Способ изготовления железнодорожных бандажей из непрерывнолитых заготовок

 

Изобретение относится к термической обработке железнодорожных бандажей и может быть использовано при изготовлении изделий типа тел вращения из углеродистых сталей. Задачей изобретения является обеспечение более надежного удаления водорода из бандажей в процессе их изготовления. Способ включает нагрев заготовок под деформацию, прокатку бандажей, изотермическую их выдержку, термоупрочнение и отпуск. Новым является то, что в процессе нагрева заготовок под деформацию, после подогрева до температуры 950oC поверхностные слои заготовок подстуживают на 150-250oC, затем нагревают до температуры деформации, а после прокатки бандажей, их замедленного переохлаждения до температуры 300-450oC, последующей изотермической выдержки при температуре 550-650oC, осуществляют повторное переохлаждение бандажей до той же температуры перед их нагревом под термоупрочнением. 1 ил.

Изобретение относится к термической обработке проката.

Главной причиной образования флокенов в бандажах является повышенное содержание водорода и стали. Процесс удаления его из прокатанного металла состоит из двух стадий.

Выделение его из раствора, которое происходит тем интенсивнее, чем ниже температура металла (в пределах не ниже 300oC).

В процессе диффузии, которая протекает тем быстрее, чем выше температура металла.

В связи с этим весьма полезным является процесс переохлаждения металла до после деформации, обеспечив тем самым ускоренное выделение водорода из раствора его в - железе, а затем нагреть и выдержать при максимальной температуре, когда скорость диффузии его из металла будет наибольшей [1].

Известен способ изготовления изделий типа тел вращения, включающий подстуживание после прокатки, подогрев до температуры противофлокенной обработки, изотермическую выдержку и замедленное охлаждение, затем с продолжительным разрывом во времени (несколько суток) нагревают до температуры термоупрочнения с последующими закалкой и отпуском [2]. Этот тепловой разрыв между изотермической выдержкой и термическим упрочнением увеличивает вероятность образования флокенов в металле при повышенном содержании водорода в стали.

Наиболее близким аналогом по технической сущности и достигаемому результату к данному объекту является способ изготовления бандажей из непрерывнолитых заготовок, включающий предварительный подогрев заготовок до 950oC, нагрев до температуры деформации, прокатку бандажей, изотермическую выдержку, термоупрочнение и отпуск [3]. При этом после прокатки бандажи замедленно охлаждают в неотапливаемых колодцах, а затем на воздухе с последующим нагревом до температуры термоупрочнения 850oC, ускоренным охлаждением стопами в баке с водой, отпуском при температуре 650oC. В рассматриваемом способе температурный интервал наиболее интенсивного выделения водорода из металла 550 - 650oC по времени весьма незначителен и приходится на охлаждение в неотапливаемых колодцах. С другой стороны, флокены в бандажах образуются в основном при охлаждении их на воздухе ниже 300oC, что еще более ухудшает условия противофлокенной обработки проката.

Задачей настоящего изобретения является обеспечение условий для более надежного удаления водорода из бандажей в процессе их изготовления.

Эта задача решается тем, что в способе изготовления железнодорожных бандажей из непрерывнолитых заготовок, включающем предварительный подогрев заготовок до 950oC, нагрев до температуры деформации, прокатку, изотермическую выдержку, термоупрочнение и отпуск, согласно изобретению после предварительного подогрева осуществляют подстуживание поверхностных слоев заготовки на 150 - 250oC ниже температуры подогрева и с этой температуры ведут нагрев до температуры деформации, после прокатки изделие замедленно переохлаждают до 300 - 450oC и нагревают до 550 - 650oC с изотермической выдержкой, затем изделие переохлаждают до 300 - 450oC и с этой температуры нагревают до температуры термоупрочнения.

Изобретение поясняется чертежом, где представлены графики тепловых режимов заготовок и бандажей в процессе их изготовления по известному (сплошная линия) и новому (пунктирная линия) способам. На чертеже приняты обозначения: Для известного способа: 1 - подогрев заготовок в методической печи до 950oC, 2 - нагрев заготовок в камерной печи до температуры деформации; 3 - снижение температуры бандажей в процессе деформации и набора стоп; 4 - снижение температуры при замедленном охлаждении в неотапливаемых колодцах и на воздухе до температуры 20oC; 5 - нагрев бандажей под термоупрочнение; 6 - охлаждение бандажей при термоупрочнении; 7 - отпуск бандажей; для нового способа:
1 - подогрев заготовок в методической печи до 950oC;
2 - подстуживание поверхностных зон заготовок на 150 - 250oC;
3 - нагрев заготовок до температуры деформации 1250oC;
4 - снижение температуры бандажей в процессе деформации и набора стоп;
5 - переохлаждение стоп до температуры 300 - 450oC;
6 - подогрев бандажей до 550 - 650oC и изотермическая выдержка;
7 - повторное переохлаждение бандажей до 300 - 450oC;
8 - подогрев бандажей до температуры термоупрочнения 850oC;
9 - охлаждение бандажей в баке при термоупрочнении;
10 - отпуск бандажей.

Сущность способа заключается в следующем. Исходную непрерывнолитую заготовку подогревают в методической печи до температуры 950oC, после чего ее поверхностные слои подстуживают на 150 - 250oC. Затем заготовку нагревают до температуры деформации в камерной печи, а после прокатки бандажи замедленно переохлаждают до 300 - 450oC с последующим подогревом до температуры изотермической выдержки 550 - 650oC в колодцах, где и осуществляется изотермическая выдержка. Затем бандажи повторно переохлаждают до 300 - 450oC и с этой температуры нагревают их до температуры термоупрочнения, охлаждают в баке с водой и осуществляют отпуск.

Пример. При изготовлении железнодорожных бандажей диаметром 1060 мм непрерывнолитую заготовку диаметром 430 мм, массой 473 кг подогревали в методической печи до температуры 950oC в течение 3 часов. Затем ее поверхностные слои подстуживали с помощью вентиляторов при пересаде в камерную печь на 150 - 250oC с последующим нагревом до температуры деформации 1250oC. Заготовку осаживали на прессе усилием 3200 тс, осуществляли разгонку металла пуансонами, прошивали перемычку и прокатывали в черновой и чистовой клетях стана. После клеймения бандажи собирали в стопы по 20 штук, переохлаждали до температуры 300oC и с этой температуры подогревали до 620oC, при которой выдерживали в течение 3 часов в колодцевых печах. Затем стопы бандажей повторно переохлаждали до температуры 300oC, подогревали до температуры термоупрочнения 850oC, и термоупрочняли в баке с водой, имеющей температуру 35oC в течение 150 с. Последующий отпуск производили в колодцевых печах в течение 3 часов при температуре 580oC. Ультразвуковой контроль 100% изготовленных бандажей показал отсутствие флокенов.


Формула изобретения

Способ изготовления железнодорожных бандажей из непрерывнолитых заготовок, включающий предварительный подогрев заготовок до 950oC, нагрев до температуры деформации, прокатку, изотермическую выдержку, термоупрочнение и отпуск, отличающийся тем, что после предварительного подогрева осуществляют подстуживание поверхностных слоев заготовки на 150-250oC ниже температуры подогрева и с этой температуры ведут нагрев до температуры деформации, после прокатки изделие замедленно переохлаждают до 300-450oC и нагревают до 550-650oC с изотермической выдержкой, затем изделие переохлаждают до 300-450oC и с этой температуры нагревают до температуры термоупрочнения.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к черной металлургии, в частности к производству железнодорожных колес

Изобретение относится к машиностроению, в частности к оборудованию для изготовления цилиндрических заготовок типа бандажа

Изобретение относится к термической обработке изделий, в частности колес

Изобретение относится к термической обработке железнодорожных цельнокатаных колес
Изобретение относится к обработке металлов давлением, в частности, к колесопрокатному производству
Изобретение относится к высоконагружаемым дисковым колесам и колесным бандажам для самодвижущихся подвижных составов и вагонов из ковкой, катаной легированной стали в полностью улучшенном состоянии

Изобретение относится к оборудованию для термической обработки железнодорожных колес и может быть использовано в черной металлургии и машиностроении в линии обработки колес

Изобретение относится к области упрочнения деталей машин с помощью закалки плазменной струей и может быть применено для упрочнения колес подвижного железнодорожного состава

Изобретение относится к термической обработке прокатных изделий, в частности железнодорожных цельнокатаных колес

Изобретение относится к машинам термической обработки железнодорожных колес в вертикальном положении

Изобретение относится к термической обработке цельнокатаных колец и бандажей

Изобретение относится к металлургии и машиностроению, в частности к способам термической обработки стальных штамповано-катаных железнодорожных и крановых колес

Изобретение относится к металлургии, а именно к методам упрочнения стальных литых и цельнокатаных колес
Изобретение относится к металлургии, в частности к технологии изготовления цельнокатаных железнодорожных колес

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к полуавтоматическим линиям для плазменного поверхностного упрочнения бандажей и ободьев колес, и может быть использовано при проектировании и изготовлении оборудования для ремонтных предприятий железнодорожного транспорта, оборудованных станочным парком для механической обработки колес без демонтажа колесной пары
Изобретение относится к термической обработке черных металлов и может быть использовано при производстве колесных бандажей из углеродистой стали для подвижного состава трамвая

Изобретение относится к металлургии, в частности к технологии изготовления цельнокатаных железнодорожных колес

Изобретение относится к металлургии, в частности к технологии изготовления цельнокатаных железнодорожных колес

Изобретение относится к термической обработке проката и может быть использовано при производстве цельнокатаных железнодорожных колес

Изобретение относится к металлургии, а именно к термической обработке цельнокатаных железнодорожных колес
Наверх