Масло для гидравлических систем промышленного оборудования

 

Использование: в гидравлических системах промышленного оборудования, в частности в гидравлических системах, оснащенных электрогидравлическими клапанами и фильтрами тонкой очистки. Масло содержит, мас.%: диалкилдитиофосфат цинка 0,85-1,05; полиметакрилат 0,3-0,6; полиметилсилоксан 0,003-0,005; дибутилпаракрезол 0,4-0,6; сульфонат кальция 0,02-0,1; алкилсалицилат кальция или алкилфенолят бария или кальция 0,02-0,1; азотсодержащий блок-сополимер окисей этилена и пропилена 0,03-0,05; нефтяное масло до 100. Предпочтительно использовать состав, содержащий сульфонат кальция и алкилсалицилат кальция или алкилфенолят бария или кальция в массовом соотношении 1:1-2. Технический результат: улучшение фильтруемости и термической стабильности масла при эксплуатации его в условиях повышенных нагрузок и обводнения. 1 з.п.ф-лы, 2 табл.

Изобретение относится к составам смазочных масел и может быть использовано в качестве рабочей жидкости гидравлических систем промышленного оборудования, в частности для гидравлических систем, оснащенных электрогидравлическими клапанами и фильтрами тонкой очистки.

Известно масло для гидравлических систем (а.св. N 398599, М.Кл. C 10 M 1/26, и дополнительно а.св. N 794067, М.Кл.3 C 10 M 1/26), которое для повышения эксплуатационных свойств содержит, мас.%: Осерненное спермацетовое масло или диалкилдитиофосфат цинка - 0,3 - 3,0 Алкиловый эфир олеиновой кислоты - 0,3 - 0,5 Кислый эфир алкенилянтарной кислоты - 0,05 - 0,1 Алкилфенольная присадка - 0,5 - 0,7 Кремнийорганическая присадка - 0,001 - 0,005 Минеральное масло - До 100 и дополнительно для улучшения фильтруемости содержит алкенилсукцинимид или сульфонат натрия или кальция, или бария в количестве 0,1 - 0,25 мас.%.

Недостатком этого масла является то, что оно по показателю фильтруемости не соответствует требованиям эксплуатации современных гидравлических систем.

При использовании масел с плохой фильтруемостью нарушается плавность работы контрольных клапанов, забиваются фильтры тонкой очистки, что приводит к неустойчивой работе или полной остановке гидросистем.

Наиболее близким составом того же назначения к заявленному объекту по совокупности признаков является масло для гидравлических систем, которое с целью улучшения эксплуатационных свойств содержит, мас.%: Диалкилдитиофосфат цинка - 1 - 0,05 Алкилфенольная присадка (ионол) - 0,2 - 0,01
Полиметилсилоксановая присадка - 0,003 - 0,005
Полиметакрилат - 0 - 0,5
Нефтяное масло - До 100
(а.св. N 154359, Кл. C 10 M 161/00, 1963 г.).

Однако указанное масло при использовании в современных гидравлических системах показало плохую фильтруемость и низкую термическую стабильность.

Это связано с тем, что при компаундировании масла с композицией присадок, предложенной в прототипе, и их совместном действии в условиях повышенных нагрузок происходит усиление межмолекулярных взаимодействий друг с другом, с водой, попадающей в гидросистему, и полициклическими ароматическими углеводородами, присутствующими в нефтяном масле в небольших количествах, с образованием сложных ассоциаций мицелл, снижается коллоидная стабильность системы, накапливаются продукты окисления, разложения, гидролиза, которые осаждаются на деталях гидросистемы, вызывая повышенное лакообразование, и забивают фильтры тонкой очистки.

Целью изобретения является получение масла для гидравлических систем промышленного оборудования с улучшенной фильтруемостью и повышенной термической стабильностью, обеспечивающего нормальную работу гидравлических систем, оснащенных контрольными сервоклапанами и фильтрами тонкой очистки, в условиях повышенных нагрузок и обводнения.

Эта цель достигается тем, что масло для гидравлических систем промышленного оборудования на основе нефтяного масла, содержащее диалкилдитиофосфат цинка, полиметакрилат, дибутилпаракрезол, полиметилсилоксан, дополнительно содержит сульфонат кальция, алкилсалицилат кальция или алкилфенолят бария или кальция и азотсодержащий блок-сополимер окисей этилена и пропилена при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Диалкилдитиофосфат цинка - 0,85 - 1,05
Полиметакрилат - 0,3 - 0,6
Дибутилпаракрезол - 0,4 - 0,6
Полиметилсилоксан - 0,003 - 0,005
Сульфонат кальция - 0,02 - 0,1
Алкилсалицилат кальция или алкилфенолят бария или кальция - 0,02 - 0,1
Азотсодержащий блок-сополимер окисей этилена и пропилена - 0,03-0,05
Нефтяное масло - До 100
При этом сульфонат кальция и алкилсалицилат кальция или алкилфенолят бария или кальция содержатся предпочтительно в массовом соотношении 1:1-2.

Отличием предлагаемого масла от известного является то, что оно содержит сульфонат кальция, алкилсалицилат кальция или алкилфенолят бария или кальция и азотсодержащий блок-сополимер окисей этилена и пропилена.

Сочетание алкилсалицилата кальция или алкилфенолята бария или кальция и сульфоната кальция, взятых в оптимальном соотношении с диалкилдитиофосфатом цинка, позволяет предотвратить гидролиз диалкилдитиофосфата цинка, повысить термическую и антиокислительную стабильность масла, а дополнительное введение деэмульгатора - азотсодержащего блок-сополимера окисей этилена и пропилена позволяет снизить содержание в масле связанной воды, способствующей разложению и окислению присадок, улучшить фильтруемость и термическую стабильность масла.

Функциональное назначение ингредиентов, входящих в состав масла, приведено ниже.

Диалкилдитиофосфат цинка - противоизносная присадка ДФ-11 ТУ 38.5901254-90 с изм.1.

Полиметакрилат - депрессорная присадка ПМА"Д" ТУ 6-01-270-94.

Полиметилсилоксан - противопенная присадка ПМС-200А ОСТ 6-02-20-79 с изм.1-3.

Дибутилпаракрезол - антиокислительная присадка Агидол-1 ТУ 38.5901237-90 с изм.1, 2.

Сульфонат кальция - моюще-диспергирующая присадка С - 150 ТУ 38.101685-84.

Алкилсалицилат кальция - моюще-диспергирующая присадка Детерсол-140 ТУ 38.1011090-88 или алкилфенолят бария или кальция.

Азотсодержащий блок-сополимер окисей этилена и пропилена - деэмульгатор Дипроксамин 157 ТУ 6-14-614-76.

В таблицах 1 и 2 представлены составы масел с различным содержанием компонентов по предлагаемому изобретению и результаты сравнительных испытаний эксплуатационных свойств образцов гидравлических масел.

Уровень фильтруемости масел оценивался по методу, основанному на определении изменения пропускной способности фильтра при последовательном пропускании через него определенных количеств масла. Коэффициент фильтруемости определялся как отношение времени фильтрования последних 10 см3 масла, сек ко времени фильтрования первых 10 см3 масла, сек.

Термическая стабильность масел определялась по ГОСТ 23175-78 при температуре 200oC за 60 минут.

Как видно из таблиц, оптимальные составы 2 - 5 обладают значительно более высокими фильтруемостью и термической стабильностью, чем масло известного состава (1).

Причем отсутствие в составе одного из компонентов (алкилсалицилат кальция или алкилфенолят бария или кальция, сульфонат кальция) приводит к снижению уровня фильтруемости и термической стабильности, т.е. наблюдается явление синергизма.

Изучение известных составов масел для гидравлических систем показывает, что некоторые компоненты предлагаемого масла известны, например сульфонат кальция, диалкилдитиофосфат цинка, дибутилпаракрезол. Однако их применение не придает маслам такие свойства, какие они проявляют в предлагаемом изобретении, а именно высокие фильтруемость и термическую стабильность.

Применение масла в гидросистемах промышленного оборудования, работающих при повышенных нагрузках, позволит обеспечить длительную нормальную работу его узлов - фильтров тонкой очистки сервоклапанов.


Формула изобретения

1. Масло для гидравлических систем промышленного оборудования, содержащее нефтяное масло, диалкилдитиофосфат цинка, полиметакрилат, дибутилпаракрезол и полиметилсилоксан, отличающееся тем, что масло дополнительно содержит сульфонат кальция, алкилсалицилат кальция или алкилфенолят бария или кальция и азотсодержащий блок-сополимер окисей этилена и пропилена при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Диалкилдитиофосфат цинка - 0,85 - 1,05
Полиметакрилат - 0,3 - 0,6
Дибутилпаракрезол - 0,4 - 0,6
Полиметилсилоксан - 0,003 - 0,005
Сульфонат кальция - 0,02 - 0,1
Алкилсалицилат кальция или алкилфенолят бария или кальция - 0,02 - 0,1
Азотсодержащий блок-сополимер окисей этилена и пропилена - 0,03 - 0,05
Нефтяное масло - До 100
2. Масло по п. 1, отличающееся тем, что содержит сульфонат кальция и алкилсалицилат кальция или алкилфенолят бария или кальция в массовом соотношении 1:1oC2.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к пластичным металлоплакирующим составам, применяемым в качестве защитного средства для узлов трения колесных и гусеничных транспортных средств, промышленного оборудования и судовых механизмов различного назначения

Изобретение относится к волочильному производству, а именно к технологическим смазочным материалам (ТСМ) для мокрого волочения латунированной проволоки для металлокорда

Изобретение относится к волочильному производству, а именно к технологическим смазочным материалам (ТСМ) для мокрого волочения латунированной проволоки для металлокорда

Изобретение относится к смазочным материалам, в частности к смазкам для резьбовых соединений, работающих в зоне действия высоких температур

Изобретение относится к смазочно-охлаждающим жидкостям, используемым в машиностроении при механической обработке металлов

Изобретение относится к смазочно-охлаждающим жидкостям, используемым в машиностроении при механической обработке металлов

Изобретение относится к области химической технологии, в частности к негорючим гидравлическим жидкостям, используемым в качестве рабочей жидкости в гидравлических системах машин литья металлов под давлением

Изобретение относится к составам масел, используемым для смазки подшипников жидкостного трения (ПЖТ) прокатных станов

Изобретение относится к полимерам, применимым в качестве беззольных диспергирующих присадок

Изобретение относится к составу высококачественных масел, предназначенных для смазки и охлаждения перспективных газотурбинных двигателей в составе авиационных и судовых приводов газоперекачивающих агрегатов

Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, в частности к составу моторного масла, предназначенного для всесезонного использования в высокофорсированных транспортных дизельных двигателях

Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, в частности к составу моторного масла, предназначенного для использования в высокофорсированных дизелях
Наверх