Подводное техническое средство для добычи полезных ископаемых

 

Использование: судостроение, технические средства для морской добычи полезных ископаемых. Сущность изобретения: в подводном техническом средстве, содержащем полусферический корпус с шахтой для доступа с поверхности моря, добывающим оборудованием и системами жизнеобеспечения, оболочка выполнена из двух обшивок с набором и балластными цистернами и имеет горизонтальные платформы, на которых размещены системы и оборудование, а шахта выполнена выдвижной. Использование изобретения позволяет производить добычу полезных ископаемых в любое время года, в том числе и в ледовых условиях. 1 ил.

Изобретение относится к области подводного судостроения, для работы на мелководье арктического шельфа, особенно в устьях рек, проходящих через золотоносные районы, где имеются месторождения золота, платины, олова. Разработка таких месторождений крайне затруднена, поскольку возможно только с надводных судов в течение 1-2 месяцев в году в летнее время. Имеются предложения по использованию подводных технических средств для добычи руды и железомарганцевых конкреций со дна моря ("Покорение глубины" Л.: Судостроение, 1974 г. , с. 270-274). Эти технические средства предназначена для работы в автоматическом режиме, что существенно снижет надежность работы.

Известно принятое в количестве ближайшего аналога подводное техническое средство для добычи полезных ископаемых на дне моря, содержащее корпус в виде полусферической оболочки, в вершине которой расположена шахта для доступа внутрь оболочки с поверхности моря, а во внутренней полости размещено добывающее оборудование и системы жизнеобеспечения (PCT WO 92/13142, А1, СОМТЕ, 06.08.92, E 02 D 29/06).

Предложенное изобретение предназначено для добычи полезных ископаемых независимо от времени года и наличия обеспечивающих судов. Технический результат достигается тем, что в подводном техническом средстве с признаками, присущими ближайшему аналогу, оболочка выполнена с внутренней и наружной обшивками, между которыми размещены меридиональные и кольцевые ребра жесткости и балластные цистерны, при этом подводное техническое средство дополнительно снабжено энергетическими и движительными системами, причем добывающее оборудование и энергетические, движительные системы и системы жизнеобеспечения размещены на горизонтальных платформах во внутренней полости оболочки, а шахта выполнена выдвижной.

Конструкция предлагаемого технического средства изображена на чертеже.

Корпус подводного технического средства 1 выполнен в виде полусферической оболочки, установленной основанием на грунт. Вершина купона располагается ниже уровня воды на расстоянии 5-10 м. В зимнее время года возможно наползание льда на вершину купола. В связи с этим полусферическая оболочка рассчитана на давление льда и подкреплена меридиональными 2 и кольцевыми ребрами жесткости. По внутренней поверхности ребер установлена обшивка 4, рассчитанная на забортное давление, поскольку с нижней части оболочка открыта и давление воздуха в ней соответствует забортному давлению воды. Внутренняя полость 5 между обшивками служит для размещения балластных цистерн, обеспечивающих погружение подводного технического средства под воду и всплытия на поверхность. По основанию оболочки установлено кольцевое опорное ребро 6, ширина которого определена из условия прочности грунта при давлении на него оболочки.

В нижней части купола установлена горизонтальная платформа 7, на которой размещена драга 12 для подъема и промывания грунта. На этом же уровне размещена платформа атомной энергетической установки, отсеки систем движения.

В верхней части купола установлены платформы 8, которые служат для размещения жилья, систем управления, жизнеобеспечения. В центральной верхней части купола установлена выдвижная цилиндрическая шахта 9, служащая для выхода людей на лед или на поверхность воды в случае аварийной ситуации или для смены бригад. Смена экипажа может осуществляться с помощью подводной лодки 10 небольшого водоизмещения, установленной на комингс-площадке камеры присоса 11, снаружи корпуса.

Формула изобретения

Подводное техническое средство для добычи полезных ископаемых на дне моря, содержащее корпус в виде полусферической оболочки, в вершине которой расположена шахта для доступа внутрь оболочки с поверхности моря, а во внутренней полости размещено добывающее оборудование и системы жизнеобеспечения, отличающееся тем, что оболочка выполнена с внутренней и наружной обшивками, между которыми размещены меридиональные и кольцевые ребра жесткости и балластные цистерны, при этом подводное техническое средство дополнительно снабжено энергетическими и движительныи системами, причем добывающее оборудование и энергетические движительные системы и системы жизнеобеспечения размещены на горизонтальных платформах во внутренней полости оболочки, а шахта выполнена выдвижной.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к добычи полезных ископаемых со дна морей и океанов

Изобретение относится к горнодобывающей промышленности и может быть использовано при дражной разработке россыпей глубокого залегания

Изобретение относится к горному делу, в частности к добыче и извлечению благородных металлов из россыпей

Изобретение относится к горному делу и может быть использовано при подводной разработке несвязных материалов со дна водоема, предпочтительно металлосодержащих россыпей

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано для добычи твердых полезных ископаемых со дна океана

Изобретение относится к горной промышленности и предназначено для разведки и добычи полезных ископаемых с морского дна

Изобретение относится к подводному судостроению

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано для подводных многокорпусных судов ледоколов

Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам для проведения технических работ

Изобретение относится к области судостроения и касается вопросов создания подводных технических средств повышенной скрытности с увеличенной автономностью и дальностью плавления

Изобретение относится к судостроению, в частности, к строительству и эксплуатации грузовых судов, преимущественно в ледовых условиях
Наверх