Способ повышения ресурса работы дорожной одежды

 

Изобретение относится к области строительства и эксплуатации автомобильных дорог. Способ повышения ресурса работы дорожной одежды заключается в обеспечении ее равномерного износа путем ориентации движения колес автомобиля по полосам наката и отличается тем, что полосы наката периодически смещают на межнакатные полосы путем изменения положения линии разметки, при этом ширину дорожной одежды увеличивают, как минимум, на ширину следа наиболее широкого колеса расчетного автомобиля. 2 ил.

Изобретение относится к строительству и эксплуатации автомобильных дорог и может быть примерно для обеспечения полного использования прочностного ресурса материалов дорожной одежды, ликвидации колееобразования, улучшения ровности и безопасности движения за счет равномерного износа по ширине.

Известен способ повышения ресурса дорожной одежды, заключающийся в обеспечении ее равномерного износа [1].

Известен также принятый за наиболее близкий аналог способ повышения ресурса работы дорожной одежды, заключающийся в обеспечении ее равномерного износа путем ориентации движения колес автомобиля по полосам наката [2].

К недостатку известных способов следует отнести сложность их реализации, требующую создания новых дородных машин и необходимость создания принципиально новых, более дорогих технологий строительства и ремонта автомобильных дорог.

Задачей изобретения является упрощение известного способа и удешевление его реализации при отсутствии необходимости применения новых машин и технологий.

Поставленная задача решается за счет того, что в способе повышения ресурса работы дорожной одежды, заключающемся в обеспечении ее равномерного износа путем ориентации движения колес автомобиля по полосам наката, полосы наката периодически смешивают на межнакатные полосы путем изменения положения линии разметки, при этом ширину дорожной одежды увеличивают, как минимум, на ширину следа наиболее широкого колеса расчетного автомобиля.

На фиг.1 схематично изображен поперечный профиль дорожной одежды двухполосной дороги сразу после окончания строительства, ремонта или реконструкции; на фиг. 2 - этот же профиль при изменении положения линий разметки.

На фиг. 1-2 приняты следующие обозначения: 1 - используемая для движения часть дорожной одежды, равная расчетной суммарной ширине полос движения; 2 - резервная часть, отделенная сплошной линией разметки 3 от используемой части 1; 4 - осевая линия разметки; 5 - положение заднего моста автомобиля при движении; 6 и 7 - обочины.

Способ осуществляют следующим образом.

При строительстве, ремонте или реконструкции дороги наносят осевую линию 4 со смещением от оси дороги в сторону обочины 6 (фиг.1). При этом образуется резервная полоса 2, которую отделяют от используемой части сплошной линией разметки 2. При этом образуются полосы движения, несимметричные относительно оси дороги, что определяет положение полос наката, по которым проходит максимальное число колес автомобилей.

Через расчетное время или после появления первых признаков существенного износа полос наката производят ликвидацию остатков существующих линий разметки, после чего наносят новые линии разметки со смещением в сторону обочины 7, размещая таким образом новые полосы наката на неизменной части дорожной одежды (фиг.2).

Резервная часть 2 может быть выполнена с таким расчетом, что перенос полос наката может производиться неоднократно. Так, например, если ширину резервной части 2 принять равной 1,2 м (расстояние в свету между следами задних колес расчетного грузового автомобиля), а шаг смещения - 0,4 м, то при 2 oC 3 - летней продолжительности службы полосы наката в отличном состоянии срок службы дорожной одежды в отличном состоянии составит 8 лет. При этом в течение длительного периода времени резервная часть 2 может служить в качестве безопасной полосы движения для одноосного транспорта, а также может быть использована в аварийных ситуациях и для провода негабаритных грузов. Таким образом, общая продолжительность службы дороги в данном примере в состоянии от отличного до удовлетворительного может составить 24 года без проведения существенных ремонтных мероприятий. Предложенный способ позволяет при достижении того же эффекта, что и у прототипа, использовать все достижения современных имеющихся технологий и машин для строительства, реконструкции и ремонта дорожных одежд, что существенно удешевляет и ускоряет решение задачи повышения долговечности дорог за счет их равномерного износа.

В частности, применение предложенного способа может быть кратчайшие сроки решить задачу о соответствии дорожной сети стран СНГ европейским нормам осевых нагрузок практически без увеличения мощности дорожных одежд.

Формула изобретения

Способ повышения ресурса работы дорожной одежды, заключающийся в обеспечении ее равномерного износа путем ориентации движения колес автомобиля по полосам наката, отличающийся тем, что полосы наката периодически смещают на межнакатные полосы путем изменения положения линии разметки, при этом ширину дорожной одежды увеличивают, как минимум, на ширину следа наиболее широкого колеса расчетного автомобиля.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2

QB4A Регистрация лицензионного договора на использование изобретения

Лицензиар(ы): Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Омский государственный технический университет"

Вид лицензии*: НИЛ

Лицензиат(ы): Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Тюменский государственный архитектурно-строительный университет"

Договор № РД0054610 зарегистрирован 17.09.2009

Извещение опубликовано: 27.10.2009        БИ: 30/2009

* ИЛ - исключительная лицензия        НИЛ - неисключительная лицензия

QB4A Государственная регистрация договора о распоряжении исключительным правом

Дата и номер государственной регистрации договора: 04.07.2011 № РД0083497

Вид договора: лицензионный

Лицо(а), предоставляющее(ие) право использования: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Омский государственный технический университет" (RU)

Лицо, которому предоставлено право использования: Государственное бюджетное учреждение Тюменской области "Управление автомобильных дорог" (RU)

Условия договора: НИЛ, на срок действия патента на территории РФ.

Дата публикации: 10.08.2011




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к строительству, а именно к способам обработки покрытия автомобильных дорог, аэродромов, площадок и тротуаров

Изобретение относится к наполнителям для путей движения транспорта, в частности, к порошкообразным наполнителям для битумсодержащих путей движения транспорта

Изобретение относится к области транспортного строительства: мостов, набережных, эстакад и автомобильных дорог, аэродромов, проложенных в непосредственной близости от больших водоемов (океанов, морей, заливов, озер) и водотоков (рек, каналов), и может быть использовано для защиты их покрытий от обледенения, а также сохранения их твердости в теплое время года

Изобретение относится к устройствам для удаления снега и льда с дорожных покрытий, а имено к снеготаялкам
Изобретение относится к способам изготовления мелкозернистых смесей с водоотталкивающими свойствами и может быть использовано для устройства слоев покрытий дорог из битумных смесей

Изобретение относится к области создания безопасных условий для движения транспортных средств по бетонной поверхности при снегопадах, наледях и туманах

Изобретение относится к области эксплуатации дорог в зимних условиях, а конкретно к способам создания шероховатости на снежно-ледяных поверхностях

Изобретение относится к коммунальному и дорожному хозяйству, а именно к устройствам для очистки дорог от снежно-ледяных образований

Изобретение относится к эксплуатации автомобильных дорог и может быть применено для обеспечения полного использования прочностного ресурса материалов дорожной одежды, ликвидации колееобразования, улучшения ровности и безопасности движения за счет равномерного износа по ширине

Изобретение относится к производству дорожно-строительных материалов, а именно к смесям из каменных материалов с противогололедной добавкой, обработанных органическими вяжущими веществами (битумом), и может быть применено для устройства покрытий с шероховатой поверхностью на автомобильных дорогах
Изобретение относится к дорожно-эксплуатационному производству, в частности к способам борьбы с зимней скользкостью, используемым для обеспечения безопасного движения автотранспорта на автодорогах и для борьбы с гололедом

Изобретение относится к области эксплуатации дорог в зимних условиях, а именно к способам повышения коэффициента трения снежно-ледяных поверхностей

Изобретение относится к дорожно-эксплуатационному производству, в частности к способам борьбы с гололедом на автодорогах, мостах, путепроводах, а также аэродромах

Изобретение относится к области строительства и эксплуатации аэродромов, автомобильных дорог и мостов и может быть использовано для защиты покрытий указанных инженерных сооружении от обледенения в холодное время года и от размягчения асфальтовых покрытий под действием высокой температуры и солнечной радиации в теплое время года
Наверх