовых выступов на сепараторах 4 и 5 могут назначаться в каждом конкретном случае, исходя из конкретных требований к подшипнику: условий размещения в подшипнике полостей со смазкой, удобством 10 замены смазки и т. д..

Эффект циркуляции смазки может быть усилен за счет выполнения ребер 9 на торцах сепараторов 4 и 5. При вращении сепа-. раторов 4 и 5 наклонные ребра 9, 15 взаимодействуя с частицами смазки, обес-. печивают перемещение смазки в радиальном направлении в соответствии с направлением циркуляции смазки, задаваемом винтовыми выступами 7 и 8. 20

Подшипник может быть выполнен так: же не только с массивным сепаратором, как показано на фиг. 1 — 3, но и с сепараторами других типов, например, стальными штампованными с закрепленными на них(прива- 25 ренными) ребрами — выступами.

Формула изобретения

1. Подшипник качения в защищенном исполнении, содержащий внутреннюю и на30 ружную обоймы, тела качения, сепаратор, торцевые защитные шайбы и средства обеспечения циркуляции смазки, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения эффективности и расширения области применения за счет обеспечения циркуляции смазки, в том числе и консистейтной, при более широком диапазоне скоростей вращения, средства обеспечения циркуляции смазки выполнены в виде размещенных на наружной и внутренней цилиндрических по- верхностях сепаратора выступов, расположеннцх по винтовйм линиям одного направления.

2. Подшипник по и. 1, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что по меньшей мере один из торцов сепаратора снабжен расположенными перпендикулярно плоскости этого торца ребрами, наклоненными в сторону направления винтовых линий выступов, 3. Подшипник no n. 1, o T n u s a e щ и йс я. тем, что он выполнен многорядным.

4. Подшипник поп,3,отл ич а ю щи йс я тем, что он содержит несколько сепара- торов, 5. Подшипник по и. 4, о т л и ч à юшийся тем, что винтовые линии выступов на одноименных поверхностях смежных сепараторов направлены противоположн6;

1791637

Составитель М.Стручков .

Техред М.Моргентал Корректор О.Кравцова

Редактор

Заказ 143 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Подшипник качения в защищенном исполнении Подшипник качения в защищенном исполнении Подшипник качения в защищенном исполнении Подшипник качения в защищенном исполнении 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в подшипниковых узлах вертикальных валов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в роликоподшипниках

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано в лодшипниковых узлах двигателей внутреннего сгорания и зубчатых редукторов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в подшипниковых узлах, функционирующих в среде рабочих продуктов с малой вязкостью

Изобретение относится к машиностроению, а именно к подшипникам качения, работающим с твердой смазкой

Изобретение относится к машиностроению, а именно к подшипникам качения сухого трения, предназначенным для работы на твердой смазке

Изобретение относится к способу и устройству для отведения жидкого смазочного материала из устройства подшипника для вращающегося вокруг оси 1 вала 2, причем устройство подшипника содержит снабжаемый смазочным материалом, опирающий вал 2 поддшипник 3, в частности подшипник скольжения, и по меньшей мере одно соседнее с ним уплотнительное устройство

Изобретение относится к устройствам подшипников, содержащим систему смазки, и может быть использовано в приборостроении

Изобретение относится к машиностроению, а именно к узлам с подшипниками качения с консистентной смазкой

Изобретение относится к области машиностроения и может быть применено в конструкциях опор

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к способу и устройству для удаления регулируемо подаваемого к подшипнику скольжения смазочного средства
Наверх