Устройство реверсирования тяги турбореактивного двигателя со створками с задней шарнирной панелью

 

Устройство реверсирования тяги турбореактивного двигателя со створками с задней шарнирной панелью содержит поворотные створки, способные в закрытом положении в процессе функционирования устройства в режиме прямой тяги интегрироваться в наружную стенку канала потока газов позади вентилятора турбореактивного двигателя и поворачиваться под действием средства управления перемещения так, чтобы образовывать препятствия отклонению потока газов при функционировании устройства в режиме реверсирования тяги. Каждая створка содержит в своей задней по потоку части задний элемент, соединенный с ней шарнирно и оснащенный механическим средством связи с этой створкой, выполненным с возможностью перемещения заднего элемента из положения, соответствующего работе устройства в режиме прямой тяги, когда внутренняя поверхность заднего элемента образует наружную стенку канала так, что усилия, воздействующие на задний элемент со стороны потока, стремятся удержать эту створку в ее нераскрытом положении, в положение, соответствующее работе устройства в режиме реверсирования, когда задний элемент находится в убранном положении за пределами потока газов позади створки. Такое выполнение устройства реверсирования тяги повышает его надежность и безопасность. 7 з.п. ф-лы, 8 ил.

Изобретение касается устройства реверсирования тяги двухконтурного турбореактивного двигателя. Такой турбореактивный двигатель обычно оборудован каналом позади вентилятора, предназначенным для отвода вторичного так называемого холодного потока газов. Этот канал образован внутренней стенкой, которая охватывает конструкцию собственно турбореактивного двигателя позади упомянутого вентилятора, и наружной стенкой, передняя по потоку часть которой плавно переходит в кожух данного двигателя, который охватывает этот вентилятор.

Эта наружная стенка упомянутого канала может одновременно отводить или упорядочивать как вторичный поток, так и, в своей задней по потоку части, первичный или так называемый горячий поток в задней части канала его выброса, например, в случае использования мотогондолы со смешанными потоками, но в других случаях эта наружная стенка отводит и упорядочивает только вторичный поток, как это происходит при использовании мотогондолы с раздельными потоками.

Стенка может также формировать обтекатель внешних обводов двигателя, то есть внешних обводов кожуха, который охватывает вентилятор и внешние обводы наружной стенки описанной выше канала, с целью минимизации лобового сопротивления данной силовой установки. Так делают, в частности, в тех случаях, когда силовые установки размещаются снаружи летательного аппарата, особенно когда эти силовые установки подвешиваются под крыльями самолета или закрепляются в задней части его фюзеляжа.

Мы будет здесь называть внешним обтекателем конструкцию, образованную наружной стенкой мотогондолы.

На приведенной в приложении к данному описанию фиг.1 схематически представлен пример известной реализации устройства реверсирования тяги этого типа, примененного, как это показано на частичном схематическом перспективном виде фиг.2, на двухконтурном турбореактивном двигателе.

Такое устройство реверсирования тяги имеет в своем составе створки 7, образующие подвижную конструкцию 2 и формирующие в исходном неактивизированном состоянии, в процессе функционирования данного двигателя в режиме прямой тяги, часть внешнего обтекателя, и неподвижную конструкцию, реализующую этот внешний обтекатель по потоку перед упомянутыми створками передней частью 1, позади створок по потоку задней частью 3 и между створок 7 посредством силовых балок 18, которые связывают заднюю часть внешнего обтекателя 3 с его передней по потоку частью 4.

Упомянутые створки 7 размещены по окружности этого внешнего обтекателя и установлены с возможностью поворота в промежуточной зоне их боковых стенок на силовых балках 18, располагающихся по обе стороны от каждой из этих створок, причем упомянутые боковые стенки вместе со стенками, располагающимися спереди и сзади по потоку, образуют стенки, которые связывают между собой наружную часть 9 створок 7, формирующую часть наружной стенки мотогондолы, с внутренней частью 11 этих створок 7, которая образует часть наружной стенки упомянутого канала.

Передняя по потоку часть 1 неподвижной конструкции такого устройства реверсирования тяги содержит переднюю раму 6, которая служит опорой для средств управления перемещениями створок 7, представляющих собой, например, подъемники 8.

В активизированном или раскрытом положении упомянутые створки 7 поворачиваются таким образом, что часть этих створок, располагающихся по потоку позади осей вращения, в той или иной степени перекрывают упомянутый канал отвода газов вторичного контура, а передние по потоку части створок открывают проход во внешнем обтекателе таким образом, чтобы обеспечить возможность отвода наружу вторичного потока газов в радиальном направлении по отношению к оси этого канала. При этом передние по потоку части створок 7 выступают наружу по отношению к внешнему обтекателю так, чтобы обеспечить необходимые размеры упомянутого прохода, который должен быть способен пропустить вторичный поток без нарушения нормального функционирования данного турбореактивного двигателя.

Угол поворота створок устройства реверсирования тяги регулируется таким образом, чтобы обеспечить возможность прохода отклоняемого потока газов и исключить тем самым тягу, развиваемую этим потоком, и даже начать формирование противотяги или тяги, ориентированной в направлении полета, формируя составляющую потока, направленную вперед.

Створки 7 снабжены также в их передней по потоку части носком 13, выступающим в направлении вперед в том случае, когда створки 7 развернуты, по отношению к внутренней поверхности этих створок таким образом, чтобы отклонять поток газов в направлении вперед и завершать формирование составляющей, образующей противотягу.

Известные примеры реализации подобного устройства реверсирования тяги двухконтурного турбореактивного двигателя описаны, например, в патентах Франции FR 1481538 или FR-A-2030034.

Существуют также устройства реверсирования тяги типа, описанного в патенте США US 3605411. Устройства этого типа позволяют иметь выступающий в направлении вперед носок створок в том случае, когда эти створки находятся в развернутом положении, обеспечивая при этом непрерывность или сплошность наружной стенки канала отвода вторичного потока в том случае, когда упомянутые створки не развернуты, то есть находятся в сложенном положении.

Из патента Франции FR-A-2618853 известно также устройство реверсирования тяги, в котором носок створки убирается при работе данного устройства в режиме прямой тяги таким образом, чтобы оптимизировать характеристики данного двигателя.

В некоторых случаях применения, как это показано на фиг.1, носки 13 поворотных створок выступают по отношению к внутренней поверхности 11 этих створок 7 даже в том случая, когда устройство работает в режиме прямой тяги, но не входит в полость упомянутого канала отвода вторичного потока, который в показанном на фиг.1 случае оснащен полостями 16, немного ухудшающими характеристиками данного двигателя, но делающими конструкцию соответствующего устройства реверсирования тяги турбореактивного двигателя предельно простой.

Разумное сочетание носков и отклоняющих кромок также позволяет оптимизировать направление выбрасывания потока газов, как об этом сказано во французском патенте FR-A-2680547.

И наконец, управление перемещением створок из одного положения в другое при помощи подъемника того или иного типа известно само по себе, однако мы здесь отметим одно весьма простое техническое решение, в соответствии с которым каждую створку приводит в движение один подъемник, прикрепленный в своей передней по потоку части к передней по потоку неподвижной конструкции внешнего обтекателя, а в своей задней части прикрепленный к створке в точке, располагающейся в ее передней по потоку части, как это описано, например, в патенте Франции FR-1482538.

Кратко описанный выше тип устройства реверсирования тяги двухконтурного турбореактивного двигателя имеет существенный недостаток, который заключается в том, что из соображений, накладываемых условиями обеспечения необходимых аэродинамических размеров прохода для отклоняемого газового потока в отверстиях, открываемых передними по потоку частями этих створок, давление газов в упомянутом канале воздействует на эти створки таким образом, что образуется тенденция к их раскрытию, то есть положению, соответствующему режиму реверсирования тяги. Действительно, полное поперечное сечение этих проходов для газового потока должно превышать поперечное сечение упомянутого канала в некоторой плоскости, располагающейся по потоку перед отклоняемыми створками, по причине потерь давления, порождаемых отклонением потока газов, в том случае, когда поперечное сечение канала утечки (то есть поперечное сечение задней по потоку части упомянутого канала, не перекрытой задней по потоку частью створок) минимизировано таким образом, чтобы обеспечить надлежащую противотягу.

Упомянутый недостаток существующих устройств реверсирования тяги проявляется в двух следующих аспектах: то обстоятельство, что створки имеют тенденцию к самопроизвольному открытию, представляет собой существенный недостаток с точки зрения безопасности. Створки, воздействие давления на которые будет способствовать их удержанию в закрытом (не развернутом) положении, сделали бы устройство реверсирования тяги более надежным. То же самое можно сказать и про створки, воздействие давления на которые будет способствовать их закрытию в том случае, когда эти створки находятся в полураскрытом положении и тяга еще не реверсируется, даже если она частично потеряна (ниже мы еще вернемся к этому последнему случаю); воздействие давления газового потока на створки в некоторых известных конструкциях устройств реверсирования тяги таково, что в некоторых случаях, с учетом размерных параметров данного устройства, очень большие усилия передаются через подъемники на точки их крепления к передней по потоку части неподвижной конструкции этого устройства и к створкам. В результате приходится увеличивать массу конструкции, системы управления перемещениями и блокировки створок, а также самих створок.

Известно также устройство реверсирования тяги двухконтурного турбореактивного двигателя, являющееся ближайшим к предложенному содержащего поворотные створки, способные в закрытом положении в процессе функционирования устройства в режиме прямой тяги интегрироваться в наружную стенку канала потока газов позади вентилятора данного турбореактивного двигателя и поворачиваться под действием средства управления перемещениями таким образом, чтобы препятствовать отклонению потока при функционировании данного устройства в режиме реверсирования тяги, причем каждая створка имеет наружную и внутреннюю часть и содержит в своей задней по потоку части задний элемент (внутреннюю створку), шарнирно соединенный с этой створкой, причем, внутренняя поверхность заднего элемента образует при работе данного устройства в режиме прямой тяги наружную стенку канала движения потока газов таким образом, что усилия, воздействующие на задний элемент со стороны потока, стремятся удержать эту створку в ее нераскрытом положении. (См. RU 2044912 C1, МПК6. F 02 K 1/70, 27.09.95).

Недостатком известного устройства является недостаточная его надежность и безопасность.

Задачи данного изобретения состоит в том, чтобы предложить средство, которое позволяет повысить надежность и безопасность и/или уменьшить массу устройства реверсирования тяги этого типа или усовершенствовать характеристики этого устройства в режиме реверсирования тяги.

Поставленная задача достигается в соответствии с предлагаемым изобретением при помощи устройства реверсирования тяги с поворотными створками упомянутого выше типа, содержащего поворотные створки, способные в закрытом положении в процессе функционирования устройства в режиме прямой тяги интегрироваться в наружную стенку канала потока газов позади вентилятора данного турбореактивного двигателя и поворачиваться под действием средства управления перемещения таким образом, чтобы образовать препятствия отклонению потока газов при функционировании данного устройства в режиме реверсирования тяги, причем каждая створка имеет наружную часть, образующую в режиме прямой тяги внешнюю поверхность мотогондолы, и внутреннюю часть, при этом внутренняя часть створок образует стенку канала потока газа, при этом каждая створка содержит в своей задней по потоку части задний элемент, соединенный с ней шарнирно и оснащенный механическим средством связи с той створкой, выполненным с возможностью перемещения заднего элемента из положения, соответствующего работе устройства в режиме прямой тяги, когда внутренняя поверхность заднего элемента образует наружную стенку канала движения потока газов таким образом, что усилия, воздействующие на задний элемент со стороны потока, стремятся удержать эту створку в ее нераскрытом положении, в положение, соответствующее работе устройства в режиме реверсирования, когда задний элемент находится в убранном положении за пределами потока газов позади створки. Механическое средство связи образовано по меньшей мере одним рычагом, связывающим шарнир головки штока подъемника управления перемещением створки и точку крепления на задней панели, причем рычаг проходит через отверстие в задней конструкции створки, снабженное уплотнительной прокладкой.

Механическое средство связи может быть образовано силовым подъемником или упругой системой типа спиральной пружины, удерживающей задний элемент в согласованном положении. Задний по потоку конец заднего элемента в положении функционирования устройства в режиме реверсирования тяги входит в механический контакт со стенкой внешнего обтекателя данного турбореактивного двигателя.

Задний по потоку конец заднего элемента также связан с передней по потоку кромкой задней неподвижной конструкции устройства реверсирования тяги при помощи по меньшей мере одного рычага, переводящего задний элемент в убранное положение при функционировании устройства в режиме реверсирования тяги. В положении функционирования устройства в режиме прямой тяги задняя по потоку кромка заднего элемента образует конец мотогондолы в условиях отсутствия задней по потоку неподвижной конструкции устройства реверсирования тяги.

Другие характеристики и преимущества предлагаемого изобретения будут лучше поняты из приведенного ниже описания примера практической реализации этого изобретения, где даются ссылки на приведенные в приложении фигуры, среди которых фиг. 1 изображает половинный схематический вид в продольном разрезе по плоскости, проходящей через ось вращения турбореактивного двигателя, устройства реверсирования тяги с поворотными створками в их закрытом положении известного типа, фиг.2 - схематический перспективный вид устройства реверсирования тяги упомянутого выше типа, показанного на фиг.1, в положении с закрытыми створками, фиг.3 - схематический вид, аналогичный виду, показанному на фиг.1, устройства реверсирования тяги с поворотными створками в положении работы в режиме прямой тяги в соответствии с одним из вариантов реализации предлагаемого изобретения, фиг.4 - то же, что и на фиг.3, в положении работы в режиме реверсирования тяги, фиг.5 - схематический вид, аналогичный виду, показанному на фиг.3, устройства реверсирования тяги с поворотными створками в положении работы в режиме прямой тяги в соответствии с еще одним вариантом реализации предлагаемого изобретения, фиг.6 - то же, что и на фиг. 5 в положении работы в режиме реверсирования тяги, фиг.7 - схематический перспективный вид рычага привода заднего элемента створки и соответствующего уплотнения в положении работы в режиме прямой тяги, фиг.8 - то же, что и на фиг.7, но в положении работы в режиме реверсирования тяги.

В соответствии с вариантом реализации данного изобретения, схематически представленным на фиг.3 и 4, устройство реверсирования тяги, способное осуществить на соответствующих фазах полета самолета реверсирование потока газов обслуживаемого турбореактивного двигателя, содержит известные и описанные выше основные части, представленные в известном примере реализации такого устройства со ссылками на фиг.1 и 2. В частности, показанное схематически на фиг. 3 и 4 устройство реверсирования тяги содержит переднюю по потоку неподвижную конструкцию 1, поворотные створки 7, имеющие наружную часть 9, внутреннюю часть 11, носок 13, и соединенные с приводным подъемником управления их перемещением 8, и заднюю по потоку часть 3.

В отличие от известного и в соответствии с предлагаемым изобретением внутренняя часть 11 створки 7 в заднем по потоку направлении продолжена задним элементом 21, шарнирно присоединенным своим передним по потоку концом к створке 7 при помощи поворотной оси 22. Упомянутый задний элемент 21 образован панелью, внутренняя поверхность 23 которой располагается в режиме прямой тяги на продолжении соответственно внутренних поверхностей внутренней части 11 створки 7 и задней по потоку части 3 данного устройства реверсирования тяги.

Уплотнительные прокладки 24 размещены на концах задней панели 21 и могут быть смонтированы либо на самой панели 21, либо на створке 7 и на задней по потоку части 3 неподвижной конструкции данного устройства. Таким образом, упомянутая панель 21 позади створки 7 образует часть наружной стенки кольцевого канала 15. Ось вращения 22 может быть связана с шарниром 25, расположенным на геометрической оси створки 7.

В предпочтительном варианте реализации можно также использовать две поворотные оси, расположенные по обе стороны от средней оси данной створки 7. В примере реализации устройства реверсирования тяги в соответствии с данным изобретением, представленным схематически на фиг.3 и 4, шарнир 25 связан с внутренней частью 11 створки 7, однако место расположения этого шарнира 25 может находиться в некоторой зоне, заключенной между внутренней частью 11 и наружной частью 9 задней части конструкции створки 7.

Для того, чтобы перейти от конфигурации, соответствующей работе данного устройства в режиме прямой тяги и схематически представленной на фиг.3, к конфигурации, соответствующей работе этого устройства в режиме реверсирования тяги и схематически представленной на фиг.4, створка 7, шарнирно закрепленная на оси вращения 20, приводится в движение при помощи некоторого механического средства типа рычага 26 в примере реализации, показанном на фиг.3 и 4, причем задняя панель 21 поворачивается при этом вокруг оси вращения 22 и шарнира 25.

Площадь и геометрическая форма упомянутой задней панели 21 определяются таким образом, чтобы в сочетании с задней по потоку зоной внутренней части 11 створки 7 совокупность упомянутой створки и задней панели под действием потока газов в кольцевом канале 15 при работе данного устройства в режиме прямой тяги находилась в положении равновесия или принудительного закрытия, устраняя тем самым всякую опасность несанкционированного раскрытия створок.

Упомянутый приводной рычаг 26 связан с концом 27 штока подъемника 8 управления перемещением створки 7 при помощи поворотной оси 28. Этот рычаг 26 проходит сквозь заднюю часть конструкции створки 7 через отверстие 29. Этот рычаг 26 приводит в движение заднюю панель 21 посредством точки зацепления 30. Поворот задней панели 21 вокруг ее оси 22 для перехода из положения работы в режиме прямой тяги, схематически представленного на фиг.3, к положению работы данного устройства в режиме реверсирования тяги, схематически представленному на фиг.4, обеспечивается при помощи разности, созданной между углом поворота створки 7 и квазипрямолинейным направлением головки 27 штока подъемника 8.

В примере реализации устройства реверсирования тяги в соответствии с данным изобретением, схематически представленном на фиг.4, отклонение реверсируемого потока газов, показанное стрелкой 14, обеспечивается внутренней частью 11 створки 7, задняя по потоку кромка которой занимает положение взаимодействия с внешним обтекателем турбореактивного двигателя, оборудованного данным устройством реверсирования тяги, или с внутренней в радиальном направлении стенкой 17 кольцевого канала 15, тогда как упомянутая задняя панель 21 находится в убранном или сложенном положении вне реверсируемого потока газов.

В тех случаях применения данного устройства реверсирования тяги, когда, как в примере реализаций данного изобретения, схематически представленном на фиг.3, герметичность створки 7 обеспечивается при помощи уплотнительной прокладки 31, расположенной на передней по потоку наружной кромке 32 створки 7, передняя по потоку полость 16 створки 7 находится под давлением движения газового потока 14 в кольцевом канале 15 и, следовательно, герметичность предусматривается в отверстии 29, сквозь которое проходит упомянутый рычаг 26.

Таким образом, задняя зона 33 данной конструкции остается под действием внешнего окружающего давления, и как уже было оказано выше, давление газового потока, движущегося в кольцевом канале 15, воздействует на внутреннюю поверхность 23 задней панели 21.

Для достижения этой цели, как это показано на фиг.3 и 7, упомянутый рычаг 26 имеет некоторую специальным образом адаптированную форму, которая позволяет ему в положении работы в режиме прямой тяги находиться в контакте с уплотнительной прокладкой 34, связанной с конструкцией створки 7. Определяя кинематику перемещении элементов данного устройства и форму упомянутого рычага 26 в соответствии с методиками, известными специалистам в данный области техники, удалось создать конструкцию, в которой в процессе перехода этого устройства к положению работы в режиме реверсирования тяги рычаг 26 постепенно отходит от контакта с упомянутой уплотнительной прокладкой 34 с тем, чтобы в конечном своем положении, соответствующем реверсированию тяги, полностью лишиться контакта с ней, как это схематически показано на фиг.4 и 8.

Однако в зависимости от конкретных особенностей применения и в соответствии с принятой кинематикой и выбранной формой упомянутого рычага герметичность его прохождения через конструкцию створки может быть обеспечена на протяжении всего перемещения этого рычага и во всех нужных положениях.

В то же время, вместо того, чтобы быть размещенной в задней по потоку части конструкции створки 7, как это показано на фиг.3, уплотнительная прокладка 34 может быть установлена в любом месте упомянутой конструкции, располагающемся между передней по потоку осью 26 этого рычага 26 и задним по потоку концом створки 7.

В том случае, когда поворотная ось 22 задней панели 21 располагается в верхней части задней конструкции створки 7, механическое средство привода этой задней панели 21 становится толкающей системой и принцип герметичности или уплотнения, который только что был описан, хотя и в инвертированном виде, остается идентичным.

Нужные регулировки и подгонки в зависимости от искомых результатов могут быть внесены в описанную выше конструкцию при сохранении в неизменном виде геометрических характеристик данной системы. Действительно, может изменяться угол открытия створки 7 или могут быть специально предусмотрены утечки потока газов между задней по потоку кромкой створки 7 и внешним обтекателем 17 данного двигателя таким образом, чтобы улучшить эксплуатационные характеристики устройства в процессе его функционирования в режиме реверсирования тяги.

Действительно, граница между задней по потоку кромкой внутренней части 11 створки 7 и передней по потоку кромкой задней панели 21 может быть несколько смещена, не затрагивая при этом аэродинамических качеств стенки, ограничивающей поток газов при функционировании данного устройства в режиме прямой тяги.

В зависимости от особенностей конкретного применения данного устройства реверсирования тяги турбореактивного двигателя и для обеспечения его адаптации к искомым результатам могут быть использованы различные конструкции упомянутой задней панели 21: панель прямоугольной формы: панель, у которой передняя и задняя по потоку кромки выполнены эволютивными и/или асимметричными, панель, ширина которой меньше или равна ширине соответствующей створки, панель, выполненная в виде единой детали, или панель, выполненная из двух или нескольких частей с некоторым взаимным перекрытием для обеспечения центрального уплотнения.

Отличительные особенности конструкции устройства реверсирования тяги в соответствии с предлагаемым изобретением, которые были описаны выше, применяются к устройству реверсирования тяги с поворотными створками в целом известного типа, который был описан со ссылками на фиг.1 и 2 и который представляет собой техническое решение, известное из существующего уровня техники в данной области. Эти отличительные особенности данного изобретения также могут быть использованы в связи с любыми известными приемами сглаживания потока, в частности, совместно с подвижной панелью, описанной в патенте США US 3605411, или совместно о передней по потоку панелью, описанной в европейском патенте ЕР-А-0413635. В частности, в этом последнем случае герметичность, создаваемая между передней по потоку панелью и полостью створки, позволяет отказаться от использования специального устройства уплотнения в отверстии 29 створки 7, поскольку задняя зона 33 и полость 16 створки 7 в этом случае подвергаются воздействию одного и того же давления.

В соответствии с другим возможным вариантом реализации предлагаемого изобретения, схематически представленном на фиг.5 и 6, устройство реверсирования тяги содержит, как и в предыдущем примере реализации этого изобретения, известные основные элементы, описанные выше со ссылками на фиг.1 и 2. Позиции, использованные ранее при описании способа реализации предлагаемого изобретения, схематически представленного на фиг.3 и 4, сохранены для идентичных элементов и эти позиции, увеличенные на сто, использованы для обозначения соответствующих элементов в представляемом теперь варианте реализации.

Задний элемент 121 в данном случае образован некоторой задней по потоку конструкцией створки, содержащей, как и в предыдущем варианте, некоторую внутреннюю поверхность 123, стыкующуюся по наружной аэродинамической линии газового потока, движущегося в кольцевом канале 15, с внутренней поверхностью задней по потоку неподвижной части данного устройства реверсирования тяги. Как и в предыдущем случае, передняя по потоку конструкция створки 107 содержит внутреннюю часть 111 и наружную часть 109 и эта передняя конструкция имеет возможность поворачиваться относительно некоторой оси вращения 20. Некоторое механическое средство типа рычага 26 шарнирно присоединено к задней по потоку конструкции 121 в некоторой точке зацепления 30 и связано другим своим концом с головкой 27 штока подъемника 8 управления перемещениями створки при помощи оси 28.

Здесь также имеются уплотнительные прокладки 24 на линиях стыковки между задней по потоку конструкцией 121 и либо задней по потоку неподвижной конструкцией 3 данного устройства реверсирования тяги, либо передней по потоку конструкцией створки 107. Уплотнительная прокладка 24, расположенная между передней по потоку конструкцией створки 107 и задней по потоку конструкцией 121, может быть установлена как на одной, так и на другой из упомянутых конструкций. Шарнирное соединение, образованное некоторой поворотной осью 22, располагается между задней по потоку конструкцией 121 и передней по потоку конструкцией данной створки 107.

Особенности конструкции устройства реверсирования тяги в соответствии с предлагаемым изобретением по данному варианту его реализации касаются модификации упомянутого заднего элемента 121, наружная в радиальном направлении поверхность которого образует в данном случае некоторую часть поверхности мотогондолы и стыкуется в передней по потоку части с наружной поверхностью наружной части 111 передней по потоку конструкции створки 107, а в своей задней по потоку части стыкуется с наружной поверхностью задней неподвижной части 3 данного устройства реверсирования тяги.

В этом случае положение поворотной оси 22 определяется таким образом, чтобы в положении работы в режиме реверсирования тяги, как это схематически показано на фиг.6, полость 36, открытая для части отклоняемого потока, обозначенной на фиг.6 стрелкой 14 а, формировалась между внутренней поверхностью 123 задней по потоку конструкции 121 створки и внешним обтекателем 17 собственно турбореактивного двигателя. Вследствие этого под влиянием усилий, создаваемых этим потоком 14 а, система, образованная передней по потоку конструкцией створки 107 и задней по потоку конструкцией 121, становится самозакрывающейся. Кроме того, упомянутая система может быть сделана самозакрывающейся и в положении работы в режиме прямой тяги благодаря соответствующему выбору размеров для поверхности 123 задней по потоку конструкции 121, и уравновешенное положение сохраняется даже в случае некоторого повреждения на уровне уплотнительной прокладки 24.

В конфигурации, соответствующей работе данного устройства в режиме прямой тяги, поворотная ось 22 задней по потоку конструкции 121 может находиться либо в положении спереди, либо в положении сзади по потоку относительно положения оси вращения 20 створки 107.

В положении работы в режиме реверсирования тяги угол между задней по потоку конструкцией 121 и внешним обтекателем 17 двигателя определяется в функции искомых характеристик данного устройства. В конфигурации, соответствующей работе в режиме прямой тяги, передняя по потоку часть 37 внутренней стороны задней по потоку конструкции 121 может быть выступающей по отношению к внешним аэродинамическим линиям кольцевого потока газов в зависимости от нужных в данном случае аэродинамических эффектов.

Предлагаемое изобретение применимо также в случае (он не представлен на приведенных в приложении фигурах), когда данное устройство реверсирования тяги не имеет задней по потоку неподвижной части 3, причем конец мотогондолы образован в этом случае задней по потоку кромкой заднего элемента 121.

В зависимости от условий конкретного применения могут быть выбраны некоторые варианты реализации устройства реверсирования тяги в соответствии с предлагаемым изобретением: упомянутая ось вращения 20 может быть связана с задней по потоку конструкцией 121 створки 107, приводной подъемник 8 может иметь точку приложения усилий на задней по потоку конструкции 121 створки 107 и в этом случае точка присоединения рычага 26 к задней по потоку конструкции 121 располагается по потоку позади точки привода упомянутой створки 107.

Кроме того, механическое средство привода упомянутого заднего элемента, образованное в описанных выше со ссылками на фиг. 3 и 4 или на фиг. 5 и 6 примерах реализации данного изобретения упомянутым рычагом 26, может быть реализовано посредством одного или нескольких подъемников известного типа.

В соответствии с еще одним вариантом реализации, применимым к обоим описанным выше со ссылками на фиг.3 и 4 или на фиг. 5 и 6 примерам реализации данного изобретения, упомянутый рычаг 26 может быть заменен некоторой упругой системой поддержки типа спиральной пружины или любой другой известной системы поддержки. Упомянутая упругая система предпочтительным образом может придать некоторую составляющую опрокидывания заднего по потоку конца заднего элемента 21 или 121 в канал 15 газового потока или в противоположном направлении.

В положении работы в режиме прямой тяги задний по потоку конец упомянутого заднего элемента 21 или 121 может иметь одну или несколько точек механического контакта с задней по потоку неподвижной конструкцией 3 данного устройства реверсирования тяги, образующих таким образом некоторый упор, который может быть фиксированным или регулируемым.

В положении работы в режиме реверсирования тяги задний по потоку конец заднего элемента 21 или 121 может входить в механический контакт с одним или несколькими упорами, выполненными на внешнем обтекателе данного турбореактивного двигателя в некоторой зоне, определяемой принятой в данном случае кинематикой устройства реверсирования тяги. При этом в зависимости от усилий, возникающих в контакте между задним элементом створки и обтекателем двигателя, может быть обеспечено некоторое содействие закрытию подвижного элемента, створки и заднего элемента.

Кроме того, задний по потоку конец заднего элемента 21 или 121 может быть связан при помощи одного или нескольких рычагов с передней по потоку кромкой задней неподвижной конструкции 3 данного устройства реверсирования тяги, приводящих в процессе реверсирования тяги упомянутый задний элемент в некоторое убранное сложенное положение.

Формула изобретения

1. Устройство реверсирования тяги двухконтурного турбореактивного двигателя, содержащее поворотные створки, способные в закрытом положении в процессе функционирования устройства в режиме прямой тяги интегрироваться в наружную стенку канала потока газов позади вентилятора турбореактивного двигателя и поворачиваться под действием средства управления перемещения так, чтобы образовать препятствия отклонению потока газов при функционировании данного устройства в режиме реверсирования тяги, причем каждая створка имеет наружную часть, образующую в режиме прямой тяги внешнюю поверхность мотогондолы, и внутреннюю часть, отличающееся тем, что внутренняя часть створок образует стенку канала потока газа, при этом каждая створка содержит в своей задней по потоку части задний элемент, соединенный с ней шарнирно и оснащенный механическим средством связи с этой створкой, выполненным с возможностью перемещения заднего элемента из положения, соответствующего работе устройства в режиме прямой тяги, когда внутренняя поверхность заднего элемента образует наружную стенку канала движения потока газов так, что усилия, воздействующие на задний элемент со стороны потока, стремятся удержать эту створку в ее нераскрытом положении, в положение, соответствующее работе устройства в режиме реверсирования, когда задний элемент находится в убранном положении за пределами потока газов позади створки.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что механическое средство связи образовано по меньшей мере одним рычагом, связывающим шарнир головки штока подъемника управления перемещением створки и точку крепления на задней панели, причем рычаг проходит через отверстие в задней конструкции створки, снабженное уплотнительной прокладкой.

3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что механическое средство связи образовано силовым подъемником.

4. Устройство по п.1, отличающееся тем, что механическое средство связи образовано упругой системой типа спиральной пружины, удерживающей задний элемент в согласованном положении.

5. Устройство по п.1 или 4, отличающееся тем, что задний по потоку конец заднего элемента в положении функционирования устройства в режиме прямой тяги упирается в заднюю по потоку неподвижную конструкцию устройства.

6. Устройство по любому из пп.1, 4 и 5, отличающееся тем, что задний по потоку конец заднего элемента в положении функционирования устройства в режиме реверсирования тяги входит в механический контакт со стенкой внешнего обтекателя данного турбореактивного двигателя.

7. Устройство по любому из пп.1 - 6, отличающееся тем, что задний по потоку конец заднего элемента связан с передней по потоку кромкой задней неподвижной конструкции устройства реверсирования тяги при помощи по меньшей мере одного рычага, переводящего задний элемент в убранное положение при функционировании устройства в режиме реверсирования тяги.

8. Устройство по любому из пп.1 - 4, отличающееся тем, что в положении функционирования устройства в режиме прямой тяги задняя по потоку кромка заднего элемента образует конец мотогондолы в условиях отсутствия задней по потоку неподвижной конструкции устройства реверсирования тяги.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к реверсору тяги двухконтурного турбореактивного двигателя

Изобретение относится к реактивным двигательным установкам летательных аппаратов

Изобретение относится к реверсеру тяги двухконтурного турбореактивного двигателя
Наверх