Трехстепенный гироскоп

 

Гироскоп предназначен для использования в навигации. В гироскопе с шаровой опорой ротора установлен магнитоэлектрический двигатель торцевого типа. Двигатель одновременно выполняет функцию двигателя и функцию датчика момента, при этом диаметрально расположенные катушки половины статора двигателя соединяются параллельно-встречно, что обеспечивает уменьшение габаритов гироскопа. 3 ил.

Изобретение относится к области навигации, в частности к устройству гироскопа.

Известны конструкции двухстепенных гироскопов с магнитоэлектрическим двигателем [1]. Магнитоэлектрический двигатель используется в них только для создания собственного вращения ротора.

Наиболее близким техническим решением является трехстепенный гироскоп с шаровой опорой [2].

Недостатком этого гироскопа является наличие отдельных узлов двигателя и датчиков момента, что не позволяет создавать миниатюрные гироскопы в связи с тем, что в них нельзя разместить двигатель, датчики моментов и углов с приемлемыми параметрами.

Для устранения этого недостатка предлагается трехстепенный гироскоп с шаровой опорой и магнитоэлектрическим двигателем торцевого типа, в котором магнитоэлектрический двигатель одновременно выполняет роль датчика момента, при этом диаметрально расположенные катушки обесточенной половины статора магнитоэлектрического двигателя соединяются параллельно -встречно. Таким образом резко уменьшаются габариты гироскопа в связи с тем, что отсутствуют отдельные узлы датчиков момента со своими магнитами ротора и катушками статоров.

Конструкция предлагаемого гироскопа показана на фиг. 1.

Трехстепенный гироскоп содержит корпус 1, в цилиндрическую расточку которого запрессовываются крышки 2, имеющие обмотки статора 3 магнитоэлектрического двигателя и полусферическую выточку, являющуюся элементом (подшипником) газодинамической шаровой опоры. Крышки 2 крепятся между собой болтами 4. Между полусферическими выточками крышек 2 располагается шаровой шип 5 газодинамической опоры. Шаровой шип 5 жестко соединяется с маховиком 6 ротора, в цилиндрических расточках которого, расположенных по окружности, жестко укреплены постоянные магниты 7, имеющие намагниченность вдоль оси вращения ротора, при этом у соседних магнитов полярность противоположная.

В центральном отверстии шарового шипа 5, расположенном вдоль оси вращения, жестко закреплена трубка 8, в отверстии которой вклеен световод 9. Шип 5 с закрепленным на нем маховиком 6 с магнитами 7 является ротором гироскопа.

Трубка 8 одновременно выполняет роль ограничителя угла поворота ротора относительно крышек 2, поэтому наружные поверхности ее концов, входящих в центральное отверстие крышек 2, выполнены износостойкими. На внутренней поверхности одного из кожухов 10 напротив световода 9 жестко установлен светодиод 11, а на другом кожухе - фотодиод 12, которые совместно со световодом 9 являются элементами двухкоординатного датчика угла. Кожухи 10 вакуум-плотно соединяются с корпусом 1. Внутренний объем заполняется газом, который является смазкой газодинамической шаровой опоры. Питание на двигатель, датчик угла и вывод сигналов с него осуществляются через герметичные вводы 13. Катушки 3 совместно с крышками 2 сдвинуты друг относительно друга в окружном направлении на половину полюсного деления (центральный угол между магнитами 7). Датчиками момента служат магниты 7 и катушки 3 обесточенной в данный момент времени половины статора магнитоэлектрического двигателя, для чего блок управления двигателем (не входящий в состав гироскопа) переключает диаметрально расположенные катушки обесточенной половины статора параллельно-встречно. Схемы соединения катушек статора, работающего в режиме датчика момента, представлены на фиг. 2а, 2б, а временная токовая диаграмма - на фиг. 3.

Гироскоп работает следующим образом. При подаче напряжения попеременно на левую и правую половины 3 статора, соединенного по схеме фиг. 2а (программу переключения осуществляет специальный блок питания, не входящий в состав гироскопа), производится трогание ротора 5, 6. По мере увеличения частоты переключения половин 3 статора увеличивается скорость вращения ротора 5, 6. При достижении номинальной скорости вращения частота переключения половин 3 статора стабилизируется блоком питания.

Поскольку одновременно в качестве двигателя ротора работает только одна из половин 3 статора, то примерно половину периода другая его половина обесточена (см. фиг. 3). Блок питания в этот период времени переключает катушки 3 этой половины статора согласно фиг. 2б, образуя обмотки двухкоординатного датчика момента, в которые от усилителей обратной связи, не входящих в гироскоп, при необходимости подаются управляющие токи. Таким образом магнитоэлектрический двигатель одновременно выполняет функции двигателя гироскопа и датчика момента, при этом в последнем случае диаметрально расположенные катушки половины статора соединяются параллельно-встречно. Это связано с тем, что в режиме двигателя все магниты притягиваются к катушкам 3, создавая момент относительно оси вращения ротора, а в режиме датчика момента одни магниты притягиваются к катушкам 3, а диаметрально расположенные магниты должны отталкиваться от катушек 3, чтобы создать момент относительно осей, перпендикулярных оси вращения ротора.

Заявленное техническое решение дает возможность уменьшить габариты гироскопа, так как отпадает необходимость установки дополнительных магнитов и катушек собственно датчиков момента.

Таким образом заявленное техническое решение по сравнению с прототипом [2] за счет совмещения магнитоэлектрическим двигателем функции датчиков момента позволяет уменьшить габариты гироскопа и снизить его стоимость.

Литература 1. И. Ширер (I.Shearer). Оценка характеристик перспективного гироскопа при модуляции кинетического момента для точного определения азимута. Отчет фирмы "Ч.С.Дрейпер Лаборатори" США, январь-сентябрь 1981 г., Перевод СГ-708 ДСП, 1985 г, ЦНИИ "Дельфин".

2. Веннерхолм. Гироскоп со свободным ротором. " - Вопросы ракетной техники", N 7, 1967 г.

Формула изобретения

Трехстепенный гироскоп с шаровой опорой ротора и магнитоэлектрическим двигателем торцевого типа, отличающийся тем, что магнитоэлектрический двигатель одновременно выполняет функцию двигателя и функцию датчика момента, при этом в последнем случае диаметрально расположенные катушки половины статора магнитоэлектрического двигателя соединяются параллельно встречно.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

NF4A Восстановление действия патента

Дата, с которой действие патента восстановлено: 27.03.2012

Дата публикации: 27.03.2012




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области навигации, в частности к гироприборостроению

Изобретение относится к области гироскопических приборов, которые используются в качестве датчика угла пеленга на противотанковых вращающихся по крену управляемых ракетах

Изобретение относится к гироскопии и может быть использовано в системах инерциального управления движущимися объектами

Изобретение относится к области гироскопического приборостроения, в частности к гироинтеграторам линейных ускорений (ГИ), и может быть использовано для измерения линейной скорости и ускорения движущегося объекта в инерциальных навигационных системах (ИНС) как в установившемся режиме ГИ, так и в процессе разгона гиромотора (ГМ)

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано в системах стабилизации космических объектов

Изобретение относится к точному машиностроению, а именно к гидроскопии

Изобретение относится к точному машиностроению , а именно к гироскопии

Изобретение относится к точному машиностроению , а именно к системам запуска гироскопа

Изобретение относится к области ракетной техники, а именно к гироскопическим приборам малогабаритных вращающихся по крену управляемых ракет, используемых, например, в качестве датчика угла пеленга ракеты при движении по траектории

Изобретение относится к области точного приборостроения, а именно к гироприборостроению, и может быть использовано для создания прецизионных гироскопических навигационных систем

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано в системах навигации, автоматического управления и стабилизации подвижных объектов - самолетов, плавательных аппаратов, автомобилей

Изобретение относится к области ракетной техники, а более конкретно к гироскопическим приборам, используемым на вращающихся по крену управляемых ракетах, например, в качестве гирокоординаторов, которые предназначены для преобразования сигналов управления ракетой из системы координат, связанной с пусковой установкой, в систему координат, связанную с вращающейся по крену ракетой

Изобретение относится к области управляемых артиллерийских снарядов

Изобретение относится к области приборостроения

Изобретение относится к области гироскопических приборов, используемых в системах управления артиллерийских управляемых снарядов (АУС)

Изобретение относится к гироскопическим приборам с наружным кардановым подвесом, которые могут быть использованы в качестве датчиков углов курса, рыскания и тангажа на различных подвижных объектах как военного, так и гражданского назначения
Наверх