Способ получения высокооктанового бензина

 

Изобретение относится к нефтепереработке, конкретно к способу получения высокооктанового бензина, и может быть использовано на установках изомеризации и каталитического риформинга прямогонных бензиновых фракций. Способ заключается в том, что прямогонную бензиновую фракцию НК-160oС подвергают гидроочистке и затем фракционированию с получением фракции НК-85oС и 85oС-КК, фракцию НК-85oС подвергают изомеризации с образованием изомеризата, а фракцию 85oС-КК подвергают каталитическому риформингу, затем 10 - 60 мас.% бензина каталитического риформинга подвергают фракционированию на фракции НК-85oС, 85 - 140oС, 140 - 200oС, 200oС-КК и для получения целевого продукта смешивают: до 15% фракции НК-85oС бензина каталитического риформинга, до 25% фракции 85 - 140oС бензина каталитического риформинга, 10 - 45% фракции 140 - 200oС бензина каталитического риформинга, до 4% фракции 200oС-КК бензина каталитического риформинга, 1 - 20% измеризата и до 100 бензина каталитического риформинга. В целевой продукт также вводят дополнительно до 40 мас.% алкилбензина, и/или до 15 мас.% прямогонной фракции НК-85oС, и/или до 20 мас. % бензина каталитического крекинга, и/или до 15 мас.% простых эфиров спирта C1-C5 или их смесей с низшими спиртами C1-C4. Способ позволяет получить товарные высокооктановые экологически чистые бензины АИ-91, АИ-92, (Регуляр N92), АИ-95 (Премиум-95), АИ-98 (Супер-98) без добавления этиловой жидкости, что при их использовании будет способствовать уменьшению загрязнения окружающей среды. 1 з.п. ф-лы, 2 табл.

Изобретение относится к нефтепереработке, конкретно к способу получения высокооктанового бензина, и может быть использовано на установках изомеризации и каталитического риформинга прямогонных бензиновых фракций.

Известен способ получения автомобильного бензина, включающий разделение прямогонного бензина НК-200oC на фракции НК-85oC (I), 75-115oC (II) и 90-200oC (III) и последующий каталитический риформинг при различных условиях фракций II и III, разгонку продукта риформинга фракции (III) и смешение полученных компонентов в соотношении ином, чем в исходном продукте.

(АС ЧССР N 260313, кл.C 10 G 59/00, 1989) Недостатком такого способа является значительная сложность и вследствие этого высокие энергозатраты, а также высокое содержание ароматических углеводородов в товарном бензине и недостаточные антидетонационные свойства последнего.

Известен способ получения высокооктанового бензина путем каталитического риформинга прямогонной бензиновой фракции, фракционирование 30-90 мас.% бензина каталитического риформинга с выделением фракции, выкипающей в интервале 35-150oC и последующего смешения выделенной фракции с бензином каталитического риформинга и алкилатом в количестве 40-70, 10-30, до 100% от массы смеси соответственно.

(Патент СССР N 2009167, кл.C 10 G 59/00,1992.) Однако этот способ не позволяет получить бензины с октановым числом 95 и выше без добавления этиловой жидкости.

Наиболее близким к заявляемому техническому решению является способ получения высокооктанового бензина, включающий каталитический риформинг бензиновой фракции, фракционирование части бензина каталитического риформинга с последующим получением целевого продукта смешением выделенных фракций с алкилатом. Причем перед осуществлением каталитического риформинга прямогонную бензиновую фракцию НК-160oC предварительно подвергают гидроочистке и фракционированию с получением фракций НК-85oC и 85oC-КК, затем фракцию НК-85oC подвергают изомеризации с образованием изомеризата, 10-40 мас.% бензина каталитического риформинга подвергают фракционированию с получением фракции бензина каталитического риформинга, выкипающей в интервале 110oC-КК, и целевой продукт получают смешением фракции бензина каталитического риформинга 110oC-KK, бензина каталитического риформинга, алкилата и изомеризата, взятых в соотношении мас.%: 15-40, 30-60, 15-40, 5-15 соответственно.

(Патент РФ N 2078792, C 10 G 63/00, 1997) Недостатком этого способа является повышенное содержание ароматических углеводородов в целевом продукте, в частности бензола, что ухудшает его экологические характеристики.

Задачей настоящего изобретения является разработка способа получения высокооктанового бензина с улучшенными экологическими характеристиками за счет снижения содержания ароматических углеводородов, в том числе наиболее токсичного из них бензола, а также расширение сырьевых ресурсов для производства автомобильных бензинов.

Для решения поставленной задачи предлагается способ получения высокооктанового бензина, заключающийся в том, что прямогонную бензиновую фракцию НК-160oC подвергают гидроочистке и затем фракционированию с получением фракций НК-85oC и 85oC-КК, фракцию НК-85oC подвергают изомеризации с образованием изомеризата, а фракцию 85oC-КК подвергают каталитическому риформингу, затем 10-60 мас.% бензина каталитического реформинга подвергают фракционированию на фракции НК-85oC, 85-140oC, 140-200oC, 200oC-КК и для получения целевого продукта выделенные фракции смешивают с изомеризатом в следующем соотношении, мас.%: Фракция НК-85oC бензина каталитического риформинга - До 15 Фракция 85-140oC бензина каталитического риформинга - До 25 Фракция 140-200oC бензина каталитического риформинга - 10-45 Фракция 200oC-КК бензина каталитического риформинга - До 4 Изомеризат - 1-20 Бензин каталитического риформинга - До 100
В целевой продукт предлагается также дополнительно вводить до 40 мас.% алкилбензина, и/или до 15 мас.% прямогонной фракции НК- 85oC, и/или до 20 мас. % бензина каталитического кренинга, и/или до 15 мас.% простых эфиров спиртов C1-C5 или их смесей с низшими спиртами C1-C4.

Отличием заявляемого технического решения от известного является фракционирование бензина каталитического риформинга на 4 фракции, а также смешение этих фракции с изомеризатом в заявленном соотношении.

С 1 января 1999 г. в России введен в действие новый ГОСТ P 51.105-97 "Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированный бензин", который предусматривает жесткое нормирование содержания бензола (не более 5 об.%).

Выделение фракции НК-85oC из бензина каталитического риформинга и ограниченное введение ее в состав целевого продукта позволяет снизить содержание бензола в целевом продукте и тем самым улучшить его экологические характеристики.

Фракции НК-85oC и 85-140oC бензина каталитического риформинга являются низкооктановыми, поэтому их ограничение в составе целевого продукта позволит улучшить его октановые характеристики. В то же время эти фракции можно использовать в составах низкооктановых бензинов, что в свою очередь расширяет сырьевую базу для производства автомобильных бензинов.

Введение алкилбензина и простых эфиров спиртов C1-C5 или их смесей с низшими спиртами C1-C4 в состав целевого продукта позволит снизить в нем долю высокоароматизированных компонентов каталитического риформинга. В качестве простых эфиров могут быть использованы метил (этил) третбутиловый, диизопропиловый, метиламиловый эфиры или их смеси с метиловым, этиловым, изопропиловым, третбутиловым, вторбутиловым спиртами.

Введение бензина каталитического крекинга в состав целевого продукта позволит расширить сырьевую базу для выпуска высокооктановых бензинов.

Ниже приведены примеры осуществления предлагаемого способа.

В качестве исходного сырья в примерах использовали прямогонную бензиновую фракцию НК-160oC, характеристика которой приведена в таблице 1. При осуществлении способа в промышленном масштабе может быть использована прямогонная фракция НК-160oC, полученная как из нефти, так и из газового конденсата.

Пример 1.

Прямогонный бензин подвергают гидроочистке в присутствии никельмолибденового катализатора при температуре 340oC и давлении 3,6 МПа, затем фракционируют на фракции НК-85oC и 85 oC-КК. Фракцию НК-85oC подвергают изомеризации в присутствии алюмоплатинового катализатора при давлении 2,7 МПа, объемной скорости подачи сырья 2 ч-1, температуре на входе 260oC, на выходе 280oC. Получают изомеризат, выход - 98% на сырье, характеристика которого приведена в таблице 1. Фракцию 85oC-КК подвергают риформингу в присутствии платинорениевого катализатора при температуре 560oC и давлении 2,0 МПа, объемной скорости подачи сырья 1,6 ч-1. Получают продукт каталитического риформинга, 30 мас.% которого фракционируют для выделения фракций НК-85oC, 85-140oC, 140-200oC, 200oC-КК. Характеристика бензина каталитического риформинга и фракций приведена в таблице 1. Для получения бензина АИ-98 (Супер-98) смешивают, мас.%:
Фракция НК-85oC бензина каталитического риформинга - 2
Фракция 140-200oC бензина каталитического риформинга - 17
Фракция 200oC-КК бензина каталитического риформинга - 4
Алкилбензин - 9
Изомеризат - 3
МТБЭ - 15
Бензин каталитического риформинга - До 100
Характеристика полученного целевого продукта приведена в таблице 2.

Пример 2.

Способ осуществляют в условиях примера 1. Фракционированию подвергают 60 мас. % бензина каталитического риформинга в условиях примера 1. Получают фракции НК-85oC, 85-140oC, 140-200oC, 200-КК. Для получения бензина АИ-95 (Премиум-95) смешивают, мас.%:
Фракция НК-85oC бензина каталитического риформинга - 2
Фракция 140-200oC бензина каталитического риформинга - 30
Фракция 200oC-КК бензина каталитического риформинга - 4
Изомеризат - 8
Бензин каталитического крекинга - 2
Алкилбензин - 25
Бензин каталитического риформинга - До 100
Характеристика полученного целевого продукта приведена в таблице 2.

Пример 3.

Способ осуществляют в условиях примера 1. Фракционированию подвергают 10 мас. % бензина каталитического риформинга. Для получения бензина АИ-92 смешивают, мас.%:
Фракция 85-140oC бензина каталитического риформинга - 15
Фракция 140-200oC бензина каталитического риформинга - 25
Фракция 200oC-КК бензина каталитического риформинга - 2
Прямогонная фракция НК-85oC - 5
Бензин каталитического крекинга - 5
Алкилбензин - 12
Изомеризат - 10
Бензин каталитического риформинга - До 100
Характеристика полученного целевого продукта приведена в таблице 2.

Пример 4.

Способ осуществляют в условиях примера 1. Для получения бензина АИ-91 (Регуляр-91) смешивают, мас.%:
Фракция НК-85oC бензина каталитического риформинга - 15
Фракция 140-200oC бензина каталитического риформинга - 10
Бензин каталитического крекинга - 15
Изомеризат - 20
МТБЭ - 8
Бензин каталитического риформинга - До 100
Характеристика полученного целевого продукта приведена в таблице 2.

Из данных, приведенных в таблице 2, следует, что предлагаемый способ позволяет получить товарные экологически чистые высокооктановые бензины АИ-91, АИ-92 (Регулятор-92), АИ-95 (Премиум-95), АИ-98 (Супер-98) с пониженным содержанием бензола. Их использование в двигателях внутреннего сгорания будет способствовать уменьшению загрязнения окружающей среды.

Кроме того, могут быть получены бензины А-76 и АИ-80 без добавления этиловой жидкости.

1. Способ получения высокооктанового бензина, заключающийся в том, что прямогонную бензиновую фракцию НК-160oC подвергают гидроочистке и затем фракционированию с получением фракции НК-85oC и 85oC-КК, фракцию НК-85oC подвергают изомеризации с образованием изомеризата, а фракцию 85oC-КК подвергают каталитическому риформингу, затем 10 - 60 мас.% бензина каталитического риформинга подвергают фракционированию с последующим получением целевого продукта путем смешения фракций бензина каталитического риформинга с бензином каталитического риформинга и изомеризатом, отличающийся тем, что бензин каталитического риформинга подвергают фракционированию на фракции НК-85oC, 85-140oC, 140 - 200oC, 200oC-КК и для получения целевого продукта выделенные фракции смешивают с изомеризатом в следующем соотношении, мас.%:
Фракция НК-85oC бензина каталитического риформинга - До 15
Фракция 85 - 140oC бензина каталитического риформинга - До 25
Фракция 140 - 200oC бензина каталитического риформинга - 10 - 45
Фракция 200oC-КК бензина каталитического риформинга - До 4
Изомеризат - 1 - 20
Бензин каталитического риформинга - До 100
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что в целевой продукт вводят дополнительно до 40 мас. % алкилбензина, и/или до 15 мас.% прямогонной фракции НК-85oC, и/или до 20 мас.% бензина каталитического крекинга, и/или до 15 мас. % простых эфиров спиртов С1 - С5 или их смесей с низшими спиртами С1 - С4.

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к составу неэтилированной топливной композиции, предназначенной для использования в автомобильных двигателях внутреннего сгорания

Изобретение относится к способам получения топлива для судовых двигателей и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности

Изобретение относится к топливным композициям, используемым в качестве котельного топлива

Изобретение относится к переработке остаточных нефтепродуктов с получением котельного топлива непосредственно на установке вакуумной перегонки мазута

Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, а также к автомобильной промышленности, конкретно к составу топливной композиции, предназначенной для использования в автомобильных двигателях внутреннего сгорания

Изобретение относится к области нефтепереработки и нефтехимии, а также к автомобильной промышленности, конкретно к составу топливной композиции, предназначенной для использования в автомобильных двигателях внутреннего сгорания

Изобретение относится к области нефтепереработки, конкретно к составу топлива, предназначенного для использования в судовых энергетических установках

Изобретение относится к области нефтехимии и может использоваться для производства неэтилированных бензинов из фракций нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств

Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, конкретно к составу неэтилированной топливной композиции, предназначенной для использования в автомобильных двигателях внутреннего сгорания
Изобретение относится к области нефтепереработки, конкретно к способу получения нефтепродуктов, используемых в качестве компонентов моторных топлив, нефтяных растворителей и др

Изобретение относится к способам одновременного получения ароматических углеводородов и легких углеводородных растворителей и может быть использовано в нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленностях
Изобретение относится к области нефтепереработки, конкретно к способу получения нефтепродуктов, используемых в качестве моторных топлив, дизельного топлива арктического, нефтяных растворителей и др

Изобретение относится к нефтепереработке и может быть использовано при производстве высокооктановых бензинов
Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности, в частности к способу получения моторных топлив

 

Наверх